Средства выразительности эмоциональное воздействие

Средства художественной выразительности речи

Средства художественной выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Они помогают раскрыть замысел автора, выразить его отношение и позицию.

Средства выразительности речи употребляются в разных стилях речи, но наиболее богаты ими художественный и разговорный стили речи.

Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются (в программе начальной школы):

1. Фонетические (звуковые):

  • аллитерация — повтор согласных, чтобы создать какой-то образ. Шелестел камышчуть слышно в озерной глуши. (согласные ш, ч передают звук камыша)
  • ассонанс — повтор гласных, создающий образ. Люблю я русскую берёзу, то светлую, то грустную. (гласные создают настроение лёгкой грусти)

2. Лексические (связанные с переносным значением слова (лексемой)):

  • эпитеты — красочные, образные определения. Весёлый ветер раздувал паруса.
  • олицетворение — придание неодушевлённому объекту свойства одушевлённых. Солнышко ласково улыбалось с небес.
  • фразеологизмы — устойчивые неделимые сочетания слов. Бить баклуши.(бездельничать)
  • сравнение (образное сравнение) — когда одно явление сопоставляется с другим для получения образа. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что. Листочек кружился, словно золотистая бабочка.
  • метафора — это перенос названия одного предмета на другой, сходный с ним в чём-то предмет. Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Краюшка хлеба называет месяц)
  • архаизмы — устаревшие слова. Перстом царица повелела вывести его вон.

3. Синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением). Такие средства не изучаются в начальной школе.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Средства выразительности речи

Фонетические выразительные средства основываются на свойствах звуков и особенностях их восприятия. К ним относятся:

  • аллитерация повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков: Свищет ветер, серебряный ветер (С. Есенин). Повторяющийся звук [с] имитирует свист ветра.
  • ассонанс — повторение в тексте одинаковых гласных звуков: Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным, Д у маю д у му свою… (Н. А. Некрасов).

Лексические выразительные средства (тропы) основываются на использовании переносных значений слов. К ним относятся:

  • аллегория (иносказание) — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ: Лиса — хитрый человек.
  • гипербола — художественное преувеличение: Жду целую вечность.
  • ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому: Да куда уж мне, глупому, до тебя!
  • литота — художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик»
  • лексический повтор — повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания;
  • метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве: Горит восток зарёю новой (А. С. Пушкин).
  • метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий: читаю Пушкина, деревня обсуждает.
  • олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы: компьютер ожил, ласковый дождик.
  • перифраза — замена слова (словосочетания) описательным оборотом: «северная столица» (Петербург), «люди в белых халатах» (врачи).
  • сарказм — едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры: Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская).
  • синекдоха — замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного: Пуще всего береги копейку (Н. В. Гоголь).
  • сравнение — сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак: Как пахарь, битва отдыхает (А. С. Пушкин).
  • эпитет — образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление: золотая рожь.
Читайте также:  Височные доли мозга эмоции

К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся:

  • анафора — одинаковое начало нескольких соседних предложений: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. (С. А. Есенин).
  • антитеза — противопоставление: «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский) .
  • бессоюзие — построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены: Пpямo дopoжeнькa, нacыпи yзкиe, Cтoлбики, peльcы, мocты. (H.A. Heкpacoв)
  • градация — расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Взорвали, взрыли, смыли, смели (В. Маяковский).
  • именительный темы — расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын)
  • инверсия — нарушение прямого порядка слов: Белеет парус одинокий. (М.Ю. Лермонтов).
  • композиционный стык — повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты. (Н.Сладков)
  • многосоюзие — намеренное использование повторяющегося союза: Как тускло пурпурное пламя, Как мёртвые жёлтые утра! Как сеть ветвей в оконной раме. (И. Анненский).
  • оксюморон — сочетание противоположных по смыслу слов: живой труп.
  • парцелляция — намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки: Пришли соседи. Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнаёт (С. Есенин).
  • риторический вопрос, восклицание, обращение — выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия: О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
  • ряд однородных членов — использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.
  • синтаксический параллелизм — сходное строение фраз: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура (Д.Лихачёв).
  • умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять: Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. (М. Ю. Лермонтов).
  • эллипсис — «пропуск» слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи: Зверю — берлога, страннику — дорога, мёртвому — дроги, Каждому — своё (М. Цветаева).
  • эпифора — одинаковая концовка: — Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот! (М. Цветаева).

Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи.

Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования:

  • окказионализмы — индивидуальные авторские словообразования: Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда (С. А. Есенин).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Роль средств художественной выразительности в тексте

Художественные средства выразительности

Художественные средства — это специальные приемы языка, придающие речи выразительность и усиливающие ее эмоциональное воздействие на адресата.

Читайте также:  После операции чувствую жжение что это

Они применяются в публицистической, разговорной, научной и других сферах, но наибольшее значение приобретают в написании литературных произведений.
По языковому уровню средства выразительности делятся на:

Фонетические — это средства выразительности языка, использование которых вызывает определенные ассоциации, создавая выразительные и запоминающиеся образы, способствующие точной передаче смысла.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Применение фоники характеризуется благозвучием речи или художественного произведения. К фонетическим средствам относятся повторяемость звуков, интонационное акцентирование, звуковой символизм и т. д.

