Способность человека оценивать себя свои возможности мысли чувства поступки

Самосознание

С. Дали. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками.

Самосознание (Шапарь, 2009)

САМОСОЗНАНИЕ — как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (см. также Я-концепция). Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко трансформируется в поиск смысла жизни.

Самосознание (Осипов, 2014)

САМОСОЗНАНИЕ — категория философии, социологии и психологии. Самосознание — особая, высшая форма и уровень развития сознания, связанная с осознанием человеком его собственной сущности, личности, собственного «Я». Оно связано с оценкой собственного нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов деятельности. Самосознание — это осознание человеком самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного существа.

Самосознание (Лопухов, 2013)

САМОСОЗНАНИЕ — способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль; осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, которое выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данная самооценка выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков индивида.

Самосознание (Грицанов)

САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности.

Самосознание (Коджаспирова)

САМОСОЗНАНИЕ — одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам. Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др. людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних <ретроспективная) и будущих достижений <потенциальная и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих <рефлексивная самооценка).

Самосознание (Кириленко)

САМОСОЗНАНИЕ — познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. С. — неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту. С. шире понятия самопознания: помимо познания себя, С. предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно-регулятивное отношение к себе. Ведущим познавательным механизмом С. является рефлексия — осмысление и обоснование собственных предпосылок. С. индивида проходит в своем развитии ряд этапов.

Самосознание (Подопригора)

САМОСОЗНАНИЕ. С субъективной стороны самосознание всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвлении или усталости (о противоположности самосознания идеалу стоической невозмутимости смотри у А. С. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — «Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан. »).

Самосознание (Фролов)

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Важную роль в формировании Самосознания играет язык.

Самосознание этническое (Тишков)

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Самосознание этническое является основным условием возникновения и существования этнической общности. Оно имеет различные содержание и меняется исторически, его основным компонентом служат признаки, которыми члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть общее название (этноним), язык, религия, представление об общих происхождении, истории, территории (см.

Источник

Сознание. Человек и его сознание

В философии Нового времени, начиная с Декарта (XVII в.), считали, что сознание – особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. В сознании человека происходит почти мгновенное связывание в целостный образ того, что он увидел, услышал, почувствовал, пережил, подумал. Сознание предполагает умение человека направить свое внимание внутрь себя и одновременно с этим обнаруживать характеристики мира, возникшие как результат отношения к миру. В акте сознания человек видит мир и себя в мире, понимает, что все содержание его духовности связано с объективным миром.

В первобытном обществе человек решал преимущественно проблемы выживания и самозащиты. Поэтому все свое внимание он обращал в основном на окружающий его мир, т.е. постоянно пребывал как бы «вне себя». Он непрерывно искал глазами опасность, напрягал слух и держал свое тело в готовности или защищаться, или быстро убегать.

Чтобы обратить внимание внутрь себя, надо было отвлечься от внешнего мира, потерять над ним контроль, а это могло стоить жизни. Поэтому вначале человек не знал самого себя.

Античный человека также жил вещами, философствовал о Космосе, о внешнем мире. Древние греки не научились еще сосредоточиваться на своем внутреннем мире, а потому идеи, ими, относились преимущественно к реальности. Душа не была для них интимным видением самих себя. Они считали, что душа есть не только у человека, но и у животных, минералов, небесных светил и т.д.

Можно утверждать, что человек не всегда знал сознание. Для этого ему надо было открыть себя, обратиться к себе. Открытие субъективности и есть предпосылки открытия сознания. Субъективность – это внутренний мир каждого человека, его «Я», включающий поток меняющихся чувств, впечатлений, переживаний, мыслей, побуждений, убеждений, идей и т.д. Сознание предполагает знание человеком самого себя, размышления о себе, проникновение внутрь себя. Оно включает в себя не только способность мгновенно устанавливать связь между тем, что человек увидел, почувствовал, услышал, подумал и т.д., но и знание о содержание этой связи. Сознание работает по формуле: «Я вижу, что я вижу», «Я мыслю, что я мыслю», «Я чувствую, что я чувствую».

Умение «смотреть внутрь себя» формировалось под влиянием христианской культуры (через молитвы, общение с Богом).

Однако можно ли жить без обращения «внутрь себя»? Например, греческий философ Плотин считал, что в повседневной жизни состояние сознания не обязательно; Ф. Ницше, что жизнь была бы вполне возможна и без того, чтобы видеть себя как бы в зеркале; Э. Ильенков, что сознание – двуликая способность человека, с одной стороны, оно чудо из чудес, с другой, тяжелый кресс, ибо в нем дана вся боль мира; русская религиозная философия утверждала, что сознание – это проклятый дар людям в наказание за первородное грехопадение, оно открывает людям возможность испытать все муки души, но сознание помогает выйти на путь искупления, без которого не было бы и самого человека как такового.

Обретая сознание, человек оказался в ситуации постоянного жизненного выбора жизненных путей, поступков и т.д.

