- Почему родители боятся школы и как бороться с этим страхом
- Как снизить стресс у ребенка при адаптации к новой школе
- Переезд на новое место – стресс для всей семьи. Но дети всегда переживают эти перемены сложнее взрослых, так как они не могут управлять ситуацией и полностью зависят от решений родителей.
- Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?
- «Первый раз в первый класс» – тревожное социальное событие в жизни ребёнка. Как помочь ему справиться со стрессом?
- Три группы первоклассников
- Типичные проблемы первоклассников
- Хроническая неуспеваемость
- Уход в себя
- Негативные выходки
- Вербализм
- Постоянные заболевания
- Лень
- Общие рекомендации
Почему родители боятся школы и как бороться с этим страхом
Перед наступлением нового учебного года взрослые всегда волновались едва ли не больше, чем их дети. Но современные родители вывели это волнение на самый высокий уровень. «Девочки, готовы?», «Скоро начнется!», «Мы снова идем в школу – как пережить этот кошмар?» – такими фразами обмениваются мамы в чатах накануне 1 сентября. К сожалению, это настроение передается и маленьким новобранцам. Чего боятся родители школьников и можно ли философски относиться к учебному процессу, разбиралась журналист, мать двоих детей Евгения Бородина.
Есть несколько реальных причин переживать из-за начала учебного года. Например, можно понять беспокойство родителей первоклассников. Они тревожатся о том, как пройдет первый день, быстро ли ребенок привыкнет к новой среде, какую парту займет, понравится ли ему учитель. Родители теряют покой и сон, подгоняя по размеру школьную форму, покупая ранец и принадлежности, выбирая красивый и бюджетный букет. Но это скорее приятные хлопоты.
Как правило, градус беспокойства спадает, когда проходят первые две недели учебы. Чем дальше, тем меньше переживаний такого рода. Со временем мамы привыкают к проверке уроков, родительским чатам, ориентируются в скидках на школьную форму, а папы привычно провожают детей на уроки перед работой. Когда учиться идут младшие дети, родители уже обрастают броней спокойствия.
Совсем иного рода волнения из-за буллинга. Вполне оправданно в этом случае жить проблемами детей, чтобы разобраться в них и поспособствовать их решению. Закрывать глаза на переживания, считая, что обидчики повзрослеют и все рассосется само собой, не имеет смысла. Главное – не оставлять ребенка один на один со своим кошмаром. В некоторых случаях стоит обратиться за помощью к психологам и юристам.
И все же основная причина родительских беспокойств – собственный страх перед учебой, к которой они считают себя причастными не меньше детей. Взрослых пугает перспектива делать с ребенком уроки, сидеть ночами над проектами и переживать из-за оценок. Порой это западня, в которую мамы загоняют себя сами. Необходимость трястись над результатами и максимально включаться в учебный процесс негласно считается самой основной обязанностью родителей школяров.
Ситуацию подогревает интернет-пространство. Возможно, потому что общественное мнение формируют гиперответственные родители, которые параллельно со своими обязанностями пытаются тащить воз детских. Если мамы самостоятельных школьников подают голос, то им сразу вешают ярлык «белого пальто» и отмахиваются от их мнения.
Между тем опытные мамы, чьи дети уже благополучно поступили «на бюджет», советуют с первых шагов на школьном поприще учить ребенка самостоятельности, но при этом ненавязчиво контролировать процесс и проверять результаты. По их мнению, родителям не стоит корпеть над уроками вместе со своим чадом. Это зона ответственности ученика.
Школьная программа рассчитана на среднестатистического ученика, бояться ее не следует. Но ребенку важно знать, что если что-то будет непонятно, то взрослый объяснит и поможет. У страха глаза велики. Не стоит недооценивать своего ребенка. Многие мамы и папы психологически не готовы отпустить детей от себя. Им кажется, что без помощи взрослых они ни с чем не справятся. Парадокс, но это те самые родители, которые считают, что их малыши самые умные и талантливые, и с пеной у рта доказывают, например, что рекомендованный учебник математики для них слишком прост. Не настало ли время дать возможность своим детям проявить себя? Это их первые шаги к взрослой жизни.
Родители успешных учеников полагают, что дети способны к самостоятельной, вдумчивой работе над знаниями. Но надо им в этом немного помочь. В младших классах важно заинтересовать процессом учебы, а где надо – проявить строгость и принципиальность. В старших подключается мотивация на успех.
