Техника самораскрытия консультанта
1. Эмоциональные техники,применяемые в процессе психологического консультирования, ориентированы в первую очередь на эмоциональную, а не на интеллектуальную сферу клиента и заключают в себе анализ его эмоциональных переживаний.
К эмоциональным техникам относятся:
• ободрение и успокоение клиента;
2. Техника ободрения и успокоенияв психологическом консультировании имеет следующие характерные особенности:
• направленность на формирование и укрепление консультативного контакта через выражение поддержки;
• побуждение клиента к более углубленному повествованию, так как подбадривание и поддержка формируют доверие клиента и способствуют его раскрытию;
• создание у клиента ощущения безопасности, что помогает ему рисковать и применять новые формы поведения и взаимодействия, а также изменять себя;
• правильное использование консультантом этих техник предполагает их дозированность и предоставление клиенту самостоятельности, так как процесс изменений и личностного роста всегда связан с некоторой тревожностью и ощущением неопределенности, клиент должен научиться находить поддержку и ресурсы внутри себя. В противном случае терапевтических изменений не происходит и клиент остается в зависимой позиции от консультанта.
3. Техника отражения чувств клиента— одна из важнейших в психологическом консультировании, так как формирует возникновение у клиента ощущения того, что его понимают, что, в свою очередь, благотворно сказывается на терапевтическом контакте и способствует изменениям клиента.
Техника отражения чувств имеет следующие характерные особенности:.
• направлена не на понимание содержания, а на то, что скрыто за содержанием, — на чувства и эмоции клиента;
• имеет следующие специфические цели:
— помогает клиенту в осознании своих чувств, в более полном и интенсивном их проживании;
— учит клиента принимать все свои чувства и доверять им;
— консультант выступает в роли зеркала, в котором клиент может увидеть свои чувства со стороны, и эффективное отражение этих чувств помогает ему лучше разобраться в тех проблемах и конфликтах, которые стоят за этими чувствами;
• осуществляется через обращение внимания консультанта и последующую вербализацию, выражение им различных аспектов в поведении клиента и наблюдаемых чувств.
Консультант должен обращать внимание на:
• эмоциональные реакции клиента, вызванные теми или иными вопросами, высказываниями консультанта, а также на свои собственные слова, мысли и поведение;
• невербальные проявления клиента (эмоциональная, звуковая окраска голоса, позу, жесты, мимику и т. п.), которые консультант наблюдает в контексте всего рассказа клиента; эмоционально окрашенные слова в речи клиента, имеющие глубинный скрытый смысл;
• все эмоциональные проявления клиента — негативные, позитивные, амбивалентные (когда клиент испытывает одновременно два противоположных чувства);
• глубину испытываемых чувств и отражение именно той интенсивности проживания, которая наблюдается у клиента;
• использование консультантом большого набора понятий для отражения всего спектра чувств клиента, а не механическое повторение тех слов, которые использует клиент; непривнесение в отражение чувств собственных смыслов и предположений;
• целесообразность действий консультанта, то есть отражение и комментирование только тех чувств, которые:
— являются негативными и вызывают проблемы в консультировании, например испытываемый клиентом страх, тревожность, злость, агрессия и т. п., так как эти чувства могут быть блоками для продуктивного взаимодействия, и поэтому их необходимо прорабатывать, обращая на них внимание клиента фразами типа «Вы кажетесь сегодня раздраженным» или «Вы выглядите очень напуганным». К тому же обсуждение с клиентом его негативных чувств без оценки со стороны консультанта помогает клиенту принять такие чувства в себе и понять, что он имеет право испытывать эти чувства;
— чувства, которые могут поддержать клиента, например радость по поводу какого-либо значимого события в жизни клиента, так как такое отражение консультантом чувств клиента формирует ресурсность личности последнего и лучше помогает справиться с трудностями.
