- Стресс у школьников исследования
- Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь школьников
- Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка
- Стресс: определение
- Общие причины (источники) стресса у современного ребенка
- Клинические проявления стресса
- Последствия стресса у детей и подростков
- Стадии стресс-связанных симптомов
- Профилактика и лечение стресса
- Причины дефицита магния у современных детей
- Магний в профилактике и лечении стресса и его последствий
- Заключение
Стресс у школьников исследования
Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь школьников
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Данная работа посвящена вопросам возникновения стрессов у учащихся, их психологическому здоровью и профилактике стрессов.
В сегодняшнем мире возникновение стрессовых ситуаций неизбежно, с ними сталкиваешься на каждом шагу, что вызывает интерес к изучению проблемы. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход учащихся из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.
Тема моего проекта: «Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся».
Цель проекта: Выяснение причин возникновения стрессов у учащихся и влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.
Для этого мне предстояло решить следующие задачи:
— выяснить что такое «стресс»;
— научиться определять симптомы стресса;
— узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у учащихся.
— провести опрос среди учащихся 7 классов по выявлению стрессоустойчивости;
— дать рекомендации по профилактике стресса у учащихся.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса в жизни учащихся
1.1 Понятие стресса
Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
Концепция стресса была введена и разработана канадским врачом и биологом с мировым именем, директором института экспериментальной медицины и хирургии Гансом Селье в 1936 году. Он же обосновал свое учение о стрессе.
Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.
Стресс можно разделить на два вида конструктивный и деструктивный.
Стресс или раздражители того или иного рода являются неотъемлемой составляющей любой человеческой активности. Сама жизнь есть производное от действия стрессов. Например, принимая пищу, раздражаем пищеварительную систему, но оставаясь без пищи, мы испытываем голод, а это ещё больший стресс. Напряжение подобного характера является примером «конструктивного» стресса. Такое воздействие стресса на наш организм позитивно.
Конструктивный стресс не влечёт за собой сердечных приступов, спазм мышц тела и язвы желудка.
Совершенно иного рода напряжение, «деструктивный» стресс, напротив, наносит вред. Вернее, вредоносной является наша эмоциональная реакция на внешние деструктивные раздражители, которыми щедро одаривает нас жизнь.
Употребляя слово «стресс», мы обозначаем именно пагубно влияющие на нас явления.
Стресс способен разрушать и убивать, хотя люди пытаются игнорировать эту возможность. Роковая роль стресса в развитии болезней доказана и не вызывает сомнений.
1.2. Причины стресса у учащихся
Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало, стресс был исключительно проблемой взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей и подростков. Каждый третий ребенок испытывает стресс .
Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.
Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.
В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.
1.3. Признаки проявления стресса у учащихся
Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.
Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.
Признаки стресса — физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:
— повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
— резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;
— злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;
— резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;
1.4. Влияние стресса на здоровье
Ученые, которые исследовали влияние стресса на организм, пришли к выводу, что стресс – это тихий убийца современного общества. Не зря существует поговорка: «Все болезни от нервов!». Так вот, именно длительный стресс способен запустить механизм различных заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный артрит, который приводит к хроническому воспалению суставов, поражая и сердечную мышцу, рассеянный склероз и т.п. Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания (или даже вызывать их): от болей в пояснице и бессонницы до рака.
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.
Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит. Кроме того, дети, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.
1.5 Средства борьбы со стрессом
Для того чтобы ребёнок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне. Исследования учёных показали, что деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву.
Новый этап в борьбе со стрессами и депрессией – спортивные игры: в них идёт борьба за победу и важен командный дух. Влившись в команду, ребёнок не только разовьёт силу мышц, но и закалит силу духа, приобретёт психологический иммунитет. Совместные исследования психологов и инструкторов по лечебной физкультуре показывают, что лучшее лекарство от меланхолии — это аэробика. Специалисты обнаружили 3 главных секрета её благоприятного воздействия на детскую психику: ритмичная современная музыка, разнообразие движений, быстрый ритм, не дающий отвлекаться на грустные мысли, присутствие сверстников.
Ещё очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.
А для родителей главное– это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, то это навсегда.
Родителям следует забыть обращение «ты должен», вместо этого хорошо бы в разных вариациях повторять «ты можешь!».
Снимет стресс и ароматерапия. Необходимо больше есть фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность. За день выпивать не менее 2-х литров жидкости (воды, сока, чая), т. к. каждая клетка тела, в том числе и мозг, нуждается в жидкости.
Глава 2. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.
2.1. Описание экспериментального исследования
В целях выявления причин возникновения стрессов, их проявления и профилактики я провела исследовательскую работу:
1. Мониторинг психологического здоровья учащихся 7 класса
2. Анкетирование учащихся 7 классов по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;
3. Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;
4. Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.
Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводила в среднем звене лицея, 7-е классы. Опрошено 127 человек, возраст 12-14 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны, но среди них выделяются ребята с отклонениями от возрастных норм поведения.
Из опроса учащихся, 49 человек испытывают систематическое утомление, 13 двигательное возбуждение, 7 тревогу, 14 частую потерю аппетита, 16 резкую смену настроения, 9 испытывают систематические головные боли, 14 заболевания желудочно-кишечного тракта, 5 заболевание почек.
Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.
В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.
Я задала своим одноклассникам следующие вопросы:
1. Сталкивался ли со стрессом?
2. Как ты себя чувствовал?
3. Что было после стресса?
4. Как ты справился со стрессом?
По результатам опроса я пришла к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.
Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения.
Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.
Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.
