ШКОЛА ПАМЯТИ. СУПЕРАКТИВИЗАЦИЯ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ
Биография
Самвел Агасинович Гарибян родился 1 февраля 1963 года в городе Ахалкалаки, Грузия. В 1985 году окончил юридический факультет Ростовского Государственного Университета, работал в Ереване адвокатом, затем в МИНЮСТе Армении.
«В детстве многие учителя ругали меня за рассеянность, я фантазировал, иногда во время уроков «уплывал» в дальние дали. рассказывает Самвел Гарибян,- но учился я блестяще, хотя больше гонял во дворе в футбол, чем сидел за учебниками. Отличался прекрасной памятью, позволявшей мне просто запоминать, о чем говорилось в классе.»
Гораздо позже, будучи уже студентом, он направил свои способности в определенное русло. Произошло это совершенно случайно. Кто-то из друзей рассказал о брате, который запоминает из 50 до 20 слов. Собравшиеся решили попробовать свои способности к запоминанию. Кто-то запомнил 5 слов, кто-то 7, 10. Самвелу удалось с первого раза 20, а со второго он повторил все пятьдесят.
Постепенно объем запоминаемой информации он довел до такой степени, который позволял говорить о его способностях как о феноменальных. Во время учебы в университете Самвел Гарибян попал в экстремальную ситуацию: после операции по устранению близорукости ему запретили напрягать зрение, а экзамены сдавать надо было — без книг, без конспектов, рассчитывая на слух и память.
А потом, когда зрение восстановилось, он не переставал тренировать свою память, параллельно активно занимаясь йогой, в том числе дыхательными упражнениями, благодаря которым ему удавалось максимально концентрироваться во время запоминания.
Он активно работал над развитием методики запоминания. Кто из лучших учителей мира ни разу не ошибался? Только природа. А кто представляет природу на Земле? Конечно, в первую очередь, дети. Вот Самвел и стал присматриваться к детям разного возраста и увидел, что их естественный способ воспринимать вещи — с помощью чувств. Каждая вещь напоминает им что-то из их внутреннего мира фантазии, так они запоминают все новое. Это и стало основой методики Самвела Гарибяна.
На сегодняшний день С. Гарибян обладает огромными способностями по мгновенному запоминанию устной и печатной информации определенных видов – иностранной лексики, цифр, разрозненных слов, выражений и т.д. Способности С. Гарибяна признаны международным научно-информационным сообществом, дважды зарегистрированы в «Книге рекордов Гиннесса» и неоднократно отмечались СМИ. Он является разработчиком оригинальной методики по развитию памяти автором алгоритма создания общечеловеческого языка. (авт. свид-во РАО). В мировой и росссийской прессе было опубликовано более 1 тыс. статей, репортажей и аннотаций на книги С. Гарибяна. Он является участником более 100 тематических передач на телеканалах России, Белоруссии, Израиля, Армении, Эстонии и др. стран. В 2001 г. занесен в Книгу рекордов России «Диво», в 2003 г. – в Книгу рекордов «Левша»; Публикации: несколько десятков научно-популярных и проблемных статей в периодических печатных изданиях.
С.Гарибян является автором книг «Активизация памяти и мышления» (1988), «Суперактивация памяти через возрождение эмоций» (1990), «Школа памяти» (1993), «Школа памяти 2» (2001), автором и составителем словарей «Мой новый Вавилон. Словарь ключей запоминания. 1300 английских слов» (1996, 2000), «Английский без английского. Словарь ключей запоминания1500 обиходных английских слов с их подкреплением русскими крылатыми выражениями» (2002-03), «Английский без английского 2. Словарь ключей запоминания 2000 активных английских слов с их подкреплением русскими крылатыми выражениями» (2004-05); «Чудо-словарь ключей запоминания 3500 английских слов «Английский без английского» (2008 г.). Награды: медаль и диплом Гиннесса (1990, 2000).
Источник
Школа памяти — Гарибян С.А.
