Стереогностического чувства у детей

Стереогностического чувства у детей

Воспитание этого чувства приводит к распознаванию предметов путем ощупывания, т. е. одновременного участия тактильного и мускульного чувства. Положив в основу это сочетание, мы произвели опыты, давшие изумительно удачные результаты.

Первоначальный дидактический материал, которым мы пользовались, состоял из фребелевских кирпичиков и кубиков. Обратив внимание ребенка на форму этих двух геометрических тел, мы давали ему тщательно ощупать их с открытыми глазами, причем повторяли какую-нибудь фразу, сосредоточивавшую его внимание на особенностях фигур. После этого мы приказывали ребенку положить кубик справа, а кирпичик — слева, ощупав их, но не глядя. Наконец, мы повторяли это упражнение, завязав ребенку глаза. Почти всем детям оно удавалось, и после двух-трех раз они исправляли свои ошибки. Кирпичиков и кубиков у нас было двадцать четыре, так что внимание ребенка питалось этой «игрой» довольно долгое время, но наслаждение ею неизмеримо повышается, когда ребенка наблюдает группа товарищей, горячо интересующихся игрою.

Однажды директриса обратила мое внимание на трехлетнюю девочку из самых маленьких наших воспитанников, которая в совершенстве проделывала описанный ряд упражнений. Мы удобно усадили девочку в креслице возле стола. Затем, поставив перед нею на стол 24 фигурки, хорошо их перемешали и, обратив внимание девочки на различия в форме, велели ей класть кубики направо, а кирпичики — налево. С повязкой на глазах она начала упражнение по нашим указаниям, брала по предмету в руку, ощупывала его и клала куда следовало. Порою она брала два кубика или два кирпичика, порою брала кирпичик правой рукой, а кубик левой; надо было и узнавать форму, и помнить во все время эксперимента куда класть тот или другой предмет. Мне это казалось очень трудной задачей для ребенка трех лет. Однако, наблюдая малютку, я заметила, что она не только легко проделывает упражнение: движение, которому мы ее научили, а именно, ощупывание, было ей не нужно. В самом деле, в ту же секунду, как она брала два предмета в руки, если случалось, что кубик попадал в левую руку, а кирпичик — в правую, она немедленно их меняла и затем приступала к тщательному ощупыванию формы, которому ее учили и которое она считала обязательным. Распознавала же она предмет с первого легкого прикосновения, т. е. распознавание происходило одновременно со взятием предмета в руку. Продолжая исследовать этот случай, я убедилась, что эта крошечная девочка наделена замечательным функциональным обоеручием (ambidestrismo funzionale). Я охотно произвела бы более широкое исследование этого феномена в видах одновременного воспитания обеих рук. Я повторила эти упражнения с другими детьми и убедилась, что они распознают предметы до ощупывания их контуров, особенно это справедливо в отношении малюток. Наши воспитательные приемы дали, значит, превосходное упражнение в ассоциативной гимнастике, развивающее быстроту суждения, поистине изумительную, и имеющее то преимущество, что оно вполне доступно очень юным детям.

Источник

Стереогностического чувства у детей

Эти упражнения стереогностического чувства могут варьировать на разные лады; они развлекают детей, которые здесь не просто воспринимают стимул, как в термических упражнениях, но конструируют целый предмет. Им можно давать ощупывать оловянных солдатиков, шарики, а в особенности монеты. Они учатся также распознавать мелкие и родственные формы, как просо и рис.

Дети очень гордятся тем, что умеют видеть без глаз, протягивают свои ручонки и кричат: «Вот мои глаза, я могу видеть руками, мне не нужно глаз!». И я часто отвечаю на их радостные крики: «Хорошо! Давайте выдернем их! На что они нам?».

Право, наши малютки, идя путями, которые мы проложили, каждый день повергают нас в изумление своими непредвиденными успехами. И часто, коша они бурно радуются какой-нибудь новой победе, мы с глубочайшим восхищением наблюдаем их

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ВКУСА И ОБОНЯНИЯ

Воспитание чувств вкуса и обоняния — вещь очень трудная, и я еще не могу похвастаться сколько-нибудь удовлетворительными результатами.

Могу только сказать, что упражнения, обычно проделываемые в психометрии, не кажутся мне пригодными для маленьких детей.

Чувство обоняния не развито у детей в значительной мере, и вот почему так трудно обратить их внимание на это чувство. Мы пользовались обыкновенным прибором, но применяли его не настолько часто, чтобы положить его в основу метода. Мы даем ребенку нюхать свежие фиалки и цветы жасмина, затем завязываем ему глаза и говорим: «Теперь мы поднесем тебе цветы». Один из детей подносит к носу ребенка букетик фиалок и просит угадать название цветка. Для усиления запаха мы подносим несколько цветков.

