Техника где живут мои чувства

Упражнение «Где живут чувства?»

Эмоциональный интеллект – понятие, появившееся в нашей жизни относительно недавно, но уже считающееся более ценным и полезным для жизни, чем интеллект «обычный».

«Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.»

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Развивать эмоциональный интеллект полезно и взрослым, и детям. Т.к. это является очень полезным жизненным навыком, повышающим качество жизни любого человека.

И очень радует, что уже появляются программы для школьников, работающие со сферой чувств.

И сегодня я предлагаю одно из упражнений.

Оно учит различать чувства и понимать, где в теле они «живут». Кроме того (в групповой работе — 2 и более участников), оно наглядно показывает, что все чувствуют по-разному.

Предназначено оно для детей, но будет очень полезно и взрослым 😉 Можете выполнить это упражнение вместе со своим ребенком.
Если вы выполняете упражнение сами, можете попробовать не рисовать, а просто ощутить эти эмоции в теле и отвечать себе на те же вопросы.

Фигуры мальчика или девочки можно распечатать или нарисовать самому. Художественные навыки здесь не важны.


Упражнение «Где живут чувства?»

Ты видишь две фигуры – мальчика и девочки. Выбери фигуру, которая тебе подходит.
Представь, что это ты.
В каком месте твоего тела живет радость? Нарисуй ее прямо на фигуре. Как ты ее чувствуешь? Какого она цвета? Какой формы? Какая она была бы на ощупь, если бы ты мог ее потрогать? Какой температуры (холодная, хорячая)? Раскрась ее.

А что скажешь о грусти? Нарисуй грусть на фигуре там, где чувствуешь. Какого она цвета? Какой формы? Какая она была бы на ощупь, если бы ты мог ее потрогать? Раскрась ее.
То же самое проделай для гнева, страха, веселья, удовольствия, вины, обиды, благодарности, интереса и других чувств, которые знаешь.

Если это упражнение ты делаешь с кем-то (другом, одноклассником, взрослыми), сравни свой рисунок с их рисунками. Ты увидишь, что все рисунки различаются. Нет правильного ответа, каждый чувствует по-своему.
(автор С.В.Кривцова).

Для взрослых полезно проделывать подобное упражнение регулярно, каждый день в свободную минутку, отвечая себе на вопрос: «А какое чувство я сейчас испытываю? Где оно в теле? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? На что похоже?»
«Высшим» достижением будет отвечать себе на те же вопросы в момент сильных эмоций. В этот момент можно описывать их для себя и рисовать.

— Если вы хотите больше понять себя, свои чувства и эмоции,
— разобраться, почему вы их испытываете по отношения к определенным людям или в определенных ситуациях,
— если чувствуете, что испытываете «не свои» чувства и хотите перестать их испытывать
— если иногда вас накрывают очень сильные эмоции, совладать с которыми вы не в силах.
приглашаю на консультации и расстановки. Контакты

Копылова Яна,
психолог, расстановщик, сексолог
Приглашаю на консультации

Источник

Мастер- класс по работе с родителями+ презентация к нему

Мастер-класс для педагогов:

«Формы общения педагогов с родителями».

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Формы общения педагогов с родителями».

Начать нашу встречу мне хочется словами Фредерика Саломона Перлза:

«Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – то нужно стремиться к взаимопониманию.»

Педагог: Я приглашаю участников для проведения мастер-класса. Сейчас я покажу вам несколько игр и упражнений для налаживания контакта родителей с педагогами, для их сближения и взаимопонимания.

Упражнение «негласный диалог».

Педагог: правило одно я подаю фразу ,вы ее повторяете. (ритмические упражнения с хлопками).

Педагог: Вот вы все и улыбнулись. Сделав что- то приятное человек, становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу. Не только говорить но и слушать, наблюдать.

Педагог: В практике , часто сталкиваешься с такой проблемой как, «мама знает все лучше, потому что мать!». Она озвучивает мысли ребенка, его желания, эмоциональное состояние и даже действия которые он при этом должен выполнять. Ребенок же при этом либо проявляет полную безучастность, либо уходит в протест.

Я предлагаю таким родителям вводить в общение с ребенком такой метод как «Час тишины».Какие формы взаимодействия мы при этом используем? (Слад на экране). И сейчас я предлагаю поиграть в любимую детскую игру «Зеркало» вы видите эмоцию и пробуете её повторить.

