Способы эмоциональной разрядки у водителя

Титова А. А. Эмоциональный фактор в деятельности водителей
статья на тему

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей.

Скачать:

Вложение Размер
статья 20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный фактор в деятельности водителей. Влияние эмоций на работоспособность и состояние водителей.

Работа выполнена под руководством Горюшинского В. С.

ТГТУ Кафедра «ОПиБД»

«Обстоятельства не правят нами – это мы, сталкиваясь лицом к лицу с обстоятельствами, руководим, выбираем и упорядочиваем.»

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей. На водителей действуют перегрузки, вибрации, сильные акустические воздействия и т. д., ситуации риска, которые связаны с боязнью совершить ошибку.

Основной фактор, который вызывает у водителей эмоциональное напряжение – необходимость постоянно оценивать дорожную обстановку, принимать решения в условиях недостатка времени. Степень эмоционального напряжения водителя постоянно меняется в процессе его деятельности. Очень важно быстро и безошибочно действовать даже при эмоциональном напряжении.

Все люди разные. У всех разные способности, характер. В опасной ситуации водитель с твердым характером, уверенный в себе, своих навыках будет действовать точно и быстро. Намного чаще попадают в аварии водители, у которых происходит частая смена настроения.

Очень важно для водителя не поддаваться панике, страху. Нужно быстро и решительно действовать.

Обиды и неприятности не оставляют водителя, когда он садится за руль. Депрессия или возбуждение затрудняют процесс восприятия и обработки информации, что увеличивает ошибочную деятельность водителя. Не следует садиться за руль человеку, пережившему трагедию, не нужно слушать за рулем грустную музыку, новости сообщающие о чем-то плохом. Глубокие эмоциональные переживания могут вызвать рассеянность, невнимание, и как следствие, дорожно-транспортное происшествие.

К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Она может быть результатом усталости, бессонницы, головной боли и однообразной деятельности. [1, стр. 19]

Существует феномен пустого взора – человек смотрит в какую-то точку, на какой-то предмет и не видит его, так как он задумался. Это очень опасно для водителей.

В литературе описан еще один, родственный пустому взору феномен, получивший название временного провала или дорожного гипноза. Он заключается в том, что после выполнения какой-то рутинной задачи, длинной прогулки или ведения машины человек не может вспомнить, что делал, когда и какие места прошел или проехал. [1, стр. 26]

Может появиться сонливость. Однообразный ландшафт, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние. Его иногда называют сонным опьянением или ступором. Появляется вялость, апатия, отвлеченные мысли, которые не имеют никакого отношения к управлению автомобилем. При этом резко снижается готовность водителя к изменениям дорожной обстановки.

Так же некоторые объекты на дороге могут выглядеть или казаться не такими, каковыми они являются на самом деле. [3, стр. 18]

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: чувство ответственности за безопасность пассажиров, сохранность груза, частое принятие ответственных решений, скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств.

Существуют так же зрительные и слуховые раздражители, которые влияют на эмоции водителя. Например, не отрегулированный свет фар встречных автомобилей раздражает водителя. Из-за громкой музыки водитель часто не замечает работу двигателя, сигналы других автомобилей, сирену спец. машин. Но в дальней дороге она помогает не заснуть за рулем. Так же помогает разговор с пассажирами, негромкое пение. Можно посасывать кислые конфеты или жевать жвачку. Можно проветривать кабину и не допускать повышение температуры в салоне автомобиля. Лучше прослушивать легкую бодрую музыку, спортивные радиопередачи. Но не следует их слушать в городе, так как они сильно отвлекают внимание.

Из-за различных брелков и игрушек, установленных на панели автомобиля, водитель, сам не замечая, становится раздражительнее.

Также очень важны такие параметры, как плохая видимость, неудобное сиденье, частые перепады температуры в автомобиле, недостаточная освещенность дороги в темное время суток, попадание в кабину паров бензина или отработанных газов.

Работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.

Работоспособность зависит от условий работы, половой принадлежностью, состояния здоровья, настроение, и т.д. Эмоции действуют на человека очень сильно. Отрицательные эмоции, например, плохое настроение, вызывают утомлению, чувство страха, неуверенности. Положительные эмоции, наоборот, помогают быстрее войти в рабочий ритм. Но положительные эмоции могут также отрицательно влиять на деятельность водителя. Машина – источник повышенной опасности. Водитель за рулем не должен отвлекаться ни на что. Он обязан сосредоточиться на процессе вождения.

Очень важно за рулем не отвлекаться на посторонние вещи. Например, на сотовый телефон, на пассажиров.

Бывают такие случаи, когда дорожно-транспортное происшествие происходит по вине пассажиров, которые чем-то помешали водителю или отвлекли его от дороги. Некоторые люди стараются доказать, что они знают все лучше, в том числе пытаются показать и навыки вождения у них лучше. Они вводят водителя в стресс и провоцируют аварию.

Не во всех случаях можно контролировать стрессор, но можно научиться контролировать свою реакцию на стресс. Существуют такие техники, которые могут быть эффективными в фокусировании на эмоциях, как глубокое дыхание, тренинг прогрессирующей мышечной релаксации, визуализация. [2, стр. 4 — 5]

Умение контролировать свои эмоции поможет в различных ситуациях. Нельзя позволять другим людям влиять на свои эмоциональные и физиологические реакции, особенно за рулем.

Водителю необходимо знать свои психологические возможности, возможности в управлении автомобилем.

  1. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. – 352 с.
  2. Хлудова О. В. Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстримальным ситуациям: Материалы для тренинга. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. Ун-та, 2004, 48 с.
  3. Девид Майерс «Интуиция», перевод с англ. Малкова И. И. – СПб.: Питер, 2009, 250 с.

Источник

Статья на тему «Регуляция и контроль эмоционального состояния начинающего водителя»

Регуляция и контроль эмоционального состояния начинающего водителя

Устранение нежелательных эмоциональных состояний

К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А.В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц [8, c . 291].

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л.Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен»».

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

— Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.

— Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).

— Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.

— Физическая разрядка (как говорил И.П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.

Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки.

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.

Уход — это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция — это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.

Смещение — подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование — поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки — и агрессивность.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», — писал В. Гюго.

Использование дыхательных упражнений, по мнению В. Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

1) без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох;

2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;

3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;

4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;

5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;

6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;

7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

— вдох носом — выдох носом;

— вдох носом — выдох ртом;

— вдох ртом — выдох ртом;

— вдох ртом — выдох носом.

Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Почему соски не чувствуют
Оцените статью