- Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
- Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Как помочь подростку?
- Как снизить стресс у ребенка при адаптации к новой школе
- Переезд на новое место – стресс для всей семьи. Но дети всегда переживают эти перемены сложнее взрослых, так как они не могут управлять ситуацией и полностью зависят от решений родителей.
- Стресс успокоительное для детей
Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.
Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
- выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
- избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
- навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
- озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.
- Телесных симптомов:
- вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
- усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.
Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.
Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
- Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
- Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
- Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».
Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
- В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
- Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
- Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.
Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
- Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
- Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.
Как помочь подростку?
- Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
- Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.
Источник
Как снизить стресс у ребенка при адаптации к новой школе
Переезд на новое место – стресс для всей семьи. Но дети всегда переживают эти перемены сложнее взрослых, так как они не могут управлять ситуацией и полностью зависят от решений родителей.
Наиболее сильному стрессу ребенок подвержен при переходе в новую школу: нужно привыкать к новому коллективу и отвоевывать свое место в классе, адаптироваться к требованиям новых учителей. И в это время ребенок больше нуждается в понимании и сочувствии самых близких людей, чем в конструктивных советах.
Как вы можете помочь своему ребенку при переходе в новую школу:
- Поговорите с ребенком открыто о причинах переезда семьи или смены школы, даже если вам кажется, что он не поймет их. Особенно важно обсудить это с подростком, так как без его участия в принятии важного решения он может подумать, что в семье с его интересами не считаются. Во время перемен чувство общего дела будет хорошей поддержкой и для детей, и для родителей.
- Не ставьте высоких целей: сейчас важно выполнить программу минимум, найти школу, в которой будет комфортно именно вашему ребенку. В начальных классах выбирайте в первую очередь подходящего учителя, даже если он будет работать в самой обычной государственной школе. Для этого придется встречаться с педагогами лично, узнавать о хороших учителях на новом месте у знакомых. Возможно, вам помогут учителя из предыдущей школы: нередко педагоги из разных школ обмениваются опытом.
- Скорее всего успехи в учебе на новом месте будут повышать самооценку ребенка, что очень важно для комфортной адаптации. Но в то же время учиться на высокий балл в новом классе получится не у всех. Поэтому важно понять самим и объяснить вашему ребенку, что его оценки сейчас – не главное, и он может учиться по мере сил. При этом говорите о том, что вы верите в него, что этот сложный период закончится, и он сможет показать все свои таланты. Обязательно будьте на связи с классным руководителем, чтобы узнавать о школьных проблемах сразу, и вовремя помогать ребенку.
- Внимательно отнеситесь к тому, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками. Сейчас вам приходится решать серьезные насущные вопросы, самим адаптироваться к новым условиям, но все же дети более уязвимы в отношениях с ровесниками и часто зависят от мнения коллектива. Если ребенок не сможет наладить отношения в классе, будьте готовы к тому, что в ближайшее время придется снова сменить школу.
- Посетите школьного психолога всей семьей, хотя бы однажды. Зная больше об ученике и его семье, психолог сможет помочь ему лучше адаптироваться к новой школе, а родителям – понять своего ребенка в это нелегкое для семьи время.
- Адаптация к новой школе пройдет намного проще, если ребенок будет защищен поддерживающим препаратом на основе аминокислоты глицин. Глицин усиливает защитное торможение в нервной системе, и предупреждает нервное истощение. Препарат разрешен с самого раннего возраста и может без вреда применяться длительно. Кроме седативного действия, Глицин также поможет лучше усваивать новый материал, так как он улучшает обменные процессы в нервных клетках и образование нейронных связей.
Источник
Стресс успокоительное для детей
У ребенка невроз: что делать взрослым
Врач-невролог детской поликлиники№6 Сукмановская Ирина Николаевна
Неврозами называют заболевания, при которых не обнаруживают анатомических изменений нервной системы, но имеются ее функциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, быстрой утомляемости и истощенности.
Неврозы характеризуются обратимостью болезненных нарушений, которые, однако, могут продолжаться и месяцы, и годы.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число неврозов за последние 80 лет возросло в несколько десятков раз. Это объясняется возросшим темпом жизни, предъявляющим к нервной системе человека более повышенные требования.
Почему и как возникает невроз?
Известно, что токсикозы беременности или патология родов, вредные привычки беременной женщины (употребление алкоголя, наркотиков, никотина или прием ряда лекарств во время беременности, вредные условия работы) могут привести к изначальной слабости нервной системы новорожденного ребенка.
В дальнейшем различные инфекции детского возраста, травмы головы, неправильное воспитание ребенка способны привести к нарушениям развития адаптивных реакций нервной системы.
Неправильное воспитание в детстве может привести к формированию личности с завышенными претензиями, с недооценкой или полным игнорированием реальных условий. В таких случаях возникает конфликт, и это приводит к неврозу.
Экспериментальные исследования школы И. П. Павлова показали возможность тренировки силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у животных.
У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания.
Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов,— может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом» (СНОСКА: Павловские среды, т. II, 1949, стр. 588).
Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.
При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть представления, которые могут сделать его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных к ним, раздражителей и легко превратятся в «больные пункты».
Так, например, у ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений.
Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это может способствовать развитию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать тем самым к заболеванию психастенией.
Заболевание начинается постепенно.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ НЕВРОЗОВ:
-Повышенная раздражительность и быстрая утомляемость.
-Характерны неадекватные реакции на небольшие раздражители и неумение их подавить.
-Постоянно беспокоит головная боль, ощущение тяжести в голове, кажется, что на нее надет обруч или каска («каска неврастеника.
