Такие разные чувства занятие

Конспект занятия «Такие разные эмоции»
план-конспект занятия

Обучение распознаванию и выражению эмоций

Скачать:

Вложение Размер
takie_raznye_emotsii.docx 51.56 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ «Такие разные эмоции»

Цели занятия: обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление.

  1. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  2. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление.
  3. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.
  1. Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  2. Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  3. Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
  4. Развитие речи и мышления.
  5. Развитие внимания и воображения.
  1. Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Эмоция – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.

Радость – это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.

Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Злость – когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно.

Удивление — у дивленного человека приоткрыт рот, брови и верхние веки приподняты. Обе руки могут быть опущены или одна рука может придерживать щеку или открыть рот, как будто хочет сдержать восхищение. Ноги могут быть согнуты в коленях. От удивления человек может вскрикнуть, а может просто замереть. Переживание удивления обычно бывает коротким и приятным.

Оборудование: конверт с письмом; 3 ладошки из цветного картона; корзина с мелкими игрушками, платок; шкатулка с медальками для каждого ребенка;

Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Восход» детям. Это письмо вам. От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает, высылаю свою фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в пустынях, морях, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.

И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец (3 слайд).

Мне стало интересно, и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление, обида, грусть и другие (4 и 5 слайды).

Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой – зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Ребята, а что такое мимика? (Ответ: выражение нашего лица). А что такое жесты? (Ответ: — это движения). Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

1 пиктограмма – радость (7 слайд).

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка) .
– Посмотрите, какие красивые лица у тех, кто радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости. )
– Видите, как много у нас поводов для радости (9 слайд).

Упражнение «Солнечный зайчик »

  • Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза, закрой их.
  • Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями по лбу, носу, на ротике, на щечках, на подбородке.
  • Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.
  • Он забрался на живот – погладь животик.
  • Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)

– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3, все вместе изобразим радость. Хорошо.

Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача (10 слайд).

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) – 11 слайд.

– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд).

А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается) – 13 слайд.

– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд ).

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) – 15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос. (16 слайд).

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).

Игра «Сухой бассейн»

– Грустиплач сложил в эту корзину разные небольшие предметы и заколдовал её так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится.

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в корзине, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

— Кто первый рискнет справиться с этим заданием?

— Молодцы! Еще одна часть замка появилась ( 19 слайд).

Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание ( 20 слайд). Грустиплач нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть отличия. Нужно найти все отличия.

– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась (21 слайд).

Упражнение «Башня радости»

– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22 слайд).

Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось, и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или, что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится, или, что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки. Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. ( Под песню «Улыбка» каждому вручается медалька с изображением Ежика).

– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст ]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина . – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5 . Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.

Источник

Открытое занятие «Мы испытываем разные чувства»

Алана Агаева
Открытое занятие «Мы испытываем разные чувства»

Тема: «Мы испытываем разные чувства»(в рамках общеобразовательной программы «Хочу все знать!»)

• Пробуждение интереса у детей на занятиях;

• Желание заниматься в творческом объединении;

• Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

• Формирование у детей устойчивой самооценки;

• Формирование адекватных форм поведения;

• Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом.

1. Вступительная часть (5 минут)

2. Основная часть (30 минут)

3. Заключение (5 минут)

Ход занятия:

«Здравствуйте! Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Алана и я работаю в Центре «Доверие». Сегодня у нас будет урок, который не совсем похож на обычный. Если вы спросите, какую пользу принесет вам наша встреча.

1.Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.

2. Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.

3.Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.

4. Наконец, мы просто хорошо проведем время!

Во все времена и у всех народов мира считается правилом хорошего тона, когда люди приветствуют друг друга. И сегодня наша встреча тоже начнется с такого правила.

1. Разминка-приветствие «Мячик».

Дети, стоя в кругу, бросают друг другу мячик со словами «Спасибо тебе за то, что (добавляют свои умения)»

Основное содержание занятия.

2. «Сочини рассказ».

