Стэнли келеман эмоциональная анатомия

Глава 1. Вегетативная нервная система.

Анатомия эмоций.

Мы обычно думаем, что эмоции — это то, что мы переживаем. На самом же деле эмоции — только в последнюю очередь чувства, а прежде всего — это реакция нашего тела, его мышц и органов. Ни одна эмоция — ни положительная, ни отрицательная — без мышечного компонента обойтись не может. Эмоции в природе возникают для дела, а не для души. А потому просто психологические переживания здесь никому не нужны, нужно работать! Страшно — убегай, зло берет — нападай, симпатию испытываешь — брюхо покажи. Вот почему без мышечного компонента эмоции не проживешь — без психологии можно, а без мышц — и ни туды, и ни сюды.

Соматический (или иначе — вегетативный) компонент эмоций тоже нужен именно для дела. Внутренние органы — сердце, сосуды, легкие, почки и другие — необходимы для любого эмоционального действия. А регуляцией работы внутренних органов, как мы уже знаем, занимается вегетативная нервная система. Так что по всему видно, что психологическая часть эмоции — это только верхушка айсберга, непосредственно связанная с сознанием. Два других не менее, а может быть, и более важных компонента эмоции сознанию отнюдь не очевидны, а потому здесь и возникают существенные проблемы. Поскольку между нашим сознанием и нашим подсознанием отсутствует какое-либо взаимопонимание * , то расщепление компонентов эмоции приводит к весьма серьезным издержкам.

* О том, в чем состоит суть конфликта между сознанием и подсознанием, я постарался рассказать в своей книге «Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности», вышедшей в серии «Карманный психотерапевт».

Надо вам сказать, что в психологии и вовсе существуют такие теории, которые полагают психологическую часть эмоции вторичной! Впервые эти теории были озвучены знаменитым психологом и философом У. Джеймсом: «Обычно говорят: мы потеряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Но правильнее было бы говорить так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим, а не говорить: мы плачем, бьем, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. «.

С этим утверждением, конечно, много спорят. Но вот, например, наш знаменитый театральный деятель — Михаил Чехов, создавший свою «систему» в противовес «системе Станиславского», спорить не стал. Он просто начал учить своих актеров двигаться и возбуждать свою вегетативную нервную систему так, как это бы происходило, если бы они сами испытывали те эмоции, которые по пьесе переживает их персонаж. Результат этой практики был ошеломляющим! И в этом нетрудно убедиться. Достаточно взглянуть на лучшие творения Голливуда, который, собственно, и стоит на «системе Михаила Чехова», эмигрировавшего в свое время из советской России в буржуазные США.

Так что не будем недооценивать роли вегетативных и других телесных факторов (прежде всего — мышечного напряжения) в формировании наших эмоций, которые, как ни крути, состоят из трех компонентов.

Большинство стрессов, с которыми мы сталкиваемся, находятся внутри головы. Тут-то и возникает сложность. Хищники за нами не бегают, а вместо охоты (когда надо сутками по саванне за своей провизией гонятся) предлагается культурно сходить в универсам и там, без лишней суеты, отовариться. Поэтому, по большей части, мы в двух «нижних» компонентах своих эмоций не особенно нуждаемся.

Более того, если они и возникнут (а они обязательно возникнут), употребить их у нас не будет никакой возможности. Нам вряд ли придет в голову сбежать с экзамена или от начальника, хотя мы их и побаиваемся. Будучи людьми приличными, мы не спешим ударить обидчика по физиономии, если же нас раздражают, то пытаемся уладить это дело миром — убедить, внушить, осадить.

Короче говоря, мы подавляем не столько психологическую составляющую эмоции, а два других ее компонента — мышечный и вегетативный. Последние оказываются нам совершенно не нужными, однако они наличествуют, а потому их естественное, как кажется, подавление постепенно выливается в весьма серьезные проблемы. И это, прежде всего, телесные страдания, болезни, которые, как говорят, всегда от нервов.

Источник

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Предисловие

Утрата телесной реальности — серьезная экзистенциальная проблема современности. Нас призывают «быть собой», «развивать себя», «быть верным себе». Однако мало кто ощущает значение этих фраз на уровне тела. Мы либо живем образами, переносим умственный опыт на остальные части себя, либо пытаемся оживить и усилить переживания через употребление веществ, социальное взаимодействие, медитативные техники или физкультуру. Может быть, мы лучше узнаем себя, но совсем не обязательно на телесном уровне.

Нас призывают «быть собой», «развивать себя», «быть верным себе». Однако мало кто ощущает значение этих фраз на уровне тела.

Расстроившись, мы чаще всего ищем мотив или историческое объяснение своего поведения или действий других людей. Конфликты мы обычно анализируем с точки зрения причинно-следственных связей: Кто начал ссору? Какие обстоятельства или проблемы привели к ней? Но можно еще спросить: как я включился в конфликт? Может, я говорил требовательным тоном, или стоял в угрожающей позе? Я агрессивно наступал на оппонента или замкнулся в отрицании? Ответы на эти вопросы раскроют телесную и эмоциональную природу поведения и покажут, как связаны слова, эмоции, мысли и телесные проявления.

Чаще всего наши проблемы не решаются, потому что мы не знаем, как их собрать и разобрать. Мы не знаем, как разобрать и собрать заново внутренние психоэмоциональные связи в нас самих и в окружающих. Нас переполняют воодушевление и эмоции, но мы не знаем, как выразить их действием. Или мы действуем, но не можем остановиться. Мы злимся и никак не можем успокоиться. У нас возникают идеи или эмоции, с которыми мы не соглашаемся, но и не отказываемся от них. Мы не умеем формировать удовлетворяющий нас эмоциональный опыт. Если мы не можем применять себя адекватно, мы заболеваем или страдаем эмоционально.

У каждого есть выбор: продолжать держаться за устаревшие модели поведения, или реорганизовать их. Можно жить ярко и расти эмоционально, или можно никогда ничего не менять. Когда мы чувствуем связь наших тел с внешним миром и поверхности с глубиной, мы учимся по-новому ощущать эмоциональную и телесную глубину повседневной жизни.

Эта книга рассказывает о жизни тела, роли эмоций и поиске смысле. В ней говорится о том, как разобрать на составные части устаревшее поведение, собрать элементы опыта в новые модели поведения и как использовать себя для того, чтобы влиять на свою судьбу.

Психологическое осознание важно, но само по себе оно не создает изменений. Текущие направления психологии чаще всего сосредоточены на внутреннем мире и либо пытаются обнаружить инстинкты под социальными данностями, или преодолеть прошлое. Если мы не осознаем свою историю как соответствующий способ телесной организации, мы будем повторять ее снова и снова. Однако, эмоциональная история — это телесная организация, которая требует не только реорганизации, но и разрушения. Одно лишь разрушение может привести к доминанте инстинктов или социальной имитации (social imitation), а реорганизация неэффективна, если основана исключительно на телесном или психологическом идеале внешнего происхождения.

Эта книга рассказывает о жизни тела, роли эмоций и поиске смысле. В ней говорится о том, как разобрать на составные части устаревшее поведение, собрать элементы опыта в новые модели поведения и как использовать себя для того, чтобы влиять на свою судьбу. Она рассказывает о том КАК вы выстраиваете себя и свою жизнь, какие элементы участвуют в этом процессе, обучает внутреннему диалогу и языку, посредством которых можно пролить свет на личные процессы.

Этот организующий и формирующий процесс можно наблюдать везде в природе. Принцип организации собирает в единую форму различные события; во всем живом есть стремление принять определенную форму. Мы можем либо сохранять ту форму, которая хорошо служила нам в прошлом, как бы болезненно это ни было в настоящем, или мы ищем форму, которая наполняется изнутри.

