9.3. Темперамент
Темперамент — главное свойство личности. Его считают наиболее устойчивой характеристикой личности человека, которая почти не меняется на протяжении жизни и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому каждому человеку нужно иметь представление о типах темперамента и свойства нервной системы, о собственный тип темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека за поведенческими проявлениями.
Древний род темперамента принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (ок. 460-377 гг. до н.э.). Именно он первым попытался выяснить, чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей. Он и его последователь Гален (древнеримский врач, ок. 130 — 200 гг. н.э.) пришли к выводу, что эти различия обусловлены различным соотношением основных видов жидкостей в организме человека. Если преобладает кровь (лат. sanguis) — человек ведет себя, как сангвиник, слизь (греч. phlegma -) флегматик, желтая желчь (греч. chole -) холерик, черная желчь (греч. melana chole -) меланхолик. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорциональное является источником различных заболеваний.
И.П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, то есть способности выдерживать длительные и кратковременные, но сильные волнения. Уравновешенность нервных процессов — это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность — скорость изменения возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от одного действия к другому, от пассивного состояния в активное или наоборот. Качеством, противоположной подвижности, является инертность нервных процессов. Нервная система інертніша тогда, когда требует больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.
Эти качества нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и предопределяют тип нервной системы.
И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, который относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом. По мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, что является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы.
Свойства нервной системы, особенности темперамента более-менее очевидно оказываются и «читаются» в поведении человека. Каждый человек имеет свою собственную манеру держаться, влиять на других. Одна говорит спокойно, уравновешенно, постоянно улыбается, легко прощает обиды. Другая в этих самых ситуациях медленная, рассеян, часто опасается сказать лишнее, долго помнит обиды. Кто говорит громко, стремится лидировать в общении, жестикулирует, быстро переходит от одной темы разговора на другую. А кто говорит тихо, редко меняет позу, скупой на жесты и мимику, при этом как бы «застревает» на деталях. Все это — проявление индивидуальности человека, его темперамента.
И.П. Павлов определил четыре основные типы нервной системы, близкие к традиционной типологии Гиппократа — Галена. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа — Галена, российский физиолог описывает их так:
- сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник;
- сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;
- сильный, подвижный, неуравновешенный тип — холерик;
- слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип — меланхолик.
За И.П. Павловым, темперамент — это самая главная характеристика нервной системы человека, которая так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида.
На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тем самым тип нервной системы предоставляет своеобразия поведении человека, накладывает особый отпечаток на всю ее сущность — определяет подвижность психических процессов, их устойчивость. Однако он не является решающим фактором поведения, поступков, убеждений, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.
ТЕМПЕРАМЕНТ — это устойчивое свойство личности, что выражает индивидуально-своеобразную динамику психики и поведения, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов.
У человека проявляются такие типы темперамента: сангвинический, холерический, флегматичный и меланхоличный. Все типы темперамента можно охарактеризовать по перечисленным ниже основными качествами:
- лабильность — отображает скорость возникновения и течения возбуждения и торможения;
- сензитивность — это сила влияния, которая нужна, чтобы вызвать у человека реакцию;
- реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
- активность — то есть то, насколько человек проявляет энергичность в жизни и деятельности;
- темп реакций — скорость течения психических процессов и реакций;
- пластичность — гибкость, степень способности приспособления к новым условиям;
- ригидность — инертность, негибкость, нечувствительность к изменению условий;
- экстраверсия — направленность личности на окружающих людей, предметы, события;
- интроверсия — фиксация личности на себе, на своих переживаниях и мыслях, склонность к самоанализу, замкнутость;
- эмоциональная возбудимость — сила влияния, нужна для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию.
Холерик — человек с сильной, неуравновешенным, подвижной нервной системой, которая отмечается преимуществом возбуждения над торможением.
Холерический темперамент отличается цикличностью и импульсивностью в деятельности и поведении. Холерик может всецело отдаться делу, упорно работая, энергично преодолевая трудности на пути достижения цели, и вдруг все бросить. Непостоянство его настроения и цикличность поведения, которые ученые объясняют неуравновешенностью высшей нервной деятельности, оказываются в преобладании возбуждения над торможением. Поэтому интенсивная деятельность подкорки не всегда достаточно регулируется корой. Это ярко прослеживается во время возникновения сложных обстоятельствах, когда люди этого типа не могут найти правильного решения, и во время сильного эмоционального возбуждения.
