- Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
- Содержание:
- Высшая нервная деятельность
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Мотивация
- Динамический стереотип
- Сон и его значение
- Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Особенности психики человека
- Высшие психические функции
- Восприятие и ощущение
- Мышление
- Внимание
- Память
- Эмоции
- Сознание
- 5.5.2. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
- Высшая нервная деятельность связана с функциями коры больших полушарий головного мозга. Она обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
- безусловные рефлексы наследуются и воспроизводятся из поколения в поколение. Они свойственны всем особям определенного вида, т.е. групповые. Например, все особи морского конька строят гнезда для выведения и защиты потомства. У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги. Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом . Мать выкармливает и защищает своего ребенка, птицы строят гнезда – это примеры инстинктов
- условные рефлексы приобретаются каждым человеком в течение всей жизни. Каждый условный рефлекс – это результат определенного опыта, привычки. Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи – все это примеры условных рефлексов. Они индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия. Эти рефлексы могут исчезать. Так без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение, умение кататься на коньках и т.д.
- Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга. Так условный слюноотделительный рефлекс формировался в лаборатории И.П. Павлова при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка. В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя. Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым). Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
- Особенностями высшей нервной деятельности человека являются следующие:
- – развитая психическая деятельность;
- – способность к абстрактно-логическому мышлению.
- Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.
- Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Слово для человека является не сочетанием звуков, а выражением смысла слова, понятия. Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Первая и вторая сигнальные системы находятся в тесной взаимосвязи. Сигналы первой сигнальной системы поступают во вторую. Она начинает развиваться у детей к 5—7 месяцам первого года жизни.
- — холерик,
- — сангвиник,
- — флегматик,
- — меланхолик.
- – двигательную;
- – зрительную;
- – слуховую;
- – осязательную;
- – смешанную.
- Тематические задания
Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Содержание:
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность – это процессы приспособления человека к существованию в окружающем мире. Процесс обеспечивается через нервную деятельность, а именно через рефлексы. Они бывают условными и безусловными.
Безусловные рефлексы
Постоянные генетически сформированные реакции на внешние раздражители, которые происходят при помощи ЦНС. Они управляются низшей нервной деятельностью. Для их выполнения не требуется определенного условия. Например, половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный и др.
К таким реакциям относят и инстинкты – это неизменные и стабильные формы поведения, представляют собой связанные между собой сложные безусловные рефлексы, для запуска которых необходимы пусковые механизмы.
Условия обитания и внешней среды индивидуальны, в результате чего условные рефлексы могут меняться, тормозиться или ускорятся. Более совершенные рефлексы формируются в результате жизненного опыта – научения.
Импринтинг (второе название запечатление) – специфическая форма обучения, когда в начале жизни человек запоминает определенные сигналы, которые сопровождаются рядом действий. Таким образом, формируется память о родителях и изучение родного языка.
Условные рефлексы
Это индивидуально приобретенные рефлексы, отвечающие за определенное действие. Чтобы такой рефлекс выработался, необходимо многократное совпадение нескольких действий одновременно. Например, расположение выключателя в комнате сверху. Человек пользуется им много раз, если он переедет, то регулярно будет включать его там, где он был в старой комнате, пока не адаптируется к новому расположению.
Выработка условного рефлекса происходит в коре головного мозга, для его формирования нужно активное состояние мозга. Рефлекс формируется при многократном повторении и закреплении.
Мотивация
Активное состояние мозговых структур, направленное на выполнение поставленной задачи. Возникает при возникновении определенных потребностей. Разделяют на три группы:
Свойственны человеку, так как он способен на интеллектуальную деятельность. Формируется следующим образом:
- формируется временная связь, как нейрофизиологических, биохимических, ультраструктурных образований, возникает в процессе взаимодействия безусловных и условных рефлексов.
