- Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
- Стенические и астенические эмоции: почему они обе нам так нужны?
- Стенические эмоции
- Астенические эмоции
- Как использовать эти знания в обычной жизни
- Текст книги «Общая психология. Учебное пособие»
- Автор книги: Татьяна Ножкина
- Жанр: Общая психология, Книги по психологии
- Тема 12. Эмоции и чувства
Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств. Эмоции и чувства также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Прежде всего, к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Выполняют еще и прединформационную, или сигнальную функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д. Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Существует и коммуникативная функция чувств.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.
По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески – сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).
Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации.
Источник
Стенические и астенические эмоции: почему они обе нам так нужны?
Я психолог, веду частные консультации и провожу тренинги. Верю, что каждая .
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Знала ли ты, что твои эмоции – регулятор силы и энергии в организме? Зачастую никто не обращает внимание на собственные эмоции, а ведь это язык, на котором с тобой говорит организм. Нужно лишь прислушаться к себе, и ты станешь продуктивнее и забудешь о переутомлении.
В этой статье ответы на вопросы о том, как научиться понимать и слышать себя.
Стенические эмоции
Это естественная реакция человека на ситуации, когда требуется повышенная активность, воодушевление, энергия. Самый простой пример – радость.
Стенические эмоции – это дрова, которые разгоняют внутренний поезд на полную. Хочется действовать, появляется вдохновение, еще немного – и ты покоришь этот мир. В таком состоянии по плечу свернуть горы и завоевывать Нобелевскую премию.
Такие ощущение появляются на просто потому, что вокруг все хорошо. Твой организм тоже начинает работать иначе. Вот что изменяется с появление радости:
- Расширение мелких кровеносных сосудов
Поэтому в период наибольшего возбуждения краснеют щеки, а температура тела может немного повыситься. Иногда даже выступают слезы на щеках, поэтому и появилось выражение «слезы счастья».
- Клетки организма получают избыток кислорода
Особенно повышается питание клеток мозга
Как энергия превращается в эмоции?
В организме вырабатывается природный допинг, который не дает сидеть на месте. Офисный работник начнет ходить с телефоном в руках кругами, а спортсмен пробежит вдвое больше обычной нормы.
- Изменяются привычные движения человека
Активная жестикуляция, громкий смех, хлопки в ладоши, желание много говорить. Яркий пример – ребенок, которому подарили новую игрушку. Даже самый тихоня начнет скакать от радости.
«Сытый» мозг начинает работать быстрее, инсайты чаще посещают человека. Самое время устраивать бриф на работе и креативить.
- Повышается активность пищеварения
Человек чаще испытывает чувство голода, ведь на стенические эмоции затрачивается больше энергии. Но активность пищеварения очень полезна: часто испытывающий радость человек приобретает здоровый, свежий вид.
Астенические эмоции
Если задача стенических эмоций – запуск всех систем организма и подготовка к активной деятельности, то астенические призваны включить режим энергосбережения, сократить расход энергии, ослабить остроту восприятия. Грусть, скука, усталость. Все это проявление астенического состояния организма.
Длительное стеническое состояние обычно приводит к астеническому, ведь организм не может постоянно быть на пике активности.
Каждый человек индивидуален: кто-то легко переходит в состояние астении после часа физической нагрузки, а кому-то нужно месяц работать без выходных, чтобы исчерпать ресурсы организма. Все зависит от типа нервной системы, который в большей степени обусловлен наследственными причинами.
Giphy
Основные отличия астенических эмоций:
- Сокращаются кровеносные сосуды
Бледнеет лицо и губы, холодеет поверхность кожи, даже если на улице жара. Лицо становится худее, приобретает заостренные черты. Снижается температура организма.
- Клетки организма начинают недополучать кислород
Особенно это касается мозга: разум начинает туманиться, скорость мышления снижается. Все системы организма начинают работать медленнее.
- Общее состоянии слабости и апатии
Человек не может продуктивно работать, в теле появляется слабость, клонит в сон. Организм как бы кричит: я хочу спать и отдыхать.
Появляется отдышка, так как снижено кровоснабжение.
Image by Here and now, unfortunately, ends my journey on Pixabay from Pixabay
- Снижается деятельность двигательного аппарата
Конечности словно наливаются свинцом, походка становится медленной и неуверенной, тонус мышц низкий. Сгибается спина, голова опущена. Голос становится тише, слабее.
