- Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Как проявляются индивидуально психологические особенности личности
- Темперамент
- Типы темперамента по Гиппократу
- Темперамент в современной психологии
- Свойства
- Характер
- Классификации
- Акцентуации
- Структура
- Способности
- Эмоции
- Заключение
Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности
Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.
Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.
Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Теория темперамента И.П. Павлова
Свойства темперамента:
— сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;
— активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;
— реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;
— темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;
— пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;
— ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;
— эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;
— экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;
— интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.
На рис. 6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.
Рис. 6.3. Свойства четырех типов темперамента
Характер (от греч. черта, признак, особенность) – это:
— иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения;
— «совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими».
Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus – ударение) – яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) на другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья.
На рис. 6.4 показаны свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности, приведены две классификации черт характера, а также некоторые распространенные акцентуации характера, не являющие клинической патологией.
Рис. 6.4. Свойства, выразительные признаки, черты и акцентуации характера
Свойства характера:
— определенный – характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт;
— неопределенный – характер, в котором доминирующие черты отсутствуют или выражены очень слабо;
— цельный – характер, в котором отсутствуют противоречия между отдельными чертами;
— противоречивый – характер, отдельные черты которого не согласованны и конфликтуют между собой;
— сильный – характер с высоким уровнем развития волевых черт;
— слабый – характер с низким уровнем развития волевых черт.
Способности (англ. aptitude, abilities, capabilities) – это:
— «индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности»;
— «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии освоения и реализации деятельности».
Способности могут быть физическими или ментальными, они являются составной частью компетентности в выполнении определенного вида работы на определенном уровне.
На рис. 6.5 представлены классификации способностей личности по шести основаниям.
Рис. 6.5. Классификации способностей
Общие способности в норме имеются у большинства людей данной возрастной категории и в той или иной мере задействованы во всех видах деятельности. Специальные способности не являются широко распространенными, они обнаруживаются в отдельных специальных областях деятельности, позволяя достичь высоких результатов.
Способности имеют свои сензитивные периоды развития – ограниченные промежутки времени (возрастные интервалы), в течение которых организм наиболее чувствителен к специфическим влияниям, это оптимальные периоды для эффективного развития психических функций.
Факторы, определяющие развитие способностей:
Показатели наличия способностей у человека:
— склонность к занятиям данной деятельностью;
— скорость продвижения в овладении способов и приемов деятельности;
— уровень достижений (качественный, количественный);
Рис. 6.6. Уровни развития способностей
Задатки (англ. inclinations) – врожденные анатомо-физиологические особенности человека (типологические свойства нервной системы, особенности строения сенсорных систем, а также отдельных зон коры больших полушарий головного мозга), составляющие основу формирования и развития тех или иных способностей. Задатки многозначны, неспецифичны к конкретным содержанию и формам деятельности; на основе одних и тех же задатков могут сформироваться и развиться различные способности.
Склонность (англ. disposition) – позитивное, внутренне мотивированное отношение, естественная предрасположенность, интерес, влечение к какому-либо виду деятельности.
Общая одаренность (англ. general aptitude, general giftedness) – синоним общих способностей, определяющих возможность достижения человеком более высоких (по сравнению с условным средним уровнем) результатов в некотором диапазоне деятельностей; является основой развития специальных способностей.
Выделяют следующие виды одаренности:
— по особенностям возрастного развития – ранняя / поздняя;
— по форме проявления – явная / скрытая,
— по степени сформированности одаренности – актуальная / потенциальная.
Талант (англ. talent) – высокий уровень развития способностей и их сочетаний (чаще – специальных), проявляющийся в творческих видах деятельности и обеспечивающих достижение выдающихся результатов в определенной деятельности.
Гениальность (от лат. genius – дух) – высочайшая степень одаренности личности, воплощающаяся в творчестве, которое имеет историческую значимость для жизни всего общества.
Направленность личности – термин отечественных психологов, обозначающий индивидуальную систему устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность. Направленность личности характеризуется следующими качествами: уровнем, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Мотив (от лат. moveo – двигаю; англ. incentive) – это:
— материальный или идеальный «предмет», а также психический образ данного предмета, вызывающий и направляющий деятельность для удовлетворения определенных потребностей субъекта (внешний мотив);
— «внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения» человека, побуждающая к деятельности и придающая ей осмысленность (внутренний мотив).
