Эмпатийность
Если ты замечаешь чувства другого человека – это помогает лучше понять его. Сопереживать и сочувствовать – это значит прислушаться сердцем к состоянию другого человека, к его настроению. В общении очень важно понимать как свои чувства, так чувства других людей. Очень важно уметь чувствовать с другим человеком – сочувствовать. Сочувствовать – это прикасаться к чувствам другого человека, к его внутреннему миру.
Эмпатия
Эмпатия – понимание и разделение эмоций, аффектов и чувств другого человека. эмпатия – это скрытый коммуникационный процесс без публичного их проговаривания.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Различают:
1.Эмпатию эмоциональную – основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого
2. Эмпатию когнитивную – базирующихся на интеллектуальных процессах – сравнении, аналогии и пр.;
3.Эмпатию предикативную – проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
Как особые формы эмпатии выделяют:
1. Сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, через отождествление с ним;
2.Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.
Эмпатическая способность обычно возрастает с углублением жизненного опыта; Эмпатия легче реализуется при сходных поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Об этом писал Вильям Блейк в стихотворении «О скорби ближнего»
Разве ближних вам не жаль,
Если гнетет печаль?
Зная ближнего мученья,
Кто не ищет облегченья?
Можно ль, видя слёз ручьи,
Не прибавить к ним свои?
Если сын ваш тяжко стонет?
И какая может мать
Вместе с крошкой не страдать?
С возрастом способность к эмпатии снижается. Мешает формированию эмпатии эгоцентризм.
Адлер считал, что эмпатия – это врожденное чувство общности. У живого существа существует непроизвольное реагирование на болезненные эмоциональные состояния другого и на жизненную ситуацию, в которой оказывается другой.
По некоторым данным женщины более склонным к эмпатии, чем мужчины. Формы эмпатического поведения – сопереживание и сочувствие – по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Сопереживание более характерно для младших школьников, а сочувствие – для подростков.
Сопереживание взрослым и животным чаще наблюдается у мальчиков, а сочувствие – у девочек
Сопереживание и сочувствие
Важным свойством личности, предрасполагающим к бескорыстному поведению, является сопереживание и сочувствие
Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, который испытывает другой.
Сопереживание может перерастать в сочувствие и в стремление к оказанию помощи.
Помощь носит жертвенный характер, это когда человек «отрывает от себя».
С Шварц (S.Schwartz, 1977) разработал модель бескорыстной помощи.
1. Стадия актуализации — восприятие нужды и ответственности:
— осознание того, что человек находится в состоянии нужды;
— понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение;
2. Стадия обязанности – конструирование норм и зарождение переживания моральной обязанности:
— активизация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных норм.
3. Стадия защиты – рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка:
— определение затрат и оценка возможных исходов;
— переопределение ситуации и её переоценка посредством отрицания: состояние нужды (его реальности и серьёзности), ответственности за своё действие, уместности актуализированных перед этим норм;
— повторение предшествующих этапов с учётом произведённых переоценок.
4. Стадия реакции:
— действие или бездействие.
С возрастом способность к сопереживанию и сочувствию снижается. Мешает формированию и проявлению сопереживания и симпатии такое свойство личности, как эгоцентризм, а также испытываемый психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация).
Для высоко сопереживающих личностей характерны мягкость, доброжелательность, общительность, для низко сопереживающих личностей – замкнутость, недоброжелательность.
Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастия другого(выражение сожаления, соболезнования и т.п.).
1. Буквально – в соответствии с греческими корнями (сим и пато), чувствующий вместе с другим. Следовательно, набор обстоятельств, в которых человек разделяет чувства другого. Как правило, из-за первоначального греческого использования этот термин употреблялся только в отношении болезненных и неприятных эмоций.
2. Ощущение сострадания или понимания, позволяющее человеку интерпретировать или оправдывать действия и/или чувства другого.
«Сочувствие – 1. появление одинаковых эмоций у разных людей при одних и тех же обстоятельствах. Чаще в таком значении термин употребляется в отношении отрицательных эмоций.
2. сострадание, вызванное способностью представить себя в положении несчастного человека»( В.А. Жмуров) .
Сочувствие — это умение понимать и разделять отрицательные эмоции другого человека, возникшие перед лицом жизненных трудностей.
В сочувствии есть две стороны. С одной стороны, своим сочувствием вы говорите человеку, что он вам не безразличен, тем самым оказывая ему поддержку; с другой стороны, вы подкрепляете его расстройство, его негативные эмоции, по сути, приучаете к проблемному поведению.
К сожалению, отказ в сочувствии нередко расценивается как конфликтоген, и расстроенный человек, не получив сочувствия, ощущает моральное право выдвинуть встречные обвинения в равнодушии.
