Таинство радости
Святитель Тихон Задонский – великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос.
Оглавление
- Предисловие
- Умолкни и услышишь
Из серии: Бальзам для души
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таинство радости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Издательство «Никея», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного псаломщика. При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности.
Когда Тимофею исполнилось 14 лет, он поступил в Новгородскую духовную славянскую школу. Как один из лучших учеников, Тимофей был переведен во вновь открывшуюся семинарию и принят на казенное содержание. После успешного окончания семинарии он получил кафедру риторики, преподавал греческий язык и богословие. Тимофей снискал любовь и учеников, и начальства. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему людей.
В возрасте 34 лет Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон, через год его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии.
При избрании новгородского викария, имя архимандрита Тихона было в числе восьми кандидатов. Трижды бросали жребий, и трижды он падал на Тихона. Но в Новгородской епархии он пробыл недолго и в 1763 году получил назначение на Воронежскую кафедру.
В Воронежском крае тогда скрывалось много сектантов и раскольников, процветало язычество, многие приходы были в запустении. Епископ Тихон неустанно трудился, чтобы преодолеть нестроения церковной жизни. Прежде всего он озаботился подготовкой достойных пастырей, устраивал для этого духовные школы, поддерживал из своих средств семинарию. Для священников и иноков епископ написал несколько книг и множество статей.
Не понаслышке зная, что такое нужда, святой Тихон оставался близок простому народу. Не раз отдавал он все свои средства нуждающимся, заступался за крестьян перед помещиками. Сам, будучи епископом, жил чрезвычайно скромно. Спал на соломе, накрываясь тулупом. Известно, что святитель обладал даром прозорливости, так, он предсказал наводнение в Петербурге в 1777 году, победу России в войне с Наполеоном и другие важные события.
В1767 году из-за слабого здоровья епископ удалился на покой и 15 лет прожил в Задонском монастыре, оставаясь для всех пастырем и учителем, из ближних и дальних мест стекался народ к келье святого.
Здесь он закончил свои главные труды — «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».
Из трудов святителя мы выбрали те места, где говорится, как познать Бога, как услышать Его тихий зов. А для этого надо заглянуть в свое сердце, очистить его от страстей и скверны. Умолкнуть, чтобы услышать.
Источник
Таинство радости святитель тихон епископ воронежский задонский чудотворец
Святой Тихон Задонский
Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного псаломщика. При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности.
Когда Тимофею исполнилось 14 лет, он поступил в Новгородскую духовную славянскую школу. Как один из лучших учеников, Тимофей был переведен во вновь открывшуюся семинарию и принят на казенное содержание. После успешного окончания семинарии он получил кафедру риторики, преподавал греческий язык и богословие. Тимофей снискал любовь и учеников, и начальства. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему людей.
В возрасте 34 лет Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон, через год его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии.
При избрании новгородского викария, имя архимандрита Тихона было в числе восьми кандидатов. Трижды бросали жребий, и трижды он падал на Тихона. Но в Новгородской епархии он пробыл недолго и в 1763 году получил назначение на Воронежскую кафедру.
В Воронежском крае тогда скрывалось много сектантов и раскольников, процветало язычество, многие приходы были в запустении. Епископ Тихон неустанно трудился, чтобы преодолеть нестроения церковной жизни. Прежде всего он озаботился подготовкой достойных пастырей, устраивал для этого духовные школы, поддерживал из своих средств семинарию. Для священников и иноков епископ написал несколько книг и множество статей.
Не понаслышке зная, что такое нужда, святой Тихон оставался близок простому народу. Не раз отдавал он все свои средства нуждающимся, заступался за крестьян перед помещиками. Сам, будучи епископом, жил чрезвычайно скромно. Спал на соломе, накрываясь тулупом. Известно, что святитель обладал даром прозорливости, так, он предсказал наводнение в Петербурге в 1777 году, победу России в войне с Наполеоном и другие важные события.
В1767 году из-за слабого здоровья епископ удалился на покой и 15 лет прожил в Задонском монастыре, оставаясь для всех пастырем и учителем, из ближних и дальних мест стекался народ к келье святого.
Здесь он закончил свои главные труды — «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».
Из трудов святителя мы выбрали те места, где говорится, как познать Бога, как услышать Его тихий зов. А для этого надо заглянуть в свое сердце, очистить его от страстей и скверны. Умолкнуть, чтобы услышать.
Умолкни и услышишь
Сам Бог хочет к нам прийти и Себя в познание нам подать! Он у всякого при дверях стоит и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И, так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою, и ты — с Ним. Тогда вкусишь и увидишь, как Благ Господь (Пс. 33: 9).