Помимо формирования нужных рефлексов, также есть и ненужные, которые человеческий мозг тормозит. Различают три вида торможения:
- безусловное (внешнее) – происходит, если в последующем образуется более значимый и сильный рефлекс;
- условное (внутреннее) – начинается из-за отсутствия безусловного раздражителя, подкрепляющего рефлекс;
- запредельное (принцип доминанты)– обуславливается длительным или сильным действием условного рефлекса.
Динамический стереотип
Сформировавшийся и закрепившийся комплекс условных рефлексов, основанный на способности мозга воспроизводить последовательность действий на одинаковые раздражители. Например, езда на велосипеде, вождение машины, обучение правописанию, чтение.
Совокупность условных и безусловных рефлексов, психических функций, обеспечивают совершенное приспособление человека к условиям проживания и обитания. Это происходит при помощи работы ЦНС – называется высшей нервной деятельностью. ВНД обуславливается двумя процессами – возбуждением и торможением. Возникают они в коре головного мозга. Приспособление человека зависит от способности формировать новые рефлексы и тормозить старые.
В зависимости от типа нервной системы различают несколько типов поведения. Изучением этих процессов занимался еще Гиппократ. Позже его изучение продолжил И. П. Павлов.
Тип
Описание
Сангвинический
Сильная и подвижная нервная система (сильный, уравновешенный, подвижный)
Флегматический
Сильные нервные процессы на фоне слабой подвижности процессов (сильный, уравновешенный, инертный)
Холерический
Значительная сила процессов, возбуждение преобладает над торможением (сильный, неуравновешенный, безудержный)
Меланхоличный
Низкая сила и подвижность процессов, торможение преобладает над возбуждением (слабый, неуравновешенный, инертный)
Сон и его значение
Сон – состояние организма вне физической активности. Бодрствование периодически сменяется сном. Норма сна составляет 8-9 часов в сутки. Растущему организму сна требуется больше. Новорожденные спят до 16 часов в сутки, дети от года 12-13 часов в сутки. Для детей важен дневной сон. Ребенок начинает уставать после 5-6 часов бодрствования.
Во время сна затормаживается деятельность всех органов и систем. Ночной отдых состоит из 5-6 циклов сна. Один длиться 90-100 минут. Чередуются между собой фазы быстрого и медленного сна. Во время медленного сна происходит торможение всех процессов жизнедеятельности. В фазу быстрого сна, наоборот, происходит активация процессов: дергаются глаза, усиливается сердцебиение, происходит сокращение мышц. Именно в фазу быстрого сна человек видит сновидения.
Сновидения – это ночные образы, которые возникают на подсознательном уровне, в это время работает кора головного мозга, активизируется воображение. Сны видят все люди, но мало кто может их воспроизвести позже.
Сознание, память, эмоции, речь, мышление
Сознание — это способность человека воспринимать окружающий мир, отделять себя от окружающих, реально оценивать свою деятельность и других людей. Включает в себя все формы психического воздействия:
Ощущение – это формирование памяти через ЦНС, воздействующих на органы чувств. Все ощущения суммируются в виде восприятия.
Восприятие – процесс преобразования информации, полученной через органы чувств, помогающие воспринимать окружающий мир и легко ориентироваться в нем.
Представление – это образное отражение предмета и явления. Проявляется в пространственно- временной связи, составляющих их признаки и свойства.
Память – способность узнавать, хранить, узнавать, воспроизводить информацию. В основе работы лежит нервная деятельность головного мозга. Противоположный процесс запоминания – забывание. Память бывает:
- долговременная;
- кратковременная;
- оперативная.
Долговременная сохраняется от пары месяцев или пожизненно. Обычно это яркие события. Кратковременная память сохраняется на пару месяцев, после чего выпадает из памяти.
Эмоции – это определенные реакции человека на какие-либо внешние действия или раздражители. Они проявляются в виде положительных или отрицательных реакций. Основные эмоции, которые выделяют:
Речь – способность человека воспроизводить определенные комбинации звуков для общения с другими людьми. Существует множество языков в мире. Формирование звуков происходит с раннего возраста. Ребенок с 1,5 летнего возраста начинает повторять слова за взрослыми. С 2-летнего возраста формируется речь. Иногда дети начинают говорить позже, но это считается нормой.