Виды сочувствия
Сочувствие бывает разным:
я могу вместе с человеком, в унисон ему, поныть про то, как все плохо и на этом дело кончится (точнее это называется состраданием).
я могу оказать поддержку, подарить тепло, заботу и этим тоже помочь.
Сочувствие правильное и сочувствие невовремя
Сочувствие бывает нужно тогда, когда человек не в ресурсе, сильно расстроен, у него где-то что-то болит. Но не всякое сочувствие — полезно. Как и любое другое действие, сочувствие может иметь два направления: потому что человеку было плохо или для того, чтобы ему стало хорошо.
Если я хочу рядом с собой вырастить человека сильного — когда-то я могу ему посочувствовать, разделить между нами его переживания для того, чтобы дать ему сил справиться с его трудностью. Если такое случается редко — это нормально: всем бывает тяжело и больно. Если же человек злоупотребляет сочувствием и вместо прибавления силы переходит еще больше в позицию жертвы, разводя лапки и ожидая, что я за него обязательно все сделаю, ведь я сочувствую — такое сочувствие неуместно и невовремя.
Сочувствие должно быть с умом: сочувствие без ума часто приводит к безответственной помощи: см. иллюстрации безответственной помощи.
Сочувствие невовремя есть не помощь, а провокация на позицию Жертвы. Уверенное отсутствие сочувствия ошибочному поведению есть один из способов переключения человека на новое, более адекватное поведение. Возможно, на вас будут сердиться за ваше жестокосердие, но вы реально сможете человеку помочь.
Сочувствие и сострадание
Сострадают Жертвы (и Жертвам). Резонируют с чужим «мне плохо» и вместе страдают. А сочувствие — это другое. Сочувствие иногда проявляется ещё и в том, чтобы оставить человека наедине со своими переживаниями.
***
Автор: Н.И. Козлов
СостраданиеСострадание — способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.
Сострадание — это наше, российское, а по поводу своего всегда разбираться трудно. Российский менталитет удивителен: забота о здоровье в российской культуре ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать (уходить от) тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Почему? Потому что он теперь страдает. И у нас — сострадание.
Кто работал с созависимостью, знает, какая это больная тема: «Как же он без меня?» — и женщина годами живет с алкоголиком, поддерживая его в алкоголизме и лишая нормальной жизни себя. Потому что ему будет без нее совсем плохо, потому что он будет страдать, и она это чувствует, она не бесчувственная, у нее есть чувство сострадания. Сострадание — звенящая нота нашей культуры, подарившая нам и много красивого, доброго, и одновременно принесшая нам много боли и страданий.
Сострадание — способ поддержки, характерный для женской культуры. В мужской культуре сострадание не принято и не востребовано.
Воспитывая в детях сострадание, мы получаем два разнонаправленных результата. С одной стороны, мы хотим предупредить в детях безразличие и жестокость: мы полагаем, что, чувствуя боль другого, ребенок едва ли будет причинять ему боль. Уверенности в успехе тут немного: сентиментальные люди ничуть не менее жестоки, чем не сентиментальные. С другой стороны, мы по факту подкрепляем расстройство другого человека, его негативные эмоции, по сути приучаем к проблемному поведению.
Мужчины не расположены к состраданию и по другой причине: в мужской культуре принято скорее думать, нежели чувствовать, и делать что-либо «без раздумий» считается дурной привычкой. В ситуации, где необходима помощь, сотрудники МЧС помощь организуют и оказывают, но делают это продуманно, имея план и просчитывая эффективность тех или иных мероприятий.
Если сострадающие женщины включаются в дело помощи, занимаясь реальной помощью, это полезно и нужно. Если сострадающие женщины делают скорбные лица, плачут и от помощи отвлекают — они обслуживают только себя и свои чувства, а делу мешают.
Сострадание дает не любовь к людям, а суррогат любви. Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов, приучается думать не только о себе и умеет заботиться о людях ответственным образом.
Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития. Это люди обычно из низших социальных групп, более склонны к тревожности и враждебности перед лицом опасности;.
Когда сострадание уместно и оправдано? Когда у человека большое горе, он часто теряет контакт с окружающими, и восстановление его душевных сил затруднено. Если в это время выразить ему сострадание, это окажется уместной пристройкой, даст возможность наладить с ним контакт, и тогда постепенно окажется возможным ему помочь.
Обезболивающие средства — не способ нормальной жизни, но в медицине они оказываются уместны. Также и сострадание — когда человеку очень плохо, как временная мера — сострадание уместно. Делать же сострадание нормой жизни, жить состраданием — не вполне адекватно.
Источник
Эмпатия и социализация: что это и как её развить
Раскрываем понятие эмпатии, рассказываем, как её развить, и объясняем, почему высокий уровень эмпатии может быть полезен для социализации ребёнка на семейном обучении.
