Стресс как психологическая проблема

Проблема стресса в психологии

Проблема стресса в психологии. Стецко А.С., Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия.

Аннотация: в статье рассматривается понятие стресса, актуализируется проблема стресса в психологии. Обобщаются теории отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемой стресса в жизни человека.

Ключевые слова: стресс, стресс-факторы, стадии стресса.

Изо дня в день каждый человек проживает многочисленные преграды, будь то мелкие бытовые проблемы, или важные препятствия на пути достижения поставленной цели. Стрессовые ситуации на каждый организм действуют по-разному: одни, встречая проблему, ломаются, другие же оптимизируют свои силы, преодолевают препятствия и достигают поставленных задач.

Испокон веков стресс являлся основополагающим фактором развития человека. Внешние раздражители действуют на организм, тем самым способствуя проявлению адаптации человека к изменившимся условиям или способами изменения поведения человека. На сегодняшний день стресс является главным фактором заболеваний как физических, так и моральных т.к. стрессовые факторы встречаются на каждом шагу: переходишь через дорогу и внезапно едет машина — стресс, сидя в тишине раздается громкий звук — стресс, и подобные стрессовые ситуации, происходящие за день можно перечислять бесконечно. Именно поэтому проблема стресса в современном мире более чем актуальна.

Стресс, как психологический термин заимствован из техники, где его прямое определение — «обозначение внешней силы приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта» [3]. Термин, благодаря своей многогранности очень распространен в разных отраслях научных знаний, в том числе в медицине, психологии, социологии, физиологии и т.п. в данных науках феномен обозначается как состояния человека, которые возникают в ответ на внешние и раздражители. Одним из первых обозначений стресса было определено в физиологии, где он рассматривался как неспецифическая реакция организма на любой раздражитель. Энциклопедический словарь представляет стресс как «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий, а адаптационный синдром (общий адаптационный синдром) — как совокупность защитных реакций человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе» [6].

Изучением проблемы стресса занимались многие ученые прошлого столетия, но главная фамилия в этом направлении это, безусловно, Г. Селье, потому что этот ученый первый предложил теорию стресса в 1936 году. Более того, фамилия Погодаева должна быть изучена т.к. он рассматривает стресс как «состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга» [3]. Помимо этого, Р. Лазарус и С. Фолькман, Л.З. Куликов представляют в своих работах стресс как важные и значимые взаимоотношения среды и человека. В работах Э. Фромма стресс это вид эмоциогенных ситуаций, в процессе которых нарушается адаптация. Ю.С. Савенко определяет психологический стресс как состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации. Помимо выше перечисленных ученых, вопросами стресса занимались такие психологи, как А.В. Алексеев Л.П. Гримак, Л.З. Куликов, А.О. Прохоров, М.С. Яницкий и др. [2],

На данном этапе исследования стресса нет определенного описания этого феномена, поэтому в литературных источниках он определяется как минимум в трех значениях.
  1. Стресс как следствие напряжения или эмоциональной возбудимости, которые возникают в процессе воздействия внешних факторов на человека. Сейчас они носят названия: «стрессоры»
  2. Стресс как личностная реакция на внешние проявления, в этом значении он рассматривается как отражение внутреннего состояния человека и проявляется в виде эмоций и способов поведения
  3. Стресс как физический ответ организма на раздражители среды

Из выше изложенного материала по определению стресса можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе развития нет определенного описания этого понятия, поэтому было бы целесообразно говорить о подходах изучения стресса в психологии. На сегодняшний момент более актуальны 3 подхода изучения стресса [2].

Первый подход отражается в концепции адаптационного синдрома, предложенного Г. Селье, здесь феномен рассматривается как ответная реакция на внешние раздражители, которые проявляются в нервно- психических напряжениях, негативных проявлениях поведения, состоянии дезадаптации и т.д. Концепция основоположника теории стресса заключается в 3 основных положениях, которые являются важными и значимыми в управлении стрессом [4].

  1. Положение представляет собой физиологическую реакцию на стрессор и не зависит от его природы. Не зависимо от степени выраженности стресса существует «общий адаптационный синдром», как некая защитная реакция организма.
  2. Положение заключается в динамике развития адаптационного синдрома, в этом положении представлены 3 основные стадии адаптации, предложенные Г. Селье. Стадия тревоги — время когда организм подстраивается под первичное воздействия стрессора на человека, в этот период прослеживается уменьшение резистентности. Вторая стадия заключается в устойчивости и адаптации организма к изменившимся условиям внешней среды, более того вырабатывается иммунитет на воздействие стрессора, наступает момент снижения тревоги и страха, пульс обычно приходит в норму и организм оптимизируется.
  3. Положение наступает только при продолжительном воздействии стрессора на организм, это некая стадия истощения иммунной системы к стрессовой ситуации, начинает расти возбудимость, тревога и истощение. Если человек находится длительное время в этой стадии, то она переходит в болезни, депрессию и т.д..

