- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Консультация для воспитателей «Как повысить стрессоустойчивость педагога» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
статья
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya_2019_ponomarevasmirnova.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Аленький цветочек»
муниципального образования города Саяногорска
От компетентного педагога к новому качеству образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Пономарева Татьяна Александровна,
Смирнова Любовь Елизаровна
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».
Стресс – это общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и конечно образование. В последнее время особо очевидна проблема нервного напряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов именно у педагогов. Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов ещё в 1926г. писал в своей книге «Личность и профессия»: Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актёре и т.д., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет своё лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаём их в жизни при первой встрече с ними. Другими словами, каждая профессия имеет свой штамп.
Что же происходит с человеком во время стресса? Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители. Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» — гипоталамус, откуда в течение долей секунды, она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» — адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.
К основным признакам негативного стресса относятся:
1) Физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);
2) Эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушение памяти и концентрация внимания, ночные кошмары, раздражительность и т.д.);
3) Поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему собственному облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);
Многие из перечисленных состояний со временем могут усилиться и привести к серьёзным заболеваниям. К причинам возникновения стрессовых ситуаций относятся:
- Неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- Конфликт с начальником или коллегами;
- Недостаточная квалификация;
- Чувство перегруженности работой, переутомляемость;
- Слишком высокая ответственность.
Профессия педагога ДОО является одной из наиболее деформирующих личность педагога. Развитию профессиональных деформаций личности педагога способствует и авторитарная позиция воспитателя. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определённой мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен чётко управлять детским коллективом.
Педагогу обязательно необходимо научиться распознавать у себя признаки стресса и его симптомы. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.
Как помочь себе? Как разобраться в самом себе? Понять себя как человека – это значит, увидеть свою программу действий, свои связи с миром, свои возможности и ограничения, что-то попытаться изменить, а с чем-то объективно, взвесим обстоятельства и смириться. Педагог очень много знает обо всём, что его окружает, но хорошо ли он знает себя? Например, всегда ли мы можем ответить самому себе, что нас вывело из равновесия, почему вселилась в душу хандра и скука. Как же научиться это понимать? Для этого надо хорошо знать себя. Действительно, профессиональные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны с эмоциональным состоянием детей, которое определяет их когнетивно-поведенческое состояние, другими словами, чему научатся дети за день, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.
Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо в первую очередь начать с себя. Самая главная установка – это осознать, что мы обладаем разумом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; обладаем глазами, чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; обладаем слухом, чтобы слышать пение птиц, шелест листвы и т.д. Мы можем творить, двигаться и самое главное любить!
Огромным значением способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения состоит в основном из женщин. Таким образом, педагоги – женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на саму воспитательницу, так и на половую самоидентификацию детей.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а также психологические и организационные трудности: необходимость быть всё время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и многое другое.
Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, а также с увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно. Происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижения настроения, вегетососудистые расстройства и поведенческие срывы. Замечено, что в последнее время эта проблема особо остро стала проявляться.
К чему всё это ведёт? Конечно же, к стрессу. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие заболевания, как рак, гипертония и различные другие заболевания.
Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Вопрос лишь в том, умеем ли мы это замечать, ощущать и радоваться мелочам. Самое главное – это установка на радость! Конечно, нельзя забывать и про средства самопомощи:
1) Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными, музыка, пение (караоке) и многое другое.
2) Физическая нагрузка (спорт, движение, танцы и т.д.).
3) Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.
4) Надо обязательно иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.
5) Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.
6) Необходимо стараться общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.
7) Массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.
Следует знать и практические упражнения для снятия стресса: расслабление рук через напряжение, расслабление лица и шеи через напряжение, потягивание. Рисуйте! Нарисуйте, что вы чувствуете, разорвите лист и выбросите его, также очень хорошее средство. Очень много методик можно найти на дыхание, визуализацию и выбрать для себя более подходящую.
Предлагаем вам различные упражнения на управление стрессом:
Упражнение проводится в первые минуты НОД или периодически в течение всего занятия. Воспитатель встаёт перед ребятами, желательно в центре группы, и в процессе объяснения темы старается представить, что над группой образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех воспитанников. Цель воспитателя: уверенно и крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего занятия. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.
Его рекомендуется практиковать перед работой в «трудной» группе, перед разговором с «трудным» ребёнком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Представляем внутри себя на уровни груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.
Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке» над головой ладонями вперёд. Задержать на 2-3 секунды дыхание, сделать резкий выдох через рот и руки падают на колени.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Эти упражнения можно выполнять лёжа на полу. Обратить внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
У педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить расслабляющие упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н.Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые педагог может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.
1) Настрой на работу. «Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни».
2) Настрой в течение рабочего дня. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыта к диалогу с моими воспитанниками».
3) Настрой перед сложным разговором. «Я спокойна и уверенная в себе. У меня правильная позиция. Я готова к диалогу и взаимопониманию».
4) Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всём теле».
5) Настрой на уверенность в себе. «Я всё умею. НОД у меня пройдёт на отлично. Я справлюсь с любой ситуацией».
6) Настрой на любовь к профессии и детям. «Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.»
7) Утренние и вечерние настрои. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё умею, всё могу и ничего не боюсь». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими воспитанниками».
И наконец, при сильном нервно-психологическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте.
Ослабить педагогический стресс можно, если:
- Не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
- Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
- Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению;
- В каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
- Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Позитивное отношение к жизни: если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним.
Таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.
Список использованной литературы:
- Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: РАН, 1995.
- Бойко, В.В. Энергия, эмоции в общении. – М.:ЭКСМо, 1996.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск ун-та, 1984.
- Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.
- Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1989.
Источник
Консультация для воспитателей «Как повысить стрессоустойчивость педагога»
консультация на тему
Стресс — неизбежный спутник жизни человека. Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_povysit_stressoustoychivost_pedagoga.docx | 24.92 КБ |
profilaktika_professionalnyh_stressov.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Как повысить стрессоустойчивость педагога
Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что вызывает профессиональный стресс педагогов. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его.
Профессиональное выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагогический работник почти не ощущает симптомов, поэтому первыми изменения в его поведении замечают коллеги. Одной из важных характеристик личности, позволяющих противостоять профессиональному выгоранию, является стрессоустойчивость.
О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей — значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается — значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не «выливать» профессиональный стресс педагогов на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувства угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером. Но при этом он все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри. Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.
Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический), а также крепкий сон. В повседневной суете важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, участвуйте в походах… Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение.
Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.
Важно помнить, что стрессоустойчивость педагога — это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагогический работник не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, ему следует разобраться со своими проблемами — то есть начать с себя. Преодолеть профессиональный стресс педагогов помогут несколько простых упражнений:
Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране или в зеркале). Если перед вами стоит неразрешимая проблема, и вы чувствуете, что не в состоянии адекватно на нее реагировать, выполняйте упражнение «Проблема» в течение 10–15 минут. Включите в «картинку» своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая в него соседей по площадке, подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар — с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система — одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской — вы в состоянии успешно ее решить и преодолеть профессиональный стресс педагогов.
Упражнение «В светлом луче»
Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вокруг вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области рта, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете уверенность в себе, спокойствие и свободу. Если вам кажется, что вас преследуют неудачи, и вы очень напряжены, упражнение «В светлом луче» поможет вам расслабиться. Выполнять его нужно в течение 3–5 минут.
Упражнение «Прощай, плохое настроение»
Возьмите лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры и пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь, 8–10 слов, характеризующих ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в «портрет» вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним — ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у вас нет плохого настроения, а хорошее не заставит себя долго ждать.
Упражнение «Браслет от негативных мыслей»
Бывает, что вы ловите себя на пугающей мысли: «А вдруг… А что, если…». Гнетущие мысли — предвестники надвигающейся эмоциональной бури. От них нужно избавляться в целях профилактики стресса. «Но как? — спросите вы. — Они полностью мной завладевают, я не могу ни о чем другом думать». Выход есть: нужно вырабатывать позитивные рефлексы.
Если у вас профессиональный стресс педагогов, вы поссорились с коллегами, упражнение «Прощай, плохое настроение» поможет вам освободиться от неприятного осадка и успокоиться.
Соорудите себе браслет из резинки — подойдет мягкая резинка для волос или обычная бельевая. Наденьте браслет на запястье и, как только в вашей голове начнет пульсировать тревожная мысль, посильнее оттяните резинку и, отпуская, скажите: «Не бывать этому!» Неприятные ощущения, которые вы испытаете, со временем полностью избавят вас от негативных мыслей. Не снимайте браслет сразу, пусть он вам напоминает о вашей победе над собственными страхами.
