Стресс родителей с детьми

Стресс у ребенка

Что такое стресс

Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.

Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.

Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.

Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.

В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.

Стадии стресса

Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.

1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).

2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).

3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).

Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.

Причины возникновения детского стресса

Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:

— Переезды и расставания с близкими людьми

— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)

— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей

— Буллинг (травля со стороны сверстников)

— Резкая смена режима или распорядка дня

— Начало и конец учебного года

— Экзамены и подготовка к ним

— Увлечение агрессивными компьютерными играми

— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)

Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.

Признаки стресса у детей

Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:

— Частая смена настроения

— Нарушение режима сна

— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)

— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт

— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости

— Кошмарные сны и фобии

— Стремление все контролировать

— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)

У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.

Последствия стресса у ребенка

Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.

Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.

Лечение стресса у детей

Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.

Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.

Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.

Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.

Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.

Профилактика стресса у ребенка

Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.

Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.

Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.

Источник

Как помочь ребенку пережить стресс

Нельзя оградить ребенка от стресса, зато можно научить с ним справляться. Специалист по отношениям между родителями и детьми Самоцветова Мария Алексеевна приготовила для этого 6 простых правил.

Невозможно оградить детей от неудач, болезней и страданий. Но если поменять формулировку с «Как не допустить страдание» на «Как научить справляться со страданием», задача становится более реальной.

Родители учат детей своим примером. С повседневным стрессом и неудовлетворенностью взрослые почти всегда умеют справляться. Ребенок видит, как папа ведет себя с шумными соседями, которые распевают песни в три часа ночи. И у него в голове складывается инструкция, что делать в такой ситуации.

Но в жизни случаются события, к которым и сами родители не всегда готовы. Тяжелая болезнь родственника, внезапный переезд, автомобильная авария, развод, несчастный случай, смерть близкого. На каждый случай не напишешь исчерпывающую инструкцию, но есть общие принципы, которые помогут пережить трудные времена вам и ребенку.

Разговаривайте с ребенком

Большинство родителей попадают в ловушку. Когда возникает трудная ситуация, старшие договариваются «пока не говорить детям», чтобы, как они полагают, не травмировать.

Получается наоборот. Ребенок чувствует, что что-то не то: эмоциональный фон семьи изменился, родители напряженные, хмурые, часто молчат. На расспросы ребенка отвечают «всё хорошо», «потом узнаешь».

Детям очень легко заполнить незнание фантазиями, которые иногда бывают страшнее реальности. Сколько историй можно услышать уже от взрослых людей: «папа просто ушел, мне ничего не говорили, и я подумал, что это из-за меня. ».

Такое фантазийное объяснение развода куда травматичнее реальности. Поэтому разговаривайте с детьми, рассказывайте им о происходящем, объясняйте ситуацию. «В нашей семье наступили трудные времена. У дяди Толи серьезная болезнь, которая долго, тяжело и дорого лечится. Мы все переживаем за дядю Толю, поэтому я часто бываю грустной или задумчивой».

Да, от такого объяснения ребенок тоже может грустить, плакать. Но задача родителей не оградить ребенка от переживаний, а научить его справляться с ними, переживать их.

Не прячьте от ребенка свои эмоции

Если вы боитесь, грустите, злитесь, не бойтесь делать этого на глазах у ребенка. Он должен понять, что да, мама может выть от беспомощности или бессилия. Но потом она успокаивается, собирается и решает проблему.

Эмоции необходимо называть, а их причину — проговаривать. Мама, которая просто колотит по рулю в автомобиле — это одно. Мама, которая колотит по рулю и объясняет, что она в ярости от того, что для дяди Толи опять не нашлось бесплатных лекарств, а потом успокаивается и ищет новый способ решения проблемы, — это совсем другое. В первом случае ребенку страшно, он не понимает ситуацию и придумывает свое объяснение.

Помните, что дети реагируют иначе

Реакции детей на стресс или травмирующее событие не всегда похожи на взрослые. Вместо того, чтобы заплакать, ребенок может начать много играть, полностью погрузиться в чтение или фантазии. Это не значит, что всё хорошо. Будьте рядом и уделяйте ему внимание.

Снизьте требования к ребенку

В период стресса ребенок тратит много эмоциональных сил, чтобы с ним справиться. Примите это и не требуйте отличных оценок или безукоризненного послушания — ему и без того трудно. Будьте готовы к тому, что успеваемость, концентрация внимания, память и послушание снизятся.

Поговорите с учителями и воспитателями, объясните им, что сейчас семья переживает не лучшие времена, и это может сказываться на поведении ребенка.

Разрешайте ребенку оставаться ребенком

Разрешайте детям оставаться детьми. Даже если дядю Толю не удалось вылечить, и вся семья переживает его кончину, разрешайте детям играть, смотреть мультики, смеяться или шутить. Ребенок не может находиться в состоянии дистресса постоянно, ему нужна передышка.