Но эта часть воспитания, как и воспитание чувства вкуса, усваивается ребенком во время завтрака, когда он обоняет различные запахи: свежего хлеба, масла коровьего и оливкового, уксуса, разных приправ, кофе, что вместе с нюханьем цветов дает полезное упражнение чувству обоняния. Для распознавания неприятных запахов можно брать испорченные продукты:

Источник

Монтессори дома: Стереогностическое восприятие

У человека кроме пяти основных органов чувств есть и так называемые «сложные чувства». К примеру, какое чувство помогает нам выполнить стандартную просьбу невролога дотронуться до носа с закрытыми глазами? А известное всем водителям чувство-ощущение габаритов машины? Эти способы – сложные способы осознания окружающего – не вписываются в стандартный список чувств, который сформулировал ещё Аристотель.

Кроме основных чувств доктор Монтессори выделяла стереогностическое чувство, при помощи которого человек способен распознавать сущность предметов путём движения мускулов руки, в процессе ощупывания контура предмета. Не используя зрение, путём ощупывания комплексно оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура. В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее объекта. Вот такое своеобразное «абстрактное зрение» вырисовывается. Стереогнозия является сложным процессом, зависящим не только от деятельности и центральных, и периферических чувствительных систем, но и связанным с процессами анализа и синтеза, протекающими в коре головного мозга.

Мария Монтессори считала, что это стереогностическое чувство не только можно, но и нужно развивать. Для этого она разработала ряд материалов.

Стереогностический мешочек

Очень интересный материал. Состоит из привлекательной сумочки или мешочка, в который кладётся 10-12 вполне реальных объемных предметов (пуговица, замочек, гайка, ложка, колокольчик, грецкий орех и др.). Предметы должны быть ребёнку знакомы, но вместе с тем не должны быть игрушками.

Ребёнок раскрывает сумку так, чтобы туда могла пройти рука. Не видя объект, ощупывает его, и предварительно назвав его, достаёт и выкладывает на столик. Гид отмечает предметы, в которых ребёнок ошибся или которые он не узнал, и в какой-то другой момент времени проводит трёхступенчатый урок по этим предметам, не связывая его непосредственно со стереогностическим мешочком.

Предметы в мешочке надо постоянно менять, это можно делать один раз в 7-10 дней, чтобы поддержать таинственную атмосферу и интерес к данному виду деятельности. При этом важно помнить, что если те предметы, которые мы положили в сумку, ребёнку неизвестны, то он их не сможет опознать. Предметы в мешке должны иметь различную текстуру и интриговать ребёнка. Если предмет может вызвать какое-то сомнение у ребенка, лучше его в мешочек не класть. Предметы в мешочек могут быть собраны тематически, например отвёртка, болт, гайка и т.д.

Контроль ошибок осуществляется посредством индивидуальных способностей к распознаванию предметов. Прямой целью является обострение стереогностического восприятия у ребёнка. Чаще всего этот материал начинают использовать около трёх с половиной лет.

Этот материал легко изготовить в домашних условиях, и занятия с ним позволят ребёнку существенно расширить не только свой стереогностический опыт, но и значительно расширить свой словарный запас.

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Источник

Стереогностического чувства у детей

Адрес:

Москва, Рублёвское шоссе,

д. 20 корп. 3, метро «Молодёжная»

Тел.: +7 (977) 630-76-61

развитие стереогностического чувства

Автор статьи: Анастасия Дунаева, педагог группы Монтессори.

Сегодня расскажем вам о материале, направленным на развитие стереогностического чувства. Это некий способ видеть «без глаз».

С помощью этого чувства человек может определить предмет при помощи движения мышц рук, ощупывая предмет. Когда мы «блокируем» (завязываем, закрываем) зрение, или какое-либо другое чувство, то остальные обостряются. «Без глаз», с помощью только ощупывания, мы способны оценивать структуру поверхности, температуру, плотность, тяжесть предмета.

Стереогнозия является сложной функцией, которая зависит не только от деятельности центральных, перефирических и чувствительных систем, но и так же связана с процессами анализа и синтеза, протекающими в коре головного мозга.

Как ни странно, все дети любят играть в игры, в которых можно потренировать стереогностическое чувство. Для этого нужно просто завязать ребенку глаза, или закрыть их, и предложить на ощупь определять предметы. Можно спрятать их под платок, и просить называть то, что нащупал.