Игра «Говорящие руки»

Педагог: Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки» в неё можно поиграть и с ребёнком:Для этогоразделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.

Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук;
— помириться руками;
— побороться руками;
— выразить поддержку с помощью рук;
— поругаться;
— пожалеть;
— пожелать удачи;
— попрощаться;
— выразить радость и т.п.

Педагог: Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.

Игра «Я знаю 5 имен»

Педагог: Давайте с вами вспомним вами вспомним детскую игру с мячом «Я знаю 5 имен». Образуем круг, сейчас я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.

— назовите пять имён друзей (подруг) своего ребёнка;

-пять любимых занятий вашего ребенка;

-пять любимых блюд вашего ребенка;

-пять нелюбимых занятий вашего ребенка;

Педагог: Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним.

Игра «Тренировка интонации»

Педагог: Чтобыосознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка».

— С оттенками иронии,

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?

«Где живут мои чувства?»

Педагог: Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут чувства: Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь. Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства.

— Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость.

— Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом.

— А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.

— Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом.

— Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место.

— Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему?

— Вывод: мы все очень разные и чувствуем, тоже по-разному, и индивидуальный подход к родителям, важен так же как и при работе с детьми. Мы должны научиться, в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.

— И в конце нашей встречи я вам предлагаю 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями.

Семь обязательных правил:

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция по отношению к сегодняшней нашей с вами встрече, по которой вы хотели бы высказывать свое мнение.

• «Большой» — для меня было важным и интересным…

• «Указательный» — по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

• «Средний » — мне было трудно (мне не понравилось)

• «Безымянный» — моя оценка психологической атмосферы..

Источник

Техника проживания чувств через тело

Техника самопомощи для проживания чувств. Она может потребоваться тогда, когда вас буквально захлестывают волны «негатива».

Существуют разные способы проживания (то есть, их выпускания, а значит — освобождения от внутреннего «негатива» и душевной боли) чувств. Широко известный называется «возьми себя в руки». Помогает он — если и помогает — только на время и лишь тем, у кого на это есть силы. На самом деле, подобный способ не помогает уйти от внутренней боли, а лишь загоняет её внутрь, глубоко в пределы бессознательного, откуда она продолжает на человека влиять. Как пишут мудрые: непрожитые (внутри нас) чувства создают для нас непрожитые ситуации.

Как прожить чувства через тело?

Поэтому есть специальные техники проживания чувств. Используются они для того, чтобы помочь себе пережить неприятные события и не возвращаться к ним в новом сюжете и в прежнем своём качестве.

Как научиться грамотно проживать чувства?

Полностью освободиться от внутренней боли можно лишь, проходя через неё. Проживая.

Прожить — значит побыть в том, что происходит с нами в данный момент. С чувствами это бывает сделать трудно. И больно. Но только проживание помогает выйти из боли и перейти на следующий уровень жизни.

Именно это и помогают делать техники проживания чувств.

Техника, которую я опишу сейчас, помогает проживать «негатив» с помощью тела. Ведь именно тело хранит в себе информацию обо всех наших внутренних состояниях. А они существуют неспроста, и возникают именно тогда, когда мы «берём себя в руки» и боремся с тем, что чувствуем, чтобы перестать чувствовать. В общем, занимаемся самообманом. И лишь проживание отрицательных эмоций, в частности, с помощью тела, помогает освободиться от них наилучшим образом.

1. Как только Вы поймали себя на каких-то негативных мыслях либо осознали свои чувства и эмоции, сразу задайтесь вопросом — в каких частях моего тела эта мысль/эмоция вызывает напряжение или другие ощущения — сжатости, скованности, висящего или давящего «камня» и т.п.?

2. Затем внимательно осознавайте (отмечайте про себя, где и что чувствуете) ВСЕ эти места в своём теле.

3. А затем подумайте, как бы Вам хотелось это напряжение снять/освободиться от этих чувств, если бы они представляли собой нечто, физически существующее внутри (или снаружи) вас. Какими своими же действиями и движениями хочется облегчить себя от этих «оков»?

4. Затем проделайте эти движения, но не просто, а так, как если бы Вы, выполняя эти освобождающие движения, преодолевали сильное внешнее сопротивление.
Можете сделать эти действия несколько раз, до ощущения усталости.

5. Скорее всего, после проделанной процедуры у вас появится некоторое чувство растерянности или обескураженности по поводу тех чувств, с которых вы начинали. А также ощущение пустоты. У кого-то, возможно, облегчения.