Упражнение «Полый цилиндр»
Встаньте на пол, ноги поставьте на ширине плеч, руки вытяните вперед ладонями вверх. Поднимитесь на носки, прогибая спину и вытягивая руки вверх и назад. Вообразите внутри себя полый цилиндр и соберите в него все, что вас беспокоит: обидные замечания начальника, оскорбления в общественном транспорте, конфликты в семье, ссоры с друзьями — любую несправедливость в ваш адрес необходимо мысленно поместить в цилиндр, а затем выдохнуть через широко раскрытый рот. После этого, как правило, стресс сразу же ослабевает, вы расслабляетесь и испытываете ощущение комфорта.
- Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции.
- На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
- Уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра. В выходные забудьте о работе (ой, как сложно ☺ )
- Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали.
- Регулярно меняйте обстановку.
- Найдите себе увлечение (фитнес, танцы, языковые курсы и т. д.).
Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутра радость.
Если у Вас преобладают ответы:
«А» – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
«Б» – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
«В» – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
для ответов типа «А» – нормальная.
для ответов типа » Б» – неустойчивая.
для ответов типа «В» – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической стрессоустойчивости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов ГБДОУ детский сад №1 Выборгского района Санкт –Петербурга Подготовила: Бондарева М.А п едагог-психолог 2017
Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что вызывает профессиональный стресс педагогов. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.
Признаки стресса физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.); эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.); поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.) Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.
Существует теория пяти уровней защиты от стресса Первый уровень защиты – это центральная нервная система взрослого человека. Простой пример: начальник вам что-то резкое сказал, но вы в хорошем ресурсном состоянии. И вы думаете: наверное, не с той ноги встал, ну и бог с ним. То есть на уровне центральной нервной системы сработало осознание, сработал эмоциональный интеллект. Второй уровень – вегетативная нервная система. Если я истощена, на уровне центральной нервной системы защита не работает: мне что ни скажи, я в слезы! Но я могу прийти домой, погулять с собакой, пожаловаться мужу, поиграть с детьми, лечь поспать, утром просыпаюсь – все отлично! Что происходит во сне? Активируется вегетативная нервная система, включаются механизмы восстановления. Если я утром проснулась и у меня все хорошо, значит, вегетативная нервная система со стрессом справилась. И это не обязательно сон: медитация, йога, массаж – любое действие, когда мы уходим в состояние расслабления.
Но если утром я чувствую, что все по-прежнему плохо? Тогда, скорее всего, стресс перешел на третий уровень , на уровень иммунной системы. Например, человек начинает болеть. Вот он живет, живет, стиснув зубы, потом раз – и грипп. Или уехал в отпуск, и вдруг температура 38. Это значит, что стресс копится, но мы его не замечаем, а когда чуть-чуть расслабляемся, например, на отдыхе, иммунитет говорит: «Вот сейчас я начну бороться со стрессом!» Это тоже еще, в принципе, неплохо. А вот два следующих уровня тяжелые. На функциональном уровне нарушается работа систем организма, возникают хронические заболевания. Нейроученый Ричард Дэвидсон и его коллеги установили, что и астма, и некоторые воспалительные процессы – именно психосоматика . А затем стресс переходит на клеточный уровень . Есть версия, что рак тоже в какой-то мере стрессовая клеточная реакция.
Профессиональные стрессы Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. В любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них: неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка; конфликт с начальником или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость ; слишком высокая или слишком низкая ответственность; скука и т.д.
Как снять профессиональные стрессы Ослабить преподавательский стресс можно, если: Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки. Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные. Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению. Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
Способы борьбы со стрессом Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.). Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению. Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.). Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.). Лекарственные настои. Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных). Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием). Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
Советы психолога Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. 2. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо. 3. Уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра. В выходные забудьте о работе 4. Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали. 5. Регулярно меняйте обстановку. 6. Найдите себе увлечение (фитнес, танцы, языковые курсы и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг актуален для проведения в педагогических сообществах. Имеет целью повышения уровня стрессоустойчивости: развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях, развитие спос.
В данном материале к педсовету говорится об эмоциональном выгорании педагогов, их фазах и редукции профессиональных достижений.
Данный семинар я подготовила и провела для педагогов 07. 09. 2015г.
Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость» Цель консультации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и .
Консулькация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость».
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.
Педагогическая профессия отличается высокой эмоциональной насыщенностью и сложностью межличностного общения. Чтобы избежать длительного пребывания в состоянии стресса, необходимо уметь снима.
Источник