Позаботьтесь о себе

Самый мощный ресурс для ребенка — его родители. Они опора, поддержка, безопасная гавань, место утешения и принятия. Когда родители эмоционально, психологически и физически истощены, это сказывается на ребенке. Если вы чувствуете, что сил справляться со стрессом уже не хватает, обратитесь за помощью. Поддерживая себя, вы поддерживаете ребенка.

Источник

Стресс заразнее вируса? Как мы делаем детей тревожными

Как мы заставляем детей нервничать, сами того не желая

Уильям Стиксруд доктор философии, нейропсихолог, преподаватель Университета Джорджа Вашингтона (США), изучает подростковый мозг

Нед Джонсон основатель PrepMatters, службы репетиторства в Вашингтоне, проводит тренинги для подростков и родителей

Наше беспокойство передается детям. Когда мы не испытываем чрезмерного стресса, не волнуемся, не злимся и не чувствуем себя уставшими, у нас гораздо лучше получается успокаивать младенца, справляться с проблемами поведения у дошкольников реагировать на недостатки подростков, и при этом не вести себя импульсивно и не говорить обидных вещей. Недавнее исследование показало, что, помимо демонстрации ребенку любви и привязанности, лучшее, что вы можете сделать для него, — справляться с собственным стрессом 1 .

Ваши дети – одуванчики или орхидеи?

Начнем с плохой новости: тревога имеет свойство переходить от одного родственника к другому. У 50% детей, родители которых страдают от тревожных расстройств, тоже развиваются тревожные расстройства.

Однако дети приходят в мир с разной восприимчивостью к тревоге. Одним она не передается — таких ученые называют «одуванчиками». Подобно цветкам одуванчика, они довольно невосприимчивы к окружающей среде. Другие дети — «орхидеи» с очень высокой биологической чувствительностью к ситуации и окружению. Они особенно восприимчивы к родительским методам воспитания. Им хорошо в спокойной и заботливой обстановке и плохо, когда взрослые держат их в эмоциональном напряжении.

Передачу тревоги от нас к младшим членам семьи изучает в том числе эпигенетика — наука о том, как опыт влияет на гены, то есть включает или отключает их. Таким образом, хотя дети от рождения могут обладать некоторой генетической предрасположенностью, требуется еще и опыт, чтобы «включить» определенные гены, вызывающие тревогу или депрессию. Как же «включаются» проблемные гены?

Стресс «из вторых рук»

Есть люди, одно только присутствие которых заставляет нервничать. Для взрослых это может быть начальник-самодур, родственник-перфекционист или постоянно паникующий коллега. У детей и подростков таким человеком бывает строгий учитель, друг, который переживает из-за каждого домашнего задания, или м-м-м… вы.

Стресс заразен, как эмоциональный вирус. Это может показаться странным, но есть немало свидетельств того, что ученые называют «заражение стрессом». Подобно простуде или чуме, стресс распространяется по замкнутой популяции, поражая и заражая всех на своем пути. Любой знает, что один член семьи может разносить волнение по дому, пока не начнут раздражаться все остальные 2 .

Еще с внутриутробного периода жизни дети подвержены влиянию окружающей среды и восприимчивы к нашему стрессу. Но стресс «из вторых рук» продолжается и дальше: когда родители переживают из-за математики, их дети, скорее всего, тоже будут из-за нее переживать, но только в том случае, если беспокойные родители часто помогают с домашним заданием по этому предмету 3 .

Как же это происходит? Где или как «заражает» нас этот вирус?

Во-первых, область мозга под названием миндалина ощущает угрозу и чувствует тревогу, страх, гнев и разочарование окружающих. Она улавливает страх и беспокойство даже в запахе пота людей, испытывающих стресс.

Во-вторых, в префронтальной коре мозга есть так называемые зеркальные нейроны. Благодаря им дети учатся через наблюдение за другими, но и улавливают тревогу своих родителей. Они буквально отражают то, что видят, и этот процесс начинается в младенчестве. Так, новорожденные дети, родители которых испытывают стресс, чаще плачут и ведут себя более беспокойно, чем дети тех родителей, кто не волнуется и уверен в себе.

Дети видят, что вы чувствуете, даже если вы этого не хотите. Они воспринимают эти чувства, даже если вам кажется, что вы их не проявляете, и тоже начинают испытывать те же эмоции. При этом дети — отличные наблюдатели, но крайне плохие толкователи. Например, дочь Неда Кэти всегда считает, что, если люди рядом с ней злятся, значит, они злятся на нее. Она — классический ребенок-орхидея.

Мы часто стараемся не рассказывать детям слишком много и не обременять их эмоциями, с которыми они не готовы справиться. Но, что бы вы ни говорили ребенку, помните о его способности чувствовать ваши эмоции и о его страхе, неуверенности и сомнениях. В отсутствие какого-либо объяснения люди склонны придумывать собственное толкование, и часто придуманные детьми истории тревожнее, чем правда.