Мышление – это отражение общения, опосредованного отношения, закономерностей. Обладает неразрывной связью между языком и речью. Формируется на основе жизненного опыта и способностью представлять будущие события.
Воля – это сознательное управление эмоциями и действиями, осуществление задуманного.
Особенности психики человека
Психика – это специфическое свойство организма человека, за которое отвечает центральная нервная система. Заключается в отражении предметов и явлений, находящимися за пределами изолированных ощущений.
Это свойство характерно только человеку. Психика формируется в процессе жизнедеятельности человека, биологических, социальных и общих потребностей.
Человек способен передавать свои эмоции, мысли в социальном обществе. У некоторых людей формируется сверхсознание. Оно называется интуицией – это способность человека выстраивать логические цепочки на будущее, которые чаще всего оказываются правильными.
Выделяют несколько типов мыслительной и психической деятельности:
- Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.
- Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления.
- Средний тип. Характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем. Большинство людей относится именно к этому типу.
Источник
Высшие психические функции
Человеческая психика является специфическим адаптивным свойством коры головного мозга. Она способна не только отражать предметы и явления окружающего мира, но и обладает высшими психическими функциями, которых нет у животных.
Восприятие и ощущение
Восприятие представляет собой процесс получения и преобразования сведений об окружающем мире, позволяющий человеку ориентироваться в окружающей среде. Благодаря способности к восприятию внешних и внутренних сигналов психика получает необходимые первичные знания о себе и среде, которые затем подвергает интеграции.
Это активный избирательный процесс, при котором мозг и анализаторы выделяют из большого количества объектов окружающего мира те объекты (предметы и явления), которые в данный момент времени представляют наибольшую важность.
Ощущение является функцией центральной нервной системы отражать определённые свойства объектов материального мира, способных оказывать непосредственное воздействие на органы чувств, а также самим процессом и результатом этого отражения.
К свойствам ощущения относят силу, длительность и качество. Поступив в нейроны коры головного мозга в виде импульсов возбуждения, ощущения отражаются в сознании и таким образом преобразовываются в более сложные формы отражения действительности.
Мышление
Мышление — это сложный, опосредованный и структурированный процесс отражения реальности с её закономерностями, причинно-следственными обусловленностями и отношениями. Благодаря процессу мышления происходит познание смысла и содержания воспринимаемых явлений и объектов окружающего мира, их внутренние особенности. Мышление позволяет не только анализировать настоящее, но и анализировать прошлое, выстраивать гипотезы и планировать будущее. Благодаря ему человек может обобщать объекты, объединённые общими закономерностями. Наивысшей формой обобщения является понятие.
Внимание
Внимание является важной функцией психики, позволяющей сосредотачивать психическую деятельность на конкретном объекте. Благодаря наличию этой функции осуществляется отбор и сортировка необходимой информации о свойствах познаваемого объекта.
Функционирование механизма внимания обеспечивается специфической деятельностью коры головного мозга (локальная активация участков коры, осуществление ориентировочного рефлекса, контроль эмоционального состояния и т.д.).
Важными условиями концентрации внимания (достижения его высокой эффективности и избирательности) является обеспечение состояния достаточно высокого, но не запредельного бодрствования, проявляющегося на электроэнцефалограмме высокочастотными колебаниями низкой амплитуды с включением групп альфа-волн.
Память
Память является одним из самых важных свойств центральной нервной системы, позволяющим сохранять необходимую информацию о событиях, происходящих в окружающей среде, а также о собственных впечатлениях и других психических процессах, на длительное или короткое время.
Память формируется из трёх тесно взаимодействующих процессов: запоминания информации, а также её хранения и воспроизведения.
Механизм запоминания информации может иметь две формы — произвольное запоминание и непроизвольное. Наиболее эффективным является произвольное запоминание.