Анатомические и эмоциональные обоснования этой книги можно найти в книге «Эмоциональная анатомия», которая раскрывает схему телесной реальности и ее значения для биологической, психологической и социологической областей. «Воплощая опыт» раскрывает связь между процессом и формой, формой и чувством, чувством и функционированием. Процесс толкает нас к дифференциации. Организация опыта связывает три слоя бытия — животный, социальный и личный. Эта книга рассказывает, как работать с этими слоями. Вместе эти две книги утверждают основу современного телесно-эмоционального обучения.

Перевод: Дарья Носкова

Подпишитесь на рассылку, чтобы раньше всех узнавать о новых переводах.

Источник

Emotional Anatomy – Stanley Keleman

In 1985 Stanley Keleman wrote Emotional Anatomy: The Structure of Experience (published by Center Press, Berkeley) that proved to be a seminal text in the worlds of somatic therapies and his own therapeutic approach, Formative Psychology. A perspective that sees our lives as embodied formative processes, voluntarily self-influencing our patterns of action. Stanley conceptualizes our human experience as embodied and grounded in our anatomy—from the simple structure of cells to the shape and movement of our entire body.

Now, some 30 years since the publication of Emotional Anatomy, Stanley has added a DVD of moving images from Emotional Anatomy, to bring the internal dynamics of the body to life and make the theory more experientially available. The new DVD follows the core of the book, while including more recent principles of Formative Psychology.

Stanley says that people do not always think of the body as the source of our psychology, emotions, and even values. He goes onto say that “The body is the source and an orientation for what an embodied life is like. Philosopher, dancer, painter, psychologist, body worker, it’s all about how voluntary acts can influence their life and their way of experiencing themselves and the world.”

In the DVD you will see Stanley has used the image of the jellyfish to represent the universal pulsations of all life. “Living is a pulsatory event. Any behaviour has cycles of activity and cycles of less activity, times for extending and times for gathering back,” Stanley said. “Every muscular act, every loving act, every cognitive act. Any interaction, form mom-to-child to woman-to-man, the activity is there and subject to lesser or greater amounts of voluntary differentiated influence.” Stanley goes on to contend that “The main interest of the organism is not sexuality, nor relationships—it is interested in maintaining its animate form over a long period of time that allows for personalized sexuality and relationships. The driving force for animate life is to extend the life process, and to do so, structure is essential. For structure to maintain animate life, it must remember its motoric experiences so they can be repeated. The body organizes itself with excitatory tension and muscular pressure. This tension/pressure can expand and contract. It can maintain an inside and outside surface. It is elastic, permeable—it lets some things through, not others. When it is full, it says so; when it wants more, it says so. The body is able to contract and expand according to its needs and its pulastory patterns.”

Psychologists, counselors, and psychotherapists with an appreciation for somatic awareness (both for themselves and their clients) and the indivisible role the body plays in mental health, will find this DVD an interesting and educational addition to their library—especially as a companion to the original book Emotional Anatomy.

EMOTIONAL ANATOMY
To purchase fill out the details on the form here: “Emotional Anatomy” 60 minute DVD (2014) $40.00

In this DVD Stanley Keleman presents an animated update to his seminal book Emotional Anatomy which after 30 years continues to be a foundational text in the field of body oriented psychology and body based therapeutic methods. In his unique style, Keleman has created a kinetic visualization of the story of our life as a pulsatory process. By gathering images and – in an original way – giving them motion, he illustrates behaviors of the human organism that do not yet have a common cultural language. His biologically based Formative Psychology and its language seek to give a foundation for understanding a next step in the evolution of human development which is the voluntary shaping of our lives.

This update presents the human being as a pulsatory continuum of biological shapes and emotional behaviors which, through the interaction of voluntary and involuntary anatomical processes, organize our body shapes, and illustrates how body shape, in turn, profoundly influences our emotions, feelings and actions.The video is not only an educational experience that includes recent developments in Keleman’s thinking, it is also a statement of a body philosophy and a credo for living. As a pioneer in the field of Somatics, Keleman is posing the question, as well as, offering a practical method for answering: “How do I want to organize an embodied life and form my future?”

