Полная классификация стресса: стадии и фазы развития, виды и разновидности
Понятие «стресс» в последние десятилетия очень прочно вошло в обиход. Сам термин обозначает эмоциональную дисфункцию и напряжение, которые всегда сопровождаются негативным настроением. Пришел он к нам из средневековой Англии, где «distress» обозначал горе или нужду.
Стресс – это способность организма подстраиваться под изменившиеся условия жизни. В современном ритме жизни условия меняются не только каждый день, но и каждый час. Поэтому можно с уверенностью говорить, что стрессовые ситуации стали обыденным делом.
Под стрессом мы понимаем чувство неудовлетворенности, горечь утраты или же сезонную хандру, но несмотря на общие признаки это явление имеет несколько видов, подвидов, стадий развития и фаз. Рассмотрим их подробнее.
Три стадии стресса
Г. Селье, канадский исследователь и врач, выяснил, что каждый организм имеет одинаковую реакцию на стресс, на основе этой закономерности он разбил весь процесс на 3 фазы:
- Тревожная реакция, при которой мобилизуются все защитные функции организма. Организм подстраивается под новые условия существования. Благодаря функциональной собранности органов и жизненно важных систем усиливаются такие чувства, как память, внимание, осязание, восприятие. Стадия мобилизации характеризуется тем, что при стрессе повышается степень мышления, находятся варианты решения проблемы, и человек справляется с появившейся нагрузкой. Стадия тревоги.
- Сопротивляемость дисбалансу, когда организм адаптируется к изменениям, и нормализуются все параметры, вышедшие из под контроля на 1 стадии. Индивидуум привыкает к новой атмосфере, но если организму трудно быстро приспособиться, а сопротивление продолжается значительно долго, наступает последняя фаза стресса. Стадия сопротивления.
- Истощение наступает после неудачных попыток адаптации, когда теряются физические силы, а психическое состояние начинает давать сбои. Данная фаза делится на 2 этапа.
Стадии стресса по Селье наглядно
Стадия истощения при стрессе проходит два этапа:
- На этапе расстройства происходит снижение работоспособности, снижается уровень мышления и восприятия, становится трудно найти выход из сложившихся обстоятельств. Человек не может адекватно оценить обстановку и принять какое – либо решение. Это сказывается на результатах работы, креативное мышление сменяется простым повторением алгоритмов действий. Если данный процесс коснулся руководящего звена, то начинаются импульсивные требования к сотрудникам, неадекватные агрессивные выпады в их сторону. Пути выхода хаотично выбираются из списка, возникшего на первой стадии стресса.
- На этапе деструкции происходит торможение всех процессов. Человек впадает в оцепенение, ему трудно сосредоточиться на важных вещах, он не вникает в суть разговора, уходит в себя и больше молчит. Такой вид деструкции называют гиперторможением. Данное явление может развиваться и другом «русле», когда человек, не находя себе места, совершает необдуманные поступки, его деятельность беспорядочна. Он становится замкнутым, до него трудно докричаться или «достучаться». Такой вид стресса называют гипервозбуждением.
На фазе истощения появляются различные заболевания, которые воздействуют на:
- желудочно – кишечный тракт;
- сердечно – сосудистую систему;
- психическое состояние;
- иммунитет;
- состояние волос, ногтей и кожи.
Классификация стресса — виды и подвиды
По продолжительности стресс бывает:
- кратковременный;
- эпизодический;
- хронический.
Стресс подразделяется на группы в зависимости от причин, которые спровоцировали его возникновение:
- несбывшиеся надежды;
- волнение перед стартами;
- утраченное время;
- перемены в жизни;
- монотонность быта;
- возникновение пассивности;
- недостижимость совершенства;
- внезапные изменения;
- пресыщение благами;
- достижение поставленных целей.
Стресс зависит от множества факторов, которые определяют вид эмоционального перенапряжения. Это бытовые конфликты, неудовлетворенность жизнью, зарплатой, должностью, боязнь своей ненужности обществу, нехватка времени, постоянная смена часовых поясов, иерархия отношения между работниками и руководящим составом.
Причин множество и подразделяются они на 3 группы:
- устраняемые стрессоры;
- стрессоры, подвергающиеся ослаблению;
- постоянные стрессоры.
14 стадий развития стресса по Торсунову:
Светлая и темная сторона
Мы привыкли к тому, что стресс это всегда негативные последствия, называемые дистрессом, но есть и положительная сторона этого явления – эустресс:
- Дистресс характеризуется нарушением баланса физиологических и психологических параметров организма. Он может быть кратковременным и быстро достигать «точки кипения», или принимает хронический характер и влечет за собой сбои всех жизненно важных систем.
