Техника квадрат настроения развитие личностного потенциала

Мастер-класс «Квадрат настроений»

Ольга Строганова
Мастер-класс «Квадрат настроений»

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Эмоции помогают детям воспринимать окружающую действительность, помогают общаться, строить отношения.

А взаимоотношения с другими людьми —это важнейший источник формирования чувств детей: радости, удивления, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Знакомя ребят с эмоциями мы, воспитатели, используем различные символы, картинки, схемы, образы, пиктограммы, и т. д.

Однажды, в моих руках побывал необычный «квадрат настроений» (так назвала его я). Он интересен, тем, что из квадратного листа бумаги, путем сложения можно показать различные эмоции.

Я создала свой «квадрат настроений» и стала использовать его в своей работе. Хочу поделиться этим пособием с вами.

Сделать его очень просто. Из листа бумаги, формата А-4 вырезаем квадрат.

Складываем лист пополам.

Раскрываем и сгибаем каждую половину листа к середине.

Заготовку перевернуть, сгибаем к середине противоположные кроткие стороны. Получился квадрат.

Переворачиваем заготовку и отгибаем углы с одной и с другой стороны.

И снова переворачиваем.

Квадрат наш готов, рисуем эмоции.

Конспект занятия «Азбука настроений» Цель: Закрепить знания детей о настроениях человека. Задачи: 1. Закреплять умение определять эмоциональный настрой стихотворения, подбирать.

Дидактическая игра «Математический квадрат» Пополняя развивающую среду математической зоны решила сделать данное пособие. Основа для будущего пособия,пустотелый квадрат,и натолкнула.

Дидактическая игра «Сложи квадрат» Цель: тренировать и развивать цветоощущение, и сообразительность при решении проблемы частей и целого, их взаиморасположения. Материал:.

Игра «Квадрат букв» «Квадрат Букв» При работе с детьми с ОНР одной из задач деятельности логопеда является предупреждение нарушения чтения и письма. Реализуется.

Игры с экспонатами мини-музея «Волшебная страна настроений» на развитие эмоциональной сферы дошкольников Игра «Замок настроений» Цель : развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих. Ход игры: Дети выбирают.

Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.

Мини-музей «Волшебная страна настроений» Одной из форм эффективного развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является создание мини музея «Волшебная страна.

НОД «Круг, квадрат, треугольник» Цель: закрепить представление о круге, квадрате, треугольнике. Программное содержание: Уметь обследовать фигуры осязательным и зрительным.

Проект «Такой загадочной квадрат?» Пояснительная записка. Актуальность проекта: Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста.

Развивающая игра «Сложи квадрат» В арсенале пособий для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста в кабинете педагога – психолога сада (МБДОУ Детский сад № 99 г.

Источник

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Что такое эмо­ци­о­наль­ный интел­лект и почему его нужно раз­ви­вать? Для хри­сти­а­нина любого воз­раста это непразд­ный вопрос, поскольку уме­ние любить и при­ни­мать начи­на­ется с уме­ния сопе­ре­жи­вать ближ­нему, пони­мать, что чув­ствует дру­гой чело­век и при этом сохра­нять свои лич­ные гра­ницы – то есть пока­зать окру­жа­ю­щим, что ваши чув­ства надо уважать.

Во все вре­мена эти навыки жиз­ненно необходимы.

«Не поз­во­ляй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обя­зана трудиться
И день и ночь, и день и ночь»

Эти строчки Нико­лая Забо­лоц­кого знает каж­дый стар­ше­класс­ник. Психо­лог Вик­то­рия Шиман­ская, автор книги «Ком­му­ни­ка­ция», уве­рена, что каж­дая эмо­ция может стать ресур­сом, поэтому раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта настолько важно. Как тре­ни­ро­вать душу в пони­ма­нии? Подроб­нее читаем в её статье.