На доске размещаются картинки с изображением трех чувств- грусть, волнение, радость. Детям нужно сочинить рассказ, герой которого в начале, в середине и в конце истории последовательно испытывал бы те чувства, которые представлены на доске.

Ведущий просит одного из детей вспомнить, как он просыпался сегодня утром, кто его будил. Остальные пытаются догадаться, какое чувство он при этом испытывал. Ребенок рассказывает, что он чувствовал в действительности. Следующего ребенка ведущий спрашивает о том, как он завтракал и что ел на завтрак. Остальные также угадывают его чувства. Переходя от ребенка к ребенку, ведущий последовательно обсуждает чувства, испытываемые детьми в момент выхода из дома, по дороге в школу, на уроках. Можно вспомнить все действия до момента отхода ко сну.

Дети делят лист бумаги на 4 части. В первой части они пишут заголовок «Утро», во второй – «Школа», в третьей – «Время после школы», в четвертой – «Вечер» и рисуют те чувства, которые обычно в это время дня испытывают (вариант – испытывали вчера). Если группа сильная, школьная время можно поделить на отдельные уроки.

5. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Сказка о мальчике, который боялся темноты (М. Маслова).

Жил-был на свете мальчик, который очень боялся темноты. Как только наступало время ложиться спать и в доме выключали свет, мальчику становилось очень страшно. Он лежал в своей кроватке и прислушивался к каждому шороху. Ему казалось, что сейчас откроется дверца шкафа, оттуда выбежит страшное чудовище и набросится на него. И от этого ему становилось еще страшнее. Ему казалось, что с наступлением темноты комната наполняется страшными и злыми чудовищами, которые пришли его напугать. От страха он начинал плакать и звать маму. Когда мама приходила, он просил ее включить лампу, стоявшую рядом с его кроватью, и посидеть с ним, так как ему было очень страшно. Он начинал рассказывать маме о чудовищах, которые живут в его комнате, но она его успокаивала и говорила, что никаких чудовищ нет и ему нечего бояться. Но мамины слова не могли успокоить мальчика, и как только наступал вечер, ему опять становилось страшно.

Однажды мальчику приснился сон. Ему снилось, что он оказался в волшебной стране. Это была очень большая и красивая страна. Там ему встретилась добрая фея. «Здравствуй мальчик», — сказала она. «Здравствуй», — ответил мальчик. «Знаешь ли ты, как называется моя волшебная страна?», — спросила фея. «Нет», — ответил мальчик. «Она называется «Не боюсь», и ты попал сюда не случайно. Я узнала, что ты очень боишься темноты и страшных чудовищ, которые живут в твоей комнате, и решила тебе помочь».Мальчик удивленно посмотрел на фею и спросил: «Но как ты можешь мне помочь?».Фея улыбнулась: «В моей стране все страшные чудовища волшебным образом превращаются в смешных и добрых, а потом и вовсе исчезают». «Но как это у тебя получается?» — изумленно спросил мальчик. «Я обязательно все расскажу, но если ты хочешь избавиться от страхов, ты должен выполнить все мои задания», — сказала фея. «Хорошо», — ответил мальчик.

