Стресс живот у подростка

Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
    • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
    • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
    • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
    • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.

  2. Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

Как помочь подростку?

  • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
  • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Источник

Расстройства пищевого поведения у подростков

По нарушениям пищевого проведения проведено множество исследований, написано немало работ. Мы хотим познакомить вас с некоторыми из результатов таких исследований и статистическими данными, которые не могут не вызывать тревогу.

  • 95% людей с расстройствами пищевого поведения являются молодыми людьми в возрасте от 12 до 25 лет
  • 40-60% девочек 6-12 лет обеспокоены своим весом, и эта озабоченность продолжается всю жизнь.
  • среди учащихся старших классов 44% девушек и 15% молодых людей озабочены снижением веса
  • 35% «нормальных людей» переходят к патологической диете, у 20-25% из них впоследствии диагностируется различные расстройства пищевого поведения
  • более чем у половины девочек-подростков и почти у трети мальчиков-подростков наблюдается нездоровое поведение, связанное с контролем веса (например, пропуск еды, пост, курение сигарет, «чистка»)


Причины расстройств пищевого поведения

Считается, что расстройства пищевого поведения являются результатом одного или нескольких биологических, поведенческих и социальных факторов, включая генетику, неприятные переживания / травмы, давление со стороны сверстников, травля, наличие членов семьи с похожими пищевыми нарушениями.

Расстройства пищевого поведения протекают довольно сложно, большинство из них начинается со случайной или целенаправленной потери веса, которая может привести к нездоровым мерам по поддержанию этой потери.

В предподростковом и подростковом возрасте трудности, связанные с едой, могут быть особенно сложны для детей, испытывающих в это время эмоциональные и физические изменения, а также школьное, семейное или иное давление.

Внешние факторы

Многие подростки говорят, что непринятие своего тела начинается с насмешек или даже травли со стороны сверстников по поводу внешнего вида. Независимо от того, происходит ли это под видом невинного прозвища в семье или в случае жестокого преследования со стороны сверстников, чувство стыда является мощным фактором, способствующим развитию у подростка расстройства пищевого поведения. В частности, разговоры вокруг темы «жира» и обсуждений тела в негативном контексте, часто приводит молодых женщин к пищевым расстройствам.

Семьи могут сыграть важную роль в предотвращении или прекращении подобных проблем на ранней стадии, занимая правильную позицию в таких разговорах и серьезно относясь к проблеме травли, будучи готовыми прийти ребёнку на помощь.

Диагностика расстройств пищевого поведения

Ранняя диагностика и лечение расстройств пищевого поведения увеличивает вероятность полного выздоровления. Однако родители многих подростков не обращаются за помощью пока заболевание ребёнка не доходит до поздней стадии. Одна из причин заключается в том, что подростки часто пытаются скрыть свое поведение, отрицая существование проблемы. Родители также могут не знать о том, как выглядят признаки и симптомы заболевания.

«Нормальный вес» подростка не является гарантией отсутствия проблем. Он(она) может питаться как все, но тайно ограничивать приемы пищи, переедать, устраивать «чистки» или создавать чрезмерные физические нагрузки.

В зависимости от проявляемых признаков пищевые расстройства относят к различным типам.

Типы расстройств пищевого поведения

Расстройство пищевого поведения обычно определяется как навязчивое желание похудеть или интенсивный страх перед набором веса. Расстройствами такого характера, наиболее распространенными среди подростков, являются анорексия, булимия, переедание. Но даже пациенты, которые не соответствуют всем клиническим критериям расстройства, могут иметь серьезные риски и должны иметь возможность обратиться за медицинской помощью.

Анорексия

Подростки с анорексией могут идти на крайние меры, чтобы избежать употребления пищи и контролировать количество и состав продуктов, которые они едят. Они могут стать предельно худыми и все же говорить о «лишнем весе». Они продолжают соблюдать диету даже при чрезвычайно низком весе, потому что имеют искаженное представление образа своего тела.

Признаки анорексии могут включать:

  • искаженное представление о своем весе, размере или форме,
  • приемы пищи в тайне / неспособность есть в присутствии других,
  • озабоченность едой,
  • избегание определенных продуктов,
  • навязчивый подсчёт калорий и / или граммов жира в рационе,
  • отрицание чувства голода,
  • разработка ритуалов вокруг приготовления пищи и ее употребления,
  • социальная изоляция,
  • выраженные эмоциональные изменения, такие как раздражительность, депрессия и беспокойство.

Физические признаки анорексии включают быструю или чрезмерную потерю веса, ощущение холода, усталости и слабости, истончение волос, отсутствие менструальных циклов у женщин, головокружение или обмороки.

Подростки с анорексией часто ограничивают себя не только в употреблении пищи, но и в отношениях, социальной деятельности и получении приятных переживаний.

Булимия

Подростки с нервной булимией обычно «переедают и очищаются». Они могут неконтролируемо поглощать еду, что обычно сопровождается компенсаторным поведением: вызывают у себя рвоту, используют слабительные, клизмы, пытаются голодать или подвергают себя большим физическим нагрузкам.

Подростки с булимией часто остаются незамеченными из-за способности поддерживать нормальный вес тела.

Признаки булимии могут включать:

  • употребление необычно большого количества пищи без видимого изменения веса,
  • изнурение себя физическими упражнениями,
  • периодическое голодание,
  • особые привычки питания или ритуалы,
  • частые посещения ванной после еды,
  • неправильное использование слабительных, мочегонных.

Физическими признаками булимии являются: неприятный запах изо рта, боль в животе, нерегулярные или отсутствующие менструации, слабость и утомляемость.

Подростки с булимией, также, как и с анорексией, часто озабочены весом и формой тела, а восприятие образа тела часто бывает искажено. Клинический диагноз «булимия» ставится пациенту если он «очищает себя», избавляясь от съеденного, в среднем один раз в неделю в течение, по крайней мере, трех месяцев подряд.

Переедание

Переедание характеризуется неконтролируемым употреблением пищи, сопровождаемым чувством стыда и вины. В отличие от больных булимией подростки, страдающие перееданием, обычно не компенсируют переедание голодовкой или чем-то другим.

Подростки с перееданием обычно имеют избыточный вес. Они чувствуют, что не могут справится со своим поведением и едят втайне.

Признаки переедания могут включать:

  • употребление необычно большого количества пищи в течение определенного периода времени (в течение 2 часов),
  • быстрое поглощение пищи,
  • поедание пищи в тайне из-за чувства смущения от того, сколько они едят,
  • еда во время стресса,
  • ощущение отсутствия контроля за количеством съеденного и отвращение к себе после переедания.

Большинство физических признаков и симптомов, связанных с перееданием, являются долгосрочными, включают увеличение веса, часто приводящее к ожирению, высокое кровяное давление, диабет, нерегулярный менструальный цикл, кожные заболевания и болезни сердца.

Лечение расстройств пищевого поведения

Лечение расстройств пищевого поведения у подростков эффективно при междисциплинарном подходе. Этот подход предполагает

  • медикаментозное лечение,
  • наблюдение у психиатра,
  • индивидуальную, групповую и, в частности, семейную психотерапию,
  • нормализацию питания, направленной на восстановление здоровья и веса тела.

В конечном итоге предполагается изменение поведения, связанного с приемом пищи и физическими упражнениями. Лечение всегда должно основываться на комплексной оценке личности и семьи.

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Источник

Оцените статью