Мотивация (англ. motivation) – процесс образования, формирования мотивов, а также «движущая сила», характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческуюактивность.
Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.
Потребность (англ. needs) – «состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности». Неопредмеченная потребность побуждает и направляет поисковую активность, направленную на идентификацию предмета потребности. Опредмеченная потребность становится мотивом.
Деятельность побуждается сложным сочетанием мотивов, из которых некоторые мотивы являются ведущими, выполняющими функции смыслообразования, и подчиненные (мотивы-стимулы), которые реализуют стимулирующие функции.
На рис. 6.7 слева направо представлены:
— оригинальная версия иерархической модели потребностей человека, разработанная и опубликованная А. Маслоу в 1954 году (пятиуровневая модель);
— адаптация иерархии А. Маслоу 1970-х гг., в которую дополнительно введены два уровня потребностей – когнитивные и эстетические;
— адаптация иерархии А. Маслоу 1990-х гг., в которую добавлен восьмой уровень – трансцендентные потребности.
Рис. 6.7. Иерархическая система потребностей
Уровни потребностей человека:
1. Биологические и физиологические потребности – базовые потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания организма; это потребности в воздухе, пище, воде, сне, сексе, жилье и т.д.;
2. Потребности в безопасности – выступают на первый план после удовлетворения потребностей первого уровня; это потребности защиты в критических ситуациях, безопасности, порядка, закона, стабильности;
3. Потребности в принадлежности и любви – после удовлетворения потребностей первого и второго уровня, у человека ведущими становятся социальные потребности; это потребности в семье, любви, отношениях с другими людьми;
4. Потребности в уважении – достижение независимости, некоторого статуса, успеха, признания;
5. Когнитивные потребности – на этом уровне развития потребностей человек чувствует необходимость расширения границ своего познания окружающей действительности и преследует цели увеличения своих знаний о мире и получения нового опыта; это потребности в новых знаниях и смыслах;
6. Эстетические потребности – на данном уровне развития потребностей у человека возникает тяга к обновлению себя как личности посредством приобщения к красоте, природе, искусству, музыке и другим эстетически красивым вещам, которые может предложить мир; это приводит к развитию чувства прекрасного, близости и единения с природой, гармонии;
7. Потребности в самореализации (в русскоязычной литературе используется перевод как «потребности в самоактуализации») – потребности в реализации личностного потенциала, самореализации, поиск точек личного роста;
8. Трансцендентные потребности – достигнув самореализации, у человека возникает желание помочь самореализации других; поступая таким образом, личность выходит за границы сознания обычного человека и начинает воспринимать окружающий на мир на другом уровне бытия.
Источник
Индивидуально-психологические особенности личности
Индивидуально-психологические особенности личности – это врожденные и приобретенные уникальные свойства, которые являются условиями психической активности человека и определяют специфику выполнения им какой-либо деятельности. Говоря простыми словами, это основы, механизмы, законы функционирования психики отдельного человека. Разберем подробнее, что такое индивидуально-психологические особенности, и рассмотрим их проявления.
Как проявляются индивидуально психологические особенности личности
Психология изучает общие и индивидуальные законы формирования, развития психики. К слову, их изучает не только психология, но и философия, социология. К первому (общим закономерностям), например, относится теория о возрастных кризисах, концепция о психологических механизмах защиты. Ко второму – представления о становлении индивидуально-психологических характеристик. Что относится к ним? К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и его отдельные черты, способности, эмоционально-волевая сфера.
Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на какие-то события или как рассказываем какую-то историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанны, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Впрочем, мы уже забежали немного вперед. Давайте разберем каждую из основных индивидуальных характеристик подробнее, в том числе темперамент.
Интересно! Изучением индивидуально-психологических особенностей занимается специальных раздел психологии – дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Она объясняет, почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному, почему в одних и тех же условиях вырастают дети с совершенно разным будущем и т.д.