Один из вариантов игры — «волшебный мешочек». Наполнение может быть любое — камешки, ракушки, болтики, деревяшки, фигурки и т.д. Для детей двух-трёх лет в первый раз положите три-четыре предмета разных по фактуре. Называйте предмет, а ребенок достаёт его. Добавьте пары к предметам в мешочке, или поменяйте содержимое. Вариантов много, на ваше усмотрение.

А вот, что пишет Мария Монтессори:

«Развитие этого чувства помогает распознавать предметы на ощупь, при одновременном участии тактильных и мускульных ощущений.»

«… превосходное упражнение на установление ассоциативных связей, развивая поистине поразительную быстроту суждений….упражнение было вполне доступно даже самым маленьким детям. »

«Упражнения на развитие стереогностического чувства можно варьировать на самые разные лады. Детям нравится распознавать стимулы … Им можно давать ощупывать любые мелкие предметы, как то: оловянные солдатики, маленькие шарики и в особенности монеты. Постепенно дети развивают способность различать такие сходные по форме предметы, как зернышки кукурузы, пшеницы и риса.»

Источник

Стереогностического чувства у детей

МАТЕРИАЛ: деревянные окрашенные в синий цвет геометрические тела: шар, куб, конус, треугольная пирамида, четырехугольная пирамида, треугольная призма, четырехугольная призма, эллипсоид, овоид, цилиндр. Таблички-проекции названных геометрических тел в деревянном ящике. Таблички имеют следующую форму: равносторонний треугольник, конгруэнтный основаниям треугольной призмы и треугольной пирамиды; квадрат, конгруэнтный основаниям четырехугольной призмы, четырехугольной пирамиды и граням куба; равнобедренный треугольник, конгруэнтный боковым граням обеих пирамид; прямоугольник, конгруэнтный боковым граням обеих призм и вертикальному сечению цилиндра, проходящему через центры его оснований; круг, конгруэнтный основаниям цилиндра, конуса и сечению шара, проходящему через его центр. Деревянные подставки для шара, эллипсоида и овоида. Плетеная корзина и большой непрозрачный платок.

ЦЕЛИ: прямая: развитие стереогностического восприятия; знакомство с геометрическими телами. Косвенная: подготовка к изучению математики.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Этот материал открывает серию материалов для развития стереогностического восприятия. 2) Геометрические тела лежат в корзине. Справа от нее лежит аккуратно сложенный платок и стоит ящик с табличками-проекциями. Иногда катающиеся тела – шар, эллипсоид и овоид -ставят на деревянные подставки. 3) С материалом работают как на столе, так и на полу.

1) Учитель берет по одному геометрическому телу из корзины и спрашивает ребенка: ” Ты знаешь, как называется этот предмет?’ Если ребенок отвечает правильно, геометрическое тело откладывают с одной стороны от корзины, например, справа, а если неправильно, то с противоположной стороны. Так получается два множества геометрических тел: известных и не известных ребенку.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Этот небольшой тест лучше начать с наиболее распространенных геометрических тел: шара, куба, четырехугольной призмы. Как правило, если ребенок не знает названий этих тел, то он не знает названий и всех других. 2) Для первой презентации желательно выбрать 3 наиболее контрастных по форме тела среди неизвестных ребенку: например, шар, куб, конус. Тела с очень сложными названиями в первый раз выбирать нежелательно, равно как и пирамиды и призмы, т.к. они представлены в двух видах.

2) Учитель выбирает 3 геометрических тела среди тех, которые еще не известны ребенку: например, шар, куб и конус. Он кладет их в корзину, рядом с ними кладет платок и просит ребенка отнести корзину на стол. Учитель садится справа от ребенка. Он берет шар, ощупывает его со всех сторон, передает ребенку, чтобы тот тоже ощупал. Можно покатать шар в ладонях, покатать его по столу. Ребенок ощупывает шар и отдает его учителю, который кладет его обратно в корзину. Точно так же поступают с кубом и конусом. При этом важно ощупать вершину конуса и углы куба. Таким образом происходит знакомство с геометрическими телами на сенсорном уровне.
3) 1 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель снова берет в руки шар, ощупывает его и говорит: “Это шар”. Он передает шар ребенку для ощупывания и несколько раз повторяет слово “шар” в то время, когда ребенок его ощупывает. То же самое проделывают с кубом и конусом. ПРИМЕЧАНИЕ: чтобы ребенок начал ощупывать предмет, совсем не обязательно просить его об этом. Часто достаточно вложить предмет ему в руки и помочь ему сделать пару ощупывающих движений.
4) 2 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель просит ребенка выполнить задания типа:

  • дай мне, пожалуйста, шар;
  • покажи, пожалуйста, конус;
  • поставь куб себе на колени;
  • поставь конус мне на ладонь;
  • положи шар на стол;
  • положи куб в корзину, и т.д.

