Стилистические возможности словообразования
Основу стилистических возможностей в словообразовании составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной.
Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы -ок-(-ек-), -чек- (-ечек-), -чик-, -ец-, -ушк- (-юшк-): снежок, камешек, лепесточек, трамвайчик, морозец, бабушка и т. д. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов -ишк-, -онк- (-енк-): воришка, домишко, душонка, бабенка.
Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление: Какая кругом грязь! Вот это голосище!
В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающими лицо: девочка — девчурка — девчушка — девчонка — девчоночка — девонька — девулька — девка — деваха; старик — старичок — старикан — старикашка — старичишка. Русское словообразование позволяет нанизывать суффиксы субъективной оценки так, что происходит удвоение, утроение суффиксов: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.
Приставки, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки, часто употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообразования: суффиксами и сложением слов (добрый ― предобрый, веселый ― развеселый, прехорошенький).
Аффиксы вносят в слова функционально-стилистические окраски, которые характеризуют слово по его отношению к книжной или разговорной речи, к тому или иному функциональному стилю. Существует ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окраски: -ств, -ость, -изм, -ани, -тель, -ист. Например: авторство, сущность, оптимизм, преподаватель, гуманист.
Прежде всего выделяется стилистическая синонимия словообразовательных аффиксов. Приведем примеры стилистической синонимии словообразовательных суффиксов: вода — водица — водичка, сестра — сестрица — сестричка, игла — иглища, белый — беленький — белехонький—белешенький, тонкий — тоненький — тонюсенький — тонехонький, светлый — светленький — светлехонький — светлешенький, толстый — толстенький — толстенный и т. д. Разные суффиксы привносят в слово различные стилистические и семантические оттенки. Одни суффиксы: -ичк-(сестричка, водичка и др.), -еньк- <тоненький, светленький, толстенький и др.) — имеют значение уменьшительно-ласкательное, другие: -ищ- (иглища), -енн- (толстенный)—увеличительно-неодобрительное. Слова с этими суффиксами употребительны преимущественно в разговорной речи. Другие слова, с суффиксами -ехоньк-, -ешеньк-, -иц
, свойственны некоторым жанрам устного народного творчества (былинам, сказкам и др.) и несут на себе печать соответствующей стилевой окраски — нередко поэтической: белехонький, белешенький, сестрица, водица и др.
Примеры стилистической синонимии префиксов: избрать — выбрать; испить—выпить; восходить на — всходить на; взреветь—зареветь; влезть—взлезть; вскричать— закричать; воспретить—запретить; нисходить—сходить вниз; востребовать—потребовать; поджарить — нажарить; нарвать (цветов) — сорвать; насушить (грибов) — засушить. Вместе с изменением семантических оттенков, привнесенных префиксом, обнаруживается ‘сопутствующее изменение стилистического (экспрессивного или функционального) оттенка слова. Так, приставки ис» (Ч3
), вое-, нас- привносят оттенок торжественности, приподнятости стиля. Образования воспретить, востребовать характерны для официально-делового общения. Слову взлезть свойствен оттенок устарелости.
В параллелях поджарить — нажарить, сорвать — нарвать вторые члены пар, кроме оттенка интенсивности, отличаются от первых (более нейтральных) оттенком разговорности, т. е. стилистико-функциональным.
Однако синонимика словообразовательных элементов не так уж распространена в русском литературном языке.
Сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и префиксы субъективно и оценки. Их иначе называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными. Оттенок уменьшительности обычно сопровождается экспрессией ласкательности, реже — шутливости, ироничности; оттенок увеличительности — экспрессией грубости, пренебрежения, неодобрения, иронии, а также восхищения. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устно-разговорной речи, чем книжно-письменной.
Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У существительных: -ок(-ек)—голосок, дружок, денек; -очек (
ечек) — голосочек, дружочек, денечек; -ец — братец,’ морозец; -чик — апельсинчик, блинчик, костюмчик; -ик — арбузик, бутузик, домик; -к- — дорожка, дочка, земелька; -ушк-(-юшк-)—женушка, заюшка; -оньк- (-еньк-)—кисонька, дороженька, зоренька; -ец-, -чц-, -ц- —письмецо, платьице, зеркальце, деревцо. У прилагательных: -оньк- (-еньк-)—глупенький, плохонький, добренький, старенький; -ехоньк- (-охоньк-).
