Воля. Эмоции. Виды внимания
Вопрос 1. Вопрос 1. Что такое волевые действия?
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевые действия — это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.
Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную.
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную
(к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.
Вопрос 3. Какое значение имеет внушаемость и негативизм?
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости, а если человек действует наперекор лидеру — о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.
Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.
Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.
Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.
Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.
В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.
Вопрос 6. Что такое стресс?
Стресс — состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.
Вопрос 7. Что такое внимание?
Внимание — внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.
Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания.
Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.
Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?
В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.
Источник
УМК по теме: «Стресс и стрессоустойчивость»
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме
Данный учебно-методический комплекс содержит мультимедийную презентацию и конспект урока учителя.
Цель урока: показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями;
Задачи урока:
знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;
уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса; уметь защищать и отстаивать свою точку мнения.
развивать навыки анализа видеоинформации; навыки сбора информации в ходе опроса.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедиапроектор раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса»
Представленный УМК интересен тем, что содержит всё необходимое для изучения личностно-значимой для учащихся темы и направлен на решение актуальной для современности проблемы – преодоления стрессов и развития стрессоустойчивости подростков.
В основе урока анализ фрагментов мультипликационных фильмов «Ну, погоди!», «Маша и медведь», «Автомобиль кота Леопольда» .
Фрагменты мультфильмов хорошо иллюстрируют виды стрессоров, фазы стресса и типы стрессовых реакций, а также пути выхода из стресса и позволяют учащимся самим на примере видеоматериалов систематизировать знания.
На уроке предусмотрен практикум по отработке навыков регуляции эмоциональных состояний, направленный на повышение стрессоустойчивости.
Материал может быть использован как на уроках биологии, культуры здоровья, ОБЖ, так и во внеклассной работе.
Педагоги коллектива, которым УМК был продемонстрирован в ходе мастер-класса отметили, что представленный материал полезен и для сохранения здоровья педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку по теме «Стресс» | 2.57 МБ |
карта урока по теме «Стресс» | 1.24 МБ |
конспект учащегося | 570.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стресс как негативный биосоциальный фактор Экология человека. Культура здоровья. 8 класс
Актуальность www.themegallery.com Более 90 процентов людей постоянно испытывают стрессы Ключ к тому, как свести их негативное влияние на организм к минимуму, находится в ваших руках Вы не властны над обстоятельствами, вызывающими стресс, но вы вполне можете изменить свое отношение к ним Нужно этому научиться
Цели и задачи урока знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека; уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации эмоционального стресса ; развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания . www.themegallery.com
Что такое «Стресс»? Анализ анкет Стресс – «напряжение» (англ.)
Кто из героев находился в состоянии стресса?
Кто из героев находился в состоянии стресса? Какие факторы вызвали стресс у героев?
Стресс – состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональными факторами Физические и химические факторы травмы, инфекции , токсины, в ысокая и низкая температура среды, заболевания и повреждения любого вида Стресс Эмоциональные факторы к онфликты, непонимание, о диночество, п ерегрузки, н аказания, з авышенные требования, в ысокий темп жизни любое влияние, которое нарушает стабильность и баланс функций организма Основоположник учения о стрессе — Ганс Селье
Что такое стрессор? СТРЕССОР — это фактор, вызывающий стрессовую реакцию 1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами 2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ Ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены 3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но не являются стрессорами по сути. События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию, как результат субъективного отношения и оценки ВАЖНЕЙШЕЕ — отличить одно от другого! «Боже, даруй мне смирение принять то, что я не могу изменить, мужество — изменить то, что могу и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» (Слова из молитвы)
Фазы стресса Стадия тревоги Мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору. Активизируется работа нервной системы, увеличивается образование гормонов надпочечников. Стадия с опротивления, (устойчивости) Если стрессор не прекращает своего воздействия, сопротивление становится выше нормы, при этом снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессором, энергия , затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Человек теряет способность противостоять действию фактора, возникают различные болезни. Ганс Селье