Очень часто при неврозе встречаются ВЕГЕТАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА:
Для ВСД 1 ТИПА характерны:
-повышение артериального давления,
-бледность и сухость кожных покровов,
-уменьшение слюноотделения и сухость во рту,
-тенденция к повышению температуры тела,
-зябкость конечностей и др.
Для ВСД 2 типа характерны:
-понижение артериального давления,
-усиление перистальтики кишечника,
Как правило, вегетативные нарушения носят смешанный характер.
Частым проявлением невроза могут быть вегетативные кризы или панические атаки:
-боль, «замирание» в области сердца, ощущение «перебоев»,
-чувство давления в области грудной клетки, ощущение недостатка воздуха,
-неприятные ощущения в животе, усиление перистальтики,
-тошнота, усиленное слюноотделение;
-отмечается понижение артериального давления,
-покраснение кожи, ощущение жара, потливость.
При этом присоединяется тревога, страх вплоть до паники.
При повторении вегетативных кризов могут развиться различные фобии (страх смерти, страх остановки сердца, страх возникновения инсульта и др.).Другими проявлениями невроза являются расстройства со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, отказ от пищи или наоборот ожирение, сексуальные расстройства, нарушения сна, расстройства чувствительности и множество других проявлений.
Существуют РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НЕВРОЗОВ
1) тревожно-фобические расстройства, проявляющиеся в виде приступов страха и беспричинной тревоги.
Появляется боязнь различных ситуаций, не представляющих реальной опасности: боязнь замкнутых пространств, боязнь оказаться в центре внимания, получить негативную оценку со стороны другого человека;
2) депрессивные расстройства, характеризующиеся тоскливым настроением с чувством ущербности, покинутости, одиночества, грусти, которые подвержены суточным и сезонным колебаниям и обычно сопровождаются тревогой, апатией, повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, навязчивыми идеями, разочарованностью во всех и во всем, нарушением сна;
3) навязчивые расстройства, характеризующиеся повторяющимися неконтролируемыми навязчивыми мыслями, ощущениями, образами или навязчивыми действиями.
Они часто связаны со страхом заражения, загрязнения, потребностью постоянно перепроверять свои действия, опасениями причинить себе вред; и в связи с ними с определенными действиями: навязчивым мытьем рук или чисткой зубов, наведением идеального порядка.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НЕВРОЗОВ бывает различной:
-От нескольких недель до нескольких лет.
-способности человека к разрешению возникающих у него личных проблем,
-продолжительности пребывания в сложных жизненных ситуациях,
-своевременности обращения к специалистам,
-способности и возможности пройти полностью иногда весьма длительный курс психотерапии,
-наличия сопутствующих заболеваний.
Проявления невроза могут периодически усиливаться, ослабевать или трансформироваться в другие.
Особенностью невроза является его постоянная изменчивость.
Неврозы являются заболеваниями, неопасными для жизни и характеризуются обратимостью болезненных нарушений.
ЛЕЧЕНИЕ
Лечение больного, страдающего неврозом, в каждом случае проводится с учётом индивидуальных особенностей пациента и тех нервных нарушений, которые у него произошли.
Лечение неврозов есть совместная работа врача и больного. Врач объясняет пациенту основные особенности и содержание его заболевания.
Если больной, страдающий неврозом, правильно и ясно понимает сущность своего болезни, в большинстве случаев при помощи врача может удачно с ней справиться. Однако для этого необходимо, чтобы он верил врачу и чтобы между ними было полное взаимопонимание.
ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ
Большое значение при лечении и для профилактики неврозов имеет НОРМАЛЬНЫЙ СОН, особенно у детей.
Нормальный сон для ребенка
-шести-семи лет — 11-12 часов в сутки;
-восьми-десяти лет — 10-11 часов;
-одиннадцати-двенадцати лет — 9-10 часов;
-тринадцати-четырнадцати лет – 9.5-9 часов;
-пятнадцати лет — 8,5-9 часов;
-шестнадцати и старше — 8 часов.
-У людей пожилого возраста нормальный сон укорачивается и составляет 6-7 часов.
РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ, СТРАДАЮЩИХ НЕВРОЗОМ
Больные, страдающие неврозом, должны правильно построить свой трудовой день.
Очень вредна при неврозах вечерняя и ночная работа, а прием алкогольных напитков только усугубляет течение заболевания.
При неврозах, особенно у лиц умственного труда, полезны физические упражнения и ходьба разным темпом на свежем воздухе.
Для профилактики, а также для лечения очень полезны спортивные занятия (плавание, теннис, лыжные пробежки, катание на коньках и др.).
Больной, страдающий неврозом, должен стараться быть на свежем воздухе не менее 1,5-2 часов ежедневно. Тонизирующее влияние на нервную систему оказывает утренний холодный душ, успокаивающее действие — вечерняя теплая ванна.
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении неврозов, однако врач при этом обязательно должен учитывать индивидуальные особенности больного и характер нарушений его нервной деятельности. От этого зависит выбор назначаемого медикаментозного препарата. Поэтому лечение всегда должно проводиться только под контролем врача. Нельзя, чтобы сам больной принимал лекарства по собственному усмотрению.
Положительные результаты при лечении неврозов дает рациональная психотерапия, которую проводит врач при контактах с больным, а также аутогенная тренировка, которую больной может выполнять самостоятельно.В ряде случаев применяется лечение гипнозом.
Важное значение при развитии неврозов имеют различные психотравмы в быту, на работе, неправильное воспитание детей и пр. Поэтому для профилактики неврозов и их лечения большое значение имеет создание нормальной обстановки в семье, на работе, теплые, дружеские взаимоотношения между людьми.
Источник