В холерика возбуждающие рефлексы вырабатываются очень легко и остаются надолго, а тормозные рефлексы вырабатываются с трудностями. Сложный ход возбуждения и тормозного процесса в холерика может привести к срыву нервной системы со стороны торможения. Итак, холерический тип является повышен возбуждающим и несдержанным. Но люди с таким темпераментом, когда в них есть серьезные позитивные интересы, проявляют инициативу, энергичность и принципиальность в делах. Если же таких интересов нет, холерик склонен к аффективных переживаний, раздражительности и несдержанности.
Для личности с таким типом темперамента свойственна повышенная возбудимость и эмоциональная реактивность. Она бывает нетерпеливой, зажигательной и резкой в отношениях, прямолинейным. Ее волевые действия очень порывистые, если ей интересно, она способна к высокой концентрации внимания, но проявляет недостаточную способность к переключению внимания. По направленности холерик — экстраверт, любит быть в центре внимания, но в общении не является ласковым, любит, чтобы все было, как он того хочет, неуступчивый. Имеет организаторские способности. У него живая мимика, выразительная жестикуляция, часто быстрый темп речи.
Таким образом, существенной чертой нервной системы холерика есть, кроме великой силы, преимущественно нарушения торможения. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчивый и несдержанный.
Для холерика характерен высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость, порывистость, стремительность, сила движений, их быстрый темп. Холерик склонен к неоднократных изменений настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвергается эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может обусловить неспособность контролировать свои эмоции в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Характерные признаки внешнего проявления холерического темперамента: торопливый, возбужденный темп движений, прямолинейные движения начинаются с рывка, угловатость движений, очень подвижная мимика, громкий голос, быстрая речь (ее скорость может колебаться), рукопожатие рвучке. В течение разговора глаза то «загораются», то «тускнеют», что связано с колебаниями внимания к теме (даже если она ему интересна). На громкие замечания отвечает также громко, резко. Особенно неприятным голос становится, когда ему делают замечания при других людях. Мгновенно выдает реакцию на негативную оценку его суждений, предложений.
Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, для которой свойственна высокая скорость реакций.
Сангвиники могут легко возбуждаться, а также легко тормозить свои желания. Для деятельности сангвиника характерна производительность в том случае, когда ему интересно, когда он находит нечто новое для себя. Если становится неинтересно, он начинает скучать и оставляет начатое дело, не доводя его до конца. Его обдуманные поступки, в стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва».
Личность с таким темпераментом очень подвижная, легко приспосабливается к новым условиям жизни, быстро находит контакт в отношениях с другими людьми, отличается общительностью, свободно и раскованно чувствует себя в новом окружении. По направленности сангвиник яркий экстраверт. В кругу своих друзей всегда веселый и жизнерадостный. Настроение у него более оптимистичен.
Для сангвиника характерна повышенная реактивность, он громко смеется и бурно сердится. Чувства возникают очень легко и так же легко меняются, может легко контролировать свои эмоции в соответствии с требованиями среды.
Чрезвычайно легкое и быстрое образование новых нервных связей, легкая их перестройка способствует тому, что сангвиник быстро схватывает все новое, легко переключает внимание, усваивает новые навыки. У него гибкий ум, хорошо развитое чувство юмора.
Черты сангвинического темперамента по-разному проявляются в зависимости от направленности деятельности человека: при отсутствии серьезных интересов в жизни сангвиники бывают легкомысленными и поверхностными.
Таким образом, нервная система сангвиника отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, которая легко адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Для сангвиника характерны высокая психическая активность, энергичность, работоспособность, живость движений, разнообразие мимики, быстрый темп речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на окружающие события, общительный. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро меняются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. За неблагоприятных условий подвижность превращается в несдержанность, поспешность. При недостаточном уровне саморегуляции и низкой критичности подвижность выливается в неоправданной поспешности в принятии решений, в поступках.
Характерные признаки внешнего проявления сангвинического темперамента: широкие движения, широкие шаги, походка быстрая, ритмичная, склонность к малой дистанции при общении, твердый взгляд, достаточно сильное рукопожатие, подвижная и богатая мимика, пожвавлено-быстрая манера речи. Глаза «загораются» с появлением новой идеи, нового предложения.
Флегматик — спокойный, всегда уравновешенный, настойчивый и упорный труженик жизни (И.П. Павлов). Его реакции оптимально приспособлены к силы условных раздражителей, а потому флегматики адекватно реагируют на воздействия внешней среды: если слабые раздражители, то и реакция слабая, если сильные — то сильная. Но им свойственна инертность не дает возможности быстро реагировать на быстрые изменения среды. Условные рефлексы у флегматиков образуются медленнее, но оказываются достаточно устойчивыми.