- Эустресс можно определить по всплеску радостных эмоций и позитивному настрою человека. Это происходит, когда он знает о приближающейся проблемной ситуации, не знает как ее решить, но надеется на благополучный исход дела. Например, собеседование на хорошо оплачиваемую должность или вступительные экзамены в учебное заведение. Такой стресс необходим для решения каждодневных возникающих проблем, потому что мобилизует все силы для положительного исхода. Например, несмотря на ненавистный утренний звон будильника, он заставляет взбодриться и проснуться. Эустресс, имея слабую силу, полезен для здоровья человека и позиционирует себя как «реакция пробуждения».
Подвиды дистресса
Самым распространенным подвидом дистресса является физиологический стресс. Он возникает при воздействии внешних факторов на организм человека. Если вы обожглись или проголодались, перегрелись на солнце и прищемили палец, то не обойтись без стрессовых потрясений. На физиологическом уровне стресс подразделяется на несколько групп:
- биологический связан с возникновением различных заболеваний;
- химический стресс, вызванный воздействием химии, а также кислородное голодание или переизбыток кислорода);
- физический провоцируется чрезмерными физическими нагрузками, ему подвержены профессиональные спортсмены;
- механический возникает в послеоперационный период, при получении сложных травм, нарушающих целостность тканей или органов.
Следующим подвидом является психологический стресс, который характеризуется двумя типами конфликта:
- Недовольство собой, связанное с несовпадением ожидания и реальности. Такой конфликт чаще всего встречается у людей, которые не могут смириться с возрастными изменениями внешности и организма в целом.
- Стрессовое состояние из – за социальных конфликтов внутри общественной ячейки. Например, внутрисемейные конфликты, ссоры с друзьями или коллегами.
Эмоциональный стресс возникает при воздействии на человека эмоционального раздражителя. Такими раздражителями становятся конфликты, когда человек на протяжение долгого времени не может удовлетворить биологические или социокультурные потребности.
Например, сильная обида на близкого человека, обман, а также информационная перегруженность, возникающая, как правило при подготовке к экзаменам, сдаче годовых отчетов. В ходе многолетних исследований стало ясно, что стресс индивидуален у каждого человека и приводит к различным последствиям.
Интересно, что люди с повышенной стрессоустойчивостью быстро справляются с экстремально возникшими ситуациями. Те, у кого показатель занижен, могут столкнуться с неврозами, высоким давлением, нарушением деятельности жизненно – важных систем организма. Что пострадает больше всего, зависит от индивидуальных особенностей и наличия хронических заболеваний, ведь нагрузка в основном идет на самое слабое звено.
Типы людей в стрессовых ситуациях
Каждый человек реагирует на источники стресса индивидуально, каждая фаза у разных людей может продолжаться больше или меньше по времени. Это зависит от стрессоустйчивости человека, от его способности быстро «прогнуться» под ситуацию и найти правильное решение по решению проблемы.
Специалисты выяснили, что существует различная реакция на стресс, и выделили 3 типа людей:
- те, которые на протяжении длительного времени могут выдерживать стрессовые нагрузки, находясь одновременно в отличной форме и адекватном психическом состоянии;
- те, которые при возникновении проблемы утрачивают работоспособность, им трудно найти решение и приспособиться к новым условиям;
- те, которые могут продуктивно работать и показывать высокие результаты, только в состоянии стресса, проблемы их «подстегивают» и заставляют двигаться вперед.
Отрицательное воздействие на человека
Возникновение стрессовых ситуаций влечет за собой ряд отрицательных моментов, оказывающих влияние на поведение и состояние человека.
Многие параметры нормального функционирования организма нарушаются.
Снижается физиологическая активность:
- появляется беспокойство;
- нарушается координация;
- возникает скованность движений;
- напрашиваются неожиданные слезы или смех;
- появляется гипергидроз;
- нарушение аппетита и режима дня.
Нарушается психологическое состояние:
- рассеивается внимание;
- нарушаются функции памяти;
- увеличивается речевая активность или, наоборот, тормозится;
- ускоряется или замедляется мышление, в том числе и креативное;
- нарушается восприятие окружающей действительности;
- возникает беспричинное желание поспорить с другим человеком и найти у него недостатки.
- снижается качество выполняемой работы;
- происходят срывы планов и проектов;
- высокая эмоциональная возбужденность (неадекватные срывы на коллег).
Стресс – это явление, которое тесно переплелось со всеми сторонами жизни человека. Возникновение сложных ситуаций не всегда несет негативные последствия.
Небольшое воздействие стрессоров на человека полезно тем, что заставляет его быстро думать, принимать решения и совершать правильные поступки. Мобилизует все силы для удаления проблемы и делает его стрессоустойчивым.