Длительное нахождение в астеническом состоянии приводит к нарушению питания, снижению активности. Начинают быстро седеть волосы, кожа стареет, человек худеет.
Как использовать эти знания в обычной жизни
Состояния активности или слабости организма всегда отражаются на эмоциональном состоянии, а не наоборот. Природой эмоции даны человеку, чтобы вовремя сообщать о том, что что-то изменилось.
Знать особенности именно своего организма – научиться быть максимально продуктивной. Засекай время внутренних «взлетов» и «падений».
Например, люди с очень активной нервной системой могут очень легко «заражаться» стеническими эмоциями и ощущать подъем, и также быстро входить в состояние упадка и усталости. Обладателям такой нервной системы нужно выбрать стиль работы «набегом»: час работы и 15 минут отдыха, даже если кажется, что сил еще много.
Фото автора Anna Shvets: Pexels
При медленной нервной системе, когда возбуждение и торможение нервной системы замедленно, важно давать себе больше времени на выполнение одной работы. Таким людям важно и не переработать, ведь им сложнее заметить, что организм начинает уставать. Три часа работы и 40 минут перерыв – отличный способ стать продуктивнее.
Важно понимать, что эмоции стении и астении не контролируются просто так человеком и нельзя его за них ругать.
Часто можно увидеть, как родитель ругает ребенка за то, что тот «ничего не делает и вообще слабый» или наоборот «носится, как угорелый». Чаще всего в таких семьях не совпадает тип нервной системы у мамы и ребенка, вот и получается постоянное недопонимание. Как ночной «тыгыдык» кота, когда хозяева спят – у животного период стенических эмоций как раз приходится на ночь.
В спорте есть целые тесты, благодаря которым спортсмен научается улавливать состояния стении и астении. А перед соревнованиями тренер специально повышает азарт участников и дает специальные упражнения, которые помогают войти им в состояние стенических эмоций, единственный допустимый допинг на соревнованиях.
Главное: если ты чувствуешь слабость, печаль без причины, раздражение, а разум туманится и отказывается осваиваться объемы информации – пора отдохнуть. Бросай самые важные дела и выдели свой личный час с ванной, валянием в кровати и вкусным чаем. Твой организм имеет право на отдых, а твоя печаль – его способ сообщить тебе об этом. Чем дольше будешь игнорировать плохое состояние, тем дольше придется мириться с последствиями в виде слабости и печали.
Источник
Текст книги «Общая психология. Учебное пособие»
Автор книги: Татьяна Ножкина
Жанр: Общая психология, Книги по психологии
Текущая страница: 21 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]
Тема 12. Эмоции и чувства
1. Понятие об эмоциях. Виды эмоций
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях и в телесных явлениях. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек подавлен. Осанка выражает мышечную слабость. Мысли неотрывно прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.
На основании телесных переживаний Кант делит эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев), возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу и астенические (страх, тоска, печаль), ослабляющие.
Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести к одной или другой рубрике, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.
Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самих эмоций, но и такие эмоции, как гнев, любовь, могут, например, оказать влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания.
При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.
При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозится. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект.
При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводит к обмороку, наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.
Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.
Эмоции могут возникать безо всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх – «пьяному море по колено».
Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в «кровожадное состояние». Гашиш может вызывать припадки буйства.
Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится сам не зная чего или счастлив без причины.
Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.
Существуют различные виды эмоций. Рассмотрим их подробнее.
Выражение «отвращение» в его первом простейшем смысле относится к еде и обозначает нечто отвратительное на вкус («отворачивание» – отрицательная реакция на пищу).
При средней степени отвращения происходит открывание рта с оттягиванием вниз углов, издается гортанный звук или отхаркивание. При слабых степенях отвращение выражается оттягиванием вниз углов рта, наморщивании носа, иногда носовым выдыханием, как делают при неприятном запахе, желая его удалить. На этой мимике основано не только выражение отвращения к пищевым веществам, но и проявление всякого иного отвращения, например отвращения к наружности, к разговору, к нравственным свойствам человека.