После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 60 родителей учащихся. Взрослым были предложены следующие вопросы:
1. Сталкивались ли вы со стрессом?
2. Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?
3. Как влияла на вас стрессовая ситуация?
4. Где вы чаще всего получаете стресс?
5. Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?
6. Как можно избежать стрессов?
Выводы после опроса родителей получились также неутешительные: Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья. В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.
В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу.
Наряду со взрослыми, дети подвержены стрессам, но до конца каждый из них не понимает или не знает всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.
Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.
Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.
Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!
В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделала выводы и дала некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.
1. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.
2. Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.
3. Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. — Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006г.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов — Питер, 2009г.
6. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.
7. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
8. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
9. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
10. Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.
Источник
Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
Физическое здоровье ребенка неотделимо от его эмоционального состояния. Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в старшем возрасте. Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. В клинической практике сохраняет актуальность применение методов лечебно-профилактического воздействия с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте. В статье представлены медикаментозные и немедикаментозные методы, в т. ч. по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания. Рекомендованы методики для групповых занятий (приемы саморегуляции, релаксация, визуализация, арт-терапия, упражнения на снятие внутренних зажимов, умение общаться, а также работа с метафорой и упражнения на снятие тревожности и беспокойства). На основании изученной литературы сделан вывод о том, что здоровый образ жизни ребенка (полноценное и правильное питание, регулярная физическая активность в сочетании с отдыхом, обучение навыкам преодоления трудностей) позволяет не только повысить адаптационные возможности, но и существенно минимизировать последствия хронического стресса.
Ключевые слова: дети, подростки, адаптация, стресс, профилактика, лечение, биоорганический магний, пидолат магния, цитрат магния, Магне В6, сон, расстройства сна, физическая активность, питание, психологическая адаптация.
Для цитирования: Акарачкова Е.С., Блинов Д.В., Котова О.В. и др. Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка. РМЖ. 2018;9:45-51.
E.S. Akarachkova 1 , D.V. Blinov 2 , O.V. Kotova 1 , L.R. Kadyrova 3 , D.I. Lebedeva 4 , I.M. Melnikova 5 , A.S. Sorokina 6 , E.V. Travnikova 7 , E.V. Tsareva 8
1 International Society of Stress “Stress Under Control»
2 “Lapino” Clinic, Odintsovo
3 Kazan State Medical Academy — a branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education
4 “Regional Treatment and Rehabilitation Center”, Tyumen
5 Yaroslavl State Medical University
6 Sechenov University, Moscow
7 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
8 “Unison” Medical Center, Moscow
The child’s physical health is inseparable from his emotional state. Stresses actively interfere in the life of children and adolescents, reduce their ability to self-control, interfere with normal psychological and social development, and can also lead to negative consequences already at an older age. The adaptation mechanisms to stress of children and adolescents are imperfect. In the clinical practice, the application of therapeutic and prophylactic methods with the aim of increasing the stress-resistance in childhood and adolescence remains relevant. The article presents drug and non-drug methods, including the regimen of work and rest, motor conditions and adequate nutrition in conditions of stress. Methods for group activities (self-control techniques, relaxation, visualization, art therapy, exercises for removing «internal» blocks, communication skills, as well as working with metaphor and exercises for relieving anxiety) are recommended. Based on the literature, the conclusion is drawn that the healthy lifestyle of a child (full and proper nutrition, regular physical activity combined with rest, training in skills of overcoming difficulties) allows not only to increase the adaptive capacity, but also to substantially minimize the effects of chronic stress.
Key words: children, adolescents, adaptation, stress, prevention, treatment, bioorganic magnesium, magnesium pidolate, magnesium citrate, Magne B6, sleep, sleep disorders, physical activity, nutrition, psychological adaptation.
For citation: Akarachkova E.S., Blinov D.V., Kotova O.V. et al. Stress in children: how to activate adaptive reserves in children // RMJ. 2018. № 9. P. 45–51.
Статья посвящена возможностям адаптационных резервов при стрессе у детей. Представлены медикаментозные и немедикаментозные методы, в т. ч. по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания.
Стресс: определение
Общие причины (источники) стресса у современного ребенка
Клинические проявления стресса
В условиях длительного влияния стрессовых факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации). Стресс сложно и многофакторно связан с нарушениями сна, питания и последующим ожирением, развитием или обострением тревоги и депрессии [1, 14]. Не всегда легко распознать, когда ребенок пребывает в состоянии стресса, однако можно выделить основные проявления стресса у детей и подростков [3, 15, 16]:
перепады настроения и раздражительность;
повышенная тревожность, чувство опасения и чрезмерная бдительность;
повышенная утомляемость;
нарушения сна;
ночное недержание мочи;
физический дискомфорт, в т. ч. боли в животе, груди, спине и головные боли;
трудности с дыханием в сочетании с тетанией, парестезиями в области ладоней, стоп и периорально, сведением мышц ног и рук;
суетливость, снижение концентрации внимания, резкое снижение успеваемости;
замкнутость или склонность к одиночеству, избегание контактов как со сверстниками, так и с родителями.
Перечисленные симптомы различны по интенсивности, и в целом их можно рассматривать как проявление нарушенной адаптации.
Важно! Стресс представляет опасность и становится проблемой, если плохо контролируется и у ребенка нарушается адаптация.
Последствия стресса у детей и подростков
Стадии стресс-связанных симптомов
Профилактика и лечение стресса
Причины дефицита магния у современных детей
Магний в профилактике и лечении стресса и его последствий
Заключение
Только для зарегистрированных пользователей
Источник