- Стресс перед экзаменами: как распознать и победить
- Как понять, что у меня стресс?
- Почему я стрессую?
- Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?
- Как вести себя перед экзаменом?
- Планирование
- Режим сна
- Режим питания
- Физическая активность
- Репетиция экзаменов
- Выражение эмоций
- Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
- Три пика школьного стресса
- Первый класс
- Профи для любой задачи
- Пятый класс
- 9–11-й класс
- Три претензии родителей
- Патологическая лень
- Отсутствие интереса к учёбе
- Неорганизованность
Стресс перед экзаменами: как распознать и победить
Рекомендации по мотивам вебинара с психологом Домашней школы «Фоксфорда». Девяти- и одиннадцатиклассникам читать обязательно!
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.
Как понять, что у меня стресс?
Стресс — это состояние нервной системы в периоды, когда с человеком происходит что-то необычное. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).
С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Дистресс связан с негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье.
Распознать дистресс можно по реакции организма.
- Учащённому сердцебиению.
- Частым головным болям.
- Неконтролируемому голоду или беспричинному отсутствию аппетита.
- Проблемам со сном.
Особо опасным проявлением дистресса являются панические атаки. Это приступы сильного беспричинного страха, внешне выражающийся в треморе рук, затруднённом дыхании и других симптомах.
Первый шаг в борьбе с дистрессом — распознать врага. Проанализируйте своё физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведёт себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.
Почему я стрессую?
Дистресс возникает, когда школьник понимает, что приближается затруднительная ситуация. Например:
- Первый экзамен в жизни. Подросток не знает, что его ждёт, как себя вести, достаточно ли у него знаний.
- Второй и последующие экзамены. В первый раз школьник чувствовал себя дискомфортно и не хочет, чтобы это повторилось.
Шаг номер два — осознать природу стресса.
Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Даже тем, кто внешне — скала. Неандертальцу было страшно впервые сражаться с мамонтом, Колумбу ступать на неизвестный материк, а Гагарину лететь в космос. Но они справились, и вы тоже справитесь. Если же вы не хотите повторения неприятного опыта, то вспомните о том, что любой опыт уникален. Вряд ли в этот раз вы будете чувствовать то же самое, что в предыдущий.
Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?
Отыщите свою мотивирующую силу. Это как идти по ледяному лабиринту: чем ниже температура, тем меньше ориентируешься в пространстве и проще заблудиться. Ваша задача — постоянно разжигать костёр в том месте, куда вы движетесь, чтобы иметь ориентир и не «замёрзнуть» в пути.
Затем сформулируйте конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Посмотреть такой-то курс, поучаствовать в такой-то олимпиаде, прорешать столько-то заданий на ФИПИ. Это не только элемент планирования, но и усмирение панических атак, которые поглощают концентрацию внимания и рациональность мышления.
Разбив глобальную задачу — сдать экзамен — на более мелкие подзадачи, усмирите своего внутреннего критика. В предэкзаменационный период внутри нас просыпается супер, мега, гиперкритик. Он говорит голосами родителей, учителей, друзей, своим собственным: «Если не справишься, это будет провал! Ты превратишься в ничтожество!».
Самокритика, как лекарство, требует точной дозировки. Подкрепите мотивацию реальной оценкой своих достижений. Что у вас получается? Внимание! Ответ «Ничего» программирует вас на тот самый провал. Необходимо усмирить своего испуганного критика и объективно взвесить достижения.
Шаг третий — ищем мотивацию и боремся с самокритиком.
В каждой тетради по экзаменационным дисциплинам напишите для чего вы изучаете этот предмет. Не для кого, не потому что, а для чего это лично вам. Выпишите достижения, имеющиеся у вас на данный момент. Периодически перечитывайте это.
Как вести себя перед экзаменом?
Примерно за два с половиной месяца до ОГЭ, ЕГЭ или любого другого испытания вам предстоит изменить свою жизнь, чтобы в день Х продемонстрировать максимум своих возможностей.
Планирование
У вас есть цель и вы уже умеете формулировать конкретные небольшие задачи. Теперь возьмите в привычку каждый вечер буквально по минутам расписывать свой день: в 11:00 — урок по алгебре, в 12:25 — чай с печенюшками, в 12:45 — урок по русскому, в 14:00 — созвон с другом, и так далее.
Да, да, отдых тоже нужно планировать, пренебрегать им нельзя. Можно даже заводить себе будильник, чтобы напоминать, когда нужно оторваться от учебников, а когда пора вернуться к работе.
Чем меньше времени остаётся до дня Х, тем больше тревоги. Кажется, что ничего не успеваешь. Сосредотачиваться помогают физические упражнения. Приседайте, отжимайтесь, подтягивайтесь, держите планку, прыгайте через скакалку или танцуйте. Перезагружая таким образом мозг, вам будет проще возвращаться к учёбе и методично решать стоящие перед вами задачи.
