Суффикс с эмоциональной окраской

Стилистические возможности словообразования

Основу стилистических возможностей в словообразовании составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной.

Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы -ок-(-ек-), -чек- (-ечек-), -чик-, -ец-, -ушк- (-юшк-): снежок, камешек, лепесточек, трамвайчик, морозец, бабушка и т. д. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов -ишк-, -онк- (-енк-): воришка, домишко, душонка, бабенка.

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление: Какая кругом грязь! Вот это голосище!

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающими лицо: девочка — девчурка — девчушка — девчонка — девчоночка — девонька — девулька — девка — деваха; старик — старичок — старикан — старикашка — старичишка. Русское словообразование позволяет нанизывать суффиксы субъективной оценки так, что происходит удвоение, утроение суффиксов: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.

Приставки, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки, часто употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообразования: суффиксами и сложением слов (добрый ― предобрый, веселый ― развеселый, прехорошенький).

Аффиксы вносят в слова функционально-стилистические окраски, которые характеризуют слово по его отношению к книжной или разговорной речи, к тому или иному функциональному стилю. Существует ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окраски: -ств, -ость, -изм, -ани, -тель, -ист. Например: авторство, сущность, оптимизм, преподаватель, гуманист.

Прежде всего выделяется стилистическая синонимия слово­образовательных аффиксов. Приведем примеры стилистической синонимии словообразовательных суффиксов: вода — во­дица — водичка, сестра — сестрица — сестричка, игла — иглища, белый — беленький — белехонький—белешенький, тонкий — тонень­кий — тонюсенький — тонехонький, светлый — светленький — светлехонький — светлешенький, толстый — толстенький — тол­стенный и т. д. Разные суффиксы привносят в слово различные сти­листические и семантические оттенки. Одни суффиксы: -ичк-(сестричка, водичка и др.), -еньк- <тоненький, светленький, тол­стенький и др.) — имеют значение уменьшительно-ласкательное, другие: -ищ- (иглища), -енн- (толстенный)—увеличительно-неодобрительное. Слова с этими суффиксами употребительны пре­имущественно в разговорной речи. Другие слова, с суффиксами -ехоньк-, -ешеньк-, -иц

, свойственны некоторым жанрам устного народного творчества (былинам, сказкам и др.) и несут на себе печать соответствующей стилевой окраски — нередко поэтической: белехонький, белешенький, сестрица, водица и др.

Примеры стилистической синонимии префи­ксов: избрать — выбрать; испить—выпить; восходить на — всходить на; взреветь—зареветь; влезть—взлезть; вскричать— закричать; воспретить—запретить; нисходить—сходить вниз; востребовать—потребовать; поджарить — нажарить; нарвать (цветов) — сорвать; насушить (грибов) — засушить. Вместе с из­менением семантических оттенков, привнесенных префиксом, обна­руживается ‘сопутствующее изменение стилистического (экспрес­сивного или функционального) оттенка слова. Так, приставки ис» (Ч3

), вое-, нас- привносят оттенок торжественности, приподня­тости стиля. Образования воспретить, востребовать характерны для официально-делового общения. Слову взлезть свойствен отте­нок устарелости.

В параллелях поджарить — нажарить, сорвать — нарвать вторые члены пар, кроме оттенка интенсивности, отлича­ются от первых (более нейтральных) оттенком разговорности, т. е. стилистико-функциональным.

Однако синонимика словообразовательных элементов не так уж распространена в русском литературном языке.

Сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании со­ставляют суффиксы и префиксы субъективно и оценки. Их иначе называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными. Оттенок уменьшительности обычно сопровож­дается экспрессией ласкательности, реже — шутливости, иронич­ности; оттенок увеличительности — экспрессией грубости, прене­брежения, неодобрения, иронии, а также восхищения. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устно-разговорной речи, чем книжно-письменной.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У существительных: -ок(-ек)—голосок, дружок, денек; -очек (

ечек) — голосочек, дружочек, денечек; -ец — бра­тец,’ морозец; -чик — апельсинчик, блинчик, костюмчик; -ик — арбузик, бутузик, домик; -к- — дорожка, дочка, земелька; -ушк-(-юшк-)—женушка, заюшка; -оньк- (-еньк-)—кисонька, до­роженька, зоренька; -ец-, -чц-, -ц- —письмецо, платьице, зеркаль­це, деревцо. У прилагательных: -оньк- (-еньк-)—глупенький, плохонький, добренький, старенький; -ехоньк- (-охоньк-).