Закрепленность названных семантических оттенков за определенными экспрессивно-эмоциональными стилистическими окрасками не является устойчивой и обязательной. Известно, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в определенных контекстах могут выражать и неодобрение: Ничего себе папанька! Таких дел натворил! Кроме того, уменьшительность — увеличительность не всегда сопровождается экспрессией: ключик, зонтик, карлик. Лишены экспрессии специальные термины — слова с уменьшительными суффиксами: болтик, колбочки, пузырьки, листик (у биологов в смысле «молодой листа), жилка и т. п.
В речи нередки негативные оттенки у слов плохонький, добренький, хитренький, возникающие как следствие взаимодействия экспрессивного оттенка и значения суффикса со значением корня.
Светлехонький, скорехонький, легохонький; -ехонёк («охонек), -ешенек (-ошенек) — близехонек, легошенек. У всех этих слов обнаруживается яркая эмоциональность и экспрессия. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности, иронии: -ишк-—воришка, лгунишка, зайчишка, шалунишка, городишко, домишко, здоровьишко, житьишко и т, д.; -онк-(-енк-) — душонка, книжонка, бабенка, лошаденка; -шк- — старикашка; -ц- — ленца. Суффиксы, придающие словам значение у в е-личительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление. Ср.: суффикс -ищ-—На улице непролазная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище! Суффикс -ин- —Вот так домина! (Но: дурачина, идиотина.) Ср., с другой стороны, выражение горделиво-ласкательное в контексте стихотворения В. Маяковского: краснокожая пас пор тина.
Префиксы, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки (ср.: добрый—предобрый; веселый—развеселый), нередко употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообразования: суффиксами и словосложением (в частности, повторением слова): добрый-предобрый; большой-пребольшой; прехорошенький. Подобное сочетание встречается и у суффиксальных образований: зимушка-зима.
Некоторые суффиксы придают слову те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, не внося значений уменьшительности и увеличительности, например неодобрение: суффикс -ун — болтун, крикун, драчун; -ак-—гуляка, зевака; -к- —выскочка, белоручка, недоучка, -ляв- — вертлявый’, -ас т- — губастый, горластый; -ан — критикан, политикан; презрение: суффикс -яй — кисляй, слюнтяй; -л- — воротила, вышибала, объедала; -ыг- — забулдыга, прощелыга; -яг- — скупяга и др. Оттенок шутливо-иронический и даже ласкательный имеют слоба с суффиксами -яш (-аш), -он-: добряш, племяш, тихоня и др.’
Аффиксы привносят в слова функционально-стилистические окраски. Известен целый ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окраски: -ств-, -ость, -изм, -ур-, -ани (е), -ени (е), -тель, -ист, -тор, -изн-; например: достоинство, авторство; всеобщность, сущность; марксизм, оптимизм, альтруизм; скульптура, корректура, аспирантура, восклицание, блуждание; ваятель; колонизатор; отчизна и др.
Оттенок разговорности придают словам следующие суффиксы: -як—здоровяк, добряк, свояк; -ик, -ник — вечерник, глазник, зубник; -ун — болтун, хвастун; -к- — вечерка (вечерняя газета), летучка, пятидневка, -овк- —в существительных женского рода, обозначающих предметы: столовка, курсовка, спецовка, путевка — и лица: плутовка, мотовка, чертовка; -яг- — дворняга, сотняга, штормяга и др.
У первых четырех слов в соответствующих интонационно-контекстных условиях возможен и оттенок ласкательности. С оттенком грубо-просторечным: -к(я) — брехня, грызня, долбня; -J- — бабье, дурачьё, мужичьё; разговорно-просторечным: -ух-—грязнуха, толстуха, стряпуха.
