Конспект занятия на тему «Органы чувств»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с органами чувств человека.
2. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.
3.Развивать речь при ответах на вопросы.
4. Совершенствовать умение решать проблемные ситуации, творческое мышление, память.
5. Воспитывать желание заботится о своём здоровье.
Материал:
- Демонстрационный: картинки с изображением органов чувств, ёмкости с веществами различного запаха, продукты питания различного вкуса (лимон, сахар, чеснок, солёный огурец), карточки с предметами по уходу за ушами, фотоаппарат, мешочек с набором предметов из разных материалов.
- Раздаточный: карточки с изображением органов чувств для игры «Обведи».
Предварительная работа: Беседа «Знакомимся со своим телом», игра « Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова « Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему.
-Ребята, сегодня я хочу вам рассказать об органах чувств. Их всего пять — это уши, глаза, нос, язык, кожа. (Педагог показывает картинки>. Отгадайте, о чём идёт речь?
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
-Нос — это орган чувств. Свойства человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи).
-Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. (Дети определяют по запаху содержимое баночек.) -Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие>. Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).
Чтобы нос различал запаха необходимо делать упражнение:
Глубоко вдохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем.
А о чём пойдёт речь сейчас?
Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)
-Правильно. Все живые организмы питаются, поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное. С помощью языка мы различаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (Горький, сладкий, кислый, солёный>. -Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).
-Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу вы пробуйте? (Дети .
определяют продукты и их вкус).
А теперь проведем упражнение для языка
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят
-Отгадайте ещё одну загадку
Два Егорки живут возле горки. Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
-Глаза.- это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением. Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть красоту окружающего мира). Правильно ребята, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Хотите узнать, как устроены наши глаза? Посмотрите, что это? (Показывает фотоаппарат). Я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось отверстие). Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на плёнку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, чёрную точку посередине). Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других — зелёный, у кого-то — голубой. А чёрная точка посередине — это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим. Как вы думайте, для чего нужны ресницы, брови, веки? (Они оберегают глаза от пыли, ветра). Давайте подумаем что нельзя делать, чтобы не навредить глазам? (беречь от острых предметов).- Нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, беречь от попадания опасных жидкостей), Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми? (Есть продукты с витаминами, делать упражнения для глаз> гулять на свежем воздухе)
Чтобы глазки не устали сделаем гимнастику для глаз
Быстро, быстро поморгайте и закройте глаза
Закройте правый глаз, левый.
Откройте правый глаз, левый
Закройте оба глаза, откройте глаза
Моргните левым глазом
Моргните правым глазом
Крепко, крепко прищурьте глаза
-А теперь отгадайте следующую загадку.
У зверушки на макушке, А у нас — ниже глаз. (Уши).
-Правильно, это уши. Что было бы, если бы мы не могли слышать? (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка и т. д.). Чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? ( Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку, сильно не сморкаться и т. д.)
Посмотрите на картинки и определите, что можно использовать для ухода за ушами? (называют, рассматривают предметы)
Зарядка для ушей
Мы ладошки разотрем
Смело ушки мы возьмем
Сверху вниз мы их пощиплем
Снизу вверх опять пройдем
-Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание — это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов
-Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? ( Вода, мыло, мочалка, крем).
Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев «Засолка»
Мы капусту рубим
Мы морковку трем
Мы капусту солим
Мы капусту жмем
-У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств. Обведите кружочком орган слуха, овалом — зрения, квадратом — осязание, прямоугольником — обоняние и треугольником — вкус.
-Сегодня на занятии мы узнали очень много интересного об органах чувств. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака:
Источник
Стихи, потешки и загадки по теме: Что я знаю о себе
Тема 7: «Уши»
Н. Кнушевицкая «Уши»
Нам без них нельзя никак
Слышать ход часов: «Тик-так!»,
Соловья в саду весеннем,
На лугу шмеля гуденье,
Звонкую в лесу кукушку,
И, помимо звуков прочих,
Мамино: «Спокойной ночи!»
С.Волков «Шелестит листвой березка…»
Шелестит листвой березка.
Фыр-фыр-фыр! – летит стрекозка.
Фьють-фьють-фьють! – поет пичужка.
Ж-ж-ж! – жужжит над ухом мушка.
Чтоб слышать звуки эти
(Знают взрослые и дети),
У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают!
С. Шукшина «Не кричите слишком громко…»
Не кричите слишком громко,
Вас и так прекрасно лышно,
Когда вполголоса, спокойно,
Вы ведете свой рассказ.
Не включайте до предела
Магнитофон и телевизор,
Чтоб все соседи в доме
Затыкали нервно уши
И стучали вам по трубам,
Чтобы стало чуть потише.
Громкий звук – беда для слуха.
Вы не сможете услышать
Громкий рокот самолета,
Дивной трели соловья.
И, о ужас, голос мамы
Вы совсем не разберете.
Оттого, что так бездумно
Относились долго к слуху,
Можете вы очень скоро
Стать глухими навсегда.
С. Шукшина «Я вчера гулял без шапки…»
Я вчера гулял без шапки
Холод был, но я терпел.
А сегодня я в кроватке,
Ну, конечно, заболел.
У меня «стреляют» уши,
Просто как из пушки бьют.
Боль терпеть уж нету силы,
Доктор выписал лекарство,
Капли в уши и тепло.
Я на все уже согласен,
Лишь бы только помогло.