Например, он вынужден выбирать между общественными и личными интересами, своим достоинством и необходимостью поступать им. При этом каждый должен сделать выбор сам, взять на себя ответственность за принятое решение. Такой выбор называется свободным, т.е. совершенный человеком в соответствии с его желаниями, интересами, намерениями. Примером свободного выбора является вера: верить можно в Бога, в добро, в любовь, в коммунизм и т.д. При этом нет никакой внешней гарантии, что выбор сделан им верно, ведь никто не доказать, что Бог существует, но никто и не опроверг. Человек обречен на выбор. К сожалению, следует констатировать, что массовая ориентация современной молодежи на секс – показатель вполне определенного выбора между природным и духовным началом в человеке. Сделать выбор часто очень трудно, соответственно бывает легче, если выбор делает кто-то другой за них. Так люди чувствуют себя спокойнее: они ни за что не отвечают, совесть их не беспокоит), побежали — и я побегу; все воруют у государства – и я буду.

Сознания нет без самосознания. Самосознание – способность человека оценивать себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль. При этом возникает либо чувство удовлетворения или, наоборот, неудовлетворенности собой. Оно – центр нашего сознания. Самосознание есть одновременно и самовоспитание. Нормальный ход духовного становления человека возможен только при том условии, если личность совершает самостоятельную работу собственного воспитания и перевоспитания. Работа над самим собой всегда мучительна, ибо личность как бы судит себя, выносит себе приговор и выбирает свой жизненный путь (правда не всегда адекватно).

Условия возможности создания сознания:

выделение человеком своего тела из окружающих предметов (например, глаз не видит того, что происходит в нем самом, а видит только предмет);

-выделение человеком себя самого из сообщества других людей (применение, приблизительно с 3 лет, личных местоимений «Я»), сказав о себе «Я», человек отделяет себя от других людей, заявляет о том, что с этим «Я» надо считаться.

Вся жизнь человека – это постоянное развитие и совершенствование человеческого «Я».

Существование сознания является очевидными для каждого, кто знает о своем «Я» и его состояниях. Менее очевидным является бессознательное — совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании.

В сознании четко внешний мир и отражения его в образе. В бессознательном отражаемая реальность и ее переживания человеком сливаются (отсутствуют самосознание, рефлексия).

Современная наука выделяет следующие особенности бессознательного:

1. усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит (не осознавая этого).

2.наличие не осознаваемых человеком побудительных мотивов деятельности.

3.человек многое делает в жизни автоматически, не задумываясь: ходит, пишет и т.д.

4.Неосознаное восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его ощущений (экстрасенсы).

Много места в своих работах проблемам бессознательного уделяли Б. Спиноза, К. Марс, австрийский врач З. Фрейд (человек не является хозяином в собственном доме; бессознательное, или «Оно» живет в человеке, этой силой управляет либидо – психическая энергия сексуальных влечений.

Сознание и бессознательное составляют единое пространство духовной жизни индивида. Сознание есть надводная часть айсберга, тогда как большая, подводная глыба может быть образом бессознательного.

Источник

Счастье от ума: как рефлексировать, чтобы быть счастливым

Разбираем распространенные ошибки при рефлексии, лайфхаки и правила для продуктивного самопознания.

Материал проверил и прокомментировал Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое рефлексия

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».

Для чего нужна рефлексия

Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:

  • контролировать мышление;
  • оценивать обоснованность и логичность поступков, анализировать мысли;
  • преобразовывать скрытые умения в эффективные инструменты для развития;
  • избавляться от нерешительности и делать выбор;
  • очищать сознание от лишних мыслей;
  • определять поведенческие шаблоны и корректировать их.

Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.

Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их. Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.

Виды рефлексии

В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:

  1. Личностная рефлексия. Здесь объектом познания является личность самого человека. Он оценивает себя, свои способности, привычки, отношение к нему окружающих, а также мысли о мире и других людях.
  2. Коммуникативная рефлексия. Критическая оценка поступков и реакций, познание окружающих. Так происходит получение объективного представления о механизмах взаимодействия в социуме.
  3. Интеллектуальная рефлексия. Активизируется в процессе обдумывания проблемы, требующей размышлений. Человек возвращается к исходным условиям и прокручивает в голове рациональные варианты решения задачи, как в математической формуле.

Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:

  • Социальная рефлексия. Размышление не о людях, а от их имени. Ее также называют «внутренним предательством». Человек ставит себя на место другого индивида и пытается понять, что тот думает и почему так поступает.
  • Научная рефлексия. Используется для анализа и исследования методов познания. Так возникают теории, законы функционирования различных процессов, изучаются инструменты, точки зрения и обоснования.

Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму, не отличаясь по сути от процессов самопознания. Развить и оптимизировать эту способность может каждый.

Ошибки, которых стоит избегать

Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2]. Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».

Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день. Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.

Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки. Кто-то придет к выводу, что стоит изучить тайм-менеджмент, а другой найдет способы донесения своих желаний до окружающих, улучшив коммуникативные навыки.