Эмоции
Эмоции — это сигналы о том, являются ли условия среды, а также свойства предметов и явлений, с которыми происходит взаимодействие, полезными или вредными для организма и психики. Кроме того, они отражают эффективность (успешность или неуспешность) производимых индивидуумом действий.
Основными функциями эмоций являются приспособительная и регуляторная. Приспособительная функция заключается в осуществлении незамедлительной реакции на внешние стимулы, которая приводит к быстрой перенастройке психики и систем организма. Регуляторная функция проявляется в контроле над уровнем активности, ориентированной на изменения действия стимулов.
Сознание
Сознание — ключевая составляющая человеческой психики, являющаяся высшей формой отражения окружающей действительности.
Сознание позволяет осуществлять целенаправленное управление формами взаимодействия человека с окружающей средой. При этом оно всегда является субъективным переживанием реальности и во многом зависит от индивидуального опыта.
Сопоставление имеющихся знаний и навыков с окружающей реальностью и конкретными ситуациями представляет собой активный процесс осознания реальности.
5 заболеваний, которые возникают из-за дефицита витамина С
Грудное молоко сельских жительниц способно защищать новорожденных от аллергии
В Японии придумали, как создать вакцину от всех видов коронавируса
Способы, которые помогут избежать рака груди
Ушной датчик будет предсказывать ухудшение состояния при COVID-19
Раковые клетки мозга способны адаптироваться к внешнему стрессу
Источник
5.5.2. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Высшая нервная деятельность связана с функциями коры больших полушарий головного мозга. Она обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Рефлексы, осуществляемые организмом, делятся, по И.П. Павлову, на:
безусловные рефлексы наследуются и воспроизводятся из поколения в поколение. Они свойственны всем особям определенного вида, т.е. групповые. Например, все особи морского конька строят гнезда для выведения и защиты потомства. У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги. Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом . Мать выкармливает и защищает своего ребенка, птицы строят гнезда – это примеры инстинктов
условные рефлексы приобретаются каждым человеком в течение всей жизни. Каждый условный рефлекс – это результат определенного опыта, привычки. Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи – все это примеры условных рефлексов. Они индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия. Эти рефлексы могут исчезать. Так без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение, умение кататься на коньках и т.д.
Этот процесс называется условным торможением.
Торможение может быть и безусловным (внешним). Примером безусловного торможения может быть нападение собаки, у которой отнимают пищу. В пищеварительном центре наступает внешнее безусловное торможение, а в центре «агрессии» – возбуждение.
Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга. Так условный слюноотделительный рефлекс формировался в лаборатории И.П. Павлова при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка. В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя. Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым). Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Особенностями высшей нервной деятельности человека являются следующие:
– развитая психическая деятельность;
– способность к абстрактно-логическому мышлению.
И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.
Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.
Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Слово для человека является не сочетанием звуков, а выражением смысла слова, понятия. Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Первая и вторая сигнальные системы находятся в тесной взаимосвязи. Сигналы первой сигнальной системы поступают во вторую. Она начинает развиваться у детей к 5—7 месяцам первого года жизни.
И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах нервной системы. Он оценивал силу, уравновешенность и динамичность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).
На основе полученных данных были выявлены четыре типа нервной системы или темперамента:
— холерик,
— сангвиник,
— флегматик,
— меланхолик.
Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них. Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.
Эмоции – это субъективные реакции человека и других животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Эмоции бывают положительными и отрицательными. Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме. Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности. Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов. С помощью эмоций человек изменяет свое поведение в разных ситуациях.
Память – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени. По времени сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной.
В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.
Различают следующие виды памяти:
– двигательную;
– зрительную;
– слуховую;
– осязательную;
– смешанную.
Мышление – совокупность умственных процессов, связанных с познанием. В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее, глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.
Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.
Сон – состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой. Наступление состояния сна связано с угнетением восходящих влияний ретикулярной формации. В норме продолжительность сна составляет 7—8 часов.