С честью выдержал леченье.
Я теперь почти здоров.
В прошлом все мои мученья,
Снова я гулять готов!
Уж теперь без теплой шапки
На мороз я не пойду.
Уши будут пусть в порядке,
Их, ребята, берегу.
Э.Мошковская «Уши»
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Отвечает доктор гневно:
Р. Сеф «Тишина»
Слушай, что это звенит?
Может быть, ползет в зенит
Сам летит и сам поет?
Может быть, мохнатый жук
Только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно – вот он и звенит?
Нет ни мухи, ни гудка.
Вслушайся: звенит одна
В целом мире тишина.
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач!
Лисенок в больницу однажды пришел:
Было Лисенку нехорошо.
Без шапки ходил он, советов не слушал,
И вот простудил свои рыжие уши.
Как называется доктор, ребята,
Тот, кто лечил ваши ушки когда-то?
Плачет Лисенок, не знает, к кому
Нужно теперь обратиться ему?
Попал на прием и запомнил с тех пор,
Что уши больные лечил доктор ЛОР.
Загадки на тему «Уши»
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Два паруса на всю жизнь
А друг друга не видят. (уши)
Два слухача на голове торчат. (уши)
У зверюшки – не макушке,
А у нас – ниже глаз. (уши)
Шум дождя оно поймало,
Утра тихое начало,
Мамин голос, папин шаг,
Слышит, если что не так! (ухо)
Тема 8: «Нос»
Э. Мошковская «Мой замечательный нос»
Я ничего не знаю.
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Очень тебя прошу!
Он говорит со мной.
Пахнет уже весной!
С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…»
Долго я по лужам бегал,
Сильно ноги промочил
И, как водится, ребята,
Сильный насморк подхватил.
Носик мой совсем не дышит.
Он «заложен», он «забит».
И от этого мученья
Очень голова болит.
Плачу я, и нос мой плачет,
Сморкаюсь – не сморкается,
Пора леченье начинать
Так, как полагается.
Ноги парю я с горчицей,
Прячу в теплые носки,
В носик капаю лекарство
И шепчу: «Ну, помоги!»
Смело я дышу над паром
С эвкалиптовым отваром,
Морской водичкою соленой
Промываю нос больной.
Приносит вскоре облегченье.
Неужели нос мой дышит?
Неужели я здоров?!
Помня с насморком мученья,
Обещаю без сомненья
Нос беречь и очищать,
От микробов, от простуды
Н. Кнушевицкая «Нос»
Нос «картошкой» или длинный,
Даже как у Буратино,
Нос любой нам помогает,
Воздух он подогревает.
И коварные микробы,
Внутрь не проникли чтобы,
Он в момент обезоружит.
Нос всю жизнь нам верно служит.
С ним и аромат цветка
Слышим мы издалека,
И, что пирожки готовы,
Нос нам сообщает снова!
Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»
Источник
Стихи во валеологии
картотека по теме
Подборка стихов во валеологии о частях тела, органах чувств, внутренних органах, об уходе за ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhestvennoe_slovo_po_valeologii_avtosokhranennyy.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мошковская Э. Э. — «Уши»
— Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже.
Отвечает доктор:
— ЕЖЕ. —
Отвечает доктор гневно:
— ЕЖЕ –
ЕЖЕ —
ЕЖЕДНЕВНО!
Мошковская Э. Э. — «Ангина»
В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне. И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало мне!
Синявский П. А. — «Кто не умывается»
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Чусовитина Ольга — «Я сам чищу зубы»
Я уже большой,
Я сам
Чищу зубы по утрам.
Чищу,
Чищу,
Не ленюсь,
Кариеса не боюсь.
Чищу,
Чищу,
Улыбаюсь,
Чищу,
Чищу,
Покривляюсь.
Чищу,
Чтобы не болели,
Чищу,
Чтобы не темнели,
И снаружи,
И внутри,
Мама, мама,
Посмотри –
Зубки чистые мои!
Синявский П. А. — «Зарядка»
Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.
На зарядке все в порядке,
Машут крыльями хохлатки,
Начинают воробьи
Приседания свои.
Даже Бобик спозаранку
Выбегает на зарядку,
А зарядка у щенков
Начинается с прыжков.
Если кто-то от зарядки
Убегает без оглядки –
Он не станет нипочем
Настоящим силачом.
Лагздынь Г. Р. — «Ладушки»
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
Яснов М. Д. — «Я мою руки»
Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зеленым,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной-пречерной
Бывает вода?
Стихи — «Чтоб здоровье сохранить»
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Авдеенко Кирилл — «Дядя-курильщик»
Как за столиком в буфете
Дядя курит – дым столбом!
Выбрось, дядя, сигарету —
Задымилось всё кругом!
Ну зачем ты, дядя, куришь?
И не слушаешь врача;
Почернел ты, будто буря,
Как на юге саранча!
Всех ты ядом травишь, дядя,
И себя не бережёшь;
Всё дымишь, на стену глядя!
Всё внутри себе сожжёшь.
Лучше, дядя, бы детишек
Ты бездомных накормил!
Сколько денежек, рублишек
Ты напрасно прокурил?
Я усвоил, дядя, прочно –
Нужно нам себя беречь!
И одно я знаю точно –
Сигареты брошу в печь!
Н.Кнушевицкая — «Почему мы все устроены так?»
Источник