- Особенности выражения эмоций и чувств в подростковом возрасте
- Эмоции и чувства подростков
- Что нужно знать об эмоциях
- Эмоциональные реакции и психика подростков
- Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
- Эмоциональный интеллект и подростки
- Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
- Как научить подростка владеть эмоциями за 7 простых шагов?
- Шаг 1. Обозначить ответственность
- Шаг 2. Не запрещать выражение эмоций
- Шаг 3. Научить выражать чувства экологически
- Шаг 4. Держать дистанцию
- Шаг 5. Установить границы
- Шаг 6. Контролировать удовольствие
- Шаг 7. Обсуждать фильмы
Особенности выражения эмоций и чувств в подростковом возрасте
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций па духовную жизнь наиболее очевидно.
Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни Делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий кругянлений социальной действительности небезразличен подростку 1! порождает у него различные эмоции.
Особенности аффективной сферы подростка
«Чувство взрослости»
Как отмечалось многими авторами, центральным образованием а сфере чувств подростка становится «чувство взрослости».Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых,выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением (Фельдштейн Д. И., 1999).
По мнению К. Левина, подросток находится В положении маргинальной личности (этим термином к социологии обозначают личность, принадлежащую двум культурам). Подросток большене хочет быть в сообществе детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивостьи чувствительность, застен’швость и агрессивность, лчоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и опенкам (Фельдштейн Д. И., 1996.).
Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующие:
1. Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра вкарты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений,ухаживания. Это,самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.
2. Равнение подростков-мальчиковна качества «настоящего мужчины*. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность и дружбе и т. п. Средством самовоспитания часто становятся занятияспортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые всегда считалисьмужскими.
3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого,
4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что то знать и уме п. по-настоящему. ЕНости-
мулирует развитие познавательной деятельности, содержанке которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается и самообразование (Ермолаева М. В., 2000).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
Эмоции и чувства подростков
Сегодня мы поговорим о том, какую роль эмоциональность играет в жизни подростков.
Что нужно знать об эмоциях
Начиная разговор, стоит сказать, что здесь тесно связаны 2 науки — психология и биология. Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.
Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.
Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая — определенные физиологические изменения — которые протекают в организме параллельно переживанию
Чувства – это очень важная часть каждого из нас.
Они помогают понять истинные желания, познать себя. По микроэмоциям лица можно определить, например, врет человек или нет.
Кстати, а вы знаете, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций? Такую классификацию психологи не используют.
Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Более подробно про классификацию можно узнать в нашей статье
Эмоциональные реакции и психика подростков
Подростковый возраст – период интенсивного развития и изменения эмоциональной сферы
В 11-14 лет, особенно характерны резкие перепады настроения, возбудимость. В принципе все то, что они переживают, очень полярно –все то слишком хорошо, то плохо…
Важно обращать внимание на проблемы детей, помогать их решать, с пониманием относиться к ребенку этого возраста.
После 14 лет молодые люди продолжают исследовать себя и мир, но их эмоциональное состояние постепенно становится спокойнее.
Новые события не приносят такой бури чувств, как раньше. Они лучше умеют управлять собой.
В целом в подростковом возрасте формируется общая эмоциональная направленность, поэтому именно сейчас стоит уделить время развитию этой сферы.
Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
Для начала – не паниковать. И не пытаться изменить его сразу, здесь и сейчас. Как минимум, потому что это так не работает.
5 советов психологов как помочь подростку:
А вот почему это действительно важно. Потому что если все, что вы хотите знать о своем ребенке, ограничивается только учебой…
Неудивительно, почему на контакт подросток особо не идет.
В случае повышенной эмоциональности разговоры особенно важны.
При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а после – говорите. И, успокаивая ребенка, не жалейте, а слушайте его и общайтесь с ним. Не в духе «не переживай, мой золотой, все вокруг плохие, ты один хороший», ни в коем случае.
Учите его осознавать, что происходит и решать свои проблемы с помощью коммуникации, а не посредством крика.