4. Техника самораскрытия консультантатесно связана с приемом отражения чувств и имеет следующие специфические особенности:
• выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение и т. п.;
• через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям;
• чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть «зеркалом» для клиента’,
• важно для консультанта умение контролировать свои чувства и при этом не отрицать их, а использовать как терапевтическое воздействие и материал для анализа, так как эти чувства вызваны каким-то поведением клиента;
• эмоциональное участие консультанта должно служить интересам клиента, а не самого консультанта, и консультант должен осознавать мотивы, по которым он откровенен с клиентом, и понимать цели такого поведения;
• своевременность и адекватность самораскрытия консультанта. Консультант должен своевременно использовать этот прием, а также понимать и анализировать желания клиента узнать что-либо о его чувствах и знать, когда следует раскрыться перед клиентом, и это действительно необходимо, а когда надо проанализировать причины, по которым клиент настойчиво интересуется чувствами консультанта, задав вопрос типа «А почему вы спрашиваете меня об этом ?» или «Какое значение это имеет для вас?»;
• самораскрытие консультанта может быть:
— позитивным, когда откровенность консультанта носит характер поддержки и одобрения клиента;
— негативным, когда самораскрытие и откровенность консультанта основаны на конфронтации с клиентом и имеют целью показать нелогичность его поведения или неискренность клиента по отношению к собственным чувствам и эмоциям;
• техника самораскрытия используется только в случае хорошего контакта с клиентом, что обычно происходит на поздних этапах консультирования.
Источник
Отражение собственных чувств
В процессе разговора с клиентом вы можете испытывать самые разнообразные эмоции — боль, сочувствие, скуку, раздражение. Эти чувства неизбежно будут влиять на качество вашего контакта, и их всегда важно осознавать. Однако, невозможно дать однозначные рекомендации, когда полезно будет поделиться этими чувствами с клиентом, и в какой форме это лучше всего сделать. Принимая решение по этому поводу, важно ориентироваться на один критерий — будет ли это работать на клиента.
Цели отражения собственных чувств
1. Проявление эмпатии, создание атмосферы доверия, улучшение качества контакта. Например: «Я увидел, что у вас увлажнились глаза, мне кажется, вам сейчас очень тяжело, и мне захотелось поддержать вас».
2. Говоря о своих чувствах по поводу ситуации клиента, вы облегчаете ему доступ к его собственным переживаниям, которые ему по разным причинам трудно признать. Например, когда консультант делится чувством гнева, которое возникает у него при рассказе клиента о совершенном над ним насилии, это может помочь клиенту выразить его собственный гнев.
3. Ваши чувства являются для вас дополнительным источником информации о состоянии клиента, его отношениях с собой и с другими людьми. Сообщение о чувствах консультанта может помочь клиенту глубже понять природу его затруднений. Например: «Я почувствовала сейчас раздражение и протест. Мне кажется, вы на меня давите. Я подумала о том, что ваша дочь может чувствовать что-то похожее в отношениях с вами, и это может быть одной из причин ваших конфликтов».
Принципы отражения собственных чувств
Сообщение о своих чувствах строится таким образом, чтобы фокус внимания оставался на клиенте, и клиент понимал, что, говоря о себе, вы продолжаете заботиться о нем, а не приглашаете его, клиента, заботиться или беспокоиться о вас. Например, если консультант говорит о чувствах боли или печали, вызванных словами клиента, это может способствовать укреплению доверия и помогать установлению контакта, но, в каких-то случаях, способно вызвать у клиента чувство вины за то, что он перекладывает на консультанта бремя собственных переживаний. Важно дать клиенту понять, что вы сумеете позаботиться о себе и справитесь со своими чувствами боли и печали.
Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы)
Следующие вопросы помогают прояснить проблемную ситуацию, выявить трудности клиента и сформулировать его проблемы:
— Приведите пример проявления своей проблемы (когда предъявленная проблема звучит абстрактно, например, «У меня низкая самооценка», описание конкретной ситуации необходимо консультанту, чтобы понять, что стоит для клиента за штампом «низкой самооценки», «комплекса неполноценности» или «дурного характера»).
— С чем вы связываете появление проблемы?
— Когда это появилось впервые? Что в этот момент
происходило в вашей жизни?
— Как это случилось?
— Кто при этом присутствовал?
— Что делали эти люди?
— Где чаще всего проявляется проблема?
— Как вам кажется, отчего это зависит? Есть ли какие-нибудь закономерности?
— Были ли подобные ситуации в прошлом?
— Если да, то как вы с ними справлялись?
— Если проблема разрешится, что будет происходить в вашей жизни иначе?
— Как вы будете себя чувствовать?
— Как будут реагировать другие люди?
— Что будет для вас знаком того, что в решении своей проблемы вы двигаетесь в правильном направлении? (опишите в терминах поведения)
В своей статье о слушании Ю. Гендлин * дает несколько очень простых и конкретных рекомендаций по использованию навыков активного (по Ю. Гендлину «абсолютного») слушания.