Можно отметить ряд суффиксов, характерных для научной и научно-технической, а также профессиональной речи. Так, с помощью уже названных суффиксов книжного происхождения постоянно образуются научные термины: -ость—плавкость, ковкость; -ств-—гегельянство, кантианство; -изм — идеализм, феодализм; -аци(я) (-яци(я)—акклиматизация, вулканизация; -фикаци(я) (-ификаци(я) — электрификация: -тор—коммуникатор; -в/та (преимущественно термины медицинские)— бронхит, гайморит, плеврит; профессионализмы: -к-— вклейка, верстка, обмотка; -аж — метраж, тоннаж, литраж: -чат- — коленчатый, ступенчатый; -чак (-щик) — передатчик, тральщик;-у н—шатун;-льн(я)—гладильня, коптильня и др.
В публицистической речи употребительны слова с суффиксами: -ость—договоренность, сработанность; -щан-—бело-гвардейщина, обыденщина: -ан — критикан, политикан; -истек- — большевистский и др.
При префиксации наблюдаются те же стилевые окраски. Здесь экспрессией высокого стиля обладают префиксы: из- —изведать: нас- — нисходить, ниспослать, ниспадать-, вое- — воспевать, восхотеть и др. Функционально окрашены приставки книжного происхождения, характерные для научных и научно-технических, официально-деловых терминов и публицистической лексики: востребовать, избрать, воспретить, в том числе ряд префиксов прилагательных иноязычного происхождения: а-—анормальный, асимметричный; анти- — антисанитарный, антихудожественный: архи- _ архипошлый, архиглупый; интер- — интернациональный, интервокальный; ультра- — ультрафиолетовый, ультрарадикальный: экстра- — экстраординарный.
Как можно было заметить, эмоционально-экспрессивные и функциональные стилистические окраски нередко совмещаются как у суффиксальных, так и у префиксальных образований. В словообразовании это совмещение, пожалуй, еще более заметно, чем в лексике.
Словосложение также обладает немалыми стилистическими возможностями. Помимо уже отмеченных прилагательных типа веселый-превеселый, экспрессивной окраской обладают, например, имена существительные, образованные сочетанием глагольной формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с существительным — сорвиголова, держиморда, вертихвостка, скопидом.
Функционально-стилистическая окраска свойственна разного рода терминологической лексике, например существительным: краевед, языковед, лесовод, винодел, водомер, миномет, винторез, восьмигранник, многоугольник, в том числе с иноязычными элементами: этнограф, спектроскоп, славянофил, метроном, электронасос; прилагательным: льнопрядильный, светолюбивый, морозоустойчивый, клинолистный и др.
Для научной и научно-технической, а также профессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов -ость, -ств, -изм, -аци, -ит: тугоплавкость, учительство, материализм, аргументация, бронхит.
Функционально окрашенными приставками книжного происхождения, характерными для научных и научно-технических, официально-деловых терминов и публицистической лексики, являются следующие: а-, анти-, интер-, ультра-, экстра- (аморальный, антивирусный, интернациональный, ультрарадикальный, экстравагантный).
Сложение слов также обладает большими стилистическими возможностями. Например, экспрессивной окраской обладают имена существительные, образованные сочетанием глагольной формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с существительным ― вертихвостка, сорвиголова.
Для художественной речи характерны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком (такие прилагательные часты, например, у Горького, у Шолохова): пепельно-серый, иссиня-черный, золотисто-желтый, дымчато-серый, горько-соленый, приветно-мягкий.
Этот тип словообразования чрезвычайно продуктивен и в речи ряда научных областей (например, в геологии, химии, биологии). Ср., например, определения, употребляемые при характеристике минералов, растений: темно-синий, кирпично-красный, желто-бурый, черно-зеленый, вилообразно-ветвящийся.
Сложносокращенные слова в связи с ограниченностью сферы их употребления также обладают некоторой функционально-стилистической окраской.
Например, разного вида аббревиатуры в зависимости от сферы использования несут окраску либо официально-делового стиля (УПК, финотдел), либо публицистического (АЭС, военком), либо научного (АТС, УВЧ).
Таким образом, учитывая стилистические возможности словообразования, необходимо, образуя новые слова с помощью известных способов, помнить, какую мысль мы хотим выразить в своей речи при помощи тех или иных слов.