«Для начала надо испугать меня, чтобы я поняла, как тебе бывает страшно», — сказала фея. Мальчик очень удивился такой просьбе, но решил ее выполнить.Он состроил страшную гримасу на лице и закричал страшным голосом: «У-у-у!». Он так старался, что фея действительно испугалась. «Молодец, мне было очень страшно, — сказала фея. – Но это только первая часть нашего превращения. А теперь возьми карандаши и попробуй нарисовать своих страшных чудовищ. Только рисуй их так, чтобы они действительно были очень страшными».Мальчик снова удивился: «Мне кажется, ты хочешь еще больше запугать меня». «Нет», — ответила фея. – Я хочу тебе помочь, но если ты не выполнишь все мои задания, то у нас ничего не получится». «Ну хорошо», — согласился мальчик, взял у феи волшебные карандаши и начал рисовать. Он долго и старательно рисовал своих чудовищ, фея осталась очень довольна его рисунком. «Замечательно, — сказала она. – Ты выполнил мои задания, и можно начинать превращать этих чудовищ в добрых и смешных. Давай возьмем волшебные карандаши – именно они помогут нам осуществить превращение». Она взяла свою волшебную шкатулку и достала оттуда много ярких и красивых карандашей. «Будем делать наше чудовище добрым», — сказала фея и нарисовала красным карандашом улыбку на его лице. «Здорово!» — воскликнул мальчик и подрисовал чудовищу смешные ушки с кисточками. А потом они вместе раскрасили чудовище яркими карандашами и нарисовали в его лапах красивый цветочек. А вместо темноты у них получилось небо с множеством ярких звездочек, а одну звезду они сделали самой крупной и красивой. Когда рисунок был готов,фея спросила у мальчика: «Ну как, теперь тебе не страшно?». «Нет, — ответил мальчик. – Теперь это вовсе не чудовище, а очень доброе и красивое волшебное животное. И я больше его не боюсь». «Ну что же, я очень рада, что смогла тебе помочь и ты наконец-то избавился от своих страхов», — сказала фея. «А теперь посмотри внимательно на стены моего волшебного царства», — попросила фея. Мальчик поднял голову и увидел на стенах множество ярких и смешных рисунков. «Что это?» — удивился мальчик. «Это рисунки таких же детей, как и ты, которые тоже когда-то боялись темноты», — ответила фея. «Неужели их так много?» — удивился мальчик. «Конечно, очень многие дети, как и ты, боялись темноты, но мне удалось им помочь», — ответила фея. «Здорово! – воскликнул мальчик – Ты очень добрая, большое тебе спасибо!» «Пожалуйста, — ответила фея. – Я надеюсь, что тебе никогда больше не будет страшно. Но если ты все же испугаешься, вспомни свой рисунок и все то, что мы с тобой делали, и страх сразу же пройдет». «Я уверен, что больше никогда ничего не буду бояться», — ответил мальчик.

«Да, чуть не забыла, оставь мне, пожалуйста, свой рисунок, он будет мне напоминать о тебе, ну а ты будешь вспоминать меня, вглядываясь в небо. Там ты увидишь такую же красивую и большую звезду, как та, которую ты нарисовал на этом рисунке. Эта звездочка специально будет светить в твое окошко, и в комнате уже не будет так темно», — сказала фея. «Еще раз большое тебе спасибо. Я никогда тебя не забуду», — ответил мальчик. «Я очень рада, но нам пора прощаться». «До свидания!» — прокричал мальчик, покидая волшебную страну. «До свидания», — ответила фея.

Мальчик открыл глаза и сел в своей кроватке. «Какой чудесный сон мне приснился», — подумал он. Его комната была залита ярким светом. Он подбежал к окну и увидел множество звезд на ночном небе. И тут он заметил одну особенно яркую звездочку, которая светила прямо в его окошко, и комната уже не казалась такой темной. «Неужели это был не сон? – подумал мальчик. – Хотя какая разница, самое главное то, что я больше не боюсь темноты». И мальчик побежал к своей кроватке. Он укутался в теплое одеяло и уснул уже совершенно без всякого страха. А звездочка продолжала светить, заливая комнату мальчика ярким светом.

Вопросы для обсуждения

— Чего боялся мальчик?

— Как фея помогла ему избавиться от своего страха?

— Какие еще способы преодоления страха вы знаете?

Рефлексия занятия:

1. Смогли ли вы лучше узнать друг друга?

2. Хорошо ли вы провели время?

3. Что больше всего запомнилось на занятии?

4. Что самое главное вы возьмете из нашей встречи?

5. Хотели бы вы еще раз побывать на нашем занятии?

В начале занятия мы все вместе приветствовали друг друга, а сейчас я попрошу всех взяться за руки и сказать друг другу спасибо

Источник

Оцените статью