Как рефлексировать правильно

Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:

  1. Привыкайте анализировать непривычные ситуации. Оценивайте происходящие события, даже если поначалу для этого требуется немало времени, которое придется уделить размышлениям даже через несколько часов или дней после случившихся событий.
  2. Попробуйте каждый вечер обдумывать события прошедшего дня. Обратите внимания на чувства и эмоции: в каких ситуациях вам было некомфортно, вас одолевали раздражение, гнев или неуверенность.
  3. Старайтесь мыслить объективно: смотреть на ситуацию со стороны, а не с позиции внутреннего критика.
  4. Анализируйте свое отношение к окружающим. Например, новые знакомые вызывают чувство тревоги. Что становится триггером, запускающим механизм негативных эмоций?
  5. Не избегайте общения с людьми, точки зрения которых противоречат вашим. В попытке понять иную картину мира вы активизируете рефлексию, которая помогает иначе взглянуть на происходящее, пересмотреть паттерны и стереотипы.
  6. Учитесь видеть ситуацию разносторонне: выделяйте не только минусы, но и плюсы своего состояния, ищите возможности, которые открываются с новыми знаниями и чувствами.

Комментарий эксперта

Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии рефлексия часто оказывается важной частью более глубокого и масштабного процесса самоосознания. В ходе сессии или тренинга психолог часто задает вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы испытываете, когда вспоминаете об этом, когда слышите такие слова в свой адрес?», «Какая мысль стоит за этой эмоцией?» и т. д. Эти и другие подобные вопросы помогают переключить внимание на себя и осознать, что наши мысли иногда не более и не менее, чем мысли, и в наших собственных силах принять решение: верна ли та или иная мысль и нужно ли нам ею руководствоваться. Чем честнее и конкретнее клиент отвечает на эти вопросы, тем эффективнее психологическая работа. Иногда такая рефлексия становится основным содержанием психотерапевтического процесса, в таком случае анализ обоснованности собственных решений и действий, поиск альтернатив сами по себе приближают клиента к поставленным целям. А иногда это части более сложного процесса, наряду с работой с эмоциями, образами и смыслами.

Базовый инструмент для развития навыков рефлексии — дневник мыслей. В самой простой форме это может быть обычный дневник, но при желании к нему добавляют записи своих эмоций и действий: пробовать установить связь между собственными мыслями, вызванным ими ощущением и поведением, которое они спровоцировали, отмечать типичные когнитивные искажения и формулировать альтернативные способы реагирования на ту или иную ситуацию.

Второй, более ситуативный инструмент — направленные вопросы. Например, в отношении завершенного рабочего процесса или проекта, в который вы вовлечены, это могут быть такие вопросы : «Что я вынес из этого опыта? С чем мне было сложно справиться? Что я сделал бы по-другому в следующий раз? Что я могу сделать сейчас, чтобы в следующий раз достичь другого результата?» Это могут быть и вопросы к себе: «Что сейчас важно для меня? Что было важно пять или десять лет назад? Как то, что для меня важно, влияет на мои действия? Могу ли я сделать что-то, чтобы мои действия больше соответствовали моим устремлениям?». Задать вопросы можно к книге или мысли, которая вас зацепила: «Что в этом меня привлекает? Может ли эта мысль или идея стать частью моей жизни? Что для этого нужно сделать?»

Часто поиск подходящей формы для рефлексии позволяет, с одной стороны, снизить ее объем, а с другой — превратить размышление в контролируемый процесс. Выберите для себя время в течение недели или дня, которое вы сможете посвятить только рефлексии. Поэкспериментируйте с оформлением этого процесса: может быть, вам подойдет запись мыслей на бумагу или проговаривание вслух на диктофон. Задавайте себе вопросы, которые помогут направить рефлексию в нужное вам русло. Каких целей вы хотите достичь? Желаете ли вы что-либо изменить? Что для этого нужно?

Способность и склонность к рефлексии сами по себе важные условия психического здоровья, развития человека, его интеграции в общество. При этом дезадаптивные формы рефлексии, такие как самокритичные безысходные руминации при депрессии могут оказывать весьма негативный эффект на психическое и физическое здоровье. Отдельные исследователи также выдвигали предположение о том, что внимание, сфокусированное на самом себе, является характерной чертой ряда психических заболеваний: депрессии, тревожных расстройств, шизофрении [5].

Где грань между полезной и разрушающей рефлексией? Ответ на этот вопрос всегда будет индивидуальным, но относительно общим критерием может быть эффект от рефлексии: приводит ли этот процесс к положительным изменениям в жизни, более глубокому и четкому пониманию себя и окружающего мира. При этом важно помнить, что рефлексия часто может быть очень непростым трудом, не однозначно приятным и комфортным процессом.

Важнее всего здесь прислушаться к себе и определить, что работает именно для вас. Для одного идеальной ситуацией для рефлексии будет прогулка по лесу или городу, для другого — время перед сном или за рабочим столом. Музыка, запахи, физическое состояние — со всем этим также можно экспериментировать, чтобы найти формат, подходящий именно вам.

Источник

Оцените статью