- Упражнение 65, с. 51
- Упражнение 65, с. 51
- 1) составьте словосочетания с словами и запишите их. в прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова? светлый — ум, человек, улыбка, чувство, воспоминание, мечты; тёплый — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, приём, обстановка; холодный — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, атмосфера; широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор; острый — слух, язык, необходимость; железный — характер, расписание, дисциплина. 2) объясните прямое значение выделенных слов. в каждом записанном словосочетании попробуйте заменить имена прилагательные синонимами. в затруднительных случаях воспользуйтесь одним из толковых словарей
- Ответы 8
- Конспект урока по родному языку (русскому) в 5 классе «Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение»
- Значение слова «светлый»
Упражнение 65, с. 51
Окт 16
Упражнение 65, с. 51
65. Прочитайте.
1. Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. (М. Пришвин)
2. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (И. Тургенев)
3. Таяли снега в поле, таяли облака в небе, падая на землю мокрым снегом. (М. Горький)
4. Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна. (С. Есенин)
- Попробуйте объяснить значение выделенных слов. Писатели употребили эти слова в прямом или в переносном значении? Для чего?
1. Почки только начали раскрываться, появились зелёные хвостики (краешек листочка). Солнце село (зашло), звезда зажглась (появилась, засветила на небе), море заката ( закат окрасил всё небо). 3. Таяли (исчезали) облака . Погасло (скрылось за горизонт, зашло, село) солнце, плывёт (плавно движется) луна. Писатели все выделенные слова употребили в переносном значении. Писатели и поэты часто используют слова и выражения в переносном значении. Это помогает им необычно представить предметы и явления, создать яркие, запоминающиеся образы.
- Спишите любое предложение.
Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна.
Источник
1) составьте словосочетания с словами и запишите их. в прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?
светлый — ум, человек, улыбка, чувство, воспоминание, мечты;
тёплый — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, приём, обстановка;
холодный — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, атмосфера;
широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор;
острый — слух, язык, необходимость;
железный — характер, расписание, дисциплина.
2) объясните прямое значение выделенных слов. в каждом записанном словосочетании попробуйте заменить имена прилагательные синонимами. в затруднительных случаях воспользуйтесь одним из толковых словарей
Ответы 8
денежный мешок – ни гроша за душой
2. Фразеологизм, имеющий значение «очень маленький, крошечный»:
с булавочную головку
ответ (без пробелов между словами): сбулавочнуюголовку
3. Фразеологический каламбур, основанный на подчёркивании того, что словосочетание употреблено как в буквальном, так и в переносном, фигуральном смысле:
1) Эля посадила его на ступеньки какого-то учреждения. Голова не держалась, падала вперёд и вбок. Эля собрала пальцы в кулёчек и подставила таким образом, чтобы нос утопал в кулёчке. Голова оказалась зафиксирована в одном положении. Игорь клевал носом в прямом и переносном смысле этого слова. Дремал. Потом очнулся на морозе. (В. С. Токарева. Хэппи энд)
Источник
Конспект урока по родному языку (русскому) в 5 классе «Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. С.Е.Кузнецова с. Чемодановка
Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Школьная, д.1А
Конспект урока по родному языку (русскому) в 5 классе
Тема урока: « Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение »
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Боброва Вера Васильевна.
Тема : Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение
Цели : формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.
Метапредметные результаты : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;
Предметные результаты : владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;
Личностные результаты : формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.
Тип урока : комбинированный
I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий
Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет «Образность русской речи».
Ребята, вы любите отгадывать загадки?(карточка 1)
1) Прочитайте и отгадайте загадки.
1. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.
2. Красна девица сидит в темнице, а коса наружу.
3. Сложишь — клин, а разложишь — блин.
4. Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас.
5. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках.
6. После дождика подружки поселились на опушке. / Шляпки разноцветные — самые заметные.
7. Держусь я только на ходу, / А если стану, упаду (С. Маршак).
8. Растёт она вниз головою, / Не летом растёт, а зимою, / Но солнце её припечёт — / Заплачет она и умрёт (К. Чуковский)
2) Какие загадки удалось разгадать легко, какие вызвали затруднения, а отгадку пришлось искать в материале для справок? Как вы думаете, почему?
Материал для справок: небо, звёзды, месяц; берёзы; морковь; сыроежки; велосипед; антенна; сосулька; зонт.
— Как вы думаете, что означает слово «загадать»?
Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Без лица в личине — такое меткое определение загадке дал народ. То, что загадано, — лицо, которое скрыто под личиной (маской) — иносказанием, намёком на загаданное. Мать толста, дочь красна, сын-соќл под небеса ушёл — в этой загадке печь уподоблена матери, огонь — дочери, дым — сыну-соколу. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих некоторое сходство с теми, о которых умалчивается.
II. Этап мотивации
1) Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой. (карточка 2)
Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу
валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.
В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы.
В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пупок;
всего одна рука и та на спине.
Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.
Улей, пчелы, соты
— Ребята, а как создаются загадки?
Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?
Сравнение — сопоставление двух предметов на основе общего признака.
2) Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово? Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С помощью каких языковых выразительных средств?
Сравнения, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.
Метафора основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым общим признакам. В ней отражаются представления людей об окружающем мире. Думая, например, о течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, что идти может человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных значениях.
И в сравнении и в метафоре — сходство.
Чем же отличается метафора от сравнения?
Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:
Лес точно терем расписной.
Лес — терем расписной.
Разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных, называется олицетворением.
III. Этап целеполагания
Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?
(Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)
I V. Этап осмысливания новых сведений
1) Сравните прямое и переносное (метафорическое) значения слова. Укажите, в чём сходство или связь предметов и явлений, обозначенных словами в прямом значении, с предметами и явлениями, обозначенными словами в метафорическом значении.
Лиса (животное) — лиса (о человеке); головка ребёнка — головка сыра; рано проснулся — проснулась совесть; горячий кофе — горячая встреча; сладкая конфетка — сладкая улыбка; серебряное кольцо — серебряный иней; крыло птицы — крыло самолёта; ножка ребёнка — ножка стола; лисий хвост — хвост поезда; женская шляпка — шляпка гриба.
2) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма; цвет; положение; внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции и действия. Запишите словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.
3) Составьте словосочетания с приведёнными словами и запишите их. В прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?
Светлый — ум, человек, улыбка, чувство, воспоминание, мечты;
тёплый — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, приём, обстановка;
холодный — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, атмосфера;
широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор;
острый — слух, язык, необходимость; железный — характер, расписание, дисциплина.
Объясните прямое значение выделенных слов. В каждом записанном словосочетании попробуйте заменить имена прилагательные синонимами. В затруднительных случаях воспользуйтесь одним из толковых словарей (в том числе на портале «Словари.ру»).
V. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия
1) Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений?
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке.
2. Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
3. Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
2) Выпишите имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Какие скрытые сравнения лежат в основе переносного значения этих слов? Как называется такое языковое выразительное средство? Какую роль оно выполняет в прочитанных фрагментах?
3) Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина.
Какое впечатление оно на вас произвело?
Какое время года изображено в стихотворении?
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке —
Русская румяная зима!
В чём особенность созданных в стихотворении образов? Обратите внимание на «одежды» каждого времени года.
Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени. 4) Выучите стихотворение наизусть и запишите его по памяти.
— Что делает художественную речь красивой и образной?
— Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных.
Эпитеты — красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.
Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность
Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений
Олицетворение — разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных
Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться, совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у замечательных русских писателей.
V II .Домашнее задание:
1. Используя метафору, придумать загадку про дождь.
2. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Переносные наименования животных и растений и особенности их употребления в речи». Работайте с толковыми словарями русского языка
Источник
Значение слова «светлый»
СвЕ́тлый
Единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное.
1. Излучающий сильный, яркий свет.
2. Хорошо освещенный, наполненный светом.
3. а) Чистый, прозрачный (о жидкости, стекле и тому подобное). б) Не затуманенный, ясный (о взгляде, взоре). в) переносное значение. Озаренный внутренним светом (о лице, чертах лица).
4. Менее яркий по сравнению с основным цветом; не насыщенный.
5. Имеющий тонкие линии букв (в типографском деле).
6. а) переносное значение. Ничем не омраченный; радостный, счастливый. б) Выражающий счастье, радость.
7. а) переносное значение. Чистый и ясный духом. б) Выражающий умиротворение, просветление.
8. перен. Обладающий высокими моральными качествами.
9. перен. Ясный, логичный (об умственных способностях). 10) переносное значение. Связанный с праздником Пасхи у христиан.
Словарь Ефремовой Т.Ф
1. Излучающий сильный свет. Светлая лампочка. 2. Хоропю освещенный; яркий. Светлая комната. ^. день. На улице светло (в знач. сказ.). 3. Ясный, прозрачный. С. ручеек. 4. Менее яркий по цвету по сравнению с другими, бледный, не темный. Светлые волосы. Светлые краски. Светлое платье. 5. Радостный, ничем не омраченный, приятный. С. миг. Светлое будущее. Светлое воспоминание. 6. Ясный, проницательный. С. ум.* Светлым-светлб (разг.) — очень светло, ярко освещено.
Словарь Ожегова С.И
1. Светлая, светлое; светел, светла, светло; противоп. темный. 1. Излучающий сильный или достаточный свет (нар.-поэт.). Светлое солнышко.
2. Хорошо освещенный, яркий. Я нанял светлый дом, с диваном, с камельком. Пушкин. Светлая комната. Светлый день. И стан еще в глубоком сне, день светлый не проглянул. Жуковский.
3. Блестящий, издающий блеск. Светлые пуговицы. 2. Чистый, прозрачный. Светлое стекло. Светлыми водами поишь людей, поишь стада. А. Кольцов. Светлые продукты нефти (спец.). 3. О цвете: ненасыщенный; менее яркий по сравнению с основным цветом. Светлая синева северного неба. 4. перен. Радостный, веселый, ничем не омраченный, приятный (книжн., поэт.). Имена Ленина и Сталина рождают светлые надежды во всех уголках мира… Молотов. Он увидал светлые живые глаза на живом, но незнакомом лице. Тургенев. Светлый взгляд. Светлые минуты. Светлое настроение. Твоих очей мы светлых не видали. Пушкин. Светлый призрак дней минувших. Лермонтов. Светел твой путь впереди. Некрасов. Светлой памяти (см. память 5. перен. Отчетливый, ясный (об умственных способностях; книжное). Светлый ум. Светел был твой ум,и зорки были очи. Некрасов (о Тургеневе). Светлая голова. 6. Прил., по знач. связанное с праздником пасхи у христиан (церк.). Светлая неделя. Светлый праздник. Светлая заутреня. 7. С тонкими линиями букв; противоп. жирный в 4 знач. (тип.). Светлый шрифт. Светлая личность (книжн.) — человек безупречной общественной репутации.
Словарь Ушакова Д.Н
Источник