Таблица станционный смотритель герои поступки чувства речь

Таблица станционный смотритель герои поступки чувства речь

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 16
А. С. ПУШКИН.
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»:
ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

Основное содержание урока
Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Фрагменты повести в актёрском исполнении. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“». Составление плана статьи. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Пересказ ключевых фрагментов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Обсуждение иллюстраций и статьи «Дом станционного смотрителя» из раздела учебника «Литературные места России».

I. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём
Вступительная беседа:

— Какие из «Повестей Белкина» вы уже читали?

— Кто из героев произвёл на вас наибольшее впечатление?

— Чем запоминаются читателю «Повести Белкина»?

— Какие нравственные проблемы поднимает Пушкин в повестях «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“» (см. текст статьи ниже)

Составление плана статьи:

III. Чтение и обсуждение предисловия к «Повестям Белкина»:

— Вспомните предисловие к «Повестям Белкина». От кого Белкин узнал истории, описанные в повестях «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»?

— Как в повестях отразились черты их вымышленных рассказчиков?
(«Смотритель рассказан был ему титулярным советником А.Г.Н., Выстрел подполковником И.Л.П., Гробовщик приказчиком Б. В., Мятель(орфография 19 века) и Барышня девицею К.И.Т.».)

— Прокомментируйте понятия титулярный советник, подполковник, приказчик, девица.

— Сообщение ученика «Образ И. П. Белкина в предисловии к „Повестям…“» (см. текст статьи ниже):

— На какие черты помещика И. П. Белкина указано в предисловии? Почему именно ему Пушкин «доверил» авторство?

— *В чём сложность композиции повестей и как в них отразилась точка зрения трёх повествователей: титулярного советника (подполковника, приказчика, девицы), помещика Белкина, А. С. Пушкина? Что даёт этот художественный приём для понимания смысла повестей?

IV. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Фрагменты повести в актёрском исполнении

Группа 1.
Прослушайте в актёрском исполнении начало повести «Станционный смотритель».

Как вы понимаете название повести и эпиграф к ней?

Прокомментируйте слова и выражения роковая книга, князь Вяземский, сребролюбивый, по казённой надобности.

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Каково было положение станционных смотрителей в России?

Почему симпатии автора на их стороне?

*Как в этом фрагменте отразилась психология титулярного советника, помещика Белкина и черты биографии самого Пушкина?

Группа 2.
Расскажите о двух встречах рассказчика и смотрителя до приезда смотрителя в Петербург.

Прокомментируйте слова и выражения шлафрок, почтовый домик, от беды не отбожишься, в разгоне, нагайка, почтовая книга, на паперти, почтмейстер, ротмистр.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Сравните детали портрета смотрителя во время его первой и второй встречи с рассказчиком.

Что и почему изменилось во внешности и психологическом состоянии Самсона Вырина?

Какими положительными качествами обладал смотритель? Почему он хотел вернуть Дуню домой?

*Как в рассказах о Дуне проявились черты характера Вырина?

*Какой смысл имеет описание интерьера дома станционного смотрителя?

V. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста.
Фрагменты повести в актёрском исполнении

Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «С этой мыслию прибыл он в Петербург…» до слов «…долго думал я о бедной Дуне».

Прокомментируйте слова и выражения отставной унтер-офицер, по Литейной, молебен у Всех Скорбящих, повеса.

Что чувствовал смотритель, придя к Минскому?

*Какие детали портрета говорят о его душевном состоянии?

Почему он отверг деньги Минского и почему пожалел об этом?

*Почему смотритель не стал жаловаться на Минского?

*Почему Вырин не поверил Минскому, что Дуня счастлива?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VI. Трагическое и гуманистическое в повести

Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Это случилось осенью» до конца повести или прослушайте этот эпизод в актёрском исполнении.

Ответьте на вопросы 5—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Почему третья встреча рассказчика со смотрителем оказалась такой печальной?

Как Вырина характеризует причина его смерти?

*Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

*Какие мысли автора можно назвать гуманистическими?

*Прокомментируйте значение имени Самсон (др.-евр. — солнечный) и фамилии Вырин (выр, др.-рус. — пучина, омут).

VII. Практическая работа.
Составление плана характеристики Самсона Вырина.

Подбор цитатных примеров.

1. Происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина.

2. Предыстория героя (рассказ о жизни Вырина до знакомства с повествователем).

3. Авторские приёмы создания образа Самсона Вырина:
1) Значение имени и фамилии героя.
2) Появление героя в повести.
3) Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета).
4) Интерьер, мир вещей, характеризующий Вырина.
5) Поступки героя. Ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
6) Речь героя, её особенности.
7) Оценка героя другими персонажами.

