Эмоции и мотивы
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.
Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т.п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается.
Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.
А.Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж.Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р.У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.
Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б.И. Додонов подчеркивает двойственность ее психологической сущности: эмоции есть одновременно и оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека на те или иные объекты или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.
В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).
Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.
Те процессы, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений, заслуживают отдельного внимания психологов — исследователей проблемы соотношения эмоций и мотивов.
Источник
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями
Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то вол-
нует, значит, это связано с мотивами. Известно, что одной из функций мотива является смыслообразование (т. е. то, ради чего действует субъект). Эмоции всегда являются психическим отражением этих смыслов, и именно поэтому эмоции — ключ к разгадке и изучению неосознаваемых мотивов.
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий.
Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т. п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается. Эмоция — это психическое отражение актуального состояния потребностей. Так, невозможность удовлетворить ту или иную потребность сопровождается фрустрацией — негативным эмоциональным состоянием. Потребность — объективная необходимость во внешнем благе — всегда представлена в психике субъекта в виде эмоций, желаний и влечений. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности. Эмоции могут играть роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими. Однако А. Н. Леонтьев считал, что
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 56
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Итак, мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.
Источник
Билет 17 Связь эмоций с мотивацией
А.Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж.Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р.У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.
В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).
Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.
Билет 18. Классификации эмоций (Рубинштейн, Леонтьев).
· Рубинштейн
Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Эмоции легче выявить тогда, когда потребности не удовлетворены.
Эмоциональные переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность).
Объективная роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между собой события в жизни человека с его потребностно — мотивационной сферой. Эмоции всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по отношению к каким-либо событиям.
Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности.
Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
ü Чувства (эмоции) — переживания, передающие отношение человека к внешнему миру.
Выделяют 3 уровня чувств (в связи с мотивационно — потребностной сферой личности и по возможности осознания):
1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека.
2. Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека.
3. Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Пр.: чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического.
ü Аффекты – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.
ü Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов.
ü Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние.
· Леонтьев
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции есть ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление.
Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни.
Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:
ü Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Не являются управляемыми.
ü Собственно эмоции– более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер — способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации — эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
ü Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Связь эмоций с мотивациями
В литературе встречаются весьма различные представления о взаимодействии эмоций и мотиваций.
По И. С. Бериташвили (1968), эмоциональное возбуждение связано с удовлетворением трех основных потребностей организма животных: потребности в пище и питье, потребности самозащиты от повреждающих агентов и потребности размножения. Эмоциональное пищевое возбуждение (т. е. состояние голода) лежит в основе эмоционального пищевого поведения. Согласно представлениям Hebb (1953), все мотивации обусловлены стремлением избежать неприятных эмоциональных ощущений.
Ю. Конорски (1970) считает эмоцией субъективные переживания, связанные с определенными типами драйвов, т. е. состояниями, близкими к «побуждению», «мотивации», направляющими организм на осуществление исполнительных реакций. Систему, контролирующую драйвы и антидрайвы, он называет эмотивной или мотивационной, используя оба термина как синонимы.
Ряд авторов разграничивают понятие мотиваций и эмоций.
По П. В. Симонову (1970), наличие потребности — обязательное условие возникновения любой эмоции. Однако мотивации могут совершаться и без эмоций. Mathis (1967) считает, что потребность обусловливает любой целенаправленный поведенческий акт, независимо от того, вовлекается ли при этом аппарат эмоций. Young (1943) указывает, что эмоция возникает на базе сильной мотивации, если что-либо нарушает возможность се реализации.
Однако взаимодействие мотиваций и эмоций не абсолютно. Может быть атака без аффекта и убегание с аффектом. Любое поведение, любая форма активности может сопровождаться или не сопровождаться эмоциональным состоянием. Эмоция — состояние, возникающее на психологическую ситуацию, а мотивация — процесс, обусловленный эндогенными условиями.
Однако такие представления слишком схематичны и не учитывают разнообразия этих явлений.
При селекции тех форм поведения, которые могут быть отнесены к эмоциональным, возникают неожиданные трудности, так как не определены границы и четкие различия между эмоциями и мотивациями. Поэтому ряд авторов в число эмоций включают голод, жажду. По мнению других, это типичные мотивации. Как подчеркивает Young (1943), мы говорим о чувстве голода, но не называем это эмоцией.
Эмоция берет начало в психологической ситуации, но не является результатом впутриоргаиизменных сдвигов, побуждающих «аппетиты». Однако К- В. Судаков (1971) пишет о мотивации «страха».
Исходя из того, что целый ряд сложных мотивационных поведенческих реакций может возникать без эмоционального «налета», более осторожные исследователи включают в число эмоций у животных только три: страх, ярость и удовольствие. Причем первые две формы поведении привлекаются главным образом из-за чрезвычайно яркого и по внешнему виду, безусловно, «эмоционального» комплекса их внешних проявлений.
— Вернуться в оглавление раздела «Психиатрия.»
Источник