Как входящие в аптеку, благовонными мазями исполненную, и несколько времени медлящие выносят с собою и благовоние мазей тех, так благочестивая душа, войдя в собрание людей, по плоти и миру живущих, и умедлив, выносит несколько злонравия, как зловония, от них прилепившегося. Ибо чувства наши, особенно слух и видение, как двери, которыми всякое зло входит в сердце наше и, хотим ли или не хотим, ударяет то и влечет к тому, что или ухо слышало, или око видело.
Хотящему хранить благочестие и успевать в том должно от дружбы и беседы мирской удаляться. Ибо в собрании сынов века сего не иное что бывает, как слова и дела, воле и святому Закону Божию противные. В одном собрании о том, в другом об ином переговаривают и пересуживают. Там одного поносят и проклинают, здесь на другого жалуются и зубами, как оружием и мечом острым, имя его уязвляют, и когда того злословием насытятся, на другого нападают. В одном собрании пиршества, пьянства, бесчинные кличи и прочее, пьянству последующее, в другом — ссоры, свары и взаимные ругани совершаются, и так Закон Божий то словом, то делом разоряется и соблазн подается. Все это ударяет и почти уязвляет совесть нашу и лишает ее мира и покоя своего. И уже не таким, христианин, возвратишься в дом свой, каким вышел из дома.
Источник
Таинство радости
Авторы: | Тихон Задонский , Илья Викторович Кабанов |
Жанр: | Православие |
Серия: | Бальзам для души |
Год: | 2014 |
ISBN: | 978-5-91761-272-0 |
Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога.
Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос.
Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного псаломщика. При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности.
Когда Тимофею исполнилось 14 лет, он поступил в Новгородскую духовную славянскую школу. Как один из лучших учеников, Тимофей был переведен во вновь открывшуюся семинарию и принят на казенное содержание. После успешного окончания семинарии он получил кафедру риторики, преподавал греческий язык и богословие. Тимофей снискал любовь и учеников, и начальства. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему людей.
Таинство радости скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Не без премудрой и благой воли Промысла Божия, именно в наше время совершилось открытие чудотворных мощей Угодника Божия, святителя Тихона. Без сомнения, Господу было угодно таким радостным событием в Русской Церкви указать нам в жизни и подвигах новопрославленного Чудотворца потребное по нашим нуждам руководство в жизни.
И действительно, жизнь святителя Тихона обильна назиданием для нашего времени. Она представляет нам образец не только иноческих, но преимущественно общехристианских добродетелей, одинаково необходимых для каждого христианина. Сводя подвиги Святителя к общим чертам, мы находим, что в его жизни, с одной стороны, раскрывается живое отношение догмата к жизни и взаимная их связь. То есть, как христианские догматы, живо и постоянно сознаваемые верующим умом, должны выражаться и выражаются в соответственных им сердечных расположениях и свободных действиях воли. С другой же стороны – представляется образец нашего служения ближним. В первом случае жизнь Святителя обличает нас в нашей холодности к вере, в нашем непостоянстве и увлечении всяким ветром учений. А во втором, – в нашей себялюбивой сосредоточенности лишь на самих себе.
«Сокровище духовное, от мира собираемое» – труд одного из крупнейших богословов русской церкви 18 века Тихона Задонского, в миру Тимофей Савельевич Соколов. Тихон родился в 1724 г. очень бедной семье и рано потерял отца. Тихон получил духовное образование и первоначально занимается преподаванием получил кафедру риторики, одновременно преподавая греческий язык и богословие. В 34 года был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии Затем Тихон становится епископом сначала новгородским, затем воронежским. Епископ Тихон разворачивает бурную активность по православному просвещению народа, вывода Церкви из состояния застоя и деградации. По болезни пишет прошение и уходит в монастырь, на покой. Там Тихон Задонский занимается аскетическим деланием и пишет свои самые известные произведения.
«Об истинном христианстве» – труд одного из крупнейших богословов русской церкви 18 века Тихона Задонского, в миру Тимофей Савельевич Соколов. Тихон родился в 1724г. очень бедной семье и рано потерял отца. Тихон получил духовное образование и первоначально занимается преподаванием получил кафедру риторики, одновременно преподавая греческий язык и богословие. В 34 года был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии Затем Тихон становится епископом сначала новгородским, затем воронежским. Епископ Тихон разворачивает бурную активность по православному просвещению народа, вывода Церкви из состояния застоя и деградации. По болезни пишет прошение и уходит в монастырь, на покой. Там Тихон Задонский занимается аскетическим деланием и пишет свои самые известные произведения.
§ 1. Слово Божие содержится в пророческих и апостольских книгах, которые на греческом языке называются: «Библия», то есть книги. Эти книги иначе называются «Писания», как говорит Христос: Исследуйте Писания, и прочее. И апостол Павел написал Тимофею: Ты из детства знаешь священные писания, и прочее (2 Тим. 3:15). Называются же они и книгами Закона Божия, так как в них закон Божий содержится.