Темперамент
Темперамент – это тип нервной системы, врожденная характеристика. Это совокупность психофизических свойств личности, определяющая специфику выполнения деятельности. Ритм, скорость, интенсивность реакций – все это зависит от темперамента. Давайте подробнее разберем типы темпераментов, а потом их свойства.
Типы темперамента по Гиппократу
Впервые о темпераментах заговорил Гиппократ. Он выделил четыре типа личности на основе того, какая жидкость преобладает в человеке:
- Холи (желчь). Это подвижные, а иногда и суетливые люди. Отличаются резкими перепадами настроения и общительностью, переходящей в навязчивость.
- Флегма (слизь). Это спокойные, рассудительные, медлительные люди.
- Мелан холи (черная желчь). Это пессимисты, пребывающие в упадке сил и отличающиеся нерешительностью.
- Сангва (кровь). Это активные и упорные люди, которые всегда добиваются своего. Прирожденные лидеры.
С тех пор было проведено много исследований, появились разные классификации темпераментов, но эту типологию берут за основу до сих пор. Правда, о преобладании жидкостей уже никто не говорит, да и названия немного изменились. Изучение темпераментов ведется вокруг реакций возбуждения и торможения. А главным лицом в этой теории считается И.П. Павлов.
Темперамент в современной психологии
В современной психологии используют следующую классификацию темпераментов:
- Холерик. Сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Про таких говорят «Заводится с полпинка». Правда, так же быстро холерик остывает. Причем он не просто остывает, а забывает причину ссоры, сам неприятный факт. Поэтому с холериками трудно решать разногласия. Холерики обладают лидерскими качествами, но несдержанность и эмоциональность мешает им добиться стабильного результата в жизни.
- Сангвиник. Подвижный, уравновешенный, сильный тип. Процессы возбуждения и торможения протекают быстро, но это не так ярко отражается на настроении, как у меланхолика. Сангвиники больше уходят в юмор. Их можно назвать отходчивыми. Они отличаются высокими адаптивными способностями, гибкостью, общительностью. Это позитивные и активные люди, которые умеют найти подход к каждому человеку, обладают лидерскими характеристиками. Сангвиник не терпит скуку и однообразие. Для него характерна высокая скорость и сила выполнения деятельности.
- Флегматик. Сильный, уравновешенный, неподвижный тип. Реакция возбуждения слабая. Флегматики отличаются сдержанностью и рассудительностью, которые иногда переходят в занудство. Это исполнительные и самые ответственные работники, но в быту с флегматиком сложно. Он скуп на эмоции, не умеет сопереживать, осторожен и пассивен. Не любит сюрпризы, эксперименты, новизну. Его сдержанность, стрессоустойчивость и хладнокровие иногда принимаются окружающими за равнодушие. Флегматики не любят смены деятельности.
- Меланхолик. Слабый, неуравновешенный, подвижный тип. Как и у холерика, у него постоянно скачет настроение, но преобладают негативные оттенки. Это пассивный, неуверенный в себе, ранимый тип. Быстро устает, плохо адаптируется к изменениям. Вместе с тем это самые душевные и сопереживающие люди с богатым и интересным внутренним миром.
Психологи отмечают, что в чистом виде не встречается ни один темперамент. То есть чаще в человеке смешано 2 или 3 типа.
Кроме этого, в современной психологии опираются на типологию темпераментов К.Г. Юнга. Он выделил два типа: экстраверты и интроверты. Первые направляют свою энергию во внешний мир, вторые – во внутренний мир. У экстравертов потребность в социальных контактах, групповой работе выражена острее, чем у интровертов. Последние склонны к уединению. Это связно с тем, что у интровертов выше чувствительность к внешним раздражителям. Экстраверты более устойчивы, поэтому для возбуждения им нужны сильные эмоциональные воздействия.
Свойства
Уравновешенность, подвижность, сила – это свойства темперамента. Об этом мы уже упомянули, но существуют и другие свойства. Разберем их подробнее:
- сензитивность (чувствительность) – реакция на минимальное воздействие раздражителя;
- реактивность – сила эмоциональной реакции на раздражители;
- активность – активность в межличностных отношениях, при выполнении деятельности;
- темп реакций – скорость движений, речи, мышления, выполнения деятельности;
- подвижность (пластичность/ригидность) – скорость адаптации к меняющимся условиям.