скачать Гарибян С.А. |
(СУПЕРАКТИВИЗАЦИЯ ПАМЯТИ
ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ)
1. НЕМНОГО ИСТОРИИ
2. ПАМЯТЬ ШЕРЕШЕВСКОГО
3. МНЕМОТЕХНИКА АВТОРА
I. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
III. НЕ СВЯЗАННЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ СЛОВА
IV. БЕССМЫСЛЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
V. МНЕМОТЕХНИКА ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
VI. МНЕМОТЕХНИКА ЦИФР
VII. КАК ЗАПОМНИТЬ ФИГУРЫ
VIII. ПАМЯТЬ НА ЛЮДЕЙ
IX. ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ИНФОРМАЦИИ
С. А. Гарибян. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение эмоций). Москва, 1992 г. — 64 стр.
Работа посвящена обучению приемам более рационального мышления, развитию его образности. Суть методики С. Гарибяна сводится к использованию факторов нестандартных ситуаций, неординарности, вызывающих в нас положительные эмоции. Овладение изложенными в книге навыками поможет любому из нас улучшить свою коммуникабельность и гибкость мышления.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
0304010000 ^ Г702(01)–1992 Бе3
© C.A. Гарибян. 1991
© Издательство «Цицеро». 1992
ВВЕДЕНИЕ
^ Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.
Свои способности человек может узнать только попытавшись приложить их.
Человек! Сколько сокровенного и таинственного, великого и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, хорошего и плохого кроется под этим магическим словом.
И в зависимости от того, какие из этих сторон будут больше проявляться в нем, тем он и станет.
Каждый человек есть уникум. И пожалуй, среди 5-ти миллиардного населения нашей планеты невозможно найти двух одинаковых людей, включая и однояйцевых близнецов. У каждого человека есть свои способности, воззрения, идеи и ценности, порой сильно отличающиеся от других.
Однако, в одном все люди сходятся. В стремлении к счастью и успеху в общественной и личной жизни, в желании быть нужным, значимым, респектабельным, уважаемым и обеспеченным человеком. Но, к сожалению, а может быть и к счастью, это все само собой не приходит. Для достижения этих целей личность должна выработать в себе соответствующие качества и отвечать всем требованиям новой эпохи, которую смело можно назвать эпохой информации. Удача будет сопутствовать тем, кто смог себя соответствующим образом подготовить к приему, обработке и рациональному использованию полученной информации.
Дорога к успеху проходит через постоянную и систематическую работу над собой и развитие тех способностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами и саблезубыми тиграми, и стали особенно актуальны сейчас. Из вышеизложенного можно понять, что речь идет об обучении приемам более рационального мышления, развития его образности, оперативности, активизации внимания и целенаправленной фантазии, которые мобилизуют творческие силы человека, и, главным образом, сильно укрепляют нашу смысловую ассоциативную память, являющуюся фундаментом умственной деятельности и, в то же время, генератором ее развития.
Суть моей методики состоит в использовании факторов неординарности, нестандартных ситуаций, вызывающих в нас положительные эмоции и в создании эмоциональных связок.
Овладение изложенными в книге навыками поможет каждому желающему улучшить свою коммуникабельность, гибкость мышления и ее оперативность, которые позволят людям разных профессий и возрастов не нуждаться в, так называемом, «заднем уме», работать энергичнее, лучше и выработать деловую хватку в положительном смысле этого слова.
И пусть никто не надеется спрятаться за спиной компьютеров. Умнете машины сами требуют от человека в обращении с ними вышеуказанных способностей и качеств.
Если рассмотреть конкретно область применения мнемонической и мыслительной техники, изложенной в пособии, можно отметить следующее:
- Система скоростного составления сюжетов при запоминании не связанных друг с другом слов сильно развивает оперативность мышления и может пригодиться тем, чья работа требует принятия быстрых, но в то же время ответственных решений, от которых зависят судьбы и даже жизни многих людей. Например, авиадиспетчерам, таможенникам, оперативным работникам правоохранительных органов, военнослужащим и т.д.
- Тренировка на запоминание геометрических фигур оказывает особенно благотворное влияние на зрительную память и способность к самым нестандартным ассоциациям и связям, что является предметом острой необходимости для людей творческих профессий, например, архитекторам, скульпторам при поиске неординарных решений и проектов, требующих большого полета фантазии.
Для этого в пособии изложены специальные приемы, облегчающие работу с фигурами.