Закрепленность названных семантических оттенков за определенными экспрессивно-эмоциональными стилистическими окрасками не является устойчивой и обязательной. Известно, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в определенных контекстах могут выражать и неодобрение: Ничего себе папанька! Таких дел натворил! Кроме того, уменьшительность — увеличительность не всегда сопровождается экспрессией: ключик, зонтик, карлик. Лишены экспрессии специальные термины — слова с уменьшительными суффиксами: болтик, кол­бочки, пузырьки, листик (у биологов в смысле «молодой листа), жилка и т. п.

В речи нередки негативные оттенки у слов плохонький, добренький, хит­ренький, возникающие как следствие взаимодействия экспрессивного оттенка и значения суффикса со значением корня.

Светлехонький, скорехонький, легохонький; -ехонёк («охонек), -ешенек (-ошенек) — близехонек, легошенек. У всех этих слов об­наруживается яркая эмоциональность и экспрессия. Суффиксаль­ные образования со значением пренебрежительности, презритель­ности, иронии: -ишк-—воришка, лгунишка, зайчишка, шалуниш­ка, городишко, домишко, здоровьишко, житьишко и т, д.; -онк-(-енк-) — душонка, книжонка, бабенка, лошаденка; -шк- — стари­кашка; -ц- — ленца. Суффиксы, придающие словам значение у в е-личительности, чаще всего сопровождаются эмоциональ­ными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление. Ср.: суффикс -ищ-—На улице непролаз­ная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище! Суффикс -ин- —Вот так домина! (Но: дурачина, идиотина.) Ср., с другой стороны, выражение горделиво-ласка­тельное в контексте стихотворения В. Маяковского: краснокожая пас пор тина.

Префиксы, вносящие в слово экспрессивно-стилистические от­тенки (ср.: добрый—предобрый; веселый—развеселый), нередко употребляются в сочетании с другими средствами и способами сло­вообразования: суффиксами и словосложением (в частности, повто­рением слова): добрый-предобрый; большой-пребольшой; прехоро­шенький. Подобное сочетание встречается и у суффиксальных об­разований: зимушка-зима.

Некоторые суффиксы придают слову те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, не внося значений уменьшительности и увеличительности, например неодобрение: суффикс -ун — бол­тун, крикун, драчун; -ак-—гуляка, зевака; -к- —выскочка, белоручка, недоучка, -ляв- — вертлявый’, -ас т- — губастый, горластый; -ан — критикан, политикан; презрение: суф­фикс -яй — кисляй, слюнтяй; -л- — воротила, вышибала, объе­дала; -ыг- — забулдыга, прощелыга; -яг- — скупяга и др. Оттенок шутливо-иронический и даже ласкательный имеют слоба с суф­фиксами -яш (-аш), -он-: добряш, племяш, тихоня и др.’

Аффиксы привносят в слова функционально-стилистические ок­раски. Известен целый ряд суффиксов книжного происхож­дения и соответствующей функционально-стилевой окраски: -ств-, -ость, -изм, -ур-, -ани (е), -ени (е), -тель, -ист, -тор, -изн-; например: достоинство, авторство; всеобщность, сущность; марксизм, оптимизм, альтруизм; скульптура, корректура, аспиран­тура, восклицание, блуждание; ваятель; колонизатор; отчизна и др.

Оттенок разговорности придают словам следующие суффиксы: -як—здоровяк, добряк, свояк; -ик, -ник — вечерник, глаз­ник, зубник; -ун — болтун, хвастун; -к- — вечерка (вечерняя газета), летучка, пятидневка, -овк- —в существительных женского рода, обозначающих предметы: столовка, курсовка, спецовка, путевка — и лица: плутовка, мотовка, чертовка; -яг- — дворняга, сотняга, штормяга и др.

У первых четырех слов в соответствующих интонационно-контекстных ус­ловиях возможен и оттенок ласкательности. С оттенком грубо-просторечным: -к(я) — брехня, грызня, долбня; -J- — бабье, дурачьё, мужичьё; разговорно-просторечным: -ух-—грязнуха, толстуха, стряпуха.