5) 3 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель показывает ребенку геометрические тела и спрашивает: “Что это?*
6) Далее следует игра, способствующая как развитию стереогностического чувства, так и закреплению, повторению названий геометрических тел.
Тела кладут в корзину и накрывают платком. Учитель ощупывает какое-либо тело под платком и говорит, не снимая платка с корзины: “У меня шарГ Затем он вынимает шар, показывает ребенку и спрашивает: “Правильно?1 Шар кладут обратно; затем ребенок ощупывает под платком какое-либо тело, говорит его название и т.д.
6) По окончании работы материал убирают на место.

ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: узнавать геометрические тела “вслепую”.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: с помощью стереогностического чувства; визуальный; с помощью учителя.

1) Игра с угадыванием геометрических тел под платком с привлечением всех тел, известных ребенку. Чем больше тел, тем интереснее игра. Очень полезно организовать это упражнение в виде групповой игры.
2) Поставить тела друг на друга и убедиться, что некоторые из них имеют конгруэнтные (совпадающие при наложении) основания или боковые грани: например, основания треугольных пирамиды и призмы; грани треугольной и четырехугольной призм; основания четырехугольной призмы, четырехугольной пирамиды и грани куба; основания конуса и цилиндра.
3) Рассортировать геометрические тела по правилу: а) тела, которые только катаются; б) тела, которые не могут кататься; в) тела, которые могут как кататься, так и опрокидываться.
4) Работа с табличками-проекциями. Таблички-проекции раскладывают на столе, рассортировав их по форме. Ребенок берет какое-либо геометрическое тело и находит среди табличек все его грани, основания или сечения. Например, треугольная пирамида имеет 3 грани в форме равнобедренных треугольников, а ее основание представляет собой равносторонний треугольник. Сечением шара, проходящего через его центр, является круг, и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ: при подходящем выборе плоскости и направления проецирования указанные тела можно спроецировать на соответствующие фигуры. Так например, проекцией нашего цилиндра вдоль его образующей на плоскость, параллельную его основаниям, является круг. Если этот же цилиндр параллельно спроецировать вдоль его оснований на плоскость, перпендикулярную его основаниям, получим прямоугольник.

5) Связь с реальной жизнью. Ребенок ищет в окружающей среде предметы такой же формы, как и известные ему геометрические тела. Например, дом напоминает четырехугольную призму; мячик -шар; овоид – яйцо; клоунский колпак – конус; бидон или кастрюля – цилиндр и т.д.
6) Обвести простым карандашом геометрические тела и построить на листе бумаги их развертки. Вырезать и склеить из бумаги модели геометрических тел.

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия геометрических тел.

ВОЗРАСТ: с 3 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ

“Громадное удовольствие, которое испытывают дети от распознавания формы ощупыванием – соответствует само по себе сенсорному упражнению. Многие психологи говорят о стереогностическом чувстве, т.е. о способности распознавать форму путем движения мускулов руки, когда она ощупывает контур предмета. Это чувство не является только чувством осязания, потому что тактильное восприятие дает нам возможность распознать лишь разницу в качестве поверхности (гладкий, шероховатый). Распознавание формы происходит в результате сочетания, одновременного участия – тактильного и мускульного чувств; мускульное восприятие является восприятием движения. То, что мы часто называем тактильным чувством, в действительности гораздо чаще стереогностическое чувство. Дети распознают форму тела посредством рук….

Среди дидактического материала имеются различные геометрические тела, окрашенные в светло-синий цвет, – шар, призма, пирамида, конус, цилиндр. Всего больше дети любят распознавать форму, ощупывая тела с закрытыми глазами, и отгадывая названия тел. Как дети заучивают названия, я укажу ниже. После такого упражнения ребенок наблюдает форму глазами с более интенсивным интересом, чем раньше.

Другой способ привлечь внимание детей к форме – это привести геометрические тела в движение. Шар катится во всех направлениях, цилиндр только в одном направлении; конус вертится вокруг самого себя; призма и пирамида стоят неподвижно, но призму свалить легче, чем пирамиду”. [5, С. 26].

Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!

Источник

Оцените статью