«Зарядка для души:

как развивать эмоциональный интеллект»

…Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект – это способ­ность пони­мать эмо­ции, чув­ства и пере­жи­ва­ния – свои и чужие. Он поз­во­ляет сде­лать весь спектр эмо­ций своим помощ­ни­ком для дости­же­ния целей и выпол­не­ния любых задач.

Мы редко заду­мы­ва­емся о том, что вызы­вает раз­дра­же­ние, радость или гнев. Чело­век с раз­ви­тым эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том умеет счи­ты­вать эти сиг­налы и реаги­рует не на поступки и эмо­ции, а на при­чины, кото­рые за ними стоят. Даже самые силь­ные пере­жи­ва­ния не засти­лают такому чело­веку глаза.

Кому нужно раз­ви­вать эмо­ци­о­наль­ный интеллект?

Сего­дня мир меня­ется очень быстро: для дости­же­ния успеха уже недо­ста­точно быть спе­ци­а­ли­стом в какой-то одной сфере зна­ний или полу­чить один диплом о выс­шем образовании.

Поэтому как нико­гда важно раз­ви­вать так назы­ва­е­мые мяг­кие навыки, среди кото­рых и те, что можно при­чис­лить к эмо­ци­о­наль­ному интел­лекту. Это акту­ально для людей любого воз­раста, но осо­бенно для подростков.

Под­рост­ко­вый воз­раст – время, когда идет актив­ный про­цесс постро­е­ния внеш­них ком­му­ни­ка­ций. Если до этого момента мир ребенка был в доста­точ­ной сте­пени опре­де­лен, а прак­ти­че­ски все про­блемы решали взрос­лые, то в под­рост­ко­вом воз­расте чело­век выхо­дит на новый этап ком­му­ни­ка­ции и социализации.

Он сам начи­нает при­ни­мать реше­ния: с кем ему общаться и кем быть, впер­вые воз­ни­кают слож­ные жиз­нен­ные ситуации.

Поэтому нужно помочь под­ростку раз­ви­вать несколько аспек­тов одно­вре­менно, а именно пони­ма­ние своих целей, наме­ре­ний, пере­жи­ва­ний и уме­ние выстра­и­вать обще­ние с ровес­ни­ками, роди­те­лями и дру­гими взрос­лыми. Этому и спо­соб­ствует хорошо раз­ви­тый эмо­ци­о­наль­ный интеллект.

Как это сделать?

Важно пони­мать, что работа над эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том ждет и роди­те­лей под­рост­ков. В пубер­тате про­ис­хо­дит гор­мо­наль­ная пере­стройка, в резуль­тате кото­рой дети ста­но­вятся очень слож­ными для ком­му­ни­ка­ции: кажется, под­ростки совсем не слы­шат взрос­лых, а о пере­даче опыта речь почти не идет. Здесь потре­бу­ется раз­ви­тый эмо­ци­о­наль­ный интел­лект самих родителей.

Глав­ное, не забы­вайте: наме­ре­ния под­ростка все­гда пози­тивны, какими бы нега­тив­ными дей­стви­ями они не про­яв­ля­лись. Муд­рость роди­те­лей в этот момент должна заклю­чаться в том, чтобы не реа­ги­ро­вать на рез­кие и, порой, неадек­ват­ные дей­ствия, а попы­таться понять наме­ре­ния, а также пере­смот­реть тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые к подростку.

Роди­тель­ская помощь будет заклю­чаться в выпол­не­нии вме­сте с ребен­ком зада­ний для раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта. Вот несколько прак­тик, кото­рые я реко­мен­дую. Пред­ло­жите выпол­нить их сво­ему под­ростку. Кстати, воз­раст­ных огра­ни­че­ний у этих прак­тик нет: для мно­гих взрос­лых они ока­жутся не менее полезными.

