Таблица чувств вда pdf
ЛОТОС. Группа ВДА. запись закреплена
Инструмент ВДА — «Таблица чувств». Как с ним работать?
В самой верхней строке перечислены базовые чувства, которые являются производными для остальных (они размещены внизу, в столбике определенного базового). Это чувства радости, гнева, страха, грусти, любви. К примеру, тревога – это своего рода разновидность страха, но обусловлена она не моментом здесь и сейчас, а переживанием о будущем. Интерес – это радость от познания, стремление узнать что-то новое.
Ниже перечислены часть возможных мыслей или состояний человека, которые могут быть вызваны теми или иными чувствами.
Попробуйте поработать с этой таблицей каждый раз, когда вы испытываете трудность в определении своих эмоциональных переживаний. Обращайтесь к ней в той ситуации, когда вам сложно разобраться в своём чувстве, или вы испытываете общий дискомфорт и не знаете, что с ним сделать.
Со временем ваши знания о ваших эмоциях и чувствах станут богаче, а ваша жизнь – намного насыщеннее и ярче!
Источник
Таблица чувств вда pdf
ТАБЛИЦА ЧУВСТВ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ
«Мне сложно разобраться в своих чувствах» — фраза, с которой сталкивался каждый из нас. А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают (и возможно, они правы), что смысл жизни — в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.
Он выделил 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение,
радость,
удивление,
горе-страдание,
гнев-ярость,
отвращение-омерзение,
презрение-пренебрежение,
страх-ужас,
стыд-застенчивость,
вина-раскаяние.
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Таблица чувств и эмоций человека
И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.
Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.
Источник
Таблица чувств вда pdf
Тема с дневником чувств частично закрыта для новичков.Вообще-то это для меня странно.. Ведь где-то же мы должны спрашивать?
Поэтому напишу свой вопрос по дневнику чувств сюды, в надежде, что знающие и практикующие найдутся и откликнуться.
Уже неделю, как заполняю этот самый дневник. Пишу его вечером, перед сном. Проблема в том, что я совершенно не замечаю, что происходит с моим телом Вот чувство назвать могу, ситуацию, мысли и прочее, а вот что было в этот момент с телом — никак. Это важно, да? А как научиться обращать внимание на тело?
И ещё, я как увижу списочек (дохожу до 12 -14) за день — меня оторопь берёт: сплошные неприятные чувства — гнев, обида, раздражение, страх, одиночество
Может что не так делаю? И когда придёт обещанная «польза» от ведения дневника? Глядя на свой списочек ощущаю лёгкое отчаянье — как будто я смертельно больна и смотрю на свой листочек с результатами анализов и вижу . лекарства не действуют
_____________
Жила-была Личность…
Одни считали ее Тёмной,
другие — Светлой…
Всё зависело от освещения…
Шторм
привет. Я писала такой дневник.
Событие
чувства (по таблице)
что чувствую в теле
что хотела сделать?
что сделала?
что считаю теперь нужным сделать?
и самое важное было — стараться прописать по «горячим следам». Потому что забывались ощущения в теле очень быстро. Их и сразу то найти было сложно.
Цитата |
меня оторопь берёт: сплошные неприятные чувства — гнев, обида, раздражение, страх, одиночество |
Цитата (Итицкая сила @ 20.10.2015 — 08:57 |
Я писала такой дневник. |
Событие
чувства (по таблице)
что чувствую в теле
что хотела сделать?
что сделала?
что считаю теперь нужным сделать?
Спасибо за ответ
У меня немного другая схема (но я так поняла, что их много) Мне дала знакомая психолог, работает с АН
Выглядит так:
— Чувство
— Событие (когда пришло чувство)
— Что происходило в теле
— приятно/неприятно
— Что сделала?
Вот и все вопросы
Цитата (Итицкая сила @ 20.10.2015 — 08:57 |
Я еще отпустила цель и просто писала дневник. Не для помочь, а записывала узнать себя. |
О цели я никогда не думала. В смысле у меня её нет. Та, что посоветовала мне это, как упражнение, сказала, что это помогает при выздоровлении. Ну я и начала активно «бороться» за свою новую жизнь
Вот графа о теле — у меня регулярно пустует. И раздражало, что после выполнения этого задания — нет чувства удовлетворения от проделанной работы.
