Свой иллюстраций радость нашего

Эмоциональный фон

Психологи говорят, что каждый человек, независимо от культурного бэкграунда, испытывает пять основных эмоций: радость, грусть, гнев, страх и отвращение. Остальные чувства — оттенки тех базовых, но разной степени интенсивности.

Жанровые рамки в иллюстрации формируются этими пятью базовыми эмоциями. Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять: вот это изображение — страшное, а это — радостное. Мы посмотрели, какие приемы используют в иллюстрации, чтобы создать нужный вайб, — и делимся некоторыми из них.

Радость

Радость — единственная безусловно положительная эмоция среди базовых. Ее диапазон огромный: от покоя — до экстаза. В иллюстрации она проявляется тоже по-разному: от пасторальных изображений — до эмоционально заряженных, почти аффективных. Но универсальные приемы, которыми можно передать радостное настроение, все же есть.

Симметрия. Человеческий мозг получает удовольствие от гармоничных и довольно симметричных изображений. В процессе эволюции именно так он научился определять самое ценное: потенциального партнера или добычу. Лица и тела людей и животных симметричны. И если видишь что-то естественно симметричное, тревога снижается — значит, это «что-то», скорее всего, безопасное.

Насыщенность. Эстетика детской кондитерской с вырвиглазными пончиками и яркой карамелью — конфетти, цветы, искренние принты — выглядит беззаботно. И, конечно, радостно. Но с интенсивностью лучше не перебарщивать, чтобы изображение не выглядело агрессивно.

Плоские, сочные пятна. Этот ключ к радостному изображению открыли в начале ХХ века фовисты. Например, цвет у Матисса не должен совпадать с цветом реальных объектов — за ним закрепилась одна простая задача: передавать настроение. Плоские пятна чистого цвета справлялись с этой задачей лучше всего.

На этих трех приемах миланский иллюстратор Олимпия Загноли построила свой авторский стиль. Она рисует обложки для The New York Times и The New Yorker, оформляет витрины для Uniqlo и разрабатывает принты для коллекции Prada. Good vibes only — одна из ее последних работ для The New York Times.

Грусть

За грустным настроением закрепился целый набор визуальных приемов: синий цвет, вытянутые фигуры, дождь или тусклый свет в темной комнате. Но диапазон таких переживаний огромный: от скуки и меланхолии — до горя и отчаяния. И чтобы передать все эти состояния, одного дождя маловато.

Разлом. Грусть, отчаяние, разочарование — это разрушительные состояния. И чтобы визуализировать внутренний надлом, часто используют визуальный сдвиг в композиции. Разорванные линии, расколотые фигуры, деформированные силуэты — все это работает на ощущение, что «что-то пошло не так».

Иллюстрации к стихотворению Agony: A Poem of Genocide военного корреспондента Марка Хабанда художница Анна Стейнберг собирала буквально из кусочков. Она прокрашивала лист бумаги, резала его на кусочки, складывала из них изображения, а потом все это сканировала. Эта ее работа попала в лонглист премии World Illustration Awards 2021.

Трагическая метафора. Необъяснимая тоска, глубокое отчаяние или болезненная грусть не обязательно должны считываться с мимики персонажа. Эти чувства сами могут стать героями. Персонифицировать эмоцию, сделать ее большой, неподъемной, давящей, даже жуткой — и вписать в сюжет.

Иллюстратор Хенн Ким говорит, что ее личная грусть стала артом. Тревожный подростковый возраст Ким переживала так сложно, что перестала говорить на два года — и тогда начала рисовать. Она создает сюрреалистичные иллюстрации о сотнях оттенков грусти, используя визуальные метафоры. Любовь как болезнь, отношения как тяжесть и взаимные раны Ким рисует буквально.

Не только ч/б. Например, чистый желтый цвет воспринимается как радостный и искренний, а грязно- или зеленовато-желтый — как тревожный и болезненный.

В начале ХХ века немецкие экспрессионисты «открыли» электрический желтый: Берлин перед Первой мировой был самым освещенным городом Европы — и даже целый его квартал назвали в честь электрического гиганта Siemens. Но освещенность не всегда транслировала позитивные эмоции. На картинах Кирхнера и Нольде «берлинский электрический желтый» прочно закрепился за ощущением безысходности и предвоенной тревоги.

Художница Инь Синь Хэ использовала экспрессионистский желтый для иллюстраций к книге Германа Гессе «Степной волк». Она ставила перед собой цель передать не исторические события, а состояния главного героя — наполненные не светом, а болью и тревогой.

Страх

На поле страха можно играть в открытую: насилие, кровь, кишки. Но к таким страшилкам у зрителя иногда формируется хоррор-устойчивость, или хоррор-слепота — и по-настоящему он не испугается. Даже если в целом картинка выглядит пасторально, есть способы добавить в нее саспенса и ощущение ужаса.