- Не запрещать проявлять эмоции
Вы даже не представляете, как это плохо для будущего ребенка. Из детей, которым родители не разрешали выплескивать чувства, вырастают очень скрытные взрослые, которые потом всю жизнь мучаются от того, что не могут позволить эмоциям выйти наружу.
Скрытые эмоциональные реакции – частая причина психосоматических заболеваний.
Говоря про проявление чувств, нельзя обращаться
К полу ребенка – чаще всего это происходит в сторону мальчиков – «что ты плачешь, как девчонка?».
К возрасту – «такой большой, а плачешь!».
К чувствам, которые сейчас «не вовремя» испытывать – «не плачь, это совсем не больно!» — спрашивается, а как вы узнали, больно ему или нет?
Научить выражению эмоций
Останавливаться и осознанно говорить о том, что сейчас происходит. Понимать, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство. Например, сказать: я злюсь, потому что ты обещала мне сходить в кино, и не сделала этого, вместо криков, слёз и обид.
Также стоит освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства. Хорошо помогает движение и спорт, занятия творчеством, арт-терапия – каждому своё. Нужно искать свой способ.
Следите за собой
То, как вы себя ведете в присутствии ребенка, очень сильно на него влияет. И если вы кричите, от вас постоянно слышны оскорбления, не удивляйтесь, если в дальнейшем вы услышите тоже самое от ребенка.
Речь о том, что родителям нельзя показывать, что они чувствуют. Нужно говорить об этом правильно.
Разговаривайте с подростками
Некоторым этот совет может показаться странным. «Ну, спрашиваю я у него, как дела, как оценки в школе, доброе утро и спокойной ночи тоже говорю. Он отвечает «нормально» и на этом диалог заканчивается. От меня-то что еще нужно?!»
Развивайте эмоциональный интеллект
Как свой, так и своего ребенка.
Смотрите на каждый эмоциональный всплеск не с точки зрения проблемы, а с точки зрения очередной возможности для развития.
Эмоциональный интеллект и подростки
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими
Владение помогает в жизни лучше налаживать контакты с другими людьми, разбираться в своих чувствах, грамотно просить помощи, и уметь говорить «нет», поддерживать и понимать окружающих.
Сейчас этот навык актуален, как никогда – это не только собственный психологический комфорт, но и большой плюс практически для любой профессии.
Не зря эмоциональный интеллект назван, важнейшим навыком 21 века и присутствует практически во всех списках требований работодателей к сотрудникам.
Несмотря на это, способностью узнать и назвать то, что сейчас чувствуешь, обладает достаточно немного людей.
Если эмоциональный интеллект развит и у родителей, и у ребенка – представляете, насколько сильно это укрепляет связь между ними и на какой новый уровень может выйти общение?
Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
В тренинг центре К.О.Т. проводятся специальные бесплатные семинары для родителей–занятия, на которых профессиональные психологи помогают разобраться в проблемах воспитания детей и отвечают на вопросы родителей. Одна из важных тем – эмоциональный интеллект. Выбирайте подходящую дату и время и записывайтесь на семинар!
Курс «Властелин эмоций» для детей и подростков поможет научиться выражать негативные чувства, не обижая окружающих, лучше понимать себя и контролировать своё поведение. В итоге курса участники становятся более эмоционально устойчивыми.
В принципе, психология не делит мир на строго черное и белое. И эмоции – не исключение. Они – верные помощники, с которыми стоит учиться находить общий язык.
Вам интересно, на сколько Ваш ребенок умеет понимать и выражать свои чувства? Пройдите короткий тест, и вы получите ответ и рекомендации психологов!
Источник
Как научить подростка владеть эмоциями за 7 простых шагов?
31 января 2020 . Раздел Подросток
У подростков эмоции зашкаливают, потому что в их жизни многое происходит впервые. Друзья и враги, любовь и искушения, гнев, обиды, депрессии, пристрастия. Испытание для всей семьи! Управлять своим ребенком вы уже не можете, и с этим стоит смириться. Но вы поможете, если научите подростка владеть эмоциями. Этот навык нужен всем — от уборщиков до президентов, потому что дает возможность действовать «на холодную голову» эффективнее, и налаживать хорошие взаимоотношения.