Emotional Anatomy is a pioneering accomplishment, conceptually and practically, to make visible the pulsatory and formative process of behavior, including thinking and feeling. For those who know Keleman’s work it is a tool to deepen one’s understanding of personal experience. For those who are new to his teachings the video can be a creative start to a different learning experience. It contains many elements of art, for instance, the overlaying of image upon image in combination with an original music score create an intense rhythm and pulse that is intended to convey a felt gestalt of our own body and of the morphology of our anatomy. The viewer will almost certainly be stunned by the power of the pictures in combination with the music. For more understanding of the clinical background of the video, the accompanying study of Stanley Keleman’s books Emotional Anatomy and Embodying Experience is recommended.

Источник

Стэнли келеман эмоциональная анатомия

Соматическая терапия психической травмы: принципы работы и основные этапы

Соматическая терапия психической травмы представляет собой телесно-ориентированный подход, в основе которого лежит изучение естественного поведения человека во время травмы в качестве модели лечения расстройств, полученных в результате травмы.

Соматические терапевты небезосновательно полагают, что психическая травма человека зарождается как результат его борьбы и попытки убежать от стресса. Каждая из этих реакций является вполне естественной, своего рода ответом организма человека на стрессовые факторы. В итоге биологические процессы человека тесно связываются с его психологией.

Основоположником соматической терапии является Стэнли Кэлеман, легендарный биоэнергетический терапевт, который сумел показать и доказать формирование эмоциональной анатомии человека в ответ на самые разнообразные “надругательства” над человеческим телом и его естественной формой. Данные “надругательства” имеют место при становлении человеческого характера. Достаточно вспомнить, как наши родители любили твердить нам фразы: “Не сутулься”, “Покажи всем, чего ты стоишь”, “Хватит рыдать”, “Встань ровно” и т.п. В итоге, движения человека становятся скованными и неестественными. Данные утверждения возникают извне, но оказывают сильнейшее влияние на глубинный уровень бессознательного человека, приводя к не самым приятным последствиям.

Кроме того, Стэнли Кэлеман смог доказать влияние эмоций на состояние мозга человека. Он первым понял, что специфические состояния психики человека оказывают на него столь же специфическое влияние. Когда человек испытывает страх, его мозговая активность подавляется, в состоянии гнева мозг человека становится гиперактивным. Печаль сокращает мозг, а сопротивление, напротив, укрепляет его. Таким образом, происходит переход эмоциональных паттернов в телесные паттерны.

Стэнли Кэлеман и другой эксперт соматической терапии, доктор Питер Левин выделяют и описывают в своих работах несколько важнейших травматических симптомов:

1. Диссоциация сознания и тела человека.

2. Ощущение подавленности, разбитости и беспомощности.

3. Чрезмерная возбудимость, которая выражается в невозможности трезво мыслить, нарушениях сна, проблемы с ровным ритмом дыхания, учащенном сердцебиении и даже возникновении панических атак.

Формированию травматических симптомов способствуют следующие факторы:

1. Невозможность противостоять стрессогенному фактору, невозможность бегства и борьбы.

2. Осознание и восприятие стрессовой ситуации как такой, которая угрожает жизни человека.

3. Блокировка энергии в состоянии оцепенения и невозможность ее разрядить.

Противодействию травмирующей ситуации могут способствовать факторы:

1. Психологическая помощь и поддержка близких людей.

2. Генетическая предрасположенность.

3. Способ фиксации событий в сознании и теле человека.

4. Степень реальной угрозы травматических событий.

5. Способность к саморегуляции.

6. Связь с природой, которая обуславливается культурой.

7. Осознание своих возможностей и то, были подобные ситуации успешно разрешены в прошлом, либо нет.