Этот момент, помимо физической усталости, тоже будет показателем, что достаточно большой объем внутреннего негатива от вас ушёл. Вы его прожили через тело.

И, как правило, следом в голову начинают приходить конструктивные мысли по поводу выхода из проблемной ситуации, в связи с которой вы испытывали первоначально сильные неприятные чувства.

И так делайте каждый раз – переводите мысли и чувства в поиск телесных ощущений, которые они в вас вызывают, а затем «убирайте» (проживайте) эти ощущения выполнением тех действий, которые хочется предпринять для освобождения себя. По описанной методике.

По итогу – иногда с первого раза, иногда после нескольких раз – и мысли, и негативные чувства вас «отпустят». И вы сможете быть в адекватном состоянии для того, чтобы решать возникающие вопросы.

Автор Марина Сергеева

Источник

ТЕХНИКА ПРОЖИВАНИЯ ЧУВСТВ

В последнее время часто встречаются статьи на тему о том, что человеку для полноценной жизни и открытой дороги в своё будущее, необходимо научиться полностью проживать свои чувства, чтобы они не тянули его в прошлое. Однако никто не пишет, а как это делать?

Как проживать свои чувства, чтобы не оставаться в зависимости от них?

Эту «технику» я придумывала сама из всего, что уже поняла в процессе практической работы с разными людьми. Шаги её будут включать в себя всё самое необходимое, о чём человек обычно забывает или чего просто не умеет. Ведь далеко не каждому из нас повезло с учителями в жизни – теми учителями, которые «преподавали» нам эмоциональную грамоту и учили нас определять, а ЧТО мы в настоящее время чувствуем?

* Шаг № 3 частично включает в себя технику из метода «психокатализ» (автор Андрей Ермошин).

Итак, самое первое, что следует помнить, когда вы оказались в процессе испытывания любого чувства или эмоции – вне зависимости от того, доставляет оно вам приятные или неприятные переживания – факт, что ИСПЫТЫВАТЬ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ДЛЯ ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА – ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО И НОРМАЛЬНО. Причем, естественны и нормальны как позитивные переживания, так и те, которые мы считаем негативными.

Так складывается исторически, в процессе нашего роста и развития, что «хорошие» эмоции поощряются, да и просто приятны нам самим, а «плохие» (ими принято считать все, которые нам либо непонятны, либо вносят в душу дискомфорт и боль) – отрицаются и вытесняются. Однако, вытесняясь, они никуда от нас не уходят. Они переходят на не-осознаваемый план и продолжают в нас жить, вызывая (при их большом скоплении) приступы тревожности, паник или депрессии. В случае длительных вытеснений и нежелания понимать себя (а порой не нежелания, а просто незнания или боязни) накопленный вытесненный негатив становится причиной психосоматических заболеваний человека. Ведь душа наша живет в теле, и тело собирает всё то, с чем человек не хочет знакомиться в своей душе (или, по-научному, в психике).

Шаги в работе с проживанием чувства таковы:

1. Признать наличие в себе переживаемого чувства или эмоции.

То есть, почувствовав некое движение души (будь оно приятным или нет, и особенно если оно неприятное и ранящее вас), обозначить его для себя: назвать своё чувство или эмоцию тем названием, которое вы считаете для него подходящим. А после этого сказать себе: то, что я сейчас испытываю, уже есть, это – факт моей жизни, приятно оно мне или нет, но я это ощущаю. И мне от этого… (хорошо или плохо, радостно или грустно, или как-то ещё) – определите, какое переживание вызывает в вас возникшее чувство.

2. Чётко осознать и помнить впредь: то, что вы испытываете, никак не характеризует вас как личность с определёнными чертами характера.

Если вы испытываете злость – это не означает, что вы – злодей. Равно как если у вас страх, это не означает, что вы являетесь трусом. Просто испытывать чувства – это свойство любо го живого человека. И тот факт, что вы испытываете чувства, говорит лишь о том, что вы живы, что жива ваша душа, и больше ни о каких ваших личных характеристиках.

3. Не «давите» в себе это чувство, как это делается обычно с помощью курения, алкоголя или ухода в общение с другими людьми с целью отвлечься и «развеяться». Напротив, погрузитесь на некоторое время в его действительное проживание с помощью определения того,

— в каком месте вашего тела оно проявляется ощущением,

— какого размера это ощущение,

— на что оно похоже, если бы это было предметом,

— что вы хотели бы сделать с этим предметом, если бы у вас были волшебные руки, способные «достать» это ощущение из вас,

— на что вы заменили бы это ощущение, чтобы оно больше не возвращалось на прежнее место.