В одной из семей, с которыми работал Нед, у матери обнаружили рак. Родители хотели, чтобы Нед знал об этом, так как теперь они, скорее всего, не смогут уделять столько же внимания, как прежде, их шестнадцатилетней дочери Айзе, склонной к приступам тревоги. Маме нужно было заниматься своим лечением, а папе — поддерживать маму, заботиться о младшей дочери и выполнять другие обязанности, которые маме пришлось на какое-то время отложить.

«Только не говорите Айзе, — сказали они. — Мы не хотим, чтобы она волновалась». Нед какое-то время думал над этой просьбой, прежде чем вернуться к вопросу и выразить обеспокоенность тем, что Айзе почувствует их переживания. Всю свою жизнь она читала их лица. Это территория, прекрасно ей знакомая. Разве она могла не заметить перемену? Что подумает Айзе, если почувствует, что что-то не так, а родители будут клясться, что все хорошо? Что близится развод? Что они сердиты на нее? Сложно сказать.

В конце концов родители Айзе рассказали ей о болезни мамы. Зная, что происходит, и понимая характер лечения, Айзе стала менее неуверенной и успокоилась. Кроме того, Айзе могла что-то делать. Она помогала маме и папе, выполняя несколько обязанностей и отвозя сестру на тренировки, когда родители не успевали.

Рак по-прежнему страшил, и, хотя сейчас болезнь в стадии ремиссии, она всегда будет частью их жизни, внося неопределенность, от которой они никогда не смогут избавиться. Но откровенность помогла им всем. Не деля правду надвое — на ту, что родители оставляли при себе, и ту, что говорят детям, — семья стала единым целым, вплоть до уровня зеркальных нейронов.

Критикуем ребенка – включаем гены тревоги

Второй способ непреднамеренно «включить» гены тревоги в ребенке — ваше поведение. Предположим, ваша тревога в большей степени носит социальный характер -то есть вы испытываете сильный страх быть подвергнутым подробному разбору и негативно оцененным другими членами общества. Исследование, проведенное в Университете Джона Хопкинса, показало, что родителям, страдающим от подобной формы тревожного расстройства, трудно проявлять тепло и ласку, они более критичны и, как правило, выражают больше сомнений в способностях своих детей. Они более склонны к чрезмерному контролю и с меньшей вероятностью предоставляют детям самостоятельность, а такое поведение, как известно, лишь повышает тревожность у детей 4 .

Обычно мама или папа тихо плачут, когда обсуждают трудности своего ребенка, а затем говорят: «Я просто хочу, чтобы он был уверен в себе». В таком случае Билл дает родителям носовой платок и, дождавшись, пока утихнут эмоции, замечает: «Трудно помочь Роберту (или Тиму, или Джуди) почувствовать уверенность в себе, если мы сами настолько сильно тревожимся за него (нее)». Это разумно. Если мы не можем принять наших детей такими, какие они есть, почему же мы ожидаем, что они себя примут?

Спокойствие тоже заразно

Так же как дети отражают наш стресс, они могут отражать и наше спокойствие. Вы наверняка знакомы со спокойными людьми, всегда излучающими ауру благодушия и способными сохранять самообладание, философски воспринимая беспорядок в окружающем их мире. Именно к ним вы обращаетесь в кризис, их присутствия вы жаждете, когда ощущаете себя на взводе, потому что они каким-то образом помогают вам успокаиваться.

Одна из причин, почему мы это знаем, состоит в том, что мы сами обеспечиваем такое успокоительное присутствие многим нашим клиентам. Мы как будто говорим: «Давай я заберу это. Я могу с этим справиться. Тебе это больше не нужно». Один отец сказал Биллу: «Когда я в прошлый раз вышел из вашего кабинета, мне было так спокойно. Я посмотрел на жизнь Джилл под позитивным углом. Но не прошло и часа после отъезда, как я поговорил с кем-то из родителей из школы Джилл, и моя тревога снова усилилась».

Чтобы сделать дом надежным убежищем, нужно помнить, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша, и проблемы ребенка — это проблемы ребенка, а не ваши. Когда родители отделяют свое счастье от счастья своих детей, когда они понимают, что мама может быть довольной и спокойной, даже если ее двенадцатилетний ребенок чем-то расстроен, родителям становится легче предложить поддержку, в которой так нуждаются дети.

О том, как обеспечить успокоительное присутствие в жизни ребенка – в следующий раз.

1 Raichle Marcus E. et al. A default mode of brain function // Proceedings of the National Academy of Sciences 98. No. 2. 2001. P. 676–682. doi: 10.1073/pnas.98.2.676.
2 Niemiec Christopher, Ryan Richard M. Autonomy, Competence, and Relatedness in the Classroom: Applying Self-Determination Theory to Educational Practice // Theory and Research in Education 7. No. 2. 2009. P. 133–144. doi: 10.1177/1477878509104318.
3 Rovelli Carlo. Seven Brief Lessons on Physics. New York: Riverhead Books, 2016. P. 3–4.
4 Cox Adam J. Th e Case for Boredom // New Atlantis 27. Spring 2010. P. 122–125.

Источник

Оцените статью