Упражнение «Квадрат настроений»

Счи­ты­ва­ние настро­е­ния, в кото­ром нахо­дится собе­сед­ник, поз­во­ляет оце­нить пер­спек­тивы обще­ния и быстро подо­брать под­ход. Ниже пред­став­лена схема, кото­рая наглядно пока­жет, почему ино­гда так сложно нала­дить ком­му­ни­ка­цию и дого­во­риться о чем-то.

Это квад­рат эмо­ций или настро­е­ний. Настро­е­ние можно опре­де­лить по двум кри­те­риям. Удо­воль­ствие – это эмо­ци­о­наль­ная состав­ля­ю­щая. Энер­гия – физи­че­ская. Попро­буйте сей­час оце­нить уро­вень своей энер­гии и уро­вень эмо­ций. В каком вы секторе?

Кстати, чело­век может дей­ство­вать эффек­тивно в любом из четы­рех состо­я­ний, при­меры под­хо­дя­щих заня­тий для каж­дого нахо­дятся внутри цвет­ных квадратов.

Посте­пенно можно научиться рас­по­зна­вать, в каком сек­торе настро­е­ния нахо­дится собе­сед­ник, и тогда общаться ста­нет проще.

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то гово­рит обид­ные слова или пыта­ется задеть, важно пом­нить, что все про­звища, «обзы­валки» к реаль­но­сти ника­кого отно­ше­ния не имеют. От того, что тебя назвали сло­ном, уши или хобот не вырас­тут. Это всего лишь «кри­вое зер­кало», мимо кото­рого все­гда можно пройти, про­игно­ри­ро­вав стран­ное изображение.

Игно­ри­ро­ва­ние – еще один спо­соб не оби­жаться и не «под­пи­ты­вать» своей реак­цией обид­чика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мне­ние чело­века, кото­рый это гово­рит?» После этого пол­но­стью отстранитесь.

Перейти в режим «игнора» помо­гает ассо­ци­а­тив­ная цепочка. Посмот­рите вокруг себя. Что вы видите? Напри­мер, видите стол, стул, шкаф. Эмо­ций ноль. И про­дол­жа­ете – обид­чик. Стол – стул – шкаф – обид­чик – ника­ких эмоций.

А еще можно пред­ста­вить себе обид­чика в какой-нибудь смеш­ной или глу­пой ситу­а­ции, чтобы злиться на него про­сто не полу­ча­лось. На самом деле при­дется еще поста­раться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызы­вают нега­тив­ную реак­цию только из-за своей окраски, хотя их смысл ней­траль­ный или даже пози­тив­ный. Самая яркая реак­ция обычно бывает на слово «дол­жен»: «ты дол­жен учиться», «дол­жен убраться в ком­нате», «дол­жен гулять с соба­кой», «дол­жен слу­шать, что тебе говорят».

Ска­зать по правде, никто никому ничего не дол­жен. Ты – никому, но и тебе – никто и ничего. Осо­зна­ние этого помо­гает по-новому взгля­нуть на мно­гие вещи. Вот как можно рас­шиф­ро­вать несколько при­выч­ных реплик родителей.

1. «Ты дол­жен учиться» = «я бес­по­ко­юсь за твое будущее».
2. «Ты дол­жен убраться в ком­нате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты дол­жен гулять с соба­кой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Зву­чит куда более опти­ми­стично! А теперь к каж­дому «дол­жен» в левой колонке можно напи­сать справа, почему этого стоит хотеть. Напри­мер, «Ты дол­жен учиться» может зна­чить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в буду­щем иметь хоро­шую работу и достой­ный уро­вень жизни».

Уве­рена, что осо­знан­ное раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта у под­рост­ков и взрос­лых улуч­шает каче­ство жизни, отно­ше­ния в семье, в дея­тель­но­сти, какую бы сферу они не выбрали.

Вик­то­рия Шиман­ская, док­тор пси­хо­ло­гии, спе­ци­а­лист по эмо­ци­о­наль­ному интеллекту

Фото из откры­тых источников

Источник

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Оцените статью