Источник
Оценочность суффиксов в русской речи
Работа на XIV научно-практическую конференцию школьников
«Старт в науку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оценочность суффиксов в русской речи | 36.88 КБ |
Презентация к работе «Оценночность суффиксов в русской речи» | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Работа на XIV научно-практическую конференцию школьников
Оценочность суффиксов в русской речи
учитель русского языка
- Суффиксы. Их место в словообразовании
Глава 1. Классификации аффиксов……………………………………. 5 — 6
Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации…….. 6 — 8
II. Оценочные и экспрессивные особенности суффиксов УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)
Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса……………………………………………9 — 14
Глава 2. Явление суффиксодугизации в образовании слов
с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании………….. 14 — 15
Разнообразные средства для выражения эмоционально-образных стилистических оттенков предоставляет словообразование. Русская суффиксация ‒ явление богатейшее своими возможностями, поэтому остаётся до конца не изученным.
В русском словообразовании существует классификация свойств суффиксов, в которой отмечены их основные особенности: стилевые , что находит отражение в распределении по трем основным сферам употребления языка (нейтральной, разговорной и книжной); оценочные , что проявляется в выражении положительного или отрицательного отношения к предмету речи; экспрессивные , указывающие на силу эмоционального воздействия, заключенную в слове.
Можно предположить, что значения суффиксов, используемых в словообразовании, за время существования языка переживают изменения: изначально оценочные суффиксы не имели чёткого положительного или отрицательного значения и приобрели его постепенно.
Цель данной работы – определить экспрессивную и эмоционально-образную роль суффиксов в языке.
Задачи , которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
- дать характеристику морфемы как минимальной значимой части слова, рассмотреть морфемный состав слова и способы образования, среди которых наиболее значительным является суффиксальный способ;
- рассмотреть стилистические ресурсы русской суффиксации на примере языка художественных произведений XIX века;
- проанализировать эмоциональные и экспрессивно-оценочные особенности русской суффиксации в речи учащихся 6 класса.
Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» даёт совет молодым людям, как писать научную статью: «… разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга». Необходимо отметить, что именно просторечные разговорные слова и выражения в данной работе являются объектом исследования, поэтому статья может показаться слишком насыщенной ими.
Итак, предметом данного исследования послужили суффиксы русского языка с эмоциональной окраской, а объектом – их использование в произведениях литературы и речи учащихся.
Материалом для исследования послужили художественные произведения русских писателей XIX века – А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С.Тургенева, а также лексика учащихся 6-ого класса.
I. СУФФИКСЫ. ИХ МЕСТО В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
Морфемы (по роли в слове) делятся на корни (корневые морфемы) и аффиксы (аффиксальные морфемы). Прежде чем говорить о суффиксах и русской суффиксации, необходимо знать характеристики аффиксальных морфем.
Глава 1. Классификации аффиксов
Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными. Например, суффикс -тель (учитель, строитель)
а). Аффиксы (по частотности употребления)
Аффиксы, встречающиеся в значительном числе слов, называются регулярными . Например, регулярным является суффикс -онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.).
Нерегулярными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс -знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).
Существуют аффиксы, которые можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть унификсами (уникальными аффиксами).
б). Аффиксы (по способности образовывать новые слова)
Аффиксы, использующиеся для образования новых слов, называются продуктивными . Например, в настоящее время продуктивным является префикс супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).
Аффиксы, не использующиеся для образования новых слов, называются непродуктивными .
в). Аффиксы (по позиции в слове относительно корня)
- префиксы (приставки)
- суффиксы
- флексии (окончания)
- постфиксы
г). Аффиксы (по функции)
- формообразующие (словоизменительные)
- словообразовательные (словообразующие)
Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или словоизменительными). К ним относятся и некоторые суффиксы.
Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными (или словообразующими)
Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации
Суффикс (от лат. Suffixus – прикреплённый) – аффикс, который
находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов. В изменяемом слове суффикс находится перед окончанием, в неизменяемом – в абсолютном конце. В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксоидами. Примеры суффиксоидов: -ход (вездеход, луноход, снегоход), -вед (лермонтовед, пушкиновед). Аффикс, который находится в слове после окончания ‒ постфикс . Постфиксы часто относят к суффиксам.