Режим сна
Как уже говорилось, бессонница или, напротив, постоянное желание спать — ничто иное, как физические проявления дистресса.
Плохая новость: придётся отказаться от полуночных марафонов и последующих «отсыпных». Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин, который способствует переносу информации из кратковременной в долговременную память. При нарушении выработки мелатонина, нарушается и процесс запоминания. Человек недополучает этот важный гормон, если спит недостаточно или некачественно.
Хорошая новость: стоит только пересмотреть график, как продуктивность тут же пойдёт в гору.
Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам отрегулировать режим сна и бодрствования.
- Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Большинство исследований подтверждает, что оптимальная продолжительность сна молодого человека — 8 часов. За этот промежуток успевают пройти все необходимые циклы сна.
- Если в какой-то день режим сорвался, и пришлось отправиться в постель позже обычного, то чтобы восстановить силы, на следующий день устройте себе короткий дневной сон. 15–20 минут подзарядят вас и помогут закончить все запланированные дела.
- Не читайте и не смотрите занятия в постели. Кровать для сна, встали, заправили и пошли за стол заниматься. Иначе мозг перестанет понимать, что ему делать в горизонтальном положении — работать или отдыхать.
- Откажитесь от гаджетов минимум за полчаса до отбоя. Синий свет от экранов затормаживает выработку мелатонина, а информационный поток с сайтов и соцсетей запускает карусель «внутреннего диалога», который обычно мешает расслабиться и заснуть.
Режим питания
В период дистресса крайне важно правильно сбалансировано питаться.
В рационе подростка, готовящегося к экзаменам, обязательно должны быть фрукты, овощи и белок, желательно животного происхождения, то есть мясо. Необходимо следить за потреблением сахара. Долька тёмного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии.
Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром, днём и вечером — 4-5 стаканов в день. Клетки мозга нуждаются в кислороде, а в воде его довольно много.
И главное правило: есть нужно регулярно, даже в отсутствии аппетита. Нет еды — нет сил для концентрации внимания и запоминания информации. Без подпитки извне организм начинает «пожирать» внутренние запасы, а это лишь усиливает стресс.
Физическая активность
Дополнительная физическая нагрузка, необходима если:
- вы не занимаетесь спортом на постоянной основе, не ходите в бассейн или какую-нибудь секцию;
- вы мало передвигаетесь по городу, большую часть дня проводите дома.
В этих случаях хорошо бы выходить минимум на пятнадцатиминутную прогулку. Каждый день. Даже если на улице мороз, снег, дождь, ветер. Стоять на балконе — не считается. Сходите в магазин за продуктами, встретьте кого-то из родителей с работы, просто пройдитесь вокруг дома. Что угодно, лишь бы была дополнительная физическая нагрузка и свежий воздух.
Репетиция экзаменов
Хотите знать, что вас ждёт на ОГЭ и ЕГЭ? Изучите процедуру экзаменов. Это поможет побороть волнение и страх. Ведь предупреждён — значит, вооружён.
Но можно пойти ещё дальше и приучить себя к экзаменационной обстановке. Итоговая аттестация будет проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Вам придётся решать задачки несколько часов подряд в присутствии десятка других людей. Вероятно, вы наденете брюки и рубашку и уложить волосы.
Потренируйтесь уже сейчас — выйдите из зоны комфорта! Оденьтесь так, как оделись бы на ОГЭ или ЕГЭ, и отправляйтесь в библиотеку или коворкинг-центр решать тренировочные варианты.
Это позволит вам лучше понять себя. Быть может, в незнакомом месте вы не знаете, куда деть ноги, и постоянно отвлекаетесь на это? Возможно, вы боитесь видеонаблюдения и всё время смотрите на камеры?
Обратите внимание, фуд-корт в торговом центре для имитации экзамена не подойдёт — там слишком шумно. По этой же причине не рекомендуется заниматься под музыку. Мозг может привыкнуть работать с определённым фоном и впасть в ступор в тишине реального экзамена. Наушники и гаджеты на это мероприятие брать нельзя.
Выражение эмоций
Не зажимайтесь — выговаривайте свои эмоции! Договоритесь с родными или друзьями, что время от времени будете приходить к ним (когда «всё достало» или «что-то бесит») и просто выплёскивать свои чувства. Предупредите близких, что им необязательно вас утешать, достаточно просто выслушать и обнять.
Источник
Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
Три пика школьного стресса
Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.
В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.
В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы
Первый класс
Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.
Профи для любой задачи
Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.
В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.
Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.
Пятый класс
С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.
Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».
9–11-й класс
Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.
Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.
У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.
Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.
«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться
Три претензии родителей
Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.
Патологическая лень
Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.
Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.
Отсутствие интереса к учёбе
Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.
Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.
Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».
Неорганизованность
Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.
Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».
Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.
Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?
Источник