Стресс у детей доу
Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.
Стресс сопровождает человека всю его жизнь
Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.
Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.
Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?
– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.
– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.
– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.
– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).
– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.
У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.
Основные признаки стрессового состояния у детей
1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.
2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.
6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.
8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.
В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?
– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);
– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);
– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;
– если у ребенка появились сильные страхи;
– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.
Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.
5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.
Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.
Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.
В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна
Источник
Стрессы дошкольника. Симптомы, причины, возможные последствия. Способы адаптации
статья на тему
Как часто мы в нашей жизни слышим слово «стресс»? Кто – то задумывался о нем. Думаю ни один человек, пока с ним не столкнется, вряд ли задумывался. И уж тем более никто не говорит о детском стрессе. Попробуем в нем разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publik_stress.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Как часто мы в нашей жизни слышим слово «стресс»? Кто – то задумывался о нем. Думаю ни один человек, пока с ним не столкнется, вряд ли задумывался.
Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше взрослых.
Учет психологического состояния является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и в семье.
С приходом ребенка в детский сад или в другое дошкольное учреждение начинается новый этап в жизни не только ребенка, но и их родителей. Так как же помочь не только детям, но и родителям пережить этот этап с меньшими потерями. Как суметь сохранить психоэмоциональное здоровье ребенка и себя.
Слово «стресс» пришло из английского языка и в переводе означает «нажим», давление, напряжение». Словарь практического психолога дает следующее толкование стресса: «термин, для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры»
Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г.Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческих уровнях.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – стресс физиологический и психологический. Последний подразделяют на стресс информационный и стресс эмоциональный.
Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решения. Стресс эмоциональный проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, и пр.
Одним из первых дал определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье. В упрощенном виде стресс, по его мнению, это все , что ведет к старению организма или вызывает болезни.
Стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Необходимо пояснить слово «неспецифический». Дело в том, что практически каждое предъявленное организму требование, в некотором смысле своеобразно, т.е. специфично. Каждый гормон в организме обладает определенным действием. Адреналин учащает пульс, и повышает кровеносное давление, одновременно повышает уровень сахара в крови. Гормон инсулин, снижает сахар в крови. Это касается и других гормонов, однако независимо от того, какого рода изменения, они предъявляют определенные требования к изменениям. Это требование неспецифично, т.к. состоит в адаптации к возникшей трудности, какого бы рода она не была. Другими словами, неспецифические требования к приспособлению организма, имеющие целью восстановить нормальное состояние, и есть, по Г.Селье, сущность стресса.
Симптомы стресса чрезвычайно разнообразны. Он может вызваться самыми разными факторами, а также по-разному проявляться у разных индивидов. Субъективно он всегда переживается как некий дискомфорт. Организм как бы сигнализирует – что не в порядке, что-то нужно менять. Симптомами стресса могут быть хроническая усталость, раздражительность, фантомные боли.
Когда мы оказываемся в состоянии, стресса то непременно возникают различные физиологические и психологические симптомы, о подлинном значении которых мы не всегда догадываемся. Симптомы эти сигнализируют нам о том, что необходимо пересмотреть приоритеты. Вот некоторые из этих признаков.
Одиночество . Мы чувствуем, отдаляемся от семьи и друзей. Или же у нас возникает стойкое впечатление, что мы «затерялись в толпе».
Чувство неуверенности в себе . Мы вдруг начинаем ощущать себя как- то неловко, в обществе людей, с которыми у нас раньше были прекрасные отношения. Нам кажется, что они поглядывают на нас не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием . Мы легко забываем содержание недавних разговоров, силимся вспомнить, что нам еще нужно сделать. Нам трудно собраться с мыслями.
Нежелание общаться с людьми. У нас пропадает интерес к людям. Когда они начинают проявлять интерес к нашей персоне, нас это раздражает.
Усталость и расстройство сна. Мы постоянно чувствуем себя выжитыми как лимон, и, тем не менее, нам часто трудно заснуть.
Колебание настроения. Настроение не устойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Нам хочется плакать.
Раздражимость и вспыльчивость. Мы теряем самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу мы способны выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречаем в штыки.
Беспокойство. Нам не сидится на месте: мы ерзаем, что-то перекладываем и теребим. То и дело нас подмывает встать куда-то пойти.
Бурная активность. Нередко, испытывая томительное внутреннее беспокойство, мы с головой окунаемся в работу, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: мы упорно отклоняемся от насущных дел.
Боязнь тишины. Нам не приятно, когда нас окружает тишина. Поэтому мы непрерывно говорим, или, оставаясь в помещении одни включаем телевизор или радио.
У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребенка, начиная в виде воспоминаний или страха преследовать его.
Ребенок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако все же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребенок пребывает в состоянии стресса.
Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2 лет:
-демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
Симптомы стресса детей дошкольного возраста:
-возросшая требовательность и частое проявление негодования;
-«возвращение в детство» (ребенок 3-5 лет снова берет в рот пустышку, мочится в штаны и. д.);
-чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.
-частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
-появление дефектов речи;
-гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
-слезная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
Стрессом для дошкольника может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребенок обычно прибывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружен только своими родными и близкими, которые души в нем не чают. А вот в возрасте 2-3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.
Конечно, самой частой причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребенок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребенок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того причиной стресса у детей 2-5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.
Многие не задумываются, что стресс детей может иметь последствия. Давайте рассмотрим, каковы же эти последствия:
-если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
-если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребенка и проблемы с психикой.
-в особо тяжелых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
-после пережитого стресса у ребенка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
-стресс может привести к развитию невроза
-дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет
Начало посещения детского сада неизбежно связано с кардинальными изменениями социального контекста – ребенок попадает из семьи в совершенно другую среду, функционирование которой регулируют один-два взрослых. Это, безусловно, абсолютно новая и незнакомая ребенку ситуация, которая ставит перед ним задачи социально – психологической адаптации.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс.
Процесс адаптации ребенка к детскому саду – это процесс не быстрый, не проходящий в один день. В среднем на это уходит 3 месяца. Безусловно, в этот период очень важна включенность родителей и их поддержка. Для успешной адаптации необходимо взаимодействие всех специалистов детского сада (воспитателей, медиков, психологов и др.) и родителей.
Первые три месяца необходимо проводить игровые сеансы на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы детей, включать их в совместную деятельность, рассказывать истории и сказки про их новую социальную роль.
Важно через игру или беседу помочь ребенку отреагировать свои чувства, которые возникают в связи с посещением детского сада: выразить свои страх, агрессию, грусть, тревогу.
Очень важно не только прямое отреагирование в игре, но и символическое. Главным инструментом здесь является творчество. Педагог-психолог может предложить нарисовать детский сад, группу, воспитателя. Если ребенок еще не умеет рисовать, можно сделать аппликацию, подобрать цвета и раскрасить готовый рисунок и др.
Многие дети испытывают тревогу по поводу того, что мама не вернется. Здесь можно использовать игры, в которых ребенку предлагается показать, что мама делает на работе и как приходит за ним в детский сад, а также рассказывать разные истории про детский сад, мам и детей.
Если прошло 3 месяца, а у ребенка не проходят симптомы, которые появились в связи с началом посещения детского сада, необходимо обратить на это внимание родителей и посоветовать индивидуальную работу.
Очень важна работа, направленная на выстраивание отношений между ребенком и воспитателем. Дети часто просто боятся и не знают как обратиться ко взрослому, задача психолога научить и помочь наладить контакт. Показать, что здесь желание ребенка никто не может угадывать, детей очень много и, если ему что нужно, необходимо спросить у воспитателя.
Педагог-психолог может научить ребенка выстраивать отношения с другими детьми при отсутствии родителей. Им может хватать элементарных знаний, умений, навыков, чтобы выстраивать этот процесс эффективно. Это может быть одним из значимых стрессирующих факторов. Можно использовать коммуникативные игры посредством предметов: чтобы дети в игровой форме могли моделировать с помощью взрослого различные ситуации, возникающие в детском саду.
Обычно ребенок имеет опыт взаимодействия с вещами, которые принадлежат ему, родителям, бабушкам. Он не всегда знает, есть свои и чужие вещи. Часто у него возникает желание забрать понравившуюся игрушку домой, или он не бережно (иногда творчески) относится к имуществу. Педагог-психолог в этом случае может помочь преодолевать эгоцентрическую позицию: объяснить разницу понятий «свое» и «чужое»; предложить ребенку подумать, приятно ли было ему, если бы забрали его вещи; рассказать, что если каждый будет забирать игрушки домой, играть будет не во что; сломанные вещи не всегда можно починить, а раскрашенный стол придется оттирать и т. д.
Обобщая все выше сказанное, хотелось бы отметить, что негативные последствия адаптации чаще всего связанны с совокупным действием рассмотренных выше факторов. Поэтому нам взрослым отводится важная роль по предотвращению и смягчению детского стресса
Адаптация к детскому саду – это сложный и долгий процесс. Только любовь и принятие ребенка родителями в этот период, а также грамотная работа специалистов могут помочь ему преодолеть все трудности, открыв пути для дальнейшего благоприятного развития.
1.Гюнинен О.В. Как помочь ребенку пережить стресс. Методическая рекомендация для педагогов и родителей
2.Казакова Е.С Индивидуально-психологические особенности детей переживших стрессовые ситуации
3.Лебедева Н.Б. Детский стресс. /Справочник педагога-психолога вып.10, 2013 стр31
4.Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ Волгоград: Учитель,2011.-188с
5.Сорин А.В. Ребенок идет в детский сад. / Справочник педагога-психолога вып.8, 2013 стр32
6.Тимофеева Л.Л, Бережнова О.В. Детская психология:проблема адаптации
http/www.deti-club.ru/detskaya- psihologiya-problema -adaptacii-k-dou
7.Широкова Г.А. Практикум для детского психолога /Изд.7-е- Ростов н/Д:Феникс,2010, -314
8.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада / А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой.-М.:Просвещение, 1985.-176с
Источник