Проделайте всё это с помощью тех самых волшебных рук, не забыв при этом сказать уходящему ощущению «спасибо» за вклад в ваш опыт и отпуская его с миром туда, где оно сейчас нужнее. Не считайте себя сумасшедшим, разговаривая с чувством мысленно. Когда вы начинаете диалог, чувство может о многом рассказать вам, если вы всерьез отнесетесь к нему как к некой живой (не материальной, а духовной, но всё равно живой, ведь вы его ощущаете внутри себя) субстанции.

4. Определите для себя внешние причины испытываемого чувства или эмоции – Вы его уже назвали, определили, какое переживание оно у вас вызывает, теперь ответьте себе, с чем вовне связано возникновение у вас этого чувства: это чувство вызвано чьим-то поведением или словами, или оно связано с каким-то вашим неумением или нежеланием, или с чем-то ещё? Поймите, что внешняя причина на самом деле — не причина, а лишь повод вызвать у вас это чувство.

5. Знайте, что независимо от внешних причин, вызвавших ваше чувство, оно только ваше. То есть, другой человек в таких же условиях мог бы среагировать иначе. Значит, глубинная причина находится не вовне, а внутри вас – что-то из старого опыта, который вы можете даже не помнить, вызывает у вас именно это чувство. А значит, в ваших силах разобраться, что с этим чувством можно сделать (если не помогли мероприятия из шага № 3).

6. Ещё раз «оцените» ваше чувство – насколько оно сильное, с какими переживаниями для вас связано. Попробуйте представить со стороны, как если бы вы смотрели о себе фильм, на кого вы сейчас похожи, когда испытываете эти чувства? Обратите внимание на свою позу, на характер всхлипываний (если вы плачете), на всё в своём поведении, которое появляется у вас тогда, когда вы испытываете это чувство.

Подумайте, это чувство возникло у вас только сейчас, в определённой ситуации, или оно возникает в какие-то моменты вашей жизни, которые связаны с набором условий? Например, когда вы идёте в общество незнакомых людей. Или когда воспринимаете чьи-то слова как желание вас обидеть (и поэтому обижаетесь).

7. Выполняя предыдущий шаг, вы можете вдруг понять, что ведете себя как ребенок, и может быть, даже вспомните ту ситуацию, которая была самой первой, вызвавшей переживание тех чувств, которые мучают вас сейчас.

8. Ответьте себе на вопрос – что вам хочется сделать для себя сейчас, чтобы это переживание смягчить (как минимум) или чтобы оно наконец ушло из вашей жизни как понятое прошлое? Может быть, вам нужно написать письмо тому человеку, который обидел вас? И высказать в этом письме всё, что вы не смогли сказать сразу (не обязательно это письмо отправлять). А может быть, вам хочется просто от души поплакать, но вы не позволяли себе этого сделать много лет, копя внутреннее напряжение. А может быть, нужно пойти и прогуляться, подняв повыше голову, чтобы увидеть мир, существующий вокруг, а не внутри вас. Сделайте то, что поможет вам завершить переживание: чтобы оно завершилось, нужно дать чувству выход.

Для проживания чувства вы также можете использовать первые четыре вопроса из техники работы с внутренним негативом.

Суть проживания чувства заключается в том, чтобы оно нашло выход из вас. И когда мы его «рассматриваем», называя или ощущая в себе, позволяя ему в нас таким образом побыть некоторое время, мы и даём ему возможность выйти.

Порой этих мер бывает достаточно, чтобы чувство было осознано и перестало нас беспокоить и ранить. Но бывают раны, которые не затягиваются сразу. Горе обязательно должно быть прожито ещё и во времени. Просто потому, что мы не являемся автоматами, которые легко переключить и заставить перестать испытывать что-то. И это тоже нормально.

В любом случае, очень важно осознать своё чувство, принять его как естественное для любого живого человека, не побояться его понять для себя. И тогда вы сможете почувствовать себя способным справляться с разными трудностями и проблемами. Потому что тот, кто умеет смотреть в глаза своей боли, становится сильным и перестаёт от неё зависеть.

Источник

Оцените статью