Выражение веселья и радости
Веселое настроение выражается в смехе, бесцельных движениях, общем возбуждении. Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения груди, грудобрюшной преграды и мышц живота, при хохоте все тело может откидываться назад. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы.
Выражение веселого настроения может возникнуть как безусловный рефлекс. Дети и молодые люди часто смеются безо всякого повода, надо думать в силу положительного тона органических ощущений, говорящих о благополучном состоянии организма. У молодых, здоровых людей часто приятный запах вызывает легкую улыбку.
В настоящее время наиболее выяснен механизм внутренних процессов при страхе и отчасти гневе.
Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает доминанта, подавляющая все другие возбуждения, то стремление освободиться от боли делается сильнее всех влечений. Боль, получив доминантный характер, принудительно определяет поведение человека.
Относительно выразительных движений при боли нет, но те, которые существуют, меняются в зависимости от ее силы. Дети, например, даже при слабой боли испускают сильные продолжительные крики, закрывают глаза, открывают рот и судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более сильной боли. При мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах, крепко сжимают рот, стискивают зубы, издают пронзительные крики и стоны, скрежещут зубами.
Если боль мучительна и долговременна, то появляется бледность, бросает в дрожь, силы приходят в упадок; возможны обморочные состояния и бред.
Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно прежде всего проявляется на губах. Если страх возрастает до агонии ужаса, сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается, и наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на объект страха, зрачки при этом бывают непомерно расширены, все мышцы коченеют и начинают конвульсивно двигаться.
В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта.
То, что называют «чувством самосохранения», лишь частично является врожденным, главным же образом оно развивается в течение жизни на основании пережитой боли.
В реакциях страха участвует гормон адреналин. Он придает силу моторным реакциям, он же участвует в рефлексе иммобилизации («рефлекс мнимой смерти»). Возможно, что в одном количестве адреналин является источником силы, в другом – способствует окоченению мышц.
Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, связанными со страхом, чувствами покорности и преданности. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдаются оцепенение, паническое желание убежать, диффузное беспорядочное мышечное возбуждение. Оцепенение наступает при испуге.
Страх, если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой степени, что человек выполняет свою обычную работу, совершается обычный ход ассоциаций, а страх находится где-то на заднем плане, на подсознании.
Страх – пассивно-оборонительная реакция. Он указывает на опасность, исходящую от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать и от нее устраниться. У людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакции страха.
Почти у всех людей есть страх перед неизвестным, перед новым. Этот страх делает людей осторожными и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно, а область неизвестного огромна, страх держал человека в своей власти и заставлял его населять мир страшными чудовищами и богами, что известно из истории.
При состоянии страха и после него мог наступить ряд вегетативных реакций.
Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются. Одни люди нахмуриваются, другие – широко открывают глаза. Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, человек готов к мгновенному действию. Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в действие.
Часто жесты становятся совершенно бесцельными, движения – некоординированными, наблюдается дрожь, губы не повинуются воле, голос обрывается.
Гнев и негодование отличаются от ярости меньшей интенсивностью проявлений. При гневе сердечная деятельность слегка повышена, появляется румянец, глаза начинают блестеть, дыхание учащается, крылья носа приподнимаются.
У ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать приступ гнева стеснением движений. У человека только в детстве ярость чаще вызывается как рефлекс физической борьбы. У взрослых гнев проявляется в мимических реакциях, например поднимается верхняя губа. Таким образом, при гневе мы видим реакции, являющиеся безусловными мимическими рефлексами борьбы и соответственными рефлексами вегетативной нервной системы.
Эмоции, порождаемые социальной средой
Общественное мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый, хитрый, красивый и т. д.; определяет отношение общества к его личности: уважаемый, не пользующийся уважением, приятный, неприятный и т. п., дает оценку его материальному положению.
Каждый сам участвует в создании своих оценок. Сам желает иметь определенную оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или иной мере чувствителен к суждению о нем и реагирует на общественное мнение о себе, на свое положение в глазах общества, ставит себя в одних отношениях выше, а в других – ниже окружающих. Определение своего отношения в этом смысле к другим может носить интеллектуальный характер, но гораздо чаще возникает в качестве эмоциональных реакций, связанных с интеллектуальными процессами. Сюда относятся такие эмоции, как гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, обида и т. д.
Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством отрицательным и находила полное осуждение, в чем сказывался и религиозный взгляд на это чувство.
Гордость, спесь, чванство, по народному представлению, свойственны правящим и богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.
Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это выражение так: «Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным, так что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от гордости… Кроме того, мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется мускулом гордости».
Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались два ряда реакций. Одни – связанные с сознанием своего превосходства и со стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие, чувство собственного достоинства. Другие же порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость, неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество, заискивание. В разных классах общества в разные исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции.
Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством. Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных областях жизни, он может гордиться успехами в области искусства и науки, во всякого рода творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в области литературы, музыки, науки, получают основания для гордости. Удачники могут «зазнаваться». Но гордость может не иметь тона грубого «зазнайства», а внешние проявления и характер внутренних переживаний при этом могут меняться.
Человек всегда хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит. Человек стремится показаться другим в выгодном свете и избегает такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной мере двуликость: одно лицо для посторонних, другое – для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на официальное лицо, лицо для других. При лживом, корыстном сокрытии своих истинных свойств получается то, что называется лицемерием. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете» (Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они оказываются, т. о., в зависимости от него, становятся в той или иной мере «рабами общественного мнения». Мысль «что скажут?» получает иногда парадоксально большую силу.
Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный момент.
Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для данного лица прямого пути, выступает в замаскированной или завуалированной форме, идет обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с большим социальным чувством.
Тщеславие может сказываться, например, в выборе профессии, в постановке жизненных целей. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным.
Тщеславный человек не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще относится критически к людям и судит о них свысока. Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.
Самообман – один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и чувство уверенности в себе. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального существования, от индивидуальных условий развития данного индивида.
Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечивает успех лести. «Льстят, – по выражению Н. Г. Чернышевского, – затем, чтобы господствовать под видом покорности».
Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, что говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто идет навстречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная «правда глаз колет».
Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.
Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответному «оскорблению действием» или к более тяжким последствиям. Гордый, тщеславный, самолюбивый человек или человек с повышенным чувством собственного достоинства более обидчив, у него имеется своего рода гиперестезия в этом отношении, он видит и подозревает обиду там, где и не предполагалось причинить ее.
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – «возбуждаю, волную»). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т. е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Существуют положительные эмоции, например радость, и отрицательные – такие, как гнев, горе, страх, – а также смешанные эмоции, т. е. сочетание положительных и отрицательных.
В зависимости от темпераментных особенностей людей, их нравственных установок, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В психологии выделяют особенности эмоций и их выражения.
Во-первых – это настроение. Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.
Сами же эмоции представляют собой более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу той или иной удовлетворенной или неудовлетворенной потребности и имеют хорошо осознаваемую причину появления.
В психологии существует и такое понятие, как «аффект» – быстро возникающее, очень интенсивное, кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия.
При аффекте не продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Часто в такие моменты человек не понимает что делает и не может объективно оценить ситуацию, в которой находится. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Часто аффект свидетельствует о нервно-психическом заболевании у человека.
2. Функции эмоций
Эмоции выполняют множество функций в жизни человека.
1. Отражательно-оценочная функция эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг человека, т. е. на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».
2. Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования. Например, человек предвкушает удовольствие от ожидаемого похода в театр.
3. Управляющая функция эмоций. Кроме отражения окружающей человека действительности и его отношения к определенному событию, эмоции важны и для управления поведением человека, они являются одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь отношение к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.
Эмоции играют управляющую роль в поведении и деятельности человека, они могут выполнять и такие функции, как защитную, мобилизующую, санкционирующую, компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую, которые часто совмещаются друг с другом.
4. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Страх непосредственно предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности и способствует тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Страх как бы защищает человека от гибели и предупреждает об опасности.
5. Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме. Способствуют мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
6. Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Эмоции, возникающие при столкновении с незнакомым объектом, придают этому объекту соответствующее определение (плохой встретился человек или хороший). Иногда с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, но она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
7. Наличие отражательно-оценочной и компенсаторной функций эмоций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (вступать в контакт с определенным объектом или нет).
8. Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
9. Дезорганизующая функция эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию. Дезорганизующую роль эмоций можно наблюдать и при проявлениях человеком злости, когда он стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная – с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые – явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.
Источник