Флегматики умеют контролировать, задерживать и регулировать безусловные рефлексы и эмоции. Поэтому в своем поведении, движениях, разговоре они медленные и спокойные. Мимика очень бедная, голос тихий и невнятный. Они точно придерживаются произведенного распорядка жизни, и поэтому ничто не может отвлечь их от основной работы. Для них характерна сосредоточенность, выносливость, среди других отличаются устойчивостью внимания, способностью старания и упорно работать.
По направленности флегматик интроверт, поэтому трудно сходится с людьми, не нуждается в новых знакомствах. В то же время ему присущи обязательность, общительность, равное отношение к другим людям. Его трудно вывести из себя или довести до аффективного состояния.
Однако чувства у флегматиков возникают медленнее, чем у сангвиников и холериков. Однако они характеризуются силой и в то же время сдержанностью во внешних проявлениях, слабой экспрессивностью.
Личность с таким темпераментом реагирует медленно, поэтому время не способна быстро действовать в экстремальных ситуациях. Трудно приспосабливается к новым условиям, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей. В флегматика настроение преимущественно стабильный, ровный. Если есть серьезные неприятности, остается внешне спокойным.
Таким образом, нервную систему флегматика характеризует значительная сила и уравновешенность нервных процессов наряду с малой подвижностью. С точки зрения подвижности он является противоположностью сангвиника, поэтому реагирует спокойно и медленно, не склонен к изменению своего окружения; как и сангвиник, хорошо сопротивляется сильным и длительным раздражителям.
Для флегматика характерен низкий уровень психической активности, медлительность, тяжелое переключение с одного вида деятельности на другой и адаптации к новым условиям. У него преобладает спокойный, ровный настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях (отсутствие интереса, усталость) могут развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнение однообразных привычных действий.
Характерные признаки внешнего проявления флегматического темперамента: медленный, неторопливый темп движений, малоподвижна мимика, спокойная, медленная речь, низкий тон голоса. Часто останавливает собеседника, переспрашивает, если тот говорит быстро.
Меланхолик — это человек со слабой, неуравновешенным, малоподвижным нервной системой, которая обладает повышенной чувствительностью даже в слабых раздражителей, а сильный может спричити в них «срыв».
Меланхолическом типичные темперамента свойственна слабость как возбуждающе, так и тормозного процессов. Поэтому условные рефлексы у меланхоликов неустойчивые и от изменения окружения легко тормозятся. В них особенно ослаблено внутреннее торможение, отсюда — низкая комплексная реактивность, легкое отвлечения внимания, непродолжительное сосредоточение на объектах деятельности.
По направленности меланхолик — интроверт, поэтому он тяжело переживает смену жизненного окружения, попадая в новые условия жизни, очень теряется. Он бывает излишне застенчивым, замкнутым, робким и нерешительным, не любит новых знакомств и шумных компаний.
Личность с таким типом темперамента обнаруживает растерянность, спонтанность. В чрезвычайных ситуациях у нее может оказаться «стресс кролика», что приведет к низкой эффективности деятельности, а то и невыполнение заданий.
Меланхолик — очень впечатлительный человек, склонный к астенических эмоций. Чувства его отличаются плавностью хода, устойчивостью и слабой экспрессивностью. Это люди сверхчувствительные. Грубость, бестактность, неуважение и другие негативные моменты поведения меланхолики переносят очень больно. Им нужно спокойное, привычное окружение, где они могут успешно работать.
Следовательно, людям, которые принадлежат к этому типу, свойственна слабость как процесса возбуждения, так и торможения, они плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивные, заторможены. Для них влияние сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
Для меланхолика характерен низкий уровень психической активности, быстрая утомляемость, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладают негативные эмоции. При неблагоприятных условиях могут развиться повышенная эмоциональная уязвимость, замкнутость, отчужденность.
Характерные признаки внешнего проявления меланхолического темперамента: медленный, вялый темп движений, малоподвижна и в то же время напряженная мимика, медлительная манера речи, голос негромкий, взгляд часто сбоку или мимо собеседника, во время рукопожатия рука вялая, возможны «опущенные» уголки рта, сжатый рот, неравномерность в ритме языка. Перестает быть активным при окрика, резком замечании, привлечение к нему внимания. Во время группового активного обсуждения вопроса не всегда может проявить инициативу, особенно при оценочных суждениях, теряется в большой аудитории, избегает « контакт глаз».
Описаны типы темперамента в чистом виде редко случаются в жизни. Фактически, у всех людей сочетаются черты разных темпераментов, но преобладает один из них, поэтому трудно отнести ту или иную человека к определенному типу темперамента. На самом деле типов темперамента (как и типов нервной системы) существует больше, чем четыре, поэтому следует говорить о смешанный тип темперамента. У каждого человека на самом деле оказываются все типы темперамента, правда, в разной пропорции.