Чуть позже, А. Каган и Л. Леви продолжили исследование Г. Селье и в своих работах изучали стресс-факторы в виде посредников, в своих работах они изучали взаимодействие внешних влияний и генетических факторов, образуя тем самым определенную психобиологическую программу, которая обуславливает «склонность к реагированию по определенному образцу». Данная программа предопределяет ответ организма на стрессовую реакцию, который может осуществить предболезненное состояние человека, и как следствие саму болезнь. В любой момент в этот процесс могут вступить различные «помехи», способные модифицировать влияние причинных факторов. Психосоциальная модель первого подхода внесла важный вклад в развитие изучения стресса, т.к. благодаря ей феномен начали рассматривать как процесс взаимодействия с неразрывной связью между всеми причинными факторами. Стресс начали рассматривать как особое влияние на продуктивность деятельности человека.

Ко второму подходу изучения стресса относятся такие фамилии как Дж. Вайтц, М. Франкенхойзер Р. Лазарус и т.д. В рамках этого подхода стресс рассматривается как характеристика внешней среды и более того как процесс стресс- факторов. Выдвинутое отношение к феномену рассматривается в виде U-образной функции, которая изображает взаимосвязь эффективности деятельности и предъявляемыми требованиями общества. Стресс здесь рассматривается как ряд причин, воздействующих на организм, более того изучения в рамках подхода изучения направлены на выявление и диагностику стресс- факторов окружающей среды и внутреннего состояния организма [1].

Стрессовые ситуации возникают в тот момент когда идет несоответствие внешней среды и внутреннего состояния организма, более того существенное влияние оказывает либо завышенные либо слишком заниженные требования к человеку социума, что в свою очередь приводит к нарушению баланса организма.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках этого подхода главной задачей является определение субъективных отношений человека к стрессовой ситуации, и более того выявление объективных параметров, вызывающих те или иные последствия стрессовой ситуации (реакции, состояния, синдромы, болезни адаптации).

На основании анализа двух походов изучения стресса, можно сделать вывод, что между ними много общего, более существенно от этих подходов отличается третий, т.к. в рамках этого подхода стресс изучается как ответная реакция на отсутствие «соответствия» между способностями человека и предъявляемыми средой требованиями.

Самой известной концепцией этого подхода является трансактная модель стресса Кокса и Макэйя, ее сущность заключается в том, что стресс может быть изучен как часть системы взаимодействия личности и социума. Отличается подход тем, что данная модель делает акцент на наличие обратной связи между системами, т.е. феномен рассматривается не как реакция, а как замкнутость системы [5].

Т. Кокс и Дж. Макэй в рамках данного подхода выделили 5 стадий:
  1. действие внешних требований социума на человека
  2. осознание самих требований и собственных возможностей противостоять им
  3. изменения психологического и физиологического состояний организма
  4. реакция противодействия стрессовой ситуации
  5. обратная связь, влияющая на все остальные стадии динамической системы стресса и формирование исхода каждой из них.

Разработанные стадии, по мнению авторов, представляют систему, которая в свою очередь наиболее оптимально описывает процесс действия стресса. В соответствии с данной моделью стресс рассматривается как процесс-помеха, как отражение взаимодействия между личностью и ее окружением [1].

Еще один вариант представленного подхода принадлежит Р. Лазарусу, который предложил когнитивную модель психологического стресса. Данная теория утверждает: «стресс развивается в том случае, когда требования, предъявляемые человеку, становятся для него испытанием или превосходят его возможности приспосабливаться». Возникновение и развитие феномена, по мнению автора, напрямую зависит от окружающей среды и объективности механизмов защиты человека. Более того, важным моментом появления стресса является умение оценивать ситуацию, а стресс-реакция напрямую связана с чувствами силы или беспомощности в сложившейся ситуации.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что данный подход в отличие от предыдущих моделей более широко апеллирует психологическими факторами. Преимущество подхода заключается в том, что он позволяет определить пути профилактики преодоления стресса. Но, по мнению Т. Кокса, третий подход непригоден в тех ситуациях, когда человек подвергается внезапному физическому утомлению, такие ситуации хорошо описывают первые подходы изучения стресса.

По результатам анализа психологической литературы можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема стресса до конца не изучена, более того, современные исследования рассматривают данный феномен с позиции своих наук, но представленные подходы изучения в большой мере описывают все области проявления и изучения стресса.