Сон и бодрствование – это проявление суточных ритмов. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.
В соответствии с этими функциями сна различают:
поверхностный (быстроволновый) сны.
Человек видит сны во время быстрого сна. В это время можно наблюдать повышенную активность мозга, движения глазных яблок, иногда спящий начинает говорить. Эта фаза возникает примерно через каждые полтора часа и длится 15—20 мин. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга понижается. Дыхание и частота сердечных сокращений замедляется. Таким образом, сон представляет собой периодическую смену различных функциональных состояний мозга. В регуляции сна важная роль принадлежит гормонам – норадреналину и серотонину.
Сновидения – своеобразное отражение полученной информации в виде зрительных образов.
Тематические задания
А1. Инстинкт – это
1) генетически запрограммированное поведение
2) приобретенный в течение жизни опыт
3) поведение, обусловленное целенаправленным обучением
4) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения
А2. Входя в темную комнату, вы тянетесь к выключателю, находящемуся на привычном для вас месте. Это пример
1) безусловного рефлекса
2) условного рефлекса
3) инстинктивного поведения
4) видового рефлекса
А3. Если вы пугаетесь внезапного громкого сигнала автомобиля и отпрыгиваете в сторону – это пример
1) условного торможения
2) безусловного торможения
3) условного оборонительного рефлекса
4) осознанного поступка
А4. Благодаря совокупности условных рефлексов у человека приобретается способность
1) кашлять при попадании в горло раздражающего предмета
2) отдергивать руку при уколе или ожоге
3) находить дорогу домой из любой точки города
4) удовлетворять свои физиологические потребности
А5. Безусловные рефлексы в отличие от условных рефлексов
А6. Какой из указанных рефлексов сформировался при определяющем участии коры головного мозга?
1) слюноотделение в ответ на пищу
2) коленный рефлекс
3) переворачивание младенца на животик
4) улыбка ребенка при виде матери
А7. Постоянство внутренней среды организма поддерживается совокупностью
1) условных рефлексов
2) сочетанием условных и безусловных рефлексов
3) безусловно-рефлекторных реакций
4) только биохимических реакций
А8. Условные рефлексы не вырабатываются, если
1) отсутствует безусловный раздражитель
2) слишком часто повторяют процедуру обучения
3) ребенку меньше года
4) после достижения человеком 60-летнего возраста
А9. Укажите пример условного торможения
1) в ответ на удар боксер атакует соперника
2) невольник, проведший 40 лет в заключении, забыл родной язык
3) при виде любимой еды текут слюнки
4) горнолыжник после соревнований идет спать
А10. Важнейшая функция речи – это
1) подача звукового сигнала
2) выражение эмоций
3) обобщение и абстрактное мышление
4) выражение человеком своих потребностей
А11. Сновидения возникают в фазе
1) медленного сна
3) постоянно, всю ночь
4) только после ярких впечатлений
А12. Во время сна головной мозг спящего
1) периодически активен
2) постоянно активен
3) не реагирует на внешние раздражители
4) реагирует на любой раздражитель
А13. У активного футбольного болельщика во время матча происходит
1) полное расслабление организма
2) выделение адреналина
3) накопление молочной кислоты в мышцах
4) выделение норадреналина
В1. Выберите характеристики безусловных рефлексов
1) характерны для конкретной особи
2) одинаково проявляются у всех представителей вида
3) обеспечивают приспособленность к разнообразным условиям среды
4) служат для удовлетворения естественных физиологических потребностей
5) существуют у всех представителей животного мира
6) центры рефлексов находятся в коре головного мозга
В2. Выберите примеры условных рефлексов
1) сосание материнской груди
3) кашель в ответ на раздражение
4) убегание от опасности
5) использование темных очков сварщиком
ВЗ. Установите последовательность этапов выработки условного слюноотделительного рефлекса на свет
A) зажигание лампочки
Б) выделение слюны в ответ на световой раздражитель
B) кормление с одновременным зажиганием лампочки
Источник