Можно отметить ряд суффиксов, характерных для научной и научно-технической, а также профессио­нальной речи. Так, с помощью уже названных суффиксов кни­жного происхождения постоянно образуются научные термины: -ость—плавкость, ковкость; -ств-—гегельянство, кантианство; -изм — идеализм, феодализм; -аци(я) (-яци(я)—акклиматиза­ция, вулканизация; -фикаци(я) (-ификаци(я) — электрифика­ция: -тор—коммуникатор; -в/та (преимущественно термины меди­цинские)— бронхит, гайморит, плеврит; профессионализмы: -к-— вклейка, верстка, обмотка; -аж — метраж, тоннаж, литраж: -чат- — коленчатый, ступенчатый; -чак (-щик) — передатчик, тральщик;-у н—шатун;-льн(я)—гладильня, коптильня и др.

В публицистической речи употребительны слова с суффиксами: -ость—договоренность, сработанность; -щан-—бело-гвардейщина, обыденщина: -ан — критикан, политикан; -истек- — большевистский и др.

При префиксации наблюдаются те же стилевые окраски. Здесь экспрессией высокого стиля обладают префиксы: из- —изведать: нас- — нисходить, ниспослать, ниспадать-, вое- — воспевать, вос­хотеть и др. Функционально окрашены приставки книжного про­исхождения, характерные для научных и научно-технических, офи­циально-деловых терминов и публицистической лексики: востребо­вать, избрать, воспретить, в том числе ряд префиксов прилагатель­ных иноязычного происхождения: а-—анормальный, асимметрич­ный; анти- — антисанитарный, антихудожественный: архи- _ архипошлый, архиглупый; интер- — интернациональный, интерво­кальный; ультра- — ультрафиолетовый, ультрарадикальный: экстра- — экстраординарный.

Как можно было заметить, эмоционально-экспрессивные и функциональные стилистические окраски нередко совмещаются как у суффиксальных, так и у префиксальных образований. В сло­вообразовании это совмещение, пожалуй, еще более заметно, чем в лексике.

Словосложение также обладает немалыми стилистиче­скими возможностями. Помимо уже отмеченных прилагательных типа веселый-превеселый, экспрессивной окраской обладают, на­пример, имена существительные, образованные сочетанием гла­гольной формы 2-го лица единственного числа повелительного на­клонения с существительным — сорвиголова, держиморда, верти­хвостка, скопидом.

Функционально-стилистическая окраска свой­ственна разного рода терминологической лексике, например су­ществительным: краевед, языковед, лесовод, винодел, водомер, мино­мет, винторез, восьмигранник, многоугольник, в том числе с иноязычными элементами: этнограф, спектроскоп, славянофил, метро­ном, электронасос; прилагательным: льнопрядильный, светолюби­вый, морозоустойчивый, клинолистный и др.

Для научной и научно-технической, а также профессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов -ость, -ств, -изм, -аци, -ит: тугоплавкость, учительство, материализм, аргументация, бронхит.

Функционально окрашенными приставками книжного происхождения, характерными для научных и научно-технических, официально-деловых терминов и публицистической лексики, являются следующие: а-, анти-, интер-, ультра-, экстра- (аморальный, антивирусный, интернациональный, ультрарадикальный, экстравагантный).

Сложение слов также обладает большими стилистическими возможностями. Например, экспрессивной окраской обладают имена существительные, образованные сочетанием глагольной формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с существительным ― вертихвостка, сорвиголова.

Для художественной речи характерны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком (такие прилагательные часты, например, у Горь­кого, у Шолохова): пепельно-серый, иссиня-черный, золотисто-желтый, дымчато-серый, горько-соленый, приветно-мягкий.

Этот тип словообразования чрезвычайно продуктивен и в речи ряда научных областей (например, в геологии, химии, биологии). Ср., например, определения, употребляемые при характеристике ми­нералов, растений: темно-синий, кирпично-красный, желто-бу­рый, черно-зеленый, вилообразно-ветвящийся.

Сложносокращенные слова в связи с ограниченностью сферы их употребления также обладают некоторой функционально-стилистической окраской.

Например, разного вида аббревиатуры в зависимости от сферы использования несут окраску либо официально-делового стиля (УПК, финотдел), либо публицистического (АЭС, военком), либо научного (АТС, УВЧ).

Таким образом, учитывая стилистические возможности словообразования, необходимо, образуя новые слова с помощью известных способов, помнить, какую мысль мы хотим выразить в своей речи при помощи тех или иных слов.

