- Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
- Три пика школьного стресса
- Первый класс
- Профи для любой задачи
- Пятый класс
- 9–11-й класс
- Три претензии родителей
- Патологическая лень
- Отсутствие интереса к учёбе
- Неорганизованность
- 7 советов: как помочь ребенку справиться со стрессом в школе
- Не делать ребенка жертвой
- Сменить контроль на партнерство
- Перестать давить на ребенка
- Нужен опыт достижений
- Переключать виды деятельности
- Учитывать биологические ритмы
- Рассказать «правду» об оценках
Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
Три пика школьного стресса
Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.
В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.
В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы
Первый класс
Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.
Профи для любой задачи
Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.
В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.
Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.
Пятый класс
С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.
Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».
9–11-й класс
Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.
Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.
У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.
Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.
«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться
Три претензии родителей
Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.
Патологическая лень
Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.
Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.
Отсутствие интереса к учёбе
Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.
Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.
Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».
Неорганизованность
Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.
Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».
Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.
Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?
Источник
7 советов: как помочь ребенку справиться со стрессом в школе
Замечали, что дети часто приходят из школы выжатые, как лимон? Дело не только в сложности обучения, но и в стрессе, с которыми они сталкиваются ежедневно.
По результатам глобального исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного известной аналитической компанией, именно российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости. Об этом заявили 79% респондентов. О том, как помочь ребенку преодолеть эту проблему, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин .
Стресс стрессу рознь. Бывают повседневный и травматический стрессы. Отличаются они тем, что травматический стресс провоцируется непосредственным негативным воздействием (трагическое событие, переживание эмоционально напряженной ситуации), а повседневный возникает чаще из-за ожидания возможных негативных событий и характеризуется меньшей интенсивностью, но большейпродолжительностью. Повседневный стресс — то, с чем дети ежедневно сталкиваются впроцессе обучения в школе.
Повседневный эмоциональный стресс — нагнетающий и всегда ожидаемый, но, к сожалению, не всегда очевидный. Он вызывается ситуацией неопределенности, когда мы знаем, что событие может произойти (проверка домашнего задания, контрольная) и предвидим возможный неприятный для себя исход событий. Повседневные стрессоры — это не стрессовые события сами по себе, степень «стрессовости» зависит от оценки человеком возможных событий или их последствий. Психологический стресс возникает,когда человек оценил, что внешние и внутренние требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят внутренние ресурсы.
Например, ребенок систематически не делает «домашку» по литературе, ничего не читает, ждет, что его вызовут к доске, переживает. И иногда его вызывают. Ожидания оправдываются — одноклассники смеются, учитель ругает. Повседневный стресс, стресс ожидания негативного события, в данном случае, переходит в травматический. Ситуация становится показательной, и в дальнейшем подобное ожидание будет переживаться с большим напряжением. До тех пор, конечно, пока не сработает защитный механизм, и не изменится система ценностей ребенка. «Кому нужна эта литература?». Одним из ключевых понятий в контексте повседневного стресса становятся как внутренние, так и внешние ресурсы личности. Некоторые дети не делают домашнее задание, не берутся за сложные задачи, потому что не верят в то, что с ними справятся — это недостаток внутреннего ресурса. А кому-то просто не хватает времени и сил из-за большой загруженности — это отсутствие внешнего ресурса. Как же помочь своему ребенку?
Не делать ребенка жертвой
К огромному сожалению, большинство детей за время школьного обучения приобретает синдром выученной беспомощности. Они привыкают к тому, что не могут повлиять на ситуацию (предметы, учебники и задания выбрали за них, оценка — тоже не всегда объективное мерило), и уже даже не пытаются. Ваша задача — помочь ребенку почувствовать, что он способен нести ответственность за ситуацию, в которой он находится. Важно не гнаться за отличными оценками по всем предметам, а понять, какие перед ним стоят цели (и как они связаны с его интересами), показать пути их достижения и, самое главное, роль ребенка в этом процессе. Это переводит ребенка из статуса жертвы в активного «решателя» проблемы. Ощущение себя как активного творца собственной жизни — один из важнейших компонентов самооценки, которая, в свою очередь, является важным внутренним ресурсом личности.
Сменить контроль на партнерство
Беречь ребенка от сложных ситуаций бесполезно. Даже если часть ответственности родители берут на себя, их контроль лишь усиливает стресс. Стресс усиливает даже совместное выполнение заданий и особенно промежуточный контроль. Поэтому контакт с ребенком должен перейти в сферу партнерских отношений. Ребенок должен знать, что вы опора, и к вам можно всегда обратиться с любой проблемой (ведь вы не будете ругать). Но тут тонкая грань — вторгаться в сферу ответственности ребенка и сломя голову бросаться решать его проблемы тоже нельзя.
Перестать давить на ребенка
Родительские послания 1 могут усиливать стрессовую ситуацию. Часто ребенку транслируется мысль, что он гордость всей семьи, от него зависит чуть ли не судьба мира и именно на него (13-летнего, например) возлагаются все надежды мамы, папы,дедушек и бабушек, дяди потомственного академика и троюродной тети из Иркутска.Возникает задача, с которой он в этом возрасте справиться не может и не должен (но все родные люди ежедневно повторяют, что должен). Еще не надо искать работу, а ему уже говорят, что он сейчас должен заниматься математикой (и вообще хорошо учиться), чтобы найти хорошую работу через какое-то время.
Нужен опыт достижений
У ребенка должен быть свой опыт достижений, он будет влиять на другие сферы его жизни. Когда за душой есть успехи в учебе, в спорте, различные награды, психика крепче. Естественно, растет уровень самооценки, что непосредственно влияет на то, как ребенок справляется со стрессом.
Переключать виды деятельности
Ребенок проводит в школе и за домашним заданием примерно столько же, сколько вы на работе. Многие дети учатся больше, чем их родители работают (по 6-7 часов в день +«домашка»). Если стресс связан с учебой, то от него нужно отдыхать. Как известно, отдых— это смена деятельности, в данном случае может помочь творчество, общение, физическая активность. Важно не переусердствовать и не превратить переключение деятельности в новую гонку за достижениями. Если ребенку нравится играть в футбол во дворе, рисовать граффити в тетрадях или отбивать ритмы на кастрюлях, дайте ему такую возможность.
Учитывать биологические ритмы
Всплески активности могут приходиться на разное время — на утреннее, на школьное время. После плотного обеда или после школы ребенок, наоборот, хочет отдохнуть. Вечером, например, он снова готов трудиться. Поэтому не нужно заставлять делать домашнее задание сразу, как он пришел из школы. Лучше подгадать периоды, когда ему легче, либо вместе с ним определить это время.
Рассказать «правду» об оценках
Оценки во многом субъективны, но зачастую дети не понимают, за что получают даже объективные оценки. Двойка может быть за оформление, за содержание, за опоздание,за забытый дневник. И это совершенно разные двойки. Нужно объяснить ребенку, что оценивается не он, а его действия по заданным критериям. Как только он это понимает, оценка автоматически снимается с личности (т.е. просто двойка — значит я двоечник, а тут за оформление — я плохо оформил). Как видите, стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых. Мы разобрали основные причины, которые относятся именно к успеваемости. Для вас мы составили универсальный алгоритм: ищите причину стресса и решите проблему, которая к нему приводит; найдите все ситуации неопределенности и переведите их в ситуации определенности; уделяйте внимание внутренним и внешним ресурсам ребенка, именно они помогут ему справляться с трудностями. Это будет важной инвестицией в будущее ребенка.
Источник