Читайте также:  Тысячу причин вам для радости

4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.

5. Читательские оценки образа Самсона Вырина и их аргументация.

VIII. Комментарий учителя о сущности литературного образа «маленького человека».

IX. Обсуждение иллюстраций к повести и ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

X. Обсуждение статьи «Дом станционного смотрителя» (см. раздел учебника «Литературные места России»).

Итоговый вопрос:

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Вырине.

Письменно ответить на вопрос «Какие черты „маленького человека“ проявились в образе смотрителя?»
или выполнить «Творческое задание» учебника.

Прочитать библейский сюжет о блудном сыне.

Устно ответить на вопрос «В чём гуманистический смысл библейской притчи о блудном сыне?».

Индивидуальные задания.

Найти в Интернете иллюстрации к повести «Станционный смотритель», дать им оценку.

Создать свои иллюстрации к повести и подготовиться к их презентации и защите.

УРОК 17
А. С. ПУШКИН.
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: АВТОР И ГЕРОИ

Основное содержание урока.
Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений о повести.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Рассказ о героине повести. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «повесть». Обсуждение иллюстраций. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».

II. Дуня и Минский

Групповая работа: Группа 1. Дуня.

Выберите из текста ключевые цитаты и заполните таблицу:

Сделайте вывод о характере и поступках Дуни:

— В чём Дуня виновата перед смотрителем? Докажите, что она чувствовала себя виноватой. Оцените её поступок.

— Почему Дуня бросила смотрителя: по молодости и неопытности, чтобы покинуть почтовую станцию или по любви?

— Почему финал повести вызывает грустные чувства?

Группа 2. Минский.

Выберите из текста ключевые цитаты и заполните таблицу:

Сделайте вывод о характере и поступках Минского:

— Можно ли оправдать поступок Минского? Аргументируйте свой ответ, помня, что в XIX веке были иные, чем теперь, общественные правила.

— Почему Минский так грубо обошёлся со смотрителем:
потому что занимал более высокое общественное положение;
думал, что откупился от старика;
рассердился, что смотритель нарушил его свидание с Дуней;
боялся, что смотритель хочет ему отомстить?

III. Судьба Дуни и притча о блудном сыне

Группа 3.
Сопоставление судьбы Дуни и притчи о блудном сыне.

Перескажите библейский сюжет о блудном сыне.

В чём вина блудного сына? Почему отец принял его после скитаний?

В чём гуманистический смысл этой притчи?

Какие чувства она вызывает?

Перечитайте фрагмент со слов «…я занялся рассматриванием картинок…» до слов «…прочёл я приличные немецкие стихи».

С какой целью Пушкин вводит этот эпизод в повесть?

Сопоставьте притчу о блудном сыне с повестью, заполнив цитатную таблицу:

IV. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.
Образ рассказчика

Группа 4. Рассказчик.

Дайте характеристику образу И. П. Белкина:

1. Происхождение, возраст, социальное положение и предыстория И. П. Белкина.

2. Авторские приёмы создания образа И. П. Белкина:
— Предположите, почему у рассказчика такие имя и фамилия.
— Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
(Как Белкин оценил Дуню? Каково его отношение к смотрителю? Почему он не мог забыть эту семью?)
— Речь И. П. Белкина, её особенности. Какие авторские интонации и оценки звучат в его монологе о станционных смотрителях?
— Авторское отношение к герою, способы его выражения. Почему автор постоянно перебивает рассказ смотрителя повествованием И. П. Белкина?

3. Почему в повести одни и те же герои и события даются в восприятии разных персонажей? Найдите примеры, доказывающие это утверждение.

Заполните цитатную таблицу:

Продолжите таблицу своими примерами.

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Найдите фрагменты, где рассказчиками являются С. Вырин и И. П. Белкин.

Почему Пушкин вводит в повествование несколько рассказчиков?

Какие цитаты показывают нам авторскую точку зрения на происходящее?

Как рассказчик относится к Дуне, к Минскому, к Самсону Вырину? Подтвердите своё мнение цитатами.

Кому он симпатизирует больше всего?

V. Практическая работа.
Анализ эпизода «Два визита Вырина к Минскому».

Сопоставьте поступки, чувства и речь Вырина и Минского во время двух встреч героев в Петербурге.

Заполните цитатную таблицу:

— Что изменилось в героях от первого визита ко второму?

— Докажите, что у каждого героя была своя правда. Обоснуйте свой ответ.