3. Мнемотехника на имена, фамилии и лица явится ключом к информации, касающейся людей. Это поможет желающим, особенно административным работникам, журналистам, всем, чья работа связана с большой массой людей и фактов, быть информационно вооруженным и успешно действовать.
- Мнемотехника бессмысленн^хх выражений призвана облегчить задачу обучения иностранным словам.
- Избавлению от блокнотов с адресами, записн^хх книжек и прочей макулатуры, а также развитию аналитического мышления наряду с мнемотехникой 3-го пункта должна служить мнемотехника цифр.
Следует отметить, что техника запоминания одного вида информации является опорой и ступенью для освоения другого. Например, если не научиться как следует запоминать в том же порядке не связанные друг с другом слова, то не удастся запомнить имена, цифры и фигуры. И все эти ступени, вместе взятые, послужат надежной базой для работы даже с самыми сложными и абстрактными текстовыми информациями.
За счет максимальной рационализации мыслительной деятельности, которая достигается при изучении и освоении пособия, можно улучшить также и экономичность затрат психической энергии, что является, пожалуй, самой главной проблемой при работе с информацией. Это окажет неоценимую услугу школьникам и студентам.
Закончу введение словами одного из мыслителей средневековья английского герцога Честерфилда в «Письмах к сыну»: «Тебе не хватает только внимания, ты быстро все схватываешь, у тебя хорошая память, но если не сумеешь быть внимательным, то часы, которые просидишь над книгой, будут выброшены на ветер. Подумай только, какой стыд и срам: иметь такие возможности учиться и оставаться невеждой. » 1
^ Голова без памяти, что крепость без гарнизона
Не встретишь человека, жалующегося на свой ум, однако люди, жалующиеся на свою память, не такая уж редкость.
1. НЕМНОГО ИСТОРИИ
Сначала уясним предмет нашего интереса. Психологи определяют память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее.
Являясь одной из сам^1х сложн^хх психических функций человека, память имеет разные виды и формы. К видам относятся наследственная и прижизненная. Первая в основном это инстинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности организма по сравнению с прижизненно накопляемой памятью. Что касается прижизненной памяти, то это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.
Прижизненная память имеет, Кроме того, свои структурные иерархии. Она делится на мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную. На них подробно мы останавливаться не будем, отметив при этом, что пределов человеческой памяти практически не существует. Вот что говорит об этом Р.М.Грановская: «Объем долговременной памяти практически не ограничен, также не ограничено и время хранения информации в ней». 2
Являясь фундаментом умственной деятельности, память, при умелом использовании, может служить человеку верой и правдой, демонстрируя порой фантастические возможности.
Вот наглядный пример.
Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что человеческий мозг потенциально может вместить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире библиотеки им. В.И.Ленина в Москве. 3
Это сообщение должно нас убедить в том, что мы имеем такую потенциальную возможность, а так называемая «природная феноменальность» заключается в умении извлечь это сокровище из тайников нашего мозга.
Несколько подтверждений: Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал легендарный Ганнибал. По имени и в лицо знал 20000 жителей греческой столицы и знаменитый Фемистокл. А Сенека, философ и поэт Древнего Рима — был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз.
Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Другой советский ученый академик С.А.Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил 5 лет назад случайно всего один раз. Великий русский шахматист Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30-40 партнерами.
Эти люди жили в разных эпохах и запоминали они разное. Однако их общим знаменателем было одно — выдающаяся память.
Но давайте не очень будем удивляться такой памяти, хотя ее обладатели, безусловно, достойны уважения и подражания.
Скорее всего, им просто удалось сбросить психологические зажимы, одним из которых является укоренившееся мнение об ограниченных возможностях человеческой памяти.
