Способы развития чувства формы

Способы развития чувства формы

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Часть 1

На протяжении многовековой истории человечества музыка играет важную роль в процессе воспитания, способствует умственному развитию детей, расширяет кругозор, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Многочисленные исследования подтверждают целесообразность формирования музыкальных способностей, начиная с раннего возраста, так как недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.

Самый важный этап для развития музыкальных способностей ребенка — дошкольный период. Уделяя внимание формированию музыкальной культуры в это время, родители закладывают фундамент для гармоничного развития личности ребенка в будущем. Рассмотрим основные виды музыкальных способностей и способы их развития.

Существует три вида музыкальных способностей:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий, то есть способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух, то есть позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Чувство музыкального ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Для развития музыкальных способностей необходимо выполнять определенную работу, о которой необходимо рассказать отдельно.

Развитие ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения. Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволит добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Развитие слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;
  • определение направления звука и местонахождения его источника;
  • различение голосов;
  • повторение простых мелодий на слух.

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  • декламирование стихов;
  • речевые игры, которые проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей;
  • простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока; дети также могут маршировать под музыку;
  • использование любых ударных инструментов.

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса детям от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать. На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и торжественного марша. Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Так формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песен с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;

освоении элементарных азов игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант — посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. Таким образом, основная цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Заниматься развитием музыкальных способностей детей дошкольного возраста, конечно, можно и самостоятельно, но, безусловно, занятия музыкой с профессиональным музыкантом, опытным педагогом дадут более быстрый и заметный результат. В нашем развивающем центре «Летиция» организованы различные занятия по развитию музыкальных способностей детей как дошкольного, так и школьного возраста: обучение детей вокалу и игре на различных музыкальных инструментах. Занятия проводит замечательный и опытный педагог с прекрасным голосом, являющийся специалистом по обучению детей музыке по системе К. Орфа. Особой популярностью пользуются занятия детей в ОРФ-оркестре. Дети, занимающиеся по этой программе, обучаются игре на нескольких музыкальных инструментах и у них развиваются все музыкальные способности. Занятия музыкой в нашем детском центре проводятся как индивидуально, так и в группе.

Источник

Консультация «Развитие чувства формы и воображения у ребенка 5–6 лет в процессе общения с природой»

Ольга Деменкова
Консультация «Развитие чувства формы и воображения у ребенка 5–6 лет в процессе общения с природой»

Развитие чувства формы и воображения у ребенка 5-6 лет в процессе общения с природой.

Красота формы производит сильное впечатление на детей. Они любят рассматривать разнообразные природные формы. Природа-художница очень избирательна в создание красивых форм. Наблюдая за небом, можно заметить,что облака бывают разные: одни похожи на пушистую белую вату, а другие напоминают перья. Позднее, в школе, дети узнают, что это кучевые и перистые облака.А пока стоит внимательнее приглядываться и пофантазировать: можно увидеть облачко-овечку, облачко-крокодила.

Необозримый простор для развития у детей фантазии дают растительные формы: берёзовый листочек, словно маленькое сердечко, дубовый напоминает след диковинного зверя, а кленовый-золотую корону или нарядный фигурный воротничок. Совершая с детьми увлекательное путешествие в мир цветов, обратите внимание на неповторимую прелесть скромных полевых цветов. Вот ромашка надела на свою кругленькую жёлтую головку нарядной веночек из узеньких беленьких лепестков. У неё прямой стебелек и сильно рассеченные листочки. Рядом с ней качается на своём тоненьком изогнутом стебельке колокольчик, нарядившись, а в голубенький колпачок с зубчатыми краями. А садовые цветы поразят детей пышностью, изысканностью форм и бесконечным разнообразием. Как хороша королева цветов Роза! Её нежные лепестки, изящно изогнутые с краю, в середине цветочной розетки они свернутые в трубочку и плотно прилегают друг к другу.

Удивительный цветок львиный зев не зря получил такое странное и забавное название. Предложите детям приглядеться к нему повнимательнее. Ведь по форме он действительно напоминает голову зверя.

На берегу водоема можно полюбоваться пластичностью форм ракушек. Обратите внимание на улитку. Природа-искусница подарила ей необычный спиралевидный домик. Совершенно обтекаемая форма рыбок, резвящихся в воде. Водоплавающие птицы (уточки, гуси, лебеди) поражают красотой силуэта, плавностью линий.

Стрекозы как маленькие самолётики летают над водоемом.

А сколько открытий таит лес!Перед детьми предстает целый мир сказочных образов: пни-спруты, сучки-оборотни и другие. Надо только ввести детей в этот удивительный и прекрасный мир природы, тогда он раскроется перед ними во всей своей красе и многообразии, откроет свои тайны.

Воспитатель логопедической группы Деменкова О. С. ,

ГБДОУ №73 Приморского района Санкт-Петербурга.

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС № 14 г. Байкальска, Шеметовой Марины Владимировны Ядро музыкальности образуют.

Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте: Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение.

Консультация для родителей «Всестороннее развитие ребенка в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45» Консультация для родителей на тему: «Всестороннее.

Консультация для родителей «Развитие фантазии и воображения у ребенка» Развитие фантазии и воображения у ребенка. Воображение и фантазия — этовиды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой» Руководя познанием природы и приобретением детьми сенсорных способностей, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение.

Консультация «Радость общения с природой» Природа пробуждает в нас прекрасные чувства, помогает справиться со стрессами лучше любого терапевта, только нужно уметь видеть и понимать.

Развитие творческого воображения дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда Середа Елена Александровна, воспитатель, БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №37» Цель: применение проектного метода обучения в.

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения Статья на тему: Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения Общение — это не просто безразличное восприятие.

Экокультурная развивающая предметно-пространственная среда — основа опыта общения ребенка с природой Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры.

Источник

Оцените статью