Взгляд снизу вверх. Высокая линия горизонта создает у зрителя ощущение, что он прячется — залег в овраг, затаился в засаде. А откуда-то сверху в любой момент может вылезти что-то ужасное. Самого кошмара на картинке может и не быть: воображение само «достроит» то, чего зритель боится больше всего.

Шведский иллюстратор и автор Саймон Столенхаг создает ретрофутуристические миры, которые пугают и восхищают. Он автор четырех книг. По одной из них на Amazon Video в 2020 вышел сериал «Рассказы из петли». В каждой истории Столенхага есть изображение, в котором от внешне спокойной сцены веет таким ужасом, что пробирает до костей. И все из-за точки обзора.

Когнитивный диссонанс. Есть набор характеристик, по которым человек опознает предмет или существо не задумываясь. Но когда в привычной картине мира появляется баг, мозг напрягается — чувствует опасность. Например, мы привыкли представлять восстание роботов как атаку сверхумных, сверхмощных машин. И если увидим технологичных роботов, наделенных чертами полудиких древних людей, уже не будем знать, чего от них ожидать.

В книге Столенхага «Вещи из потопа» — целая галерея образов, построенных на этом пугающем диссонансе. Потасканные роботы в диких лесах и на необжитых берегах ведут себя, как бродяги и древние шаманы: одеваются в шкуры и перья, носят ритуальные маски и копья.

Техно-кьяроскуро. В XVI веке термином «кьяроскуро» называли один из видов гравюры на дереве: печать в несколько оттисков позволяла создавать объем на контрасте света и тени. Потом так стали называть живопись Караваджо и Рембрандта, тоже построенную на резких светотеневых контрастах. В век технологий у кьяроскуро — новая реинкарнация. Теперь в игре света и тени участвуют гаджеты: голубоватый свет смартфона трансформирует лица в маски. И выглядит это зловеще.

Художник Даниэль Зендер специализируется на редакционной иллюстрации: работает с The New Yorker, The New York Times и Business Week. И лучше всего ему удаются изображения на тему опасностей и проблем современного мира: от диджитализации и хакерских атак — до полицейского произвола и рабства.

Источник

Отзыв: Книга «Радость нашего дома» — Мустай Карим — Людей роднят не язык и не богатство — людей роднит сердце.

Добрый день, дорогие друзья!

Прочитать книгу Мустая Карима «Радость нашего дома» меня побудил фильм «Сестрёнка», снятый режиссёром Александром Галибиным по мотивам этой повести. Фильм мне очень понравился и я решила сравнить его с первоисточником, почему-то я раньше не читала это произведение.

Книги я люблю читать в напечатанном варианте, а не в электронном, поэтому взяла сборник произведений Мустая Карима в библиотеке.

Книга была написана Мустаем Каримом в 1951 году, перевод с башкирского языка Валентины Осеевой.

Повествование ведётся от имени 6-летнего мальчика Ямиля, который вспоминает о событиях, происходивших в военное время в его доме и в башкирской деревне.

С детской непосредственностью мальчик рассказывает о своих родных и друзьях и о простых деревенских людях, которые его окружали.
В книге есть поучительные эпизоды, как, например, мудрая бабушка подготовила Ямиля к появлению сестрёнки. Уместна оказалась и старинная притча о батыре Тимербеке.
И когда появляется Оксана, Ямиль, как настоящий батыр, старается оберегать девочку и заботится о ней, делится с ней своими богатствами и секретами. Образно показано, как совместные переживания, радости и печали сближают ребят. И то, что можно понимать друг друга языком жестов, а затем и выучить незнакомый язык. Было бы желание.

Тема войны тоже затронута в повести. И хоть Ямиль непосредственно и не бывал на войне, но о том, сколько она принесла горя можно уже понять из эпизодов, как Оксана пугается хлопков ставни, принимая их за выстрелы, из того, как жители деревни одновременно с нетерпением и страхом ждут почтальона, а потом и человека, который прочитает полученную весточку.

В эпизоде с телеграммой из Уфы автор ненавязчиво внушает мысль, что надо учиться. Ведь из 5 человек только Махмут, который учится в школе, может прочитать телеграмму. И Ямиль ждёт- не дождётся, когда же он пойдёт в школу. И считает дни, когда наступит 1 сентября.

В фильме «Сестрёнка» есть некоторые эпизоды, которых нет в книге. Думаю, что режиссёр их добавил для того, чтобы ярче показать характеры действующих лиц и увеличить экранное время. И финал в книге и фильме несколько отличается.
Но это тот редкий случай, когда мне понравились оба произведения, каждое замечательно в своём жанре.
У нас в Уфе в Национальном молодёжном театре РБ имени Мустая Карима ещё и поставлен спектакль «Радость нашего дома». Теперь хочу посмотреть и спектакль.

