Структура социальных установок эмоциональный когнитивный поведенческий компоненты

мое психология / 20.Понятие, структура и функции социальной установки, аттитюды

Понятие, структура и функции социальной установки (аттитюды).

Социальная установка (атитюд) — система знаний о социальном объекте, который предполагает к определенному поведению.

Социальная установка функционирует и как элемент психологической стороны личности, а кроме того, как элемент социальной структуры. Понятие «атитюда» фиксирует связь между индивидом каким-либо социальном объектом.

Функции: приспособительная; функция организации знаний; выражение ценностей; защита (разрешение внутренних конфликтов личности.)

Элементы: когнитивный (знания, убеждения, мнения); эмоциональный (чувство, переживание); физический (поведение, которое следует из знаний, переживаний, тенденций).

Атитюды являются системой, все элементы установленной системы взаимосвязаны и изменение одного элемента может вызвать изменение других элементов.

Установка — это связь, создаваемая нами между объектом его оценкой.

Наши установки предопределяют наши поступки, если другие влияния уменьшены.

Фестингер: наши установки изменяются, потому что мы вынуждены поддерживать согласованность между нашими знаниями. То есть мы чувствуем напряжение, когда два убеждения психологически несовместимы. Мы оправдываем свое поведение, чтобы ослабить наш внутренний дискомфорт.

Соц.установка — предрасположенность (склонность) субъекта к определенному соц. поведению. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.

3-компонентную структура социальных установок (М. Смит, 1942г.):

а) когнитивный компонент (осознание объекта установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на соц. стереотипе);

б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (потенциальная готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).

Функции установок (Катц):

1) познавательная (установки помогаю чел-ку узнавать соц. мир, в котором он живет, путем структурирования и орг-ции полученной инф-ции);

2) утилитарная (установки помогают чел-ку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому чел-к имеет положительные установки к таким предметам уст-к, которые соответствуют его целям и отрицательные — к предметам, которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей;

3)ценностно-экспрессивная (установки служат пониманию чел-ком того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а также постоянные нормы и ориентации).

4) Эго-защитная (в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

Источник

Социальные установки личности

В любом обществе существует ряд ценностей, которые передаются от поколения к поколению. К базовым ценностям можно отнести доброту, честность, свободу. Если личность будет придерживаться данных аспектов, это будет характеризовать ее с лучшей стороны. В психологии подобная система имеет свое название — социальная установка. В этой статье вы узнаете о роли и функции социальных установок, а также поймете, как происходит социализация.


Социальные установки в психологии

В 1918 году ученые активно изучали адаптацию индивида и пришли к выводу, что она невозможна без взаимосвязи с социальной организацией. Данной системе связи ученые дали название социальная ценность и социальная установка (аттитюд).

Согласно одному из американских ученых, социальная установка — эмоциональное состояние индивида, при котором он ведет себя определенным образом, отталкиваясь от прошлого опыта, связанного с данным объектом. В социально-психологической литературе выделяют 5 социальных установок:

  1. Для перцептивной нормой является видение того, что человеку самому хочется видеть.
  2. Ситуативная подразумевает разные отношения человека к определенному объекту в зависимости от определенной ситуации.
  3. Для социальной в основе лежат действия личности, которые он предпринимает в любой ситуации.
  4. Общий вид характеризуется влиянием одинаковых объектов на человека.
  5. Частный вид подразумевает определенную установку к объекту.

Структура и компоненты социальных установок

По структуре социальная установка подразумевает 3 компонента:

  1. При когнитивном компоненте субъект обладает фиксированными знаниями об определенной установке.
  2. Аффективный компонент включает в себя следующие свойства: эмоции, знания и переживания, которые индивид испытывает по отношению к объектам.
  3. Под поведенческим компонентом рассматриваются определенные действия, которые может проявить человек к объекту.

Все компоненты могут существовать отдельно или же быть обобщенными.

Изменение социальных установок

Понятие изменения социальных установок подразумевает целенаправленное влияние или же стихийное. В первом случае речь идет о воспитании ребенка и поведенческой корректировке. В втором случае влияние происходит за счет каких-то обстоятельств и действий общества.

Если на человека будет оказано влияние субъектом, к которому у него нет доверия, нет смысла ожидать положительный результат. Большое влияние на изменение убеждений оказывает поступающая информация. Первое впечатление всегда является решающим, поэтому если человек знает, что какой-то теории нельзя доверять, в дальнейшем он будет отталкиваться именно от этой мысли. Если же личность получила информацию, а уже после узнала о ее предполагаемой недостоверности, обычно это никак не влияет на установки.