Источник

Оценочность суффиксов в русской речи

Работа на XIV научно-практическую конференцию школьников

«Старт в науку»

Скачать:

Вложение Размер
Оценочность суффиксов в русской речи 36.88 КБ
Презентация к работе «Оценночность суффиксов в русской речи» 2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Работа на XIV научно-практическую конференцию школьников

Оценочность суффиксов в русской речи

учитель русского языка

  1. Суффиксы. Их место в словообразовании

Глава 1. Классификации аффиксов……………………………………. 5 — 6

Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации…….. 6 — 8

II. Оценочные и экспрессивные особенности суффиксов УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)

Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса……………………………………………9 — 14

Глава 2. Явление суффиксодугизации в образовании слов

с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании………….. 14 — 15

Разнообразные средства для выражения эмоционально-образных стилистических оттенков предоставляет словообразование. Русская суффиксация ‒ явление богатейшее своими возможностями, поэтому остаётся до конца не изученным.

В русском словообразовании существует классификация свойств суффиксов, в которой отмечены их основные особенности: стилевые , что находит отражение в распределении по трем основным сферам употребления языка (нейтральной, разговорной и книжной); оценочные , что проявляется в выражении положительного или отрицательного отношения к предмету речи; экспрессивные , указывающие на силу эмоционального воздействия, заключенную в слове.

Можно предположить, что значения суффиксов, используемых в словообразовании, за время существования языка переживают изменения: изначально оценочные суффиксы не имели чёткого положительного или отрицательного значения и приобрели его постепенно.

Цель данной работы – определить экспрессивную и эмоционально-образную роль суффиксов в языке.

Задачи , которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:

  1. дать характеристику морфемы как минимальной значимой части слова, рассмотреть морфемный состав слова и способы образования, среди которых наиболее значительным является суффиксальный способ;
  2. рассмотреть стилистические ресурсы русской суффиксации на примере языка художественных произведений XIX века;
  3. проанализировать эмоциональные и экспрессивно-оценочные особенности русской суффиксации в речи учащихся 6 класса.

Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» даёт совет молодым людям, как писать научную статью: «… разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга». Необходимо отметить, что именно просторечные разговорные слова и выражения в данной работе являются объектом исследования, поэтому статья может показаться слишком насыщенной ими.

Итак, предметом данного исследования послужили суффиксы русского языка с эмоциональной окраской, а объектом – их использование в произведениях литературы и речи учащихся.

Материалом для исследования послужили художественные произведения русских писателей XIX века – А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С.Тургенева, а также лексика учащихся 6-ого класса.

I. СУФФИКСЫ. ИХ МЕСТО В СЛОВООБРАЗОВАНИИ

Морфемы (по роли в слове) делятся на корни (корневые морфемы) и аффиксы (аффиксальные морфемы). Прежде чем говорить о суффиксах и русской суффиксации, необходимо знать характеристики аффиксальных морфем.

Глава 1. Классификации аффиксов

Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными. Например, суффикс -тель (учитель, строитель)

а). Аффиксы (по частотности употребления)

Аффиксы, встречающиеся в значительном числе слов, называются регулярными . Например, регулярным является суффикс -онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.).

Нерегулярными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс -знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).

Существуют аффиксы, которые можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть унификсами (уникальными аффиксами).

б). Аффиксы (по способности образовывать новые слова)

Аффиксы, использующиеся для образования новых слов, называются продуктивными . Например, в настоящее время продуктивным является префикс супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).

Аффиксы, не использующиеся для образования новых слов, называются непродуктивными .

в). Аффиксы (по позиции в слове относительно корня)

  1. префиксы (приставки)
  2. суффиксы
  3. флексии (окончания)
  4. постфиксы

г). Аффиксы (по функции)

  1. формообразующие (словоизменительные)
  2. словообразовательные (словообразующие)

Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или словоизменительными). К ним относятся и некоторые суффиксы.

Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными (или словообразующими)

Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации

Суффикс (от лат. Suffixus – прикреплённый) – аффикс, который

находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов. В изменяемом слове суффикс находится перед окончанием, в неизменяемом – в абсолютном конце. В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксоидами. Примеры суффиксоидов: -ход (вездеход, луноход, снегоход), -вед (лермонтовед, пушкиновед). Аффикс, который находится в слове после окончания ‒ постфикс . Постфиксы часто относят к суффиксам.