Особенности типа темперамента в каждой личности проявляются по-разному. Они меняются с возрастом, находясь в прямой зависимости от созревания и развития организма человека, его психики. Задача состоит в том, чтобы учитывать эти особенности и производить у человека умение владеть своим темпераментом.
Как же надо учитывать особенности того или иного типа темперамента личности в учебной, воспитательной и профессиональной деятельности?
Работая с холериками, следует учитывать, что они легко концентрируют свое внимание на том или ином объекте, но не могут ее быстро переключать, поскольку процессы торможения в них замедлены. Они также склонны к нарушению дисциплины на занятиях, потому что часто бывают повышен возбудимыми, склонными к аффективных реакций, их надо захватить интересными делами и давать какие поручения. Навыки и привычки в холерика образуются легко, но изменить их бывает чрезвычайно трудно. Поэтому переход от привычных действий в других, новых, должно осуществляться постепенно.
У человека флегматичного и меланхолического темперамента временные связи образуются медленнее вследствие недостаточной подвижности корковых процессов. Поэтому им нужно давать больше времени на усвоение и освоения учебного материала.
Недостаточная подвижность флегматиков приводит к тому, что они медленно переключают внимание. Работая с ними, следует подбирать задания, которые способствуют выработке большей скорости реагирования и моторной подвижности, особенно, когда они должны выполнять задачи в экстремальных условиях. Динамические стереотипы в флегматиков образуются медленнее, чем у сангвиников, а потому их надо постепенно переключать с одной привычной действия на другую.
Люди меланхолического темперамента требуют особого внимания в силу своей уязвимости, быстрой утомляемости организма. Им необходимо спокойное, благоприятное окружение и продуманный режим воздействия, который предусматривает постепенный переход от привычных условий жизни к другой деятельности и обстоятельств. Слабость нервных процессов у этих людей требует чуткого и бережного отношения к ним.
Все типы темперамента имеют свои положительные и отрицательные черты. Положительные качества холерика — активность, страстность, энергичность; сангвиника — подвижность, эмоциональность, отзывчивость; флегматика — выдержка, спокойствие; меланхолика — глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чувствительность. В то же время холерики могут быть несдержанным, резкими, аффективными; сангвиники — недостаточно сосредоточенными, легкомысленными.
В некоторых видах деятельности, например в экстремальных ситуациях, от черт темперамента может зависеть решения задач.
Поэтому для определенного вида деятельности следует подбирать людей, ориентируясь на более или менее благоприятные динамические черты их психики.
Некоторые разновидности деятельности предъявляют жесткие требования относительно темпа и интенсивности действий, следовательно, требуют специального отбора по этим качествам. Например, тому, кто выбрал профессию военного летчика, танкиста, оператора, десантника, надо иметь подвижный и сильный тип нервной системы. Это также касается людей, которые должны действовать в чрезвычайных (экстремальных) условиях.
Темперамент проявляется прежде всего в особенностях использования способов работы. Итак, черты темперамента является одной из предпосылок развития характера.
Литература
1. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / / Вопр. психологии. — 1980. — №3. — С. 101-108.
2. Алиханян СИ. Общая генетика. — М.: Высш. шк., 1985.
3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности / / Проблема способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. — М.: АПН РСФСР, 1962. — С. 19-39.
4. Белоус В.В. Темперамент как инвариант. — Пятигорск, 1997.
5. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. — М.: Наука, 1991.
6. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005.
7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1986.
8. Гільбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: Диагностика, педагогика. — К.: ВИПОЛ, 1992.
9. Голинская Е.Л. Основы генетики. — К.: Вид-во Київськ. ун-та, 1986.
10. Грофф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Московского Трансперсонального центра, 1993.
11. Общая и молекулярная генетика: Практикум / С.М. Храпунов, В.Ф.Безруков, Д.М. Голда и др. — К.: Высшая школа, 1995.
12. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад.
13. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.
14. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002.
15. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М., 1999.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975.
17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
18. Максименко В.Д. Основы генетической психологии: Учеб. пособие. — К.: НПЦ Перспектива, 1998.
19. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996.
20. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968.
21. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. — 3-тэ вид. — К.: Лыбидь, 2001.
22. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1988.
23. Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии: Учеб. пособ. / Вст. ст. В.А. Татенка, Т.М. Татенко. — К.: Лыбидь, 1998.
24. Русланов В.М. В природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / / Вопр. психологии. — 1985. — №1. -019-32.
25. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984.
26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/ Пер. с пол. — М.: Прогресс, 1982.
27. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.
28. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. С англ. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
Источник