Соматическая терапия активно проявляет себя как при борьбе с посттравматическими, так психосоматическими расстройствами. Данные расстройства, по мнению представителей соматической терапии, могут рассматриваться в качестве попытки удержания нервной системой энергии выживания, остатки которой еще остались в теле человека вследствие неразрешенной травмы. При этом симптомы нарушения способны ослабевать и даже полностью исчезнуть, если эту энергию разряжать на физиологическом уровне и постепенно. Ведь не секрет, что большая часть всех психосоматических и психических болезней напрямую связаны с симптомами травмы, во время которой и проявляется накопленная в психике и теле человека энергия.

Очень важно при наличии посттравматических симптомов не допустить их преобразования в хронические симптомы. Впрочем, сделать это не так-то и просто – для этого понадобится мобилизовать все ресурсы и внутренние качества человека, которые помогут в процессе трансформации травмы. Здесь как никогда возрастает роль терапевта, который поддерживает со своим клиентом важный энергетический и эмоциональный контакт, показывая свою заинтересованность в решении проблемы пациента. Этот вид контакта в соматической терапии носит название “сострадающего присутствия” или “сопереживающего контакта”.

Преодолевать психосоматические травмы и их последствия человеку помогает его естественная способность к самостоятельному исцелению, в основе которого находятся внутренние ресурсы и силы организма человека. Главным методом терапии психических травм является “соматическое переживание”. Созданный Питером Левином метод основывается на том, что травма человека формируется и живет в теле, а потому способ избавления от нее также следует находить в теле. Задействуя процессы телесного осознавания, пациенты получают возможность управлять внутренними ресурсами и добиваться трансформации травмы. Во время угрожающей здоровью и жизни человека ситуации он утратил большую часть своих защитных реакций, а техника “соматическое переживание” помогает человеку восстановить его внутренние ресурсы. Особое значение при использовании метода имеет телесный опыт по преодолению полученных ранее травм. Сам телесный опыт воспринимается в качестве ресурса скрытых возможностей и потенциала человека. Источником возможности саморегуляции организма выступает инстинктивное поведение.

Реакция на травму у человека не является случайной. В соматической терапии она зависит от переживаний человека в момент, когда с ним происходит неприятное событие. Поэтому терапевт преимущественно работает с ощущениями клиента, прослеживанием и трансформацией. Левин неоднократно подчеркивал, что даже из самого сложного положения всегда есть выход, а ключ к нему лежит в способности пациента осознавать его собственный опыт. Если пациент в момент получения травмы сможет осознать переживаемые ощущения и замедлить их, тем самым он прочувствует все, что сопровождает травматические образы. Это и станет первым шагом к избавлению от последствий травм. Человек поможет себе прежде, чем он погрузится в сильнейшее травматическое переживание. Именно в процессе работы с ощущениями осуществляются все целебные процессы по трансформации и завершению телесных реакций, а также эффективно разряжается накопленная в момент получения травмы энергия.

Соматическая терапия ценится многими за возможность использования разнообразных техник для работы с ощущениями. Терапевт просит пациента войти в тесный контакт со своими ощущениями, чтобы четко выявить возникающие при этом реакции и импульсы. При этом особое значение имеют трудноуловимые реакции и изменения в теле, которые помогут окончить заблокированные телесные переживания. Следить за ощущениями бывает очень непросто, для развития такой способности пациенту следует часто наблюдать за своими ощущениями, при этом, не пытаясь их интерпретировать. Если пациент будет стараться искать в ощущениях определенное значение, он рискует нарушить процесс и придется начинать все сначала. В процессе работы с ощущениями у пациента могут изменяться смыслы, которые представляют для него определенную ценность.

Изначально методы психосоматической терапии служили борьбе с шоковыми травмами, но в процессе их использования оказалось, что они могут эффективно применяться для избавления от травм, которые вызваны потерей, эмоциями, горем, конфликтами и постоянными стрессами. Соматическая терапия помогает пациенту обратиться к его реальному телесному опыту, что делает ее универсальным средством борьбы с травмами, которое используется миллионами терапевтов по всему миру.