Представим портреты темпераментов через таблицу, где «+» – это высокий уровень, а «–» – низкий уровень какого-либо свойства.
Сензитивность | Реактивность | Активность | Темп реакций | Подвижность | |
---|---|---|---|---|---|
Холерик | – | + | + | + | + |
Сангвиник | – | + | + | + | + |
Флегматик | – | – | + | – | – |
Меланхолик | + | – | – | – | – |
Важно! Особенности темперамента нужно учитывать в процессе обучения, при трудоустройстве и при построении отношений с окружающими. От совместимости темпераментов зависит психологический климат в семье, трудовом коллективе, классе, группе.
Характер
Характер – это комплекс приобретенных свойств личности. Не верьте тем, кто говорит: «Такой у меня характер» или «Не сошлись характерами». В отличие от темперамента, характер можно изменить.
Для начала дадим определение понятию. Характер – это комплекс устойчивых свойств личности, которые определяют поведение и реакции человека и его отношение к другим людям и себе. А теперь разберем несколько классификаций характеров.
Классификации
З. Фрейд в рамках своей теории о психосексуальном развитии личности выделил такие типы характера:
- Оральный. Это раздражительный человек, склонный к перееданию, злоупотреблению алкоголем, курению и другим зависимостям. Среди людей этого типа встречаются представители двух подвидов: пассивно-оральные и орально-агрессивные. Первые отличаются наивностью, внушаемостью, ведомостью. Вторые отличаются цинизмом, часто проявляют агрессию, жаждут власти, склонны манипулировать людьми.
- Анальный. Это чрезмерно педантичные, скрытные люди, склонные к накопительству. Как и в случае с оральным характером, здесь существуют два подтипа: анально-удерживающий и анально-выталкивающий. Люди первого типа отличаются жадностью, упрямством. Люди второго типа отличаются эмоциональной нестабильностью и агрессивной тягой к лидерству.
- Фаллический. Люди этого типа стараются максимально во всем продемонстрировать свою мужественность/женственность. Причем не в лучших формах: дерзость, стервозность, развратность. Это люди крайностей. Они или ненавидят себя, или обожают; или хранят верность, или регулярно вступают в случайные связи; или чрезмерно осторожны, или ведут разгульный и опасный образ жизни и т.д.
- Генитальный. По мнению Фрейда, это оптимальный, здоровый тип характера. Ему присущ высокий уровень стрессоустойчивости, развитые адаптационные способности, общительность, открытость, активность. Такие люди добиваются успеха во всех сферах жизни и умеют расположить к себе.
Другой психоаналитик Александр Лоуэн назвал такие типы характеров:
- Оральный. Это люди, которые зависят от чужого мнения, боятся быть отвергнутыми, брошенными. Каждую минуту они требуют внимания к себе, ждут слов любви. Однако отдавать тепло они не умеют.
- Мазохистский. Это скрытные, недоверчивые и злопамятные люди, склонные к самонаказанию и самобичеванию. Они привыкли играть роль жертвы, страдать. Те, кто оказываются рядом с ними, становятся невольными участниками каких-то драм.
- Истерический. Это очень артистичные люди. Они не живут, а играют на сцене. Каждое их слово, реакция, жест четко выверены и отрепетированы. Однако чрезмерная эмоциональность мешает строить и осуществлять долгосрочные планы. Таким людям нужны эмоции, поэтому они постоянно попадают в какие-то неприятности, становятся участниками или зачинщиками скандалов, драк.
- Нарциссический. Это люди, которые руководствуются исключительно личными интересами. Люди для них – инструменты, средство достижения личных целей. Нарцисс не умеет сопереживать, сочувствовать. Он самоутверждается за счет других. Не переносит одиночества, так как ему нужно видеть, слышать и чувствовать восхищение собственной персоной.
- Шизоидный. Люди, которые живут в своем мире. Внешне кажется, что они холодные, черствые, равнодушные. Но это не так. Во внутреннем мире шизоида кипят страсти, он умеет любить, увлекаться чем-то. Но он не терпит «воды» и чего-то поверхностного. Тщательно выбирает друзей, увлечения, работу.