Что такое эмпатия
Эмпатией называется способность считывать эмоциональное состояние другого человека и соизмерять его с собственными мыслями и поступками.
В нейрофизиологических механизмах эмпатии участвуют зеркальные нейроны. Приматов эти клетки заставляют повторять друг за другом одни и те же действия (обезьянничать), а людей — смеяться над книгами, плакать над фильмами, заводить друзей.
Не стоит путать эмпатию с состраданием — её можно проявлять не только к негативным эмоциям. Эмпатия — это осознанный отклик на чувства собеседника; на высших уровнях — без «примеривания» чужих ощущений на себя.
Шкала эмпатии
Развитие эмпатии начинается с рождения. Когда младенец видит улыбку мамы, бессознательно улыбнётся ей в ответ (обезьянничает). Немного подросший малыш начинает считывать чувства взрослых по движениям, мимике, словам. Если папа нахмурился, значит, ему грустно, его нужно обнять, если брат покраснел, значит, он злится, лучше отойти в сторонку.
Дальше в развитие эмпатии включаются социальные факторы, и в связи с этим способность к ней может снижаться. Например, жители мегаполисов считаются менее восприимчивыми к людям, чем провинциалы. Горожанин может легко пройти мимо лежащего на земле человека, в то время как сельский житель обязательно поинтересуется, что случилось.
Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика до полного погружения во внутренний мир собеседника. Выделяются следующие уровни:
- Низкий уровень эмпатии. Основан исключительно на работе зеркальных нейронов. Просто считывание невербальных сигналов и сопоставление их с тем, что видел раньше.
- Средний уровень эмпатии. Хочется понять человека, выяснить причину его переживаний, выслушать предысторию. Проявляется умение ставить себя на место собеседника.
- Высший уровень эмпатии. Способность быстрого считывания новых людей без перетаскивания их проблем на себя. Рациональный анализ эмоционального состояния человека, позволяющий оказывать ему реальную помощь.
Как развить эмпатию
Поколение Z (родившиеся после миллениума) не мыслит себя без гаджетов. Нашим детям проще написать, чем позвонить. При этом по оценкам социологов, начиная с 2000 года в обществе наблюдаться резкий спад эмпатии.
Интернет вытесняет реальное общение из повседневной жизни. В Сети чувства прячутся за эмодзи. Подрастающему поколению всё труднее понимать других людей и проявлять к ним участие.
Для развития эмпатии существуют специальные упражнения. Вот несколько из них:
- Эмоциональный словарь. Предложите ребёнку завести блокнот и записывать туда свои эмоции и ощущения. Просто фиксировать, не пытаясь озаглавить. Придумывать названия и классифицировать вы будете вместе. Удивительно, но психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний, в то время как обыватель с ходу может назвать не больше двух десятков. По мере пополнения словаря, вы и ваш ребёнок поймёте, насколько разнообразна палитра чувств человека, и сможете использовать её в общении.
- Составление предложений. К этому приёму часто прибегают на занятиях по эмоциональному интеллекту в «Домашней школе Фоксфорда». Когда ребёнок испытывает какую-нибудь сильную эмоцию (гнев, восторг, изумление), предложите ему закончить фразу: «Я чувствую . потому что. ». Проговаривание своих чувств способствует их анализу и приучает внимательнее относиться к ощущениям других.
- Перестановка ролей. Элементарное проявление эмпатии — поставить себя на место другого человека. Составьте с ребёнком список людей, в которых он хотел бы перевоплотиться. Это могут быть как известные личности, так и люди из ближнего круга. Например, предложите ребёнку представить себя в роли соседского мальчишки, с которым он на днях повздорил. Затем попросите его ответить на ряд вопросов от имени его персонажа. Например: как тебя зовут, сколько тебе лет, чем ты увлекаешься, что ты больше всего любишь, что тебя огорчает и так далее. Обсудите с ребёнком его ответы.
Эмпатия и социализация
Хоумскулеры обычно получают более качественное общение, чем обычные школьники. Они не являются «узниками» класса и чаще всего контактируют с теми ребятами, с которыми им интересно.
При этом некоторые дети на семейном обучении могут испытывать трудности в установлении первичного контакта и поддержании диалога. Как правило, из-за банальной нехватки опыта.
Развитие эмпатии может восполнить этот пробел. Чем лучше ребёнок разбирается в своих и чужих эмоциях, тем ему проще сделать первый шаг. Дети-эмпаты без труда находят друзей и гораздо меньше прячутся в социальных сетях.
Попробуйте время от времени проделывать со своим ребёнком описанные выше или другие упражнения на эмпатию, и вы увидите, что его отношения со сверстниками и взрослыми станут складываются гораздо проще.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник