Статистика стресса у студентов

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Стресс и его проявления в контексте студенческой деятельности.

Аннотация:В данной статье рассмотрены основные характеристики стресса: его причины, стадии развития стрессовой ситуации факторы, уменьшающие влияния стресса на организм. В качестве научного подтверждения описываемого явления, проведен анализ результатов эмпирического исследования особенностей стресса у студентов, на основании исследования С.В. Чербиевой, С.Н. Бостановой. Делается вывод о том, что стресс является так называемой «неотъемлемой частью» повседневной жизни каждого студента.

Ключевые слова: стресс, причины стресса, учебный стресс, факторы уменьшающие влияние стресса, стадия тревоги, стадия резистентности, стадия истощения, адаптационный синдром.

Abstract: This article discusses the main characteristics of stress: its causes, the stages of development of a stressful situation, factors that reduce the effects of stress on the body. As a scientific confirmation of the described phenomenon, the results of an empirical study of the features of stress in students were analyzed on the basis of a study by S.V. Cherbieva, S.N. Bostanova. It is concluded that the problem of stress within the framework of modern science is not fully studied, and stress is the so-called «integral part» of the everyday life of each student.

Keywords: stress, causes of stress, educational stress, factors reducing influence of stress, anxiety stages, resistance stage, exhaustion stage, adaptation syndrome.

В России насчитывается более четырех миллионов студентов, каждый из которых испытывает различного рода трудности, связанные с учебой. Основной причиной этих трудностей является стресс. Проблемой стресса занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, в отечественной науке можно выделить таких ученых как В.А. Абабков, М.Я. Александров, Б.Х. Варданян, С.В. Субботин и др. говоря о зарубежной литературе, выделим Д. Гринберга, Л. Мерфи, Г.Селье и др. Значения слова «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», трактуется по-разному [3]. Идеи стресса и стрессоустойчивости очень популярны в науке. Так, термин стресс ко всему прочему широко применяется в биологии, для установления связи между психологическими и физиологическими явлениями.

Дать определение понятию стресс очень сложно, в силу того, что стресс может вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации или эмоции. Одним из ключевых моментов в исследовании стресса и его концепций является заметка Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Анализирую работы таких отечественных и зарубежных ученых, как В.В. Суворова, Г. Селье, можно выделить три основных определения понятия стресса.

Стресс, в переводе с английского стресс, нагрузка – не специфическая, т.е. общая, реакция организма на возникновение (как физическое, так и психологическое), нарушающее его гомеостаз; соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [3].

Стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [6].

Стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [2].

Говоря о стрессе, нам хотелось бы ввести понятие учебного стресса. Учебный стресс – состояние, характеризующееся чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, что приводит к задержке личностного развития, психосоматическим заболеваниям [4]. Исходя из определения понятия, можно предположить, что возможными причинами стресса у студентов могут являться:

— большое количество пропусков учебных занятий

— нехватка знаний по какой-либо дисциплине

— утомление, вследствие большого количества заданий, с коротким сроком сдачи

— возникновение конфликтных ситуаций с сокурсниками или преподавателями

— разочарование в выбранной профессии

Стоит отметить, что вышеперечисленные возможные причины стресса зависят от стрессоустойчивости конкретной личности.

В характеристике стресса выделяют также личностные факторы, влияющие на причины возникновения стресса. По нашему мнению к ним можно отнести:

— проблемы во взаимоотношениях с членами семьи

— смена места жительства

— проблемы во взимоотношениях со «второй половинкой»

— проблемы со здоровьем.

Когда мы говорим о стадиях стрессовой ситуации, стоит отметить, что именно Г. Селье обобщил результаты своих исследований и пришел к выводу о том, что развитие этой самой стрессовой ситуации проходит три стадии, которые отражают общий адаптационный синдром.

Первая стадия – стадия тревоги. Проявляется она при первом появлении стрессора, характеризуется снижением уровня резистентности организма, нарушением некоторых вегетативных и соматических функций организма.

Вторая стадия – стадия резистентности. Наступает при продолжительном воздействии стрессора в том случае, если возникает необходимость поддержания защитных реакций организма. при этом происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов.

Третья стадия — стадия истощения. Она наступает при нарушении механизмов регуляции защитно- приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. При этом адаптационные резервы уменьшаются снижается сопротивляемость организма.

Говоря о стрессе, нельзя не сказать, что влияние стресса можно уменьшить, для того, чтобы снизить его последствия. Такими факторами являются:

— предсказуемость внешних событий

— возможность заранее подготовиться к внешним событиям

— возможность контроля над событиями

— волевые качества личности.

Обращаясь к эмпирическому исследованию учебного стресса у студентов С.В. Чербиевой и С.Н. Бостановой, обратим внимание на то, что исследование было проведено с целью выявления особенностей стресса у студентов. В рамках исследования был применен «Теста на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых, с помощью которых авторы изучали волнение у студентов, его причины, признаки проявления и основные приемы снятия стресса [5].

В рамках исследования полученные данные рассматривали по семи шкалам: «общая картина стресса», «уровень постоянного стресса за последние три месяца учебы», «проявление стресса, связанного с учебой», «приемы снятия стресса», «волнение перед экзаменом», «признаки экзаменационного волнения».

Обобщая полученные данные по каждому вышеперечисленному критерию, можем сказать следующее:

— основными причинами возникновения стресса у студентов являются страх перед будущим, строгие преподаватели, нежелание учиться или разочарование в профессии, и нерегулярное питание.

— уровень постоянного стресса отмечают большинство испытуемых.

— большинство студентов испытывают стрессовое состояние по причине нехватки времени для подготовки к занятиям, лени, неуверенности в собственных силах.

— в качестве приемов снятия стресса испытуемые применяют сон, поддержку родителей, прогулку, вкусную еду, физическую активность и т.д.

— говоря о признаках экзаменационного волнения отмечают сухость в рту, учащенное сердцебиение, головные боли, затрудненное дыхание, скованность и дрожание мышц.

Подводя итог всему вышеизложенному можем сказать, что стресс – неотъемлемая часть жизни каждого студента. Он может быт обусловлен различного рода факторами. Стоит отметить, что несмотря на общие проявления стресса в жизни, каждый студент сам для себя должен определить факторы, при помощи которых он может либо предотвращать либо уменьшать стресс в своей повседневной жизни.

Список используемой литературы:

. Психология стресса и методы его профилактики:учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп.В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 – 142 с.

Данилова 77 Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.

Семенова, Ф. О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе – результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф. О. Семенова // Психолого-педагогическая проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Хасавюрт : Парнас, 2019. – С. 335–340.

Статья «Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов» Саидат Висрадиевна Чербиева, Светлана Николаевна Бостанова [Электронный ресурс]. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42197485 (дата обращения: 15.11.2020)

Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208

Источник

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Дата публикации: 20.11.2016 2016-11-20

Статья просмотрена: 2198 раз

Библиографическое описание:

Пивнева, А. А. Проявление стресса у студентов-первокурсников / А. А. Пивнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35498/ (дата обращения: 13.10.2021).

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. Предложены варианты борьбы со стрессом.

Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты

В современном мире такое явление, как стресс приобретает всё большую актуальность. Каждый из нас в своей жизни переживает определённые стрессовые ситуации. Сейчас этот научный термин звучит намного чаще, чем несколько десятилетий назад. Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих заболеваний, как соматических, так и психологических. Впервые в науку термин стресс ввёл канадский врач Г. Селье. Согласно его теории стрессов, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы [3, с. 356]. Исследованием проблемы стресса занимались такие отечественные и зарубежные учёные, как Д. Майерс, Р. Лазарус, Л.Леви, Р.Ланьер, В. И. Медведева, Ю. В. Щербатых.

Необходимо отметить, что стресс имеет не только негативные, но и позитивные проявления. Г.Селье различает два вида стресса: эустресс и дистресс. Положительный стресс именуют эустрессом, эвстрессом (греч. eu — хорошо) или эйфорическим стрессом. Отрицательный стресс обозначают словом дистресс (греч. dis — плохо). К данному виду относят все остро или хронически возникающие ситуации, которые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими [1, с. 107]. Степень влияния стресса на организм может быть самой разнообразной: от лёгкого раздражения до тяжелого психологического или соматического расстройства. Но нельзя говорить о том, что стресс является злом, он также является и очень нужным и важным адаптационным механизмом. Он помогает нам тренировать и закаливать свою психику, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Можно выделить несколько признаков стресса, которые характерны для большинства людей:

– несильно выраженные головные боли;

Абитуриент, поступивший в ВУЗ, сталкивается не только с новыми условиями жизни, но и со многими трудностями. Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в складывающихся жизненных обстоятельствах, это связано с непривычно организованными учебными нагрузками, возможной сменой места жительства и, конечно, полной самостоятельностью. Все эти условия делают студентов уязвимыми перед различными стрессовыми ситуациям. Они подвержены влиянию стресса в значительной мере, нежели студенты — старшекурсники, которые адаптировались и проявляют большую устойчивость к стрессу. Это показано в исследованиях В. А. Маниной.

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты — первокурсники ФГБОУ Оренбургский ГАУ юридического факультета в количестве 55 человек. Данное исследование состоит из трёх этапов. Цель первого — определить склонность к развитию стресса. Цель второго — выявить уровни стресса. Цель третьего — указать уровни регуляции в стрессовых ситуациях. В исследовании использовались три методики: Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору), Шкала психологического стресса PSM-25, Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). [2, с. 24]

На первом этапе работы было проведено тестирование студентов при помощи опросника, определяющего склонность к развитию стресса. Полученные результаты проведенного этапа можно изложить на графике:

Рис. 1. Склонность к развитию стресса (в % от числа опрошенных, N=55)

Итак, на данном графике видно, что у 11 % респондентов наблюдается низкий уровень склонности к стрессу, у 69 % наблюдается средний уровень — это предполагает развитие эустресса, т. е. позитивного стресса. У 20 % спрогнозирован высокий уровень — здесь может наблюдаться у студентов дистресс, что означает длительное пребывание в состоянии стресса, когда человек значительно переутомляется или постоянно испытывает выраженные негативные эмоции: тревогу, волнение. В любом случае дистресс ведет к истощению организма и вредит здоровью. На данном этапе можно сделать вывод, что более 50 % имеют средний уровень склонности к стрессу, 20 % имеют высокий уровень стресса. Это свидетельствует о предрасположенности первокурсников к проявлению состояния стресса.

Второй этап исследования состоит в определении уровня стресса студентов. Студентам было предложено ответить на вопросы методики «Шкала PSM — 25». Уровни стресса исследуемой студенческой молодёжи представлены в диаграмме:

Рис. 2. Уровни стресса исследуемой молодёжи (в % от числа опрошенных, N=55)

Гистограмма показывает, что у 36 % студентов наблюдается низкий уровень стресса, у 53 % — средний, а 11 % опрашиваемых имеют высокий уровень стресса. Из этого можно сделать вывод, что более половины исследуемой выборки имеет средний уровень стресса, что ведёт к снижению эффективности деятельности и отрицательному воздействию на организм личности, поэтому необходимо снижать уровень стресса.

Третий этап исследования заключается в выявлении особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Студентам предлагается ответить на вопросы, представленные в опроснике «Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров)». Уровни регуляции в стрессовых ситуациях представлены ниже в графике:

Рис. 3. Уровни регуляции в стрессовых ситуациях (в % от числа опрошенных, N=55)

По данным графика видно, что у 53 % опрашиваемых умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Это означает, что человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»). У менее 10 % исследуемых студентов наблюдается высокий уровень регуляции, а значит — человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях. Остальные 38 % респондентов имеют слабый уровень регуляции, то есть — такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе. Можно сделать вывод, что большинство студентов самостоятельно не могут справляться со стрессовыми ситуациями, которые у них возникают.

Проведенное психологическое исследование, посвященное изучению особенностей стрессового состояния у студентов, было основано на различных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов.

Проанализировав все полученные результаты, можно сделать следующий вывод.

Было выявлено, что для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Но в процессе исследования была выявлена проблема регуляции стресса у студентов. Для ёё решения можно предложить некоторые приёмы борьбы со стрессом:

– Хобби (чтение книг, кулинария, рисование);

– Релаксация — заняться медитацией, плаванием;

– Прогулки на свежем воздухе;

– Общение с близким человеком, психологом, родными и друзьями;

– Развлечения — музыка, игры, фильмы;

– Соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание, здоровый сон.

От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Результаты исследования выявляют склонность студентов-первокурсников к стрессу, низкий самоконтроль в стрессовых ситуациях — всё это благоприятная почва для коррекционной работы, которую должна вести психологическая служба ВУЗа, кураторы, педагоги. Возможно, пути решения этой проблемы также кроются во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

  1. Королев, Л. М. Психология управления /Л. М. Королёв. — М.: Дашков и К, 2011. — 188 с.
  2. Куприянов, Р. В. Психодиагностика стресса: практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.
  3. Семенов, А. К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров. / А. К. Семенов, В. И. Набоков.— М.: Дашков и К, 2015. — 492 с.

Источник

Оцените статью