VI. Развитие представлений о повести

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Подберите к определению повесть примеры из повести «Станционный смотритель».

VII. Презентация и защита учащимися своих рисунков.

VIII. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма С. Соловьёва «Станционный смотритель».

Какие нравственные проблемы поставлены в повести?

Что нового внёс Пушкин в русскую литературу, написав «Повести Белкина»?

Домашнее задание

Домашняя контрольная работа.
Письменно ответить на один из вопросов:
1. Какой показана история России в произведениях Пушкина? (На примере одного-двух произведений.)
2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в повести «Станционный смотритель»?
3. В чём своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»? (На примере одной-двух повестей.)

Читайте также:  Желаю счастья личного настроения отличного

Индивидуальные задания.

Подготовить вопросы для викторины по произведениям Пушкина.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Подготовить сообщение (или компьютерную презентацию) о портретах М. Ю. Лермонтова и памятниках ему с использованием ресурсов Интернета.

Подготовить исторические справки об опричнине (см.: http://krugosvet.ru/enc/istoriya/ OPRICHNINA.html),
о Домострое, о кулачных боях, о погребении умерших в Древней Руси.

Групповое задание.

Выполнить учебный проект.

Проекты.
Инсценирование фрагментов «Повестей Белкина», показ ученического спектакля.
Подготовка вечера, посвящённого произведениям А. С. Пушкина (конкурсы на лучшее выразительное чтение, рассказ о герое, инсценирование, отзыв, иллюстрация, компьютерная презентация; литературная викторина).

Следующие уроки: М. Ю. Лермонтов. «Песня про про купца Калашникова» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.

О «ПОВЕСТЯХ
ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА»

Из пояснительных статей
литературоведа А. Л. Слонимского

. Русская повествовательная проза 20-х годов XIX века была малочисленной, бедной и слабой. Были повести этнографического содержания например, из украинской жизни. Были повести из купеческого быта. Были повести и романы исторические, написанные, впрочем, весьма условно. Были первые опыты романтической повести, наполненной картинами неистовых страстей и необыкновенных событий. Но не было повестей, в которых русская жизнь отражалась бы в ее существенных, типических чертах. Этот пробел и был восполнен Пушкиным в «Повестях Белкина», которые явились первым образцом настоящей реалистической прозы.

. В пяти болдинских повестях Пушкин являлся в роли бытописателя, изображающего современную ему жизнь обыкновенных людей, и у него возникло опасение, что издание повестей подобного содержания будет истолковано критикой как падение его таланта. Поэтому он и решил печатать их анонимно, приписав авторство выдуманному лицу — некоему Белкину. Повести вышли в свет в 1831 году под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. И.».

Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности — это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза — точная, краткая, мужественная, «голая», как однажды выразился Лев Толстой. Всякая мелочь характерна — ведет к чему-то, связана со всем прочим.

Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. По он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что мы без всяких толкований сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.

В «Станционном смотрителе» особенно ярко выразился присущий Пушкину дух гуманности.

О «Повестях Белкина» можно сказать, как и обо всей пушкинской поэзии в целом, что они пробуждали в народе уважение к человеческой личности и содействовали этим общественному прогрессу.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей сообщил рассказчик в начале повести?

2. Какими увидел он героев во время цервой встречи? Что рассказал о бедной Дуне ее отец? Что думал о судьбе дочери Самсон Вырин, почему он так горевал? Сбылись ли предположения станционного смотрителя?

3. В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Каким героям повести вы сочувствуете?

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передает, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вис вызвала?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Выучите наизусть строчки, в которых Пушкин говорит об особых минутах творчества, прочитайте их вслух, подчеркнув чтением это состояние вдохновения.

2. Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли себе внешний облик героев?

3. Подготовьте план вечера, посвященного произведениям Пушкина (стихотворения, поэмы, повести).

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
ОБРАЗ И. П. БЕЛКИНА В ПРЕДИСЛОВИИИ К «ПОВЕСТЯМ. «

В. С. Белькинд
Ещё раз о «загадке» И. П. Белкина

Среди пушкинистов до сих пор не утихает спор о том, кто же такой Иван Петрович Белкин и какова его роль в сюжетно-композиционной организации цикла.

Белкин И. П. — это лишь особое читательское восприятие, та призма, проходя через которую, объединяются в общую рамку различные стилевые потоки. Присутствие Белкина (а оно важно для всех рассказов цикла) помогает соотнести на равных началах различные контексты (устный сказ рассказчиков, точку зрения героев, авторское начало) с различными типами читательского восприятия.

