Средний уровень развития эмоционального интеллекта

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эмоциональным интеллектом (EQ) называется умение человека распознавать эмоциональное состояние, намерения других людей, их желания, потребности, управлять их и собственными эмоциями, а также использовать это в собственных нуждах. Появилось понятие как следствие того, что классические системы тестирования уровня интеллекта неспособны определить успешность человека в той или иной сфере деятельности (в карьере). Объяснением феномена стало то, что далеко не все люди способны эффективно взаимодействовать с клиентами.

Почему одним проще говорить с людьми и работать в сферах, где необходимо постоянное взаимодействие с человеком, а другим легче работать в нишах, где клиенты его тревожить не будут? Всему виной является низкий эмоциональный интеллект. Эффективность связи с клиентами завязана на эмоциях, а общепринятое понятие интеллекта не включает в себя способности работать с эмоциями.

В чем разница между IQ и EQ

IQ – это общая мера логических, мыслительных, интеллектуальных и аналитических способностей отдельной личности. Сюда входят вербальные, трехмерные, математические, логические, визуальные умения, способность вырабатывать новые знания на основе полученных в процессе мышления и практической деятельности, анализа и сопоставления. Благодаря IQ люди способны определять происходящие вокруг них процессы, обучаться, давать оценку событиям и явлениям, сосредотачиваться на чем-либо, с пониманием принимать поступающую из окружающего мира информацию, какой бы та ни была, и решать предстоящие проблемы с использованием уже полученных навыков, знаний и опыта.

Всем известно, что повышенный уровень IQ не всегда положительно отражается на карьере, личной жизни и отношениях с окружающими. Причиной всему является эмоциональный интеллект. Низкий его уровень не позволяет эффективно взаимодействовать с людьми, успешно распознавать и понимать их эмоции, мысленно управлять состоянием людей, пробивая таким образом себе путь к вершинам карьерной лестницы или личной жизни.

Эмоциональный интеллект – способность восприятия эмоций, их генерирования таким образом, чтобы те способствовали мышлению, пониманию эмоций собеседника и управлению им в своих целях. Если более кратко – навык вербального управления людьми на основе их эмоций.

Приблизительно такое понятие возникло сразу после Первой мировой. Эдвард Торндайк описал EQ как способность понимать людей, независимо от их возраста, пола, настроения и социального статуса и разумно взаимодействовать с ними.

Само понятие эмоционального интеллекта возникло во времена Холодной войны, а спустя десятилетие в работе Майкла Белдока появилась классификация EQ, где, помимо уровней, приведены рекомендации его повышения.

IQ – коэффициент умственного интеллекта, а EQ – эмоционального. Дальше рассмотрим, от чего зависит уровень эмоционального интеллекта, как определить его показатель.

Модель способностей

Существует несколько классификаций ЭИ, основанных на достижении успеха в большинстве сфер жизнедеятельности, что уже искажает оценку. Такие модели подвержены критике из-за свободного добавления в них компонентов, так или иначе влияющих на успех в жизни. Рассмотрим наиболее используемую и принятую научным сообществом модель. В неё входит четыре основные составляющие:

  • понимание эмоций – навык определять источник эмоции, находить связь между мыслями, желаниями и психическим состоянием, определять момент перехода между эмоциями, предсказывать развитие эмоции в ближайшее время и понимать сложные чувства;
  • восприятие эмоций – позволяет определять свои и чужие эмоции, причину их появления;
  • использование эмоций для мотивации мыслительного процесса;
  • управление эмоциональной составляющей психики – умение укрощать, вызывать и подавлять собственные эмоции для получения требуемого результата.

Уровни EQ

Способов измерить коэффициент эмоционального интеллекта существует несколько. Остановимся на наиболее распространённой схеме.

Низкий уровень эмоционального интеллекта присваивается людям, исходя из следующих критериев:

  • пониженная самооценка;
  • подавленность собственным эмоциональным состоянием;
  • нередки депрессивные состояния;
  • невысокий уровень самоконтроля и осознанности собственного эмоционального состояния;
  • слабое влияние и контроль ситуации (события влияют на человека, а не он на них);
  • невозможность или низкая способность узнавать эмоции и чувства других;
  • упрямство в любой ситуации;
  • сильные эмоциональные реакции (грубость, оскорбления);
  • склонность к конфликтным ситуациям.

