Способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний

Способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний

Эмоциональная децентрация (от лат. de – отрицательная приставка + centrum – центр круга) – способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека.

Развитие общения ребенка со сверстниками способствует формированию у него новой стадии эмоционального развития, которая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентрации^

Эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две

системы отношений – отношения послушания и некритичного принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром (Цукерман Г. А., Мастеров Б. М., 1995).

Результаты исследований показывают, что отношение ребенка к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста (Коломинский Я. Л., 1977).

Источник

Эмоциональная децентрация

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Эмоциональная децентрация» в других словарях:

ГОТОВНОСТЬ — к школьному обучению, совокупность морфофи зиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной… … Российская педагогическая энциклопедия

ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению — совокупность морфофизиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью… … Российская педагогическая энциклопедия

Эмпатия: механизмы — это системная работа психич. процессов и свойств личности, к рая обеспечивает возникновение эмоционального понимания или эмоционального отклика на переживания др. человека, т. е. эмпатию. Психол. механизмы эмпатии (Э.) зависят от функций, к рые Э … Психология общения. Энциклопедический словарь

Агрессивность — (лат. aggressio нападать) устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему,[1] либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). Хотя… … Википедия

Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

Когнитивно-поведенческая психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия

ЭЛИАС (ELIAS) Норберт — (1897 1990) немецко брит. социолог. Творческую продуктивность Э. во многом определяет то особое стимулирующее воздействие, которое оказала на него запоздалая реакция публики. Основное произведение Э. О процессе цивилизации , написанное еще в 30 е … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

Источник

Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста

Елена Кузнецова
Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста

Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребёнка формируются в основе своей в дошкольном возрасте и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний. Современное эмоционально-экспрессивное развитие дошкольника подразумевает наличие у ребёнка представлений об основных эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина).В структуру данных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение, импрессивное значение (переживание, ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в признаках (мимических, пантомимических) различных эмоций и соотносить их определённым значением [25].

Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова рассматривают восприятие относительно формирования перцептивного образа, т. е. организация воспринимаемого объекта в комплексе его свойств и качеств. Совокупность организованных признаков (мимика, жесты, позы, речь и др.) при восприятии является предметом опознавания, т. е. основой для определения модальности и содержания наблюдаемого экспрессивного поведения. Формирование перцептивного образа и сличение его с системой социально-перцептивных эталонов и есть суть процесса опознания. Идентификация эмоциональных объектов детьми дошкольного возраста по мнению автора имеет свою специфику. Возрастные особенности, прежде всего, определяют структуру идентификации эмоций у дошкольников. В неёвходят следующие компоненты: восприятие экспрессии, анализ соответствия экспрессивных признаков определённому эмоциональному содержанию, понимание эмоционального содержания, сопереживание (сочувствие) эмоциональному состоянию [29].

Изучение общих закономерностей эмоционально-экспрессивного развития, по мнению А. Д. Кошелевой, значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста. Одним из ключевых направлений процесса эмоционального развития автор рассматривает становление восприятия и воспроизведения младшими дошкольниками эмоциональных состояний. Установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства [21].

Социальные чувства (эмпатия, сопереживание, любовь к близким) являются непреходящими новообразованиями дошкольного детства в развитии эмоциональной сферы. Около 3-4 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых [16].

Симпатии и сочувствия побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует [54].

Г. А. Урунтаева у детей 4х лет отмечает их эмоциональную уравновешенность и жизнерадостность. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно [44]. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) рассматриваются в этой группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают своё дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребёнка. Автор указывает, что главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает человек. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость [44].

Постепенно дошкольниками осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами помогают ему глубже осознать переживания другого [47].

На четвертом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, по мнению С. Г. Якобсон, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции [49]. Такая возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания.

На изменение роли эмоций в деятельности дошкольника указывает С. Г. Якобсон. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошего настроения окружающих. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, и общении с ними. Эта потребность является предпосылкой развития социальных эмоций. Происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Как подчеркивает автор, ещё одним новым источником эмоций становятся события, происходящие в вымышленном мире с героями литературных и сценических произведений [49].

В период с трех до четырёх лет дети активно владеют речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. У детей младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок [49]. Дети учатся называть и передавать с помощью жестов и различных движений разные эмоциональные состояния, учатся подбирать слова синонимы. Именно дети младшего дошкольного возраста начинают отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других.

В младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, он – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано, в том числе и с возрастающей физической выносливостью).

В данном возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе воспринимать и сопереживать чувствам другого человека. На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь [49].

Эти новые источники изменяют и содержание эмоций, и их динамику. События, происходящие с вымышленными персонажами, вызывают сопереживание – радость и беспокойство за одних, негодование в адрес других. Эмоции по поводу взаимоотношений не исчезают как огорчение из-за не доставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе [49].

Дети четырех лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания, гордятся родителями. Развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля» [21].

Повышение роли образного понимания эмоциональных состояний – это начальный этап развития эмпатии, одно из условий овладения словесными обозначениями эмоций, условие эмоционального благополучия в группе сверстников. Н. С. Ежковой указывает, что переход образного понимания эмоциональных проявлений на уровень осмысления невозможен без их точной вербализации [12]. В младшем дошкольном возрасте сущность эмпатийных переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнёра как самостоятельных объектов общения и переживания. Ребенок в процессе общения со взрослыми и сверстниками начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сопереживание, сочувствие, содействие) [19].

Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова указывают, что становление эмоциональной регуляции общения и поведения в младшем дошкольном возрасте обуславливает появление эмоциональной децентрации, становления способности ребенка к эмпатии, проявляющей себя в последовательной смене форм ее проявления, от сопереживания к сочувствию, а от него к содействию [14]. С. Г Якобсон подчеркивает, что этот возраст подготавливает возникающую в пять лет способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции [49]. Развитие способности к эмпатии находится в прямой зависимости с уровнем развития у младшего дошкольника способности к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства.

На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением [21].

Т. В. Гребенщикова выделила критерии эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста:

• наличие внимания и интереса к эмоциям человека (3-4 года) / наличие внимания и интереса к экспрессии человека (с 4-х лет);

• восприятие экспрессивных признаков (мимики, пантомимики) (с 4-х лет);

• понимание эмоции по экспрессии;

• словарь обозначений детьми эмоционального состояния человека (словарь эмоций).

• воспроизведение эмоций (с 4-х лет);

• владение мимикой, пантомимикой (с 4-х лет).

Показателями этих критериев являются:

1. декодирование эмоций по экспрессии (восприятие и понимание эмоциональных состояний по экспрессивным признакам);

2. воспроизведение (кодирование) эмоций.

Итак, младший дошкольный возраст – период интенсивного эмоционально-экспрессивного развития, в ходе которого формируются важные возрастные новообразования в эмоциональной сфере. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили критерии (декодирование эмоций по экспрессии и воспроизведение эмоций, а также показатели эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста по каждому критерию.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре Игра — основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра, являясь.

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.

Особенности развития восприятия детей младшего дошкольного возраста В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.

Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. В младшем дошкольном возрасте.

Источник

Оцените статью