Полагаю, вы обратили внимание, что характеры получают свои названия по набору отдельных, ведущих качеств. Поэтому иногда типы характеров называют типами акцентуаций. Но давайте разберем это отдельно.
Обратите внимание! Не бывает плохих или хороших характеров. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
Акцентуации
Акцентуации – это заостренные черты характера. То есть это некоторая дисгармоничность, при которой одни черты слабо выражены, а другие чрезмерно развиты.
В психологии принято ориентироваться на типологию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко:
- Гипертимный тип. Это находчивые, активные и общительные люди. Они везде пробьют себе дорогу, правда, с долгосрочным планированием возникают проблемы. Склоны к риску, редко думают о последствиях своих действий.
- Циклоидный тип. Жизнь таких людей состоит из циклов: то хорошее настроение, то плохое, активность сменяется пассивностью, период повышения работоспособности переходит в период упадка сил и т.д. Если общаться с этим человеком изредка, то может сложиться впечатление, что вы имеете дело с разными людьми. Одна фаза цикла длится 2–4 недели.
- Лабильный тип. Непредсказуемый и эмоционально нестабильный тип. Отношение к себе, другим людям и миру напрямую связано с настроением. Заметна повышенная чувствительность к внешним раздражителям.
- Астеноневротический тип. Тревожный, капризный, вялый тип, склонный к ипохондрии – чрезмерной озабоченности собственным здоровьем. Такие люди быстро устают от работы, общения и другой активности.
- Сензитивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди. Предпочитают уединение, спокойные и тихие игры, увлечения «на одного». В присутствии близких людей ведут себя раскованно, но в кругу малознакомых лиц отличаются замкнутостью, нерешительностью.
- Психастенический тип. Это тревожные, мнительные, нерешительные люди, склонные к философствованию. Быстро устают, страдают перепадами настроения. Часто уходят в себя.
- Шизоидный тип. Эти люди выстраивают между собой и миром невидимую стену. У них не выражена потребность в социальных контактах, им хорошо в одиночестве. Это упрямые и целеустремленные люди, которые не любят лить воду. Им важна суть вещей, а не форма. Словам предпочитают поступки.
- Эпилептоидный тип. Это пассивный, негибкий тип, который склонен к аффективным вспышкам. Причем в данном случае аффект длится достаточно долго – до нескольких дней. Все это время человек пребывает в подавленном настроении и ищет того, на кого можно сорвать злобу. Эпилептоиды бывают опасными для окружающих, в период вспышки способны на насилие.
- Истероидный тип. Таких людей отличает эгоцентризм. Они равнодушны к проблемам и интересам других, жаждут постоянного внимания к своей персоне. Склонны к манипуляциям и шантажу, в том числе демонстративным попыткам суицида.
- Неустойчивый тип. Люди этого типа не любят работать, пытаются убежать от реальности и ответственности в мир развлечений, игр. Не могут находиться в одиночестве. В компаниях занимают положение ведомых.
- Конформный тип. Люди этого типа боятся новизны, не воспринимают ее ни в каких формах. Они привязываются к вещам, людям, работе, порядку и т.д. Долго осваиваются в новой обстановке и с трудом адаптируются к любым изменениям в жизни. В группе чаще оказываются ведомыми, чем ведущими.
Возможно, вас смутили некоторые названия, уж очень они похожи на названия психических расстройств. Не пугайтесь. Акцентуация это не патология. Однако и к норме ее отнести нельзя. Это пограничное состояние между нормой (гармоничным характером, в котором все черты уравновешены, компенсируют друг друга) и патологией (психопатией). Акцентуации нужно контролировать и по возможности корректировать, так как при влиянии неблагоприятных факторов они могут перейти в патологию.
Структура
Структура характера – это группы ведущих черт. В психологии нет общепринятой классификации, но условно можно выделить такую структуру характера:
- эмоциональные черты – жизнерадостность или угрюмость, чувствительность или черствость;
- волевые черты – решительность и нерешительность, самостоятельность и зависимость, инициативность и пассивность;/li>
- моральные черты – доброта и жестокость, отзывчивость и равнодушие, искренность и лживость;
- интеллектуальные черты – любознательность или безразличие, сообразительность или тупость, находчивость или растерянность.