Исходя из такой предпосылки, попытаемся предложить еще одно объяснение «загадки» Белкина.

В тридцатые годы, в пору написания «Повестей Белкина», между Пушкиным и читателями нарушается то взаимопонимание, которое существовало ранее. Возникает несоответствие между возможностями читательского восприятия и пушкинским реалистическим текстом, который не укладывается в привычные для читателя представления. Пушкин очень тяжело переживал создавшуюся ситуацию.

Читайте также:  Всем хорошо настроения ребят

Трагическое раздумье об этом становится темой ряда лирических стихотворений 30-х годов, маленьких трагедий. В восьмой главе романа «Евгений Онегин» (завершенной в 1830-м году в Болдине), подводя итоги очень важному разговору ç читателем, поэт высказывает страстное желание найти читателя-друга:

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.

Можно предположить, что написанное в это же время предисловие к «Повестям. » от издателя А. П. и сам образ Ивана Петровича Белкина связаны с этим же кругом проблем, которые так волновали писателя. Тогда предисловие получает особый смысл.

Пожилой ненарадовский помещик с его убеждением, что сочинять вообще неприлично, с его ограниченностью, житейским благоразумием, снисходительным отношением к Белкину — представляет тип того массового читательского сознания, которое не донимало и не принимало Пушкина. Реализм повестей, их оригинальность, новаторство воспринимались как «недостаток воображения». Для такого читателя N сюжеты повестей — занимательные истории, страсть к которым питали еще фонвизинские Митрофанушка и Скотинин.

Другой тип читательского сознания находит свое воплощение в образе И. П. Белкина. Это прямая противоположность ненарадовскому помещику, который, сравнивая себя с Белкиным, справедливо считал, что «. ни привычками, ни образом мыслей, ни нравом мы большею частью друг с другом не сходствовали».

Контрастность двух типов читательского сознания заключена уже в эпиграфе, который был напечатан на титульном листе прижизненного издания в 1831 году.

Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. («Недоросль»).

Этот эпиграф, важный для понимания всего цикла, — купированный отрывок из контекста фонвизинской комедии.

Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Mилон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын! Откуда что берется!

Диалог из «Недоросля», процитированный в качестве эпиграфа, воспринимается сегодня односторонне. В полном тексте комедии разговор Правдина и Милона с г-жой Простаковой и Скотининым служил выявлению противоположности между двумя уровнями культуры. Комическая двуплановость возникает из различного толкования значения слова «истории». Для Правдина и Милона «история» — это наука, для Простаковой и Скотинина «история» — это сказки и занимательные байки.

Каждая группа героев имеет свое, как говорит Скотинин «по мне», представление о жизни.

Пушкин оставляет в эпиграфе только одно — митрофановское толкование истории, соответствующее позиции ненарадовского помещика. Но ему было важно показать, что существует и правомерен другой подход и осмысление различных жизненных историй, другая возможность читательского восприятия.

И. П. Белкин — идеальный для Пушкина слушатель и читатель. Воспринимая рассказы различных повествователей, он проникает в их подлинную историческую сущность. Сюжеты повестей для него не побасенки, не истории в духе Вральмана, а реальные эпизоды действительной жизни. Белкин хорошо знает русскую действительность, т. к. «в течение двадцати лет изъездил всю Россию по всем направлениям»; он демократичен, образован. Пропуская сюжеты повестей через такой тип читательского „ сознания, Пушкин добивается их объединения в общую картину жизни России. Образ Белкина возникает как стремление найти понимающего его демократического читателя, активно мыслящего, принимающего новую систему повествования, который за традиционными сюжетами может распознать реальную картину действительности.

Создавая новую реалистическую прозу, Пушкин в «Повестях Белкина» лукаво предлагал читателю такие сюжеты, которые проецировались на известные традиции сентиментально-романтической школы. Однако это приводило большинство читателей к ложному пониманию сюжета повестей в рамках известных канонов. Пушкин же хотел иметь такого реципиента (получателя чего-либо), который бы сумел в рассказанных историях увидеть сложные противоречия действительности, не укладывавшиеся в готовые схемы. Такого читателя в 30-е годы почти еще не существовало. Но мечта о том времени, когда читатель станет подготовленным для понимания новых принципов отражения жизни в литературе, нашла свое отражение в мистифицированном образе И. П. Белкина — читателе-друге, слушателе, способном соединить различные сюжеты воедино, услышанные истории воспринять и осмыслить не как занимательные «сказочки», «анекдотцы», а как высшую правду жизни.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

Источник

Оцените статью