Источник
Kлассификация стрессов
Стресс и причины его возникновения
Понятие о стрессе
Проблема стресса, по существу, очень стара, однако научное осознание ее произошло лишь в начале 80-х годов прошлого столетия, что нашло свое отражение как в развитии современной науки о человеке, так и в стремлении к удовлетворению актуальных потребностей общества.
Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье. В 1936 г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору» было опубликовано короткое сообщение тогда еще никому не известного физиолога под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Еще, будучи студентом-медиком второго курса Пражского университета, он обратил внимание на тот очевидный факт, что различные инфекционные заболевания имеют как будто ряд общих симптомов. К ним относятся общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, мышечная слабость, ломота и боли в суставах, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Эксперименты молодого ученого подтвердили, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и др.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. В современной интерпретации определение стресса таково: «неспецифическая реакция организма на любое требование извне» (Г.Селье). Почему неспецифическая? Различные воздействия на организм вызывают, как правило, и разные реакции: например, холод вызывает дрожь, а жара – выделение пота. Как видим, реакции разные (специфические), но в любом случае нужно приспособиться к ситуации. Эта необходимость перестройки требует, по предположению Селье, неспецифической «адаптационной энергии» подобно тому, как «различные бытовые предметы – обогреватель, холодильник, звонок и лампа, дающие соответственно тепло, холод, звук и свет, зависят от общего фактора – электроэнергии».
Стадии стресса
Г. Селье выделил три стадии развития стресса:
1. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма.
2. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает следующая стадия.
3. Стадия истощения. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний.
Позднее Селье предложил различать эустресс и дистресс (англ. distress – истощение, несчастье). Сам по себе эустресс он стал рассматривать как положительный фактор, связанный с положительными переживаниями, как источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах, связанных с отрицательными переживаниями, при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает ни радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, обидной несправедливости требуемых усилий.
Причины стресса
Причины стресса включают в себя очень обширный список всевозможных факторов. Начиная с младенческого возраста, человек испытывает стресс. Маленькие дети могут страдать вследствие даже кратковременного расставания с родителями, отсутствия четкого режима дня и т.д. Причины стресса у детей постарше кроются зачастую в плохих отношениях со сверстниками, нездоровой семейной атмосфере. Пусковым моментом для возникновения этого патологического состояния может стать любое психотравмирующее обстоятельства, например, гибель домашнего любимца, развод родителей, издевательства одноклассников, неуспеваемость. Причины стресса у современных подростков мало чем отличаются от как таковых у взрослых. К факторам, провоцирующим стресс, относят чрезмерные нагрузки в учебе и на работе, неудачи в профессиональной и личной жизни, потерю близких людей, трудности с финансами, недовольство собой. Нельзя исключать и физическое переутомление, возникающее вследствие хронического недосыпания, перенесенных болезней, неправильного питания, чрезмерных спортивных нагрузок.
Kлассификация стрессов
Прежде всего, следует различать два основных класса стрессовых реакций:
1. Физиологические стрессы, они же соматические, физические или средовые и вызываются колебаниями параметров внешней среды (температуры, влажности, гравитации и т.д.), а также нарушениями физиологических функций организма, его органов и систем. Среди этого класса стрессов следует различать:
— механические — повреждения целостности кожных покровов и органов (раны, травмы, операции, шок);
— физические — вызванные перегреванием, переохлаждением, отморожением, ожогом, действием УФЛ и ионизирующей радиации, шумов, невесомости и ускорений, голодом, жаждой, мышечными нагрузками и их отсутствием (гипокинезия, иммобилизация);
— химические — отравления, действия ядохимикатов, токсических отходов промышленности, загрязнения воды, воздуха, почвы, недостаток и избыток кислорода;
— биологические — атака болезнетворных бактерий, вирусов, грибов, токсинов.
2. Психоэмоциональные стрессы – отраженная реакция организма, в основе которой лежит первопричинная психо-эмоциональная реакция субъекта на действие стрессоров, которая характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений.
Главным и наиболее существенным для психо-эмоционального стресса является наличие эмоции в стрессовой реакции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию. Следовательно, эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору и обусловливает стресс психического порядка. Поэтому класс реакций, основанных на следах эмоциональных переживаний, разумно отнести к эмоциональному стрессу.
Исходя из вышесказанного психо-эмоциональные стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные
Такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже, по сути, факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и ее можно контролировать. Обычно в этих случаях опасаться нечего: организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные.
К психо-эмоциональным стрессам относится и информационный стресс, возникающий при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.
Кратковременные и долгосрочные или острые и хронические. Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье.
Хронический стресс имеет более тяжелые последствия.
Для острого стресса характерна быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.
Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.
Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т.п.).
Причин, способных вызвать стресс, достаточно много. Но вот как понять – стресс это или не стресс?
Источник