Ссылки на источники
  1. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 1981.
  2. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.
  3. Мельников В.И. Психологическая природа стрессовых состояний личности. Сб.науч.тр. / Отв.ред.В.Г. Леонтьев.-Новосибирск. :НГПУ,2000. С.56-59.
  4. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медицина, 1960.
  5. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. — М., 1970.
  6. Энциклопедический словарь. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html

Лауреат конкурса «Лучшая молодежная статья 2017»

Источник

Стресс и его последствия для психического здоровья

По данным исследований в России примерно 70% населения постоянно находятся в состоянии стресса, из них 30% — в состоянии сильного стресса. Проведенные исследования показали, что 7 из 10 россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с синдромом хронической усталости.

Важно понимать, что стресс становится опасен только тогда, когда он чрезмерен и/или постоянен. Необходимо помнить, что даже отрицательный опыт полезен. Он не только несет негативные эмоции, но при этом способен стимулировать нас к активной деятельности и принятию важных решений. Полностью избежать стресса невозможно, это сделало бы жизнь скучной и неинтересной.

Для лучшего понимания стресса необходимо знать, что сами по себе жизненные события не являются его причинами. Главное здесь то, как человек воспринимает ситуацию. Все по-разному реагируют на происходящее, например, для кого-то публичные выступления являются источником сильного стресса, в то время как для других это нейтральная или даже приятная ситуация. Причины возникновения стресса разнообразны, а формы проявления индивидуальны.

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Нужно отметить, что стресс бывает разный: он может возникать как в ответ на негативные ситуации, так и на положительные. В современной науке стресс разделяют на стресс (понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм») и дистресс (негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться). Первый тип стресса возникает у всех, но не несет вреда, даже наоборот – помогает мобилизовать силы, адаптироваться к ситуации. Второй тип (дистресс) вредит здоровью человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Симптомы дистресса:

  • мышечное напряжение, особенно в шее и плечах;
  • расстройство желудка;
  • головная боль;
  • бессонница;
  • переедание, употребление алкоголя, курение;
  • учащенное сердцебиение;
  • усталость;
  • раздражительность;
  • депрессия;
  • гнев;
  • тревога;
  • перепады настроения;
  • ощущение усталости;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • забывчивость;
  • негативные, повторяющиеся мысли.

Сильный стресс вредит здоровью человека весьма существенно. Из-за него в первую очередь страдает физическое здоровье – мы чаще болеем простудными заболеваниями, обостряются наши хронические болезни, стресс отражается на нашем внешнем виде. Все это становится в свою очередь дополнительным источником для переживаний, тревоги. Возникает замкнутый круг. Однако стресс наносит серьезный вред не только физическому здоровью, но также влияет на психическое состояние и эмоциональное благополучие. Мы начинаем чаще расстраиваться, злиться, нервничать. В итоге наше эмоциональное состояние ухудшается, расстраиваются отношения с окружающими людьми, возникают проблемы в учебе и работе. Длительное пребывание в подобном состоянии приводит к появлению депрессивных и тревожных расстройств. Непродуктивные способы борьбы со стрессом (например, употребление алкоголя, переедание, «срывание зла» на близких) приводят к ухудшению ситуации.

Для того, чтобы однажды возникший негативный стресс не стал постоянным спутником, необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут Вам стать более устойчивым к стрессу, а взгляд на ситуацию сделать менее негативным.

Вот несколько способов повысить стрессоустойчивость:

  • обратите внимание на возникшую проблему, не игнорируйте ее и не ждите, что она разрешится сама собой;
  • постарайтесь определить, что именно в ситуации вызывает стресс;
  • подумайте, что значит для Вас эта ситуация;
  • помните, что стресс можно уменьшить. Подумайте, как это можно сделать. Сделайте перерыв, смените обстановку, отвлекитесь на что-то.
  • научитесь контролировать собственные эмоции. Постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны – так ли она катастрофична, как кажется на первый взгляд? Поговорите о проблемной ситуации с близкими людьми, попросите о помощи и поддержке.
  • постарайтесь контролировать ваше физическое состояние. В трудной ситуации дышите глубоко и медленно, это нормализует сердечный ритм, сделайте несколько релаксационных упражнений, чтобы снять мышечное напряжение. Также не забывайте о регулярных занятиях спортом и правильном питании, постарайтесь снизить потребление никотина и кофеина и правильно чередуйте работу с отдыхом.
  • научитесь эффективно использовать Ваше время. Составляйте план дел на день, старайтесь ничего не оставлять на потом, выполнять все в срок.
  • будьте внимательны и терпеливы к себе.

Если Вы чувствуете, что ваши попытки снизить переживаемый стресс не приводят к успеху, обратитесь за психологической помощью к специалисту.

Источник

Оцените статью