Человек не может добиться успеха без эффективного социального взаимодействия. Научиться лучше взаимодействовать с обществом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Источник

Социальная установка: структура, функции, измерение.

Установка: определения и концептуальные особенности

Еще в 1935 году известный гарвардский психолог Гордон Олпорт писал, что концепция установки «есть , вероятно, наиболее характерная и незаменимая концепция в современной американской социальной психологии», т.е. установки являются краеугольным камнем всего здания американской социальной психологии. В справедливости заявления Олпорта не приходится сомневаться. В 1968 году другой, не менее известный социальный психолог, Уильям Мак-Гауйр отмечал, что на долю установок в 60 –х годах приходилось не менее 25% всех исследований в социальной психологии (Штальберг Д., Фрей Д., 2001). Это было справедливо для американской СП в середине 60-х г.г. 20 века, и это остается справедливым, по мнению Олсона и Занны (1993), для современной СП.

И если учесть, что мировая социальная психология ориентировалась и до сих пор ориентируется на американскую науку, то тема социальной установки стала центральной и для социальной психологии в целом.

Почему концепция установок столь популярна в СП?

Целью психологии является объяснить и предсказать поведение человека, а установки, по-видимому, влияют на поведение. Поэтому установки используются как индикаторы или предсказатели поведения.

Кроме того, считается, что в повседневной жизни изменение поведения начинается с изменения установки, что установки играют важную роль при создании социально-психологической модели поведения. А это является веским основанием для того, чтобы проанализировать данный феномен как можно более подробно.

Установка: определения и концептуальные особенности

В западной СП для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Эту оговорку необходимо сделать, потому что для термина «установка» в общей психологии, в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английском языке « set».

Будучи родственными, установка и аттитюд отнюдь не аналогичные понятия.

1) Если при изучении аттитюда главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социальном поведении людей, то установка исследуется в общей психологии прежде всего с точки зрения ее роли и места в структуре психики.

2)Далее, аттитюд чаще всего рассматривается как явление сознания, выражаемое в языке, в вербальном поведении, а установка, как показано в работах Д.Н. Узнадзе, имеет неосознанный характер.

Впервые термин «социальная установка» был введен в СП в 1918 г. У. Томасом и Ф. Званецким для того, чтобы описать разницу в повседневном поведении между фермерами Польши и США (выходит в свет их пятитомное исследование «Польские крестьяне в Европе и Америке»). Аттитюд определялся авторами как «психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений.

В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из них он выделил те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями и предложил свой вариант определения, который и до сегодняшнего дня считается общепринятым (по мнению Г.М. Андреевой):

«Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакцию индивида относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан».

Таким образом, была подчеркнута зависимость аттитюда от опыта и его важная регулятивная рольв поведении. (Таким образом, акцент сделан на тех функциях аттитюда, которые связаны с ориентацией и запуском конкретного поведения. Оценивающий, аффективный аспект аттитюда присутствует в этом определении в скрытой форме.)

Это определение оказалось настолько емким с точки зрения синтеза различных подходов, что и 50 лет спустя с него начинались главы об аттитюдах во всех учебниках по СП.

Современные американские социальные психологи предлагают менее мудреные, последовательные, легче поддающиеся операционализации, проще говоря, более практичные концепции установки. Тем не менее и среди них нет единого взгляда на сущность установки.

В настоящее время можно выделить 2 различных подхода к определению установок.

Первый – что установка — комбинация трех концептуально различимых реакций на определенный объект. Впервые трехкомпонентную модель структуры установки в 1947 году предложил М.Смитт. Он выделил в ней

когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки – включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей;

аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, ситуации, положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями ( к ним относятся такие эмоции, как любовь и ненависть, симпатия и антипатия).

поведенческий ( конативный) компонент –последовательное поведение по отношению к объекту – реакция человека, соответствующая его убеждениям и переживаниям.

*Например, если девушка мне кажется образованной (когнитивная), а мне нравится обсуждать темы, в которых она разбирается (аффективная), я, наверное, буду искать ее общества ( поведенческая).

*Если преподаватель кажется мне слишком требовательным (когнитивная составляющая), а я не люблю, когда меня заставляют что-нибудь делать (аффективная), то очень вероятно, что я редко буду посещать его занятия (конативная).