С первых школьных дней следует составить четкий режим дня. Жить по плану удобнее и ребенку, и родителю. В домашнем расписании должно быть обозначено конкретное время для уроков, отдыха, прогулок, приема пищи. Распорядок дня экономит время, не дает возможности откладывать дела на потом, дисциплинирует.
Конечно, олимпийское спокойствие для родителей учеников – это что-то из мира фантастики. Но стоит контролировать свои эмоции, чтобы не отбить у детей интерес к учебе. Возможно, ваши страхи не имеют ничего общего с отношением детей к занятиям и они вполне довольны своей школьной жизнью.
Источник
Как снизить стресс у ребенка при адаптации к новой школе
Переезд на новое место – стресс для всей семьи. Но дети всегда переживают эти перемены сложнее взрослых, так как они не могут управлять ситуацией и полностью зависят от решений родителей.
Наиболее сильному стрессу ребенок подвержен при переходе в новую школу: нужно привыкать к новому коллективу и отвоевывать свое место в классе, адаптироваться к требованиям новых учителей. И в это время ребенок больше нуждается в понимании и сочувствии самых близких людей, чем в конструктивных советах.
Как вы можете помочь своему ребенку при переходе в новую школу:
- Поговорите с ребенком открыто о причинах переезда семьи или смены школы, даже если вам кажется, что он не поймет их. Особенно важно обсудить это с подростком, так как без его участия в принятии важного решения он может подумать, что в семье с его интересами не считаются. Во время перемен чувство общего дела будет хорошей поддержкой и для детей, и для родителей.
- Не ставьте высоких целей: сейчас важно выполнить программу минимум, найти школу, в которой будет комфортно именно вашему ребенку. В начальных классах выбирайте в первую очередь подходящего учителя, даже если он будет работать в самой обычной государственной школе. Для этого придется встречаться с педагогами лично, узнавать о хороших учителях на новом месте у знакомых. Возможно, вам помогут учителя из предыдущей школы: нередко педагоги из разных школ обмениваются опытом.
- Скорее всего успехи в учебе на новом месте будут повышать самооценку ребенка, что очень важно для комфортной адаптации. Но в то же время учиться на высокий балл в новом классе получится не у всех. Поэтому важно понять самим и объяснить вашему ребенку, что его оценки сейчас – не главное, и он может учиться по мере сил. При этом говорите о том, что вы верите в него, что этот сложный период закончится, и он сможет показать все свои таланты. Обязательно будьте на связи с классным руководителем, чтобы узнавать о школьных проблемах сразу, и вовремя помогать ребенку.
- Внимательно отнеситесь к тому, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками. Сейчас вам приходится решать серьезные насущные вопросы, самим адаптироваться к новым условиям, но все же дети более уязвимы в отношениях с ровесниками и часто зависят от мнения коллектива. Если ребенок не сможет наладить отношения в классе, будьте готовы к тому, что в ближайшее время придется снова сменить школу.
- Посетите школьного психолога всей семьей, хотя бы однажды. Зная больше об ученике и его семье, психолог сможет помочь ему лучше адаптироваться к новой школе, а родителям – понять своего ребенка в это нелегкое для семьи время.
- Адаптация к новой школе пройдет намного проще, если ребенок будет защищен поддерживающим препаратом на основе аминокислоты глицин. Глицин усиливает защитное торможение в нервной системе, и предупреждает нервное истощение. Препарат разрешен с самого раннего возраста и может без вреда применяться длительно. Кроме седативного действия, Глицин также поможет лучше усваивать новый материал, так как он улучшает обменные процессы в нервных клетках и образование нейронных связей.
Источник
Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?
«Первый раз в первый класс» – тревожное социальное событие в жизни ребёнка. Как помочь ему справиться со стрессом?
Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи. Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём. А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли. Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.
Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.
Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными. Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.
У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.
Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».
Три группы первоклассников
Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.
Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.
Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.
И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.
Типичные проблемы первоклассников
Хроническая неуспеваемость
Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется. Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки. Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних. Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.
Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.
Уход в себя
Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя. При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии. Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.
Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.
Негативные выходки
Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков. На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так. Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается. На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.
Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.
Вербализм
Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.
Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность. А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.
Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.
Постоянные заболевания
Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит. При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется. Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.
Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье. Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.
Лень
Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.
Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.
Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.
Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».
Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.
«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.
Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?
Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.
Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.
Общие рекомендации
В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.
Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.
Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.
Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.
Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.
Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!
Источник