Чтобы работа с психической травмой и ее последствиями была эффективной, она должна следовать нескольким принципам.

Принцип 1. В процессе работы с пациентом терапевт обязан создать благоприятную атмосферу, при которой пациент почувствует безопасность и защищенность. Только в состоянии полного доверия и тесного терапевтического контакта терапевт сможет начать исследовать пациента и поможет ему избавиться от внутренних проблем. Отношения между терапевтом и пациентом должны основываться на принципах сотрудничества, надежности, безопасности и доверия.

Принцип 2. Перед тем, как приступить к непосредственной работе с ощущениями и избавляться от травматических переживаний, следует создать несколько ресурсов. Что это за ресурсы? Они включают в себя все виды позитивных ощущений, которые пациент испытывает на телесном уровне. Это позволяет человеку сохранить свою внутреннюю целостность в преддверии неприятных последствии травмы. Ресурсы проявляют себя в виде позитивных ощущений, например, потока энергии, ощущений приятного тепла, незначительного покалывания и дрожи. Эти ресурсы возникают после того, как пациент расслабляется и начинает отслеживать свои телесные ощущения. Тем самым человек развивает в себе способность отслеживать как приятные, так и неприятные ему ощущения (дискомфорт, напряжение и т.п.). Создание и дальнейшее практическое использование ресурсов помогает человеку развить способность к саморегуляции и повысить шансы на выздоровление.

Принцип 3. Для работы с травмой требуется создать границы контейнирования или переживания. Контейнирование определяется в качестве осознавания, которое дает пациенту возможность понять и осознать все происходящее внутри него, все переживания и эмоции, восприняв их на уровне своего тела в виде соматических проявлений. Переживания на уровне тела, чувства и смыслы являются основной силой процесса психотерапии. И это происходит благодаря контейнированию. Восстановить способности пациента к саморегуляции возможно только при помощи двух базовых условий – безопасности и контейнирования.

Важнейшую роль в соматической терапии играют способы работы с ощущениями человека, а также те части персонального опыта, которые связаны с этими ощущениями. Используя во время работы современные техники и методики работы с переживанием травм, терапевт помогает пациенту сделать серьезный шаг на пути к восстановлению его способностей к саморегуляции. Без данной способности преодолеть последствия травмы не представляется возможным.

Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует одного психотерапевтического метода, который решал бы проблемы со всеми травматическими расстройствами. Каждая ситуация индивидуальна, а потому требует от терапевта индивидуального подхода. Ведь каждый конкретный метод направлен сугубо на разрешение одного из аспектов переживаний. Это может быть поведенческое переживание, смысловое, эмоциональное либо телесное переживание.

Для того, чтобы работа с психологическими травмами была эффективной, требуется создать особый психотерапевтический метод, который позволял бы комплексно решать проблемы пациентов, опираясь на богатый опыт травматических переживаний. Этот метод можно создать лишь сочетанием нескольких психотерапевтических систем. К примеру, эффективным может стать сочетание гештальттерапии и соматической терапии. Благодаря сочетанию методов, можно проработать переживания травмы на различных уровнях. Если гештальттерапия помогает провести работу с эмоциональной сферой травм, то соматическая терапия занимается телесными аспектами. В итоге, это приводит к тому, что пациент завершает свою травматическую ситуацию и избавляется от ее неприятных последствий.

Очень эффективной считается специальная программа, которая была разработана с целью решения проблем пациентов, страдающих психическими расстройствами. В ней приняли участие 8 пациентов с различными проблемами. Работа проходила в группах.

Данная программа состоит из следующих этапов:

Этап 1. Адаптация.

На этом этапе терапевт прикладывает все усилия для создания атмосферы открытости и безопасности в группе с целью установить между участниками группы доверительные отношения. Вся работа на данном этапе осуществляется в виде парных упражнений и дискуссий в группах. Пациентам предлагалось выполнить несколько телесных упражнений, которые позволяли начать работу с ресурсами на телесном уровне. В процессе упражнений исследовались укорененность в ногах и чувство опоры. Многие пациенты рассказывали, что не чувствовали под ногами землю, а словно плыли по ней, при этом без надобности контролировать ноги. Некоторые отметили ощущение серьезного напряжения в ногах, что свидетельствует о неважном развитии ощущения пациентами опоры.