Вот какой интересный эксперимент был проделан болгарскими психологами несколько лет назад. Георгий Лозанов, директор института суггестологии в Софии собрал группу из двенадцати лиц абсолютно незнакомых с французским языком, и преподаватель института Алеко Новаков начал учить их французскому языку. Новаков предупредил, что слова учить не надо, домашних заданий и экзаменов не будет. «С первых минут он безраздельно завладел нашим вниманием, — рассказывал один из членов этой группы Гольдин. — Вплетая в свою речь французские фразы, он кружился вокруг кресел, придумывая нам французские биографии. В комнате появилась мадам Ан-нес Биньер, журналистка, мосье Пьер Шарпанье, рабочий, мосье Поль Бютор, состоятельный бездельник и спортсмен, и так далее. Затем Новаков прочитал французский текст, в котором разыгралась церемония знакомства, объяснил прочитанное и попросил каждого повторить слова. После перерыва он спрашивал, кого как зовут, кто где живет, в ответ на наше мычание кивал, смеялся, отвечал сам. Постепенно нагнеталась какая-то удивительная атмосфера, создавалась иллюзия, будто мы говорим по-французски. И мы действительно заговорили на третий день, отдаваясь чувству раскрепощенности и свободы. Так начали всплывать откуда-то изнутри скрытые в нас возможности, усиливалось ощущение непринужденности, и мы зза несколько недель выучили то, на что обычно уходят годы». 4
Думаю, это о многом говорит. Ученики Новакова были поставлены в такие условия, когда им не надо было опасаться отрицательных результатов. Это уже само по себе снимает психологические барьеры с человека и делает его более спокойным, уравновешенным, уверенным в своих силах. Кроме того, сам процесс обучения был связан с положительными эмоциями, с чувством удовольствия.
Вероятно, такой метод оправдал бы себя и в вузовской практике.
Если попытаться после опыта Г.Лозанова оценить память А.Македонского, Ю.Цезаря, Ганнибала и др., то напрашивается вывод, что их память не так уж и феноменальна.
В удовлетворении своего честолюбия они испытывали зависимость от армии, являющейся орудием осуществления военно-политических замыслов. И будучи одержимыми людьми, постоянно находились в гуще воинской массы, живя ее проблемами и деля, наравне с нею, все тяготы и лишения походной жизни, подвергая разного рода опасностям свое здоровье и жизнь. А армия, в свою очередь, платила таким полководцам беспредельной верой и бесконечными вереницами блестящих побед.
Благодаря своей неприхотливости и простоте в общении, им удавалось жить в едином ритме с армией, с ее радостями и невзгодами. И ни один воин не мог остаться в стороне, или ускользнуть от зоркого глаза этих гениев политики и войны. Ведь от каждого солдата и каждого командира в отдельности зависела победа всей армии в целом. И полководцы это ясно представляли себе.
Было бы более удивительно, если бы наши герои не знали всех солдат своих победоносн^хх армий. Тогда они не были бы теми титанами, какими мы их знаем и которых навсегда обессмертила история.
Надо также принять во внимание, что почти одной и той же воинской массой они командовали долгие годы. Так что, было время для «знакомства».
Если попытаться как-то систематизировать сказанное, то можно создать определенную последовательность, раскрывающую механизмы такой памяти.
^ Эта последовательность будет выглядеть следующим образом:
1. «желание», которое возникает вследствие социальных причин и индивидуальных особенностей человека. В данном случае — ярко выраженное честолюбие.
2. «эмоции», т.е. процессы, происходящие в нервной, эндокринной, д5ыхательной, пищеварительной и других системах организма». Эмоция относится к одной из важнейших функций психики.
В самом деле, представим на минуту, что было бы с людьми, исчезни вдруг эмоции. Мы бы впали в состояние пассивности и апатии. Она дает импульс действию и движению. Но, в то же время следует сказать, что эмоции не должны руководить нами. Наоборот они должны быть нам послушными слугами. Необходимо, чтобы они медленно усиливались и спокойно ослабе-вались. И еще добавлю, что при запоминании лучше ориентироваться на положительные эмоции, так как это связано с чувством удовольствия.
^ В зависимости от своей силы эмоции активизируют:
3. «внимание», т.е. осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранения постоянного контроля над их протеканием». 6
^ Внимание, в свою очередь, и укрепляет:
Желание, которое испытывал, к примеру, Юлий Цезарь, было настолько сильным, что вызывало у него даже отклонения психики. Такое желание давало мощный импульс в описанную последовательность, конечная сторона которой, т.е. память, и демонстрировала фантастические возможности.
Источник