Средний уровень эмоционального интеллекта характеризуется следующими показателями:

  • явный признак – положительная оценка собственного положения в обществе;
  • высокая самооценка и уровень самоконтроля в плане эмоционального состояния;
  • простота общения с людьми без приложения волевых усилий.

Средний уровень эмоционального интеллекта говорит о человеке, как об успешном карьеристе.

Высокий эмоциональный интеллект оценивается рядом следующих качеств, которые назвали опрошенные мультимиллионеры США:

  • полная гармония с окружающим миром;
  • индивидуально выработанная система ценностей, фактически не наносящая вреда окружающим;
  • навыки изменения мнений, если они оказываются ошибочными, и признания своих ошибок;
  • противостояние стрессам;
  • наличие стремления развиваться и помогать в этом окружающим;
  • отсутствие боязни брать ответственность за свой коллектив на себя;
  • честность перед людьми.

Определение

Если вам интересно, как измерить эмоциональный интеллект, тут будете огорчены. Методик измерения EQ очень много, и они сильно разнятся, как результатом, так и положительными и отрицательными сторонами. И даже прохождение десятка тестов (например, Гоулмана), которых полным-полно в интернете, не гарантирует реальный результат.

Развитие способностей

Если при помощи тестов, помогающих определить эмоциональный интеллект и собственных наблюдений, оказалось, что его уровень ниже, чем вам бы хотелось, пора прибегнуть к методике, позволяющей повысить EQ.

Таких концепций очень много, предназначены они для разного круга людей с учётом их индивидуальности. Выбор методики – тема целой книги, но для любого человека подойдёт несколько полезных советов, кем бы он ни был и чем не занимался.

  • Прислушивайтесь к своему телу, особенно в моменты накала страстей.
  • Занимайтесь эмоциональным самоанализом, что позволит усовершенствоваться и лучше контролировать эмоции.
  • Положительно относитесь к любым переменам – всё делается к лучшему.
  • Творчески подходите к любой задаче.
  • Наблюдайте за реакцией окружающих по отношению к вам.
  • Сначала слушайте, а потом говорите, всё обдумав и взвесив.

Источник

Тест эмоционального интеллекта, МЭИ (Манойлова)

Результат теста

низкий ⇒ средний ⇒ высокий уровень

нормы авторов методики (n=719)

Расчеты ▾

Шкала Сырой балл Формула Стен M SD Ж Среднее
E1 Осознание своих чувств 2 3 6.99 3.46 3.5–10.4 (Ж) #
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
E1 2 -20–0 1–1 2–3 4–5 6–7 8–8 9–10 11–12 13–13 14–20 3
E2 -3 -20–-14 -13–-11 -10–-8 -7–-6 -5–-3 -2–0 1–2 3–5 6–8 9–20 5
E3 5 -20–-2 -1–0 1–2 3–4 5–6 7–7 8–9 10–11 12–13 14–20 5
E4 -4 -20–-7 -6–-5 -4–-3 -2–-1 0–1 2–3 4–5 6–7 8–9 10–20 3
EQ 0 -20–-12 -11–-6 -5–-1 0–5 6–11 12–16 17–22 23–28 29–34 35–80 4

Содержательная интерпретация

1. Интегральный показатель

Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.

Шкала 1. Осознание своих чувств и эмоций

Развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.

Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка психолого – педагогических знаний, осознание своих способностей, высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию и как выглядите в глазах окружающих. Развитая рефлексия – процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души.

Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.

Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.

Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.

Низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.

Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствии склонности к самонаблюдению. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.

Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями

Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.

Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя.

Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению.

Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.

Низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.

Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.

Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей

Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.

У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.

Сопереживание – уподобление эмоциональному состоянию партнерам по общению и взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим.

Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.

Благодаря способности к прогнозированию Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию.

Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.

Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.

Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей

Высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.

Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого.

У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям.

Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность присущая Вам характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.

Вы способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению.

Источник

Оцените статью