В русском словообразовании особого внимания и изучения требуют суффиксы со значением оценки. Можно отметить, что использование оценочных суффиксов (с уменьшительно-ласкательным, экспрессивно-эмоциональным, уничижительным значением) помогает говорящему раскрыть отношение к тому или иному явлению, событию или к определенному человеку, что можно увидеть и на примере произведений художественной литературы.
В произведениях русских писателей встречается достаточно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, среди которых суффиксы –ик-, -ек-, -ок-, -к-, -чик-, -очк-, -оньк-, -еньк-, -ишк-, -ушк-. Причем большинству этих суффиксов присуща как положительная, так и отрицательная окраска в зависимости от контекста.
Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» («Мы на своё житьё, …, благодарим Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конур К у), в сказе Н.С.Лескова «Левша» («… а сам спустил блош К у в этот ореш ЕК , а с нею вместе ключ ИК …») эти суффиксы помогают передавать отношение героев к происходящим событиям.
И.С. Тургенев, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, рисует неповторимые образы крестьянских детей, передаёт самобытность их речи в рассказе «Бежин луг»: «Уж какой же мальчик был. Бывало, пойдёт-от Вася с нами, с ребят К ами, летом в реч К у купаться, она [мать] так вся и встрепещется… и станет его кликать: «Вернись, мой свет ИК ! Вернись, сокол ИК !» И как утонул, Господь знает. Играл на береж К у, и мать тут же была, … вдруг слышит, словно кто пузыри по воде пускает, ̶ глядь, а только уж одна Васина шап ОНЬК а по воде плывёт».
А вот М.Е. Салтыков-Щедрин, используя те же самые суффиксы, в романе «Господа Головлёвы» создает омерзительный персонаж – Иудушку Головлева: «Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: Иуд УШК и, кровопив УШК и и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу мам ЕНЬК е, украдкой поцеловать её в плеч ИК о, а иногда слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь мам ЕНЬК иной комнаты, неслышно прокрадётся в угол ОК , сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с мам ЕНЬК и…» Интересен здесь приём писателя, который закладывается в самом имени Иудушка (уменьшительно-ласкательном от имени библейского персонажа): слову, уже имеющему отрицательное значение, уменьшительный суффикс придают значение яркой эмоциональности, дополнительной экспрессивности. Дальнейшее употребление в тексте слов с подобными суффиксами лишь усиливает отрицательность значения образа, хотя слова эти сами по себе не имеют отрицательного значения.
Таким образом, уменьшительно-ласкательные суффиксы играют значительную роль в стилистической окраске произведения. Но при этом одни и те же уменьшительные образования в зависимости от контекста могут иметь как уменьшительно-ласкательное, так и уменьшительно-уничижительное значение.
Стилистические ресурсы русской суффиксации достаточно богаты. Великие мастера художественной образности, какими являются для мировой литературы русские писатели, при помощи суффиксов с эмоциональной окраской показали все богатство оттенков русского слова.
Однако, существует чёткое разделение суффиксов с эмоционально-экспрессивной оценкой на суффиксы, выражающие положительное или отрицательное отношение к высказыванию. Это можно доказать.
II. ОЦЕНОЧНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУФФИКСОВ -УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)
Возьмём для анализа суффиксы -аг(а) / -яг(а), -уг(а) / юг(а) , которые входят в морфемный состав слов, обозначающих название лиц. В произведениях рассматриваемых нами авторов они также употребляются. Но наша задача – «просканировать» данные суффиксы в просторечных словах, проанализировать их значение и отобразить картину употребления слов с данными суффиксами в обыденной речи.
Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса
Проведём эксперимент: проанализируем речь учащихся 6 класса на предмет использования в ней слов с оценочными суффиксами.
Используя классификацию аффиксов, характеризуем суффиксы по частоте употребления в словообразовании и по их способности образовывать новые слова:
- нерегулярные (т.к. употребляются в ограниченном количестве слов);
- непродуктивные (т.к. не используются для образования новых слов);
- словообразовательные (участвуют в образовании слов)
Определим, действительно ли эти суффиксы чаще всего участвовали в образовании просторечных (разговорных) слов, в словообразовании диалектизмов: учащимся 6 класса было предложено подобрать с суффиксами –уг(а)/-юг(а), -аг(а)/-яг(а) слова. После исключения повторяющихся слов создаём ряды односуффиксальных слов:
Источник