Как понять, что вы все делаете правильно.
«Вы узнаете об этом, если в работе с вами клиенту удается продвинуться в понимании своей проблемы. Даже в том случае, когда он говорит: «Нет, это не совсем так, это скорее. », — и после этого идет глубже и внимательнее прислушивается к своим переживаниям, значит, вы все сделали правильно. Возможно, ваши слова были не совсем точны, или же они показались не совсем точными клиенту, хотя и были достаточно близки к тому, что он сам произнес минуту назад. Главное — они помогли ему продвинуться дальше в видении проблемы, и, значит, достигли желаемого результата. Отразите то, что он скажет вам на этом, новом, уровне понимания, и, таким образом, сделайте еще один шаг вперед.
В другом случае, клиент может просто сидеть и ничего не говорить, довольный тем, что вы правильно его понимаете.
А, может быть, вы увидите, что все идет в правильном направлении, по тому, как он с облегчением выдыхает, расслабляется, сбрасывает напряжение, когда все его тело как бы сообщает: «Да, это именно так». Во время сессии таких моментов может быть несколько, и каждый раз после них клиенту удается сделать еще один шаг вперед или вглубь.
Найти подтверждение тому, что вы все делаете правильно, можно и по менее заметным признакам облегчения, которое наступает у человека, который видит, что его услышали. Каждый знает, как это бывает, кода ты долго пытаешься что-то сообщить, и, наконец, тебе это удается. Возникает что-то вроде освобождения: тебе не надо больше это говорить. Когда клиент только обозначает проблему, затрагивает какой-то вопрос, делает первый на него намек, возникает определенное напряжение, как будто человек затаил дыхание. Это ощущение сохраняется некоторое время, пока не будет сказано самого главного, и пока консультант не поймет и не отреагирует на сказанное. Тогда напряжение спадает, клиент облегченно выдыхает. Его тело как бы освобождается от необходимости удерживать данную проблему, и в нем открывается пространство для рождения чего-то нового. В такие моменты нередко наступает пауза. Бывает, что она длится довольно долго — минуту, а то и больше, и консультанту необходимо научиться принимать это молчание, этот внутренний покой, чтобы не вспугнуть того, что может в нем родиться».
Нильс Гренстад жил в Кристиансанде в Норвегии. Он был замечательным педагогом, воспитавшим многих учеников, основавшим норвежскую школу гештальт-терапии и психосинтеза. Он был и нашим учителем тоже. В числе многого он научил нас методу «трехступенчатой ракеты». Так он называл особый способ интегрированного использования базовых навыков, которым мы решили с вами поделиться. Нам кажется, что методически это очень удачный прием. Он основывается на теории познания Артура Янга, который говорил о четырех ступенях познания. Из теории А. Янга Нильс позаимствовал первые три ступени. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, давайте представим случай, когда мы встречаемся с каким- нибудь объектом.
1. На первой ступени наблюдатель («Я») встречается с объектом:
Объект (стимул) —> Я, наблюдатель, воспринимаю объект, то есть вижу, слышу, ощущаю, обоняю и благодаря этому встречаюсь с очевидным, явным.
2. На второй ступени из того, что я наблюдаю и воспринимаю, я проецирую свои переживания на этот объект:
Объекта— Я проецирую: «Мне кажется», «Я предполагаю» и так далее.
3. На третьей ступени наблюдатель («Я») дает личностный ответ, то есть отмечает, как этот опыт откликается в нем:
Объект Я отвечаю личностно, например, «Я удивлен», «Мне тревожно»,и так далее.
Теперь давайте взглянем, как функционирует эта система. Предположим, я смотрю сейчас на Машу, которая склонилась над книгой. Она смотрит на открытую страницу и потирает пальцем лоб.
«Я вижу, как ты смотришь в книгу и потираешь лоб», — говорю я. Это была первая ступень («очевидное, явное»).
Теперь вторая ступень («проекция»)— «. и мне кажется, что ты чем-то озабочена».
И третья ступень («личностный ответ»)— «. и мне хочется тебе помочь».
Попробуем еще раз. Я поворачиваюсь к Ане, которая в этот момент кашляет: «Я слышу, как ты кашляешь. », — это первая ступень, «. и представляю себе, что ты простыла», — это вторая ступень, «. и я беспокоюсь за тебя» — это третья ступень.
Источник