В быту встречается много неофициальных названий характеров: слабохарактерный (тряпка), стальной характер (человек со стержнем), никакой характер (человек «ни рыба ни мясо»). Все это имеет отношение к структуре характера. То есть окружающие замечают, какая группа черт выражена сильнее или слабее и на основе этого дают название всему характеру. Например, под стержнем подразумеваются развитые волевые качества.
Способности
Способности – это врожденные данные. Если говорить точнее, то с рождения нам даются задатки, и в дальнейшем от условий развития человека зависит, разовьются они в способности или нет. Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования способностей. Способности – это свойства личности, помогающие достичь больших успехов в выполнении какой-либо деятельности по сравнению с другими людьми.
Способности бывают биологически обусловленными (даны от природы) и социально приобретенными (специфические способности). Кроме этого, в психологии принято выделять такие типы способностей:
- Общие. Помогают добиваться успеха в любом виде деятельности. Примеры общих способностей: хорошая память, высокая устойчивость внимания и подвижность психики.
- Специализированные. Увеличивают шансы на успех в освоении конкретной деятельности. Примеры: музыкальный слух, художественный вкус.
Среди специальных способностей можно назвать такие виды:
- музыкальные,
- художественные,
- спортивные,
- литературные,
- творческие,
- учебные,
- интеллектуальные,
- математические,
- прочие.
По предмету взаимодействия принято выделять такие способности:
- межличностные – человек с легкостью устанавливает социальные контакты;
- предметные – человеку лучше удается взаимодействовать с предметами, чем с людьми.
Кроме этого, выделяют теоретические и практические способности. В первом случае человек больше склонен к анализу, рассуждениям. Во втором случае человек предпочитает реализовывать свою деятельность через активные действия.
По степени развития способности бывают репродуктивными (повторение чужого опыта, знаний) и изобретательными (создание чего-то уникального, нового).
Эмоции
Эмоции – это психическая реакция на какие-либо события. Эмоциональная реакция всегда субъективна и не имеет ничего общего с объективными фактами. Эмоции связаны с индивидуальными потребностями личности, а также убеждениями, опытом.
По типу эмоции бывают положительными и отрицательными. К первым относится радость, страсть, энтузиазм, вера, оптимизм, надежда, удовлетворение. Ко вторым – скука, раздражение, разочарование, беспокойство, уныние, страх, печаль, волнение.
Психолог Б.И. Додонов предложил такую классификацию эмоций по специфике ситуаций, в которых они возникают:
- коммуникативные;
- альтруистические;
- праксические (возникают после успешного выполнения задуманного);
- глорические (связаны с потребностью в самоутверждении);
- пугнические (возникают в ситуации риска, опасности);
- романтические;
- эстетические;
- гностические (связаны с тягой к знаниям);
- акизитивные (связаны с накоплением, собирательством);
- гедонистические (связаны с какими-либо удовольствиями).
Эмоции – это ситуативные переживания. Они кратковременны. Если вы продолжаете испытывать то же самое и после завершения ситуации, то это чувство. Однако на практике первое и второе часто отождествляют.
Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение, деятельность. Наличие воли предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Воля формируется к 5-6 годам. До этого момента у ребенка есть только непроизвольная активность. Но постепенно ребенок учится структурировать свои мотивы и желания, преодолевать трудности, анализировать свои мысли и действия.
Воля проявляется в таких чертах характера как настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержка, исполнительность, дисциплинированность. Наличие этих качеств заметно на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.
Заключение
Индивидуально-психологические особенности влияют на отношение человека к самому себе и миру, восприятие мира и самого себя. От индивидуально-психологических особенностей зависит активность человека, а, соответственно, и весь жизненный путь. Именно изучение индивидуально-психологических особенностей помогает человеку определиться с профессией, выбором жизненного пути. Без понимания индивидуальных характеристик невозможно саморазвитие, самореализация, самоактуализация.
Теперь вы знаете, каковы индивидуальные психологические особенности личности и понимаете, что все они взаимосвязаны, а большинство из них поддается коррекции.
Источник