В русском словообразовании особого внимания и изучения требуют суффиксы со значением оценки. Можно отметить, что использование оценочных суффиксов (с уменьшительно-ласкательным, экспрессивно-эмоциональным, уничижительным значением) помогает говорящему раскрыть отношение к тому или иному явлению, событию или к определенному человеку, что можно увидеть и на примере произведений художественной литературы.

В произведениях русских писателей встречается достаточно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, среди которых суффиксы –ик-, -ек-, -ок-, -к-, -чик-, -очк-, -оньк-, -еньк-, -ишк-, -ушк-. Причем большинству этих суффиксов присуща как положительная, так и отрицательная окраска в зависимости от контекста.

Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» («Мы на своё житьё, …, благодарим Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конур К у), в сказе Н.С.Лескова «Левша» («… а сам спустил блош К у в этот ореш ЕК , а с нею вместе ключ ИК …») эти суффиксы помогают передавать отношение героев к происходящим событиям.

И.С. Тургенев, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, рисует неповторимые образы крестьянских детей, передаёт самобытность их речи в рассказе «Бежин луг»: «Уж какой же мальчик был. Бывало, пойдёт-от Вася с нами, с ребят К ами, летом в реч К у купаться, она [мать] так вся и встрепещется… и станет его кликать: «Вернись, мой свет ИК ! Вернись, сокол ИК !» И как утонул, Господь знает. Играл на береж К у, и мать тут же была, … вдруг слышит, словно кто пузыри по воде пускает, ̶ глядь, а только уж одна Васина шап ОНЬК а по воде плывёт».

А вот М.Е. Салтыков-Щедрин, используя те же самые суффиксы, в романе «Господа Головлёвы» создает омерзительный персонаж – Иудушку Головлева: «Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: Иуд УШК и, кровопив УШК и и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу мам ЕНЬК е, украдкой поцеловать её в плеч ИК о, а иногда слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь мам ЕНЬК иной комнаты, неслышно прокрадётся в угол ОК , сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с мам ЕНЬК и…» Интересен здесь приём писателя, который закладывается в самом имени Иудушка (уменьшительно-ласкательном от имени библейского персонажа): слову, уже имеющему отрицательное значение, уменьшительный суффикс придают значение яркой эмоциональности, дополнительной экспрессивности. Дальнейшее употребление в тексте слов с подобными суффиксами лишь усиливает отрицательность значения образа, хотя слова эти сами по себе не имеют отрицательного значения.

Таким образом, уменьшительно-ласкательные суффиксы играют значительную роль в стилистической окраске произведения. Но при этом одни и те же уменьшительные образования в зависимости от контекста могут иметь как уменьшительно-ласкательное, так и уменьшительно-уничижительное значение.

Стилистические ресурсы русской суффиксации достаточно богаты. Великие мастера художественной образности, какими являются для мировой литературы русские писатели, при помощи суффиксов с эмоциональной окраской показали все богатство оттенков русского слова.

Однако, существует чёткое разделение суффиксов с эмоционально-экспрессивной оценкой на суффиксы, выражающие положительное или отрицательное отношение к высказыванию. Это можно доказать.

II. ОЦЕНОЧНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУФФИКСОВ -УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)

Возьмём для анализа суффиксы -аг(а) / -яг(а), -уг(а) / юг(а) , которые входят в морфемный состав слов, обозначающих название лиц. В произведениях рассматриваемых нами авторов они также употребляются. Но наша задача – «просканировать» данные суффиксы в просторечных словах, проанализировать их значение и отобразить картину употребления слов с данными суффиксами в обыденной речи.

Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса

Проведём эксперимент: проанализируем речь учащихся 6 класса на предмет использования в ней слов с оценочными суффиксами.

Используя классификацию аффиксов, характеризуем суффиксы по частоте употребления в словообразовании и по их способности образовывать новые слова:

  1. нерегулярные (т.к. употребляются в ограниченном количестве слов);
  2. непродуктивные (т.к. не используются для образования новых слов);
  3. словообразовательные (участвуют в образовании слов)

Определим, действительно ли эти суффиксы чаще всего участвовали в образовании просторечных (разговорных) слов, в словообразовании диалектизмов: учащимся 6 класса было предложено подобрать с суффиксами –уг(а)/-юг(а), -аг(а)/-яг(а) слова. После исключения повторяющихся слов создаём ряды односуффиксальных слов:

Источник

Оцените статью