Шаг 1. Обозначить ответственность
Объясните ребенку, что во взрослом возрасте он должен отвечать за собственное эмоциональное самочувствие. А вы, конечно же, поддержите его своей любовью.
Шаг 2. Не запрещать выражение эмоций
За такими эмоциями, как грусть, гнев, обида, отчаяние закрепилось название «негативных». Их часто советуют избегать, маскировать. Но это неправильно! Эмоции сами по себе не являются «хорошими» или «плохими», они скорее «сигнальные огоньки», сообщающие о приемлемости или неприемлемости событий для человека. Поэтому пытаться скрыть «внутреннюю бурю» нет смысла, потому что проблему спровоцировали чувства. Эмоции необходимо проживать и выражать, но разумно.
Шаг 3. Научить выражать чувства экологически
Ребенок играет в компьютерную игру, но уже время укладываться спать. И именно тогда, когда вы напоминаете ребенку о сон и он отвлекается, в игре выскакивает очередной монстр и портит всю игру! Естественно, ребенок чувствует злость. Эмоцию невозможно не почувствовать и вредно притворяться, что ее нет. Но выразить можно по-разному, от неприемлемого крика «Ты всегда . мне мешаешь!» до приемлемого «Ох, ну до чего же обидно! Я три часа проходил сюжет!».
Если ребенок в гневе отзывается неприемлемо, самое время научить его своим примером. Строго, но сдержанно скажите: «Сочувствую. Но я не хотела тебе навредить. Высказывайся вежливо, потому что мне очень обидно слышать грубые слова».
Шаг 4. Держать дистанцию
Если чувства кипят, и вы чувствуете, что готовы сорваться — выйдите в другую комнату, на кухню, на улицу, куда-нибудь. Главное — создать дистанцию и держать ее, пока не успокоитесь. И обязательно научите этому действенному приему ребенка.
Шаг 5. Установить границы
Психологические границы — это собственные мысли, время, чувства, мечты. Немало эмоций возникает в случае нарушения этих личностных границ. И если со взрослыми людьми проще — каждый отвечает за себя, то за подростка отвечают родители, поэтому его «собственная территория» меньше и зависима. Чтобы уменьшить столкновения на границах (полностью исключить их невозможно, увы), договоритесь с ребенком, что он должен беспрекословно: общаться вежливо, помогать в домашних делах, предупреждать об опоздании и т.д. Если вокруг какого-то вопроса раз за разом вспыхивают бурные эмоциональные конфликты, возможно, подростку нужно предоставить больше самостоятельности.
Шаг 6. Контролировать удовольствие
«Положительные» эмоции стоит контролировать, потому что удовольствие от чего-то (игры, соцсети, еда) при отсутствии ограничений перерастают в зависимость. К сожалению, многие взрослые не усвоили эту науку, поэтому требовать от подростка такого уровня самоконтроля рановато. Поэтому анализируйте с подростком, как он проводит день, с чего больше всего радуется, и помогайте ему заполнить время достойными делами. Объясняйте, что удовольствие от полезного труда, реальных достижений значительно выше, чем от просмотра смешных видео в интернете и других «пассивных развлечений». Они тоже нужны, но в меру.
Настоящее спасение в этом сложном деле — кружки. Это и достижения, и удовольствие (если кружок выбрал сам подросток), и общение в безопасном окружении.
Шаг 7. Обсуждать фильмы
Абсолютное большинство подростков любит просматривать кино. Поэтому занимайтесь этим вместе! Не избегайте сложных, взрослых лент с острыми проблемами. А после просмотра обсудите, через какие именно эмоции люди поступали так. Обратите внимание ребенка на то, что герои, которые умеют контролировать чувства, находят в них «топливо» для героических поступков; зато персонажи, которые не сдерживаются, только портят свою жизнь.
Наука владения эмоциями сложна, ее освоение может длиться годами. Главное — не впадать в отчаяние из-за неудачи и помнить об истинных жизненных ценностях.
Источник