После того, как упражнение было выполнено, пациенты пообщались друг с другом и поделились собственными ощущениями и переживаниями. Многим пациентам было довольно сложно сконцентрировать свое внимание на телесных ощущениях. Особенность данного этапа заключается в том, что на нем пока не проводится работа с травматическими переживаниями. Однако некоторые из пациентов настолько остро ощущали свои переживания, что долго не могли влиться в групповую работу, а после, еле сдерживая слезы, без всякого участия терапевта сами начинали делиться с другими участниками своими проблемами.

Этап 2. Работа с ресурсами.

На этом этапе важнейшей задачей стало развитие ресурсов пациентов с целью дальнейшей саморегуляции. Основу этапа составила терапевтическая работа, призванная улучшить способности людей к осознаванию своего тела. Благодаря серии из проверенных телесных техник, у пациентов развивалось ощущение опоры, равновесия и внутреннего баланса. Также активно задействовались технологии по работе с образами и воображением пациентов и некоторые двигательные методики.

Пациенты чувствовали ресурсы в форме позитивных ощущений на телесном уровне, и благодаря этим ресурсам получили возможность регулировать свое состояние. Важнейшим этапом также стало развитие внешних ресурсов, которые выражались в сопереживании, поддержке и сочувствии со стороны других участников группы. Все вместе привело к тому, что пациенты стали больше концентрировать внимание на своих позитивных переживаниях, забыв о негативе и мыслях, связанных с трагическими испытаниями судьбы.

Большинство пациентов получали от групповой работы несказанное удовольствие, заявляя об ощущениях тепла, комфорта, легкости и расслабленности. У некоторых пациентов наблюдался смех, плач и дрожь, свидетельствующая об успешности процесса телесной разрядки. Однако были в группе и пациенты, у которых пробуждались симптомы переживания травмы, и они нуждались в особом виде терапевтической работы.

Этап 3. Работа с психическими переживаниями.

Третий этап программы был направлен на преодоление пациентом травматических симптомов, а также корректировку смысла травматической ситуации. Здесь работа проводилась не только на телесном, но также на эмоциональном и смысловом аспектах переживания. Терапевтами использовались недирективные техники соматической терапии, аутентичные движения и техники медитации. Более глубокому раскрытию травматических переживаний способствовала атмосфера доверия и поддержки со стороны других пациентов. Наряду с групповыми методами, на третьем этапе начали вводиться индивидуальные сессии. Терапевтам даже не приходилось предлагать их, так как пациенты сами настаивали на индивидуальной работе.

На третьем этапе пациенты были более раскованны в обсуждении своих травм, и гораздо легче и естественнее делились с терапевтом собственными переживаниями. Негативные мысли постепенно отступали, а на их место приходили светлые и позитивные мысли и эмоции. К пациентам приходило ощущение спокойствия, расслабленности и эмоциональной устойчивости.

Этап 4. Завершающий этап интеграции.

Данный этап является своего рода подведением итогов всей кропотливой работы, которая была проделана во время предыдущих этапов. Пациенты рассказывали, насколько они благодарны своим коллегам и терапевтам, отмечали, что сейчас на смену тревоги и переживаниям пришли спокойствие, уравновешенность и уверенность. Также пациенты радовались тому, что, наконец, научились работать со своим телом и управлять своим состоянием.

Каждый из пациентов успешно завершил переживание своих психологических травм и даже приобрел новую жизненную философию, о существовании которой ранее даже не догадывался. Теперь жизненные трудности каждый из пациентов преодолевал достаточно легко, можно сказать, играючи. И все это стало возможным благодаря соматической терапии – одному из сильнейших методов борьбы с психическими травмами.

Источник

Оцените статью