Стрессовые реакции два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы двух типов: стенические ( гнев, злость ) или астенические ( страх, печаль, обида) Э моциональные П оведенческие Физиологические нарушение дыхания, сердцебиения, сна, головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей
Стресс «хороший» и «плохой» Эустресс — стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу
Последствия негативного влияния стресса Повышение кровяного артериального давления Изменения в сердечно-сосудистой системе Болезни желудка Снижение иммунитета Негативизм Стресс Изменения в поведении Состояние хронического утомления
Что помогает вашим близким в борьбе со стрессом? Анализ анкет
Что поможет в борьбе со стрессом? Общение с природой Спорт Сон Люди, которые Вас любят Старая любимая книжка Медитация и аутотренинг «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить». Сенека
www.themegallery.com Мнение специалиста
Способы регуляции эмоциональных состояний а ) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания ; б) активное включение представлений и чувственных образов; в) использование программирующей и регулирующей роли слова
Чередующееся носовое дыхание 1 2 3 Правую ноздрю прижмите пальцем, левой вдыхайте под счет 1,2,3,4,5,6 Задержите дыхание на 3 секунды Левую ноздрю зажмите, выдыхайте правой на счет 1,2,3,4,5,6 Повторять 5-6 раз, не реже 1 раза в день Поможет подготовиться к эмоциональному событию
Расслабление мышц Напряжение мышц Пусть ваша рука свободно свисает или лежит на колене Сожмите его пальцами так, как будто хотите раздавить Обхватите рукой какой-либо цилиндрический или круглый предмет Простое расслабление мышц Когда терпеть станет невмоготу, разожмите пальцы
Физические упражнения, спорт Физические упражнения не только способствуют общему укреплению здоровья, но также помогают управлять эмоциональным стрессом и напряжением. С одной стороны, упражнения могут временно эмоционально удалить от стрессового окружения или ситуации. С другой — хорошая физическая форма и здоровье повышает способность контролировать стресс, когда он возникает. www.themegallery.com
Вода помогает выйти из стресса
Любимый аромат – лучший помощник при стрессе
Свет поможет победить стресс
Основные симптомы стресса — рассеянность , — повышенная возбудимость, — постоянная усталость, — потеря чувства юмора, — пропажа сна и аппетита, — ухудшение памяти, — иногда возможны, боли в области головы, спины, желудка Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит, надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота. Твердо усвойте, что неприятностей вокруг много, на все здоровья не хватить. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора.
Индикатор стресса – чувство юмора На фото изображены два дельфина, выпрыгивающих из воды. Как было установлено на примере подопытной группы, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них. Если человек находит много отличий, значит, он испытывает сильнейший стресс. Посмотрите на картинку.
Если Вы нашли в дельфинах более двух отличий, то Вам срочно надо на каникулы Индикатор стресса
Умеете ли вы справляться со стрессом ? утверждение часто редко никогда 1. Я чувствую себя счастливым. 0 1 2 2. Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2 3. Меня охватывает чувство безнадежности. 2 1 0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам. 0 1 2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту. 0 1 2 6. Я склонен к грусти. 2 1 0 7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим. 2 1 0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте. 2 1 0 9. Я легко расстраиваюсь. 2 1 0
Умеете ли вы справляться со стрессом? 0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы 4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков . Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом . «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать» ( К.Шанель )
Умение планировать дела Уверенность в себе Умение управлять временем Д оверие членам коллектива Умение управлять конфликтами Отказ от выполнения нескольких дел одновременно Рациональное распределение ресурсов
Типы личности по реакции на стресс Тип А: Настойчивое желание достичь намеченных, но обычно нечетко поставленных целей. Сильное желание и готовность соревноваться. Стремление быть признанным и продвинуться в чем — то дальше. Исполнение множества разнообразных функций в условиях ограниченного времени. Склонность увеличивать темп работы. Способность быстро принимать решения и начинать действовать. Тип В: Четкая постановка целей, спокойное обдумывание методов их достижения. Отсутствие желания соревноваться. Признание не имеет особого значения. Выполнение определенных функций в течение не ограниченного жесткими рамками времени. Спокойный , размеренный темп работы. Решения принимаются после предварительного обдумывания. По американскому психологу Т. Коксу
Умейте управлять собой Умейте управлять собой, Во всем ищите добрые начала. И споря с трудною судьбой, Учитесь жизнь начать сначала. Споткнувшись — самому вставать, В себе самом искать опору, А если двигаетесь в гору — Себя в пути не потерять. Не надо жаловаться всем Ни на судьбу, ни на болезни — Ничто не будет бесполезней Избитых этих, жалких тем! Не жгите сердце табаком, И мозг вином не заливайте, И жизнь свою не сокращайте Воспоминаньем о плохом. Друзей имейте — в трудный час Они поддержат и помогут. Не будет трудною дорога Ни для друзей и ни для вас. Не умирайте пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают. За днем несчастья — день счастливый. Юрий Мерзляков
До новых встреч ! Будьте здоровы и счастливы!
Источник