§ 2. Слово Божие потому называется и есть Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников, нам объявлено и передано, как святой апостол Петр написал: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым
Как купец от различных стран собирает
различные товары, и в дом свой привозит,
и скрывает их, так и христианин может
от мира этого собирать душеполезные мысли,
и слагать их в сердце своем,
и тем душу свою созидать.
Ничто само по себе не бывает. Всякий город не сам по себе, но другим, всякий дом не сам по себе, но другим созидается. Всякое письмо не само по себе, но другим пишется. Всякая книга не сама по себе, но другим сочиняется. Словом, любая вещь не сама по себе, но другим делается. Так и мир этот не сам собою, но Создателем своим сотворен. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились
В нынешний день великий, не имея с чем еще тебя поздравить, как только по поводу всемирной радости, — с нею тебя поздравляю. Какова она? — Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтесь, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир, чтобы спасти нас. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16)! Царь Небесный на земле явился, и Неприступный Херувимам с людьми пожил.
О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им!
§ 277. Евангелие – слово греческое, и означает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа, Сына Божия, пришедшего в мир спасти грешников, как в утешение грешникам апостол Христов написал: Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). И Сам Христос о Себе объявил: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вместо гнева Божия – милость Божию, вместо проклятия – благословение Божие, вместо осуждения – оправдание, вместо ада – отверстое царствие небесное, и с Богом Великим, Святым и Вечным – вечное примирение и общение (см. Рим. 5; 1 Ин. 1:3, 7, 9).
Эта книга – живая беседа с людьми Греческой Церкви об их судьбах, образе мыслей, буднях, церковном служении. Миряне и архиереи, приходские священники и афонские монахи рассказывают о себе, вспоминают, делятся духовным опытом. Из этих разговоров вырисовывается яркая картина жизни христианской Церкви – греческой по местоположению, но вселенской по существу.
Ответы на вопросы (в беседе с художниками)
Вопрос: Что есть перевоплощение? Как Церковь относится к карме?
А. Мень: Христос шел по Земле как инкогнито, он никогда не провозглашал, что «я — мессия, я — царь, я — Сын Божий», а люди должны были это понять и узнать и сами найти ответ на этот вопрос. И когда был критический момент, он не сказал: «Я — мессия, я — Христос», а он сказал: «За кого меня почитают люди?» Апостол говорит: за пророка воскресшего, еще за кого-то. А вы за кого? И тогда Петр ответил за всех: «Ты — мессия, сын Бога живого». Так вот у них возникло сомнение: «А как же древнее предание утверждает, что прежде чем придет избавитель на Землю, его должен предварить пророк Илья и помазать его на царство, т. е. торжественно утвердить его на его служение?» И тогда Христос ответил, что этот Илья был и с ним поступили так, как хотели, это был Иоанн Креститель. Разумеется, он говорил в переносном смысле, а что касается учения о том, что Илья должен явиться еще раз, это не относится к перевоплощению. Согласно древней традиции, Илья не умер, а он был скрыт в таинственных мирах. Вы помните икону «Вознесение Илии»? Он был унесен, и не было его могилы, могилы не существовало, и должен был вернуться живой, он не умирал. Вот в чем смысл этого предсказания и сказания. А не то, что Илья умер, а потом перевоплотился в Иоанна Крестителя.
Каждый из вас, если зайдет в какой-нибудь из христианских православных храмов во время литургии, может отметить, что в какой-то момент службы хор перестает петь и поют все люди. Эта древняя традиция была возрождена сравнительно недавно, в первые годы революции, по инициативе патриарха Тихона. Инициатива эта была не случайной: поется Никео-Царьградский Символ веры — по мысли святителя, он должен был остаться в памяти людей на тот случай, если они будут лишены всего, даже писаного текста. А сам этот Символ для христианской Церкви исключительно важен; каждый христианин должен знать его наизусть и понимать его смысл. Поэтому для тех людей, которые готовятся к принятию таинства крещения, для тех людей, которые были крещены в детстве, но не были воцерковлены, для тех людей, которые хотят познакомиться с основами христианской веры, для тех людей, которые хотят знать основы мировой европейской и русской культуры, заключенные в христианстве, знание главных пунктов и сущности Никео-Царьградского Символа необходимо. Для историков, литературоведов, искусствоведов, писателей, поэтов, людей самых различных творческих специальностей, работающих в разных областях гуманитарного знания, также необходимо знание этого фундаментального Символа. Поэтому, кратко излагая вам его смысл, я буду ориентироваться на всех людей: и на готовящихся к крещению, и на тех, кто был крещен, и на тех, кто хочет посмотреть на это просто глазами культурного человека. Мы ничего не навязываем — Церкви чужда идея агитации, — мы просто свидетельствуем.
Источник