Пример такой трехкомпонентной модели установки представили не так давно Игли и Чейкен (1993). Они дали этому понятию следующее определение:

«Установка – это психологическая тенденция, которая выражается черезоценивание заслуживающих внимание объектов с определенной степенью расположения или неприязни … Оценки эти касаются всех категорий оцениваемых реакций, являются ли они открытыми или скрытыми, когнитивными, аффективными или поведенческими».

Этого подхода придерживаются Розенберг и Ховлэнд, 1960; Д.Катц, 1960; Игли и Чейкен, 1993; Д. Майерс, 1997; а среди российских – практически все авторы, пишущие об установках.

Сегодня эту точку зрения на аттитюд разделяют не все. Некоторые современные теоретики ставят под сомнение трехчленную схему.

2. Иногда люди думают или действуют не в соответствии со своими чувствами. Из-за такой несогласованности между аффективными, когнитивными и поведенческими реакциями был предложен второй тип определения рассматриваемого понятия, который отвергает идею трехкомпонентной модели установок. Такой способ определения установки называется одномерным, т.к. он выделяет только одну компоненту установки. Так, дефиниция, данная аттитюду в 50-х г.г. ХХ века известным исследователем Терстоуном, определяла его как « аффект «за» и «против» психологического объекта».

Такая тенденция рассматривать аттитюд как аффективное по природе образование проявилась и в подходе к построению процедур измерения аттитюдов (шкалы Терстоуна, Лайкерта). Вслед за Терстоуном для многих исследователей (прежде всего американских) на операциональном уровне аффект и аттитюд стали синонимами, потому что оценочные суждения измерить легче, например, семантическим дифференциалом. *Например, Осгуд (автор методики «семантический дифференциал») считает, что склонность к оцениванию – т.е. к формированию установок – является неотъемлемой частью человеческой натуры. Порой кажется, что человек автоматически оценивает буквально все, с чем сталкивается, и если попросить кого-нибудь описать другого человека или предмет по первому впечатлению, и в ответ мы услышим один из вариантов оценки «хорошо — плохо».

Другие сторонники этой модели (Фишбейн и Айзен, 1975) так же показали, что структура установок может быть представлена простыми аффективными реакциями. Они отличают концепцию установки от концепции убеждения, с одной стороны, и от поведенческого намерения или явного действия — с другой.

Понятие «убеждение» используется, когда речь идет о мнении относительно данного объекта установки или – иными словами — об информации, знаниях или мыслях, которые имеет некий субъект об объекте установки.

Мнение – это то, что человек считает фактически верным. Например, у меня есть мнение, что автомобильные ремни безопасности уменьшают вероятность смертельного исхода при аварии, и что летом в городе жарко. Такие мнения преимущественного когнитивны, т.е. они занимают место скорее в голове, нежели «внутри». Они также преходящи, иначе говоря, могут легко смениться другими, если кто-то убедит меня в обратном. Например, если авторитетный человек докажет, что нынешние ремни не снижают существенно риск при аварии, я сменю свое мнение по этому вопросу.

В то же время предположим, что некий человек считает, что чеченцы – все бандиты, что США – империя зла, что город летом – каменные джунгли…В чем отличие этих мнений от предложенных ранее? В том, чтоэти суждения являются эмоциональными (оценочными), иными словами, они подразумевают наличие симпатий и антипатий.

Убеждение в том, что все чеченцы – бандиты, подразумевает, что этот человек не любит чеченцев.

Мнение о том, что летом город – каменные джунгли, отличается от мнения, что летом в городе жарко. Первое – это не просто когнитивное суждение, оно несет в себе негативную оценку.

Установкасимпатия или антипатия – может сформироваться даже в том случае, если у нас нет фактов или убеждения относительно чего-либо. Доказательством этому служат наши предрассудкинегативные установки относительно тех или иных групп людей, о которых мы на самом деле знаем совсем немного.

Мнение, включающее оценочный (эмоциональный) компонент, называется аттитюдом; и в сравнении с «чистыми» мнениями, изменить аттитюды очень трудно (Э. Аронсон).

Аттитюд – это особый тип убеждения, которое отражает оценочные свойства объекта. Аттитюдэто сложившаяся оценка – хорошая или плохая – объекта.(Э. Аронсон).

Установка – это ценностная диспозиция по отношению к тому или иному объекту. Это оценка чего-либо или кого-либо по шкалам «приятно -не­приятно», «полезно — вредно», «хорошо- плохо». Что-то мы любим, а что-то терпеть не можем, к чему-то испытываем привязанность, а к чему-то антипа­тию. То, как мы оцениваем наши отношения с окружающим миром, отражает наши установки. ( Зимбардо Ф., с.45).

Источник

Оцените статью