Лексические — это выразительные средства, придающие языку как в устной, так и в письменной форме эмоциональность и красочность для яркого воздействия на слушателя или читателя. К лексическим средствам относится употребление фразеологизмов, синонимов, устаревших слов, иноязычной лексики и т. д.

Синтаксические — это средства выразительности, определяющие связь между словами и словосочетаниями, указывающие на цельность и законченность предложения и его интонационные особенности. К синтаксическим средствам относятся стилистические речевые фигуры, синонимичные стилистические единицы, однородные члены, вводные слова и т. д.

Разновидности средств выразительности

Средства выразительности в русском языке можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы — это риторическая фигура, которая подразумевает употребление слов и фраз в переносном значении, придавая им новый смысл.

Использование этого приема позволяет усилить эмоциональную выразительность и художественную образность языка, обогатить и оживить речь. Они часто применяются в публичных выступлениях и разговорной речи.
В литературном творчестве тропы являются самым главным инструментом автора, благодаря которому он передает многозначность и уникальность своего произведения. Традиционно тропы делят на простые и сложные. К первой группе тропов относятся эпитет и сравнение.

Эпитет — это образное определение, указывающее на свойство или признак предмета и явления, описываемого автором.

Использование эпитета субъективно и выражает личное отношение автора, который создает уникальный образ. Он всегда относится к другому слову, на которое перекладывает свои признаки. Эпитет придает речи или произведению особую атмосферу, личное отношение автора. Существуют устоявшиеся эпитеты, такие как «золотая осень», «холодная луна» и т. д.

Сравнение — это троп, в котором представление об определенном предмете передается через его сопоставление со схожим предметом или явлением.

Через словесные выражение автор конкретизирует различные признаки и передает свое отношение к ним. Обычно сравнение используется с союзами «как», «словно», «вроде» и т. д.
К основным видам сложных тропов относятся:

Метонимия — художественный троп, в котором слово, обозначающее предмет или явление заменяется другим, связанным с ним словом. К примерам метонимии можно отнести такие выражения как «аплодировал зал», «играла гитара» и т. д.

Синекдоха — это разновидность метонимии, которая представляет собой образное выражение, основанное на переносе общего понятия на частное и замене какого-то количества предметов их совокупным обозначением. Например, «человек — разумное существо», когда имеются в виду все люди, а не один человек.

Читайте также:  Гифки отличного настроения приятного вечера

Метафора — это еще один вид сложного тропа, которое характеризуется использованием речевого оборота, при котором признак одного явления или предмета переносятся на другие. Это образное выражение, которое помогает обогатить речь, возбуждая воображение и придавая сказанному эмоциональную окраску. В качестве примеров можно привести такие выражения, как «пламенная речь», «черный день» и т. д.

Аллегория — это конкретные образы, которые интерпретируют абстрактные художественные идеи, подталкивая читателя к поиску скрытого смысла и разгадки. Аллегории часто применяют в баснях, притчах и сатирических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу, является аллегорией медицины, аллегорией веры и религии является крест и т. д.

Алогизм — намеренное введение различных нелогических конструкций и рассуждений, выходящих за рамки общепринятого мышления. Обычно алогизмы используются для придания речи или произведению иронической и комической окраски. Например, в народной поэзии — «ехала деревня мимо мужика».

Стилистические фигуры

Одним из самых распространенных и основных средств художественной выразительности является повтор. Существует большое количество разнообразных форм повтора, но самыми популярными являются анафора и эпифора.

Анафора — это повторение слов, звуков и выражений в начале стихотворных строк или строф. Ее применение в поэтическом синтаксисе усиливает образность и выразительность произведения, передавая основные мысли.

Например, анафора в начале строку у Александра Пушкина:

«Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…»

Эпифора — это похожий прием, при котором звуки и слова повторяются в конце строк или предложений.

Например, у Осипа Мандельштама:

«Это есть художник Альтман, очень старый человек.
По-немецки значит Альтман — очень старый человек»

Помимо повторов к стилистическим фигурам относят:

  • антитеза — противопоставление;
  • оксюморон — совмещение противоположных понятий;
  • инверсия — измененный порядок слов;
  • парцелляция — разделение предложения на отдельные слова;
  • многосоюзие, бессоюзие и т. д.

Средства выразительности в поэзии

В поэтическом языке художественные средства имеют особенную функцию: они обогащают и оживляют стихотворные образы. Они необходимы для того, чтобы сделать произведение ярче и живописнее, завлечь и удержать внимание читателя, будоража его фантазию и воображение. Средства выразительности в поэзии подталкивают автора к поиску скрытых смыслов, к размышлениям об истории создания произведения — все это позволяет лучше понять внутренний мир автора и глубокий смысл стиха.

Например, поэты-символисты использовали художественные приемы для того, чтобы через знаки-намеки раскрывать суть сказанного, помогать читателю в разгадке таинственных загадок вселенной. В тексте Николая Гумилева можно увидеть употребление метонимии и метафоры:

«Все моря целовали наши корабли,
Мы почтили сраженьями все берега».

У поэта русского авангарда и футуризма Велимира Хлебникова в одном из стихотворений применятся анафора в начале каждой строки:

Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.

Таким образом он акцентирует внимание читателя на теме смерти, которая ведет за собой сюжет стихотворения. Также в этом стихотворении применяется сравнение и антитеза в противопоставлении людей, животных и природы.

Источник

Оцените статью