У книги хороший слог, она написана простым языком, легко читается, будет понятна детям школьного возраста, но я рекомендую книгу «Радость нашего дома» для чтения и взрослым тоже, потому что она напоминает нам о вечных ценностях. Это добрая и душевная повесть о людях, о том, что в любые времена нужно оставаться человеком, помогать друг другу, заботится о близких, защищать слабых.
Один из героев повести дед Мансур говорит:
-Людей роднят не язык и не богатство — людей роднит сердце. И я с ним абсолютно согласна.
Желаю всем мира, здоровья, добра и любви!

Источник

Конспект внеклассного чтения «Радость нашего дома» по произведению М. Карима для глухих обучающихся 4 класса школы-интерната

Наталия Могилат
Конспект внеклассного чтения «Радость нашего дома» по произведению М. Карима для глухих обучающихся 4 класса школы-интерната

ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся

Конспект занятия «Радость нашего дома» по произведению М. Карима

Обучающая:продолжать знакомить детей с произведениями М. Карима,

проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное;

Коррекционная:развивать слухозрительное восприятие, мышление, умение обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать желание детей дружить с детьми разных национальностей.

чтение 1 части «Радость нашего дома»

— просмотр фильма «Радость нашего дома».

Оборудование: иллюстрации, карточки, презентация, ноутбук.

Словарь: фронт, фашист, повесть, телеграмма, главный герой повести, сирота.

Ход занятия:

2. Знакомство с темой.

Ребята, мы смотрели фильм «Радость нашего дома» и прочитали 1 часть повести. Скоро будем выступать, а сегодня мы поговорим о героях повести.

— Как мы будем сегодня работать на занятии?

(Будем работать по плану)

3. Знакомство с планом.

сначала будем слушать

потом будем говорить

затем будем смотреть и отвечать на вопросы

после этого будем подбирать слова под иллюстрации

4. Речевая зарядка.

Радость

Радость нашего дома

5. Словарная работа. Слухозрительная работа.

6. Беседа по теме.

Все события повести происходят во время войны.Простая башкирская семья: дедушка, бабушка, отец (ушел на фронт, мама и мальчик Ямиль.

— Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей цвет кожи, национальность, язык?

Мы убедились в этом на примере повести Мустая Карима. Если ты — человек, если в тебе бьётся доброе сердце, ты поймёшь боль другого человека и всегда ему поможешь.

7. Викторина по повести.

9. Игра «Не ошибись»

Нужно к иллюстрациям (по повести) подобрать соответствующий текст.

10. Распределение ролей.

Мы, с вами, распределили роли.

Ямиль– Камиль,Оксана – Арина,Мать – Анжелла,Махмут – Дима,

— Что мы делали на занятии?

— Понравилась вам эта повесть?

— А вы смогли бы так же принять в свою семью, в свой дом другого человека? Легко ли это сделать? (конечно нет)

Воспитатель: для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные, где всегда его ждут. Мальчик Ямиль, его семья, стали для Оксаны самыми родными. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей.

Анализ воспитательной работы воспитателя 3–4 класса школы-интерната для глухих за 2017–2018 год Анализ выполнения программы воспитательной работы воспитателя 3-4 класса Чернышенко И. В. за 20017-2018 год. В 2017-2018 учебном году основной.

План-конспект урока технологии для девочек 7 класса санаторной школы-интерната «Декупаж пасхального яйца» ГКОУ РМ «Ширигушская школа-интернат» План-конспект урока технологии (девочки) «Пасхальное яйцо как символ жизни» 7 кл. Подготовила.

Фотоотчет об общешкольном турнире по шашкам среди обучающихся 6–9 классов школы-интерната Шашки – традиционная и замечательная игра, которая учит думать над ходами, анализировать действие противника. Это соревнования стратегий,.

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы 6 класса развитие с Тмнр и РАС «Насекомые» Тема урока: Насекомые. Класс: 6 Предмет: развитие устной речи на основе изучения окружающей действительности Тип урока: комбинированный.

Конспект занятия по теме «Весна» для учащихся 2 класса школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: Помочь скорректировать познавательный процесс, а так же расширить и уточнить представления детей о признаках весны применяя тактильные.

Посещение музея Янтаря в Калининграде учениками 4 класса школы-интерната для глухих Ребята нашего класса стараются не сидеть на месте. Мы любим ездить на экскурсии, узнавать что то новое. Наш класс ездил в город Зеленоградск.

Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Цель: • сплочение классного коллектива, развитие.

Торжественная линейка «День Победы!» для обучающихся 1–9 классов коррекционной школы-интерната ценарий торжественной линейки, посвященной 9 мая. Для обучающихся 1-9 классов Ведущий: Войны начинаются внезапно. Ходит по границе тишина.

Занятие для учащихся начальных классов школы-интерната для глухих детей «Береги здоровье смолоду» «Береги здоровье смолоду» Цель: -формировать потребность в здоровом образе жизни — научить детей ответственно относиться к своему здоровью.

Источник

Оцените статью