_____________
Жила-была Личность…
Одни считали ее Тёмной,
другие — Светлой…
Всё зависело от освещения…
Шторм
у меня было одно что-то. Например сведенные скулы. А потом я решила загуглить, а как проявляются то чувства в теле? Ну если я не знаю, как, что делать то? И почитала. А потом прислушивалась, а у меня так? А что не так? Потом в один момент заметила, что сведены скулы. И в голове мысль, я что сейчас злюсь? Оказалось, да а я и не чувствовала. А тело говорит. А я то не привыкла его слушать (в смысле тело).
Цитата |
Ну я и начала активно «бороться» за свою новую жизнь |
Цитата (Итицкая сила @ 20.10.2015 — 11:58 |
В своём темпе, комфортном. |
А мне отзывается это Устала я от «пятилеток», которые обязательно нужно сдавать. Вот и я говорю себе: «Радость моя, давай потихонечку, как умеешь » А то «отличница» внутри меня всё требует правильного выполнения задания, успешного развития событий, медаль и грамоту за отвагу. А я ей: «Нет, Радость моя, потихонечку, как умеешь». Так и воюем
Цитата (Итицкая сила @ 20.10.2015 — 11:58 |
А потом я решила загуглить, а как проявляются то чувства в теле? Ну если я не знаю, как, что делать то? |
Здорово! Хороший выход! Мне он в голову не приходил Это снова моя «отличница» нос высунула: «Не знаю, значит надо спросить у учительницы, как правильно».
_____________
Жила-была Личность…
Одни считали ее Тёмной,
другие — Светлой…
Всё зависело от освещения…
Цитата (Шторм @ 20.10.2015 — 08:47 |
Вот чувство назвать могу, ситуацию, мысли и прочее, а вот что было в этот момент с телом — никак. Это важно, да? А как научиться обращать внимание на тело? |
Да. Важно.
Есть упражнение: поставить напоминалку в телефон на каждые, скажем, два часа с двумя вопросами: 1. что я сейчас чувствую в теле 2. как я могу улучшить своё состояние
Например: Замёрзли пальцы ног, я не плюнула, а встала и надела носки.
Упражнение простое, однако у меня работало на ура. Через неделю-две я уже куда острее ощущала себя телесно. Вообще если потихоньку начинать реагировать даже на самые слабые и еле различимые сигналы тела, они станут громче.
Цитата (Шторм @ 20.10.2015 — 08:47 |
И ещё, я как увижу списочек (дохожу до 12 -14) за день — меня оторопь берёт: сплошные неприятные чувства — гнев, обида, раздражение, страх, одиночество Может что не так делаю? И когда придёт обещанная «польза» от ведения дневника? |
Как по мне, так польза в осознании, а не в том, чтобы все чувства были из колонки радости. Это вообще здорово принимать себя во всех чувствах, не покидать и не отвергать. Они на самом деле не делятся на «хорошие» и плохие те, которые нужно срочно прорабатывать или подавлять.
В норме чувства, если им давать пространство, текут и изменяются САМИ.
Все эти обиды, гнев и раздражения есть внутри, значит есть неоплаканные травмы, неустановленные границы, не возмещённый себе ущерб. Это сигналы от внутреннего ребёнка.
И на всякий случай вот ссылка на описание чувств из 4 шага Красной Книги. Полистай, там это где-то в середине.
Цитата (Brandy @ 20.10.2015 — 12 :39 |
Есть упражнение |
О, спасибо! Попробую.
Цитата (Brandy @ 20.10.2015 — 12 :39 |
Они на самом деле не делятся на «хорошие» и плохие те, которые нужно срочно прорабатывать или подавлять. |
Я не делю. Стараюсь. Различаю приятные и неприятные. Вот и становится неприятно, что неприятных больше
Цитата (Brandy @ 20.10.2015 — 12 :39 |
И на всякий случай вот ссылка на описание чувств из 4 шага Красной Книги. |
Получается, что тело — часть меня. Прислушиваясь к телу — прислушиваюсь к самой себе. Удовлетворяя нужды своего тела (как твой пример с носками), я люблю себя.
_____________
Жила-была Личность…
Одни считали ее Тёмной,
другие — Светлой…
Источник