Сознание чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства — что это. Как его воспитать и сохранить

«У него ЧСД явно завышено», «Ты себя не ценишь, ты достойна гораздо большего» – можно услышать краем уха или напрямую в свой адрес. Что это за ЧСД? Чувство собственного достоинства, которое показывает, насколько человек сам себя уважает, ценит и любит. Оно же определяет уровень притязаний, да и вообще активность в жизни, само ее содержание и успешность. Чувство собственного достоинства бывает неадекватным (завышенным или заниженным) и адекватным, но его не может не быть.

Что такое человеческое достоинство

Чувство собственного достоинства (ЧСД) в значительной мере связано с самооценкой. Но это не единственный компонент и не его синоним. ЧСД – сложная система взаимообусловленных чувств и эмоций. Кроме самооценки свою лепту вносит самовосприятие и другие продукты самости: самоуважение, самоощущение. Грубо говоря, чувство собственного достоинства – результат оценивания человеком собственной значимости и ценности.

Соответственно, выходит это из самопознания, здоровой Я-концепции. Но что такое самопознание? Знакомство человека с самим собой, принятие себя (со всеми достоинствами и недостатками, врожденными особенностями) и выявление интересов, потребностей, формирование собственного мировоззрения. Однако исключительно ли на самооценке и самоанализе это основано? Нет. С рождения ребенок воспринимает себя таким, каким его видят взрослые, что те охотно выражают через: «какой хороший мальчик», «ты плохой, неслух», «ничего не можешь сделать», «на тебя нельзя положиться», «ты моя опора в жизни». Как думаете, на примере этих фраз, какие из них сформируют адекватную самооценку и адекватное ЧСД, а какие заниженное?

Заниженное чувство собственного достоинства базируется на неадекватной критике и требованиях, унижениях, оскорблениях, принуждениях со стороны окружения, плавно переходящих в элементы внутреннего мира личности. Что касается завышенного ЧСВ, то его корни – эгоцентризм и комплекс бога, вседозволенность, воспитание по типу «кумир семьи».

Чувство личного достоинства складывается не только из ощущения своей ценности, но и ценности всего, что имеет непосредственное отношение к личности:

Какие-то элементы зависят от нас, это непосредственно наш выбор, а какие-то нет. Например, унижая своего партнера, человек унижает себя, ведь состоять в отношениях с этим человеком – его выбор. А вот семью, в которой родиться, никто не выбирает. Потому неверно унижать себя из-за недостойного образа жизни родителей.

Риски при неадекватном ЧСД

В первую очередь среди рисков стоит поговорить об унижениях. При заниженном чувстве собственного достоинства человек позволяет унижать себя, а при завышенном унижает других людей. Естественно, от этого портятся отношения с окружающими. Кроме того, при завышенном ЧСД человек страдает от обид, разочарований, фрустраций. При заниженном – занимает роль жертвы, страдает от самобичевания, неуспеха и несчастья в жизни.

Наверняка вы знакомы с такой оценочной системой: «Это ниже моего достоинства»/ «Я этого не достоин». Однако оба эти высказывания могут быть как адекватными, так и неадекватными. Все зависит от контекста. Но еще больше ситуацию усугубляет разница в толкованиях того, кто такой «достойный человек». Нет единого мерила человеческого достоинства. Потому ориентироваться стоит на убеждения и ценности конкретного общества, референтной группы и собственные внутренние установки. Кто-то определяет достоинство социальным статусом, кто-то уровнем интеллекта, кто-то общественно полезными делами, а кто-то учитывает все три компонента или называет четвертый критерий.

Чувство собственного достоинства сопряжено еще и с ответственностью. А именно ответственностью за сохранение своего достоинства, избегание поступков, лишающих самоуважения. Граница пораженного ЧСД – стыд и вина. Удар по чувству собственного достоинства и стыд от произошедшего – частая причина умалчивания жертв об изнасилованиях, избиениях. Некоторые люди особенно ранимы, задеть их достоинство могут даже повседневные неурядицы. Итог тот же – стыд, унижение, замкнутость. И если ценности, обусловливающие чувство собственного достоинства, отличаются от человека к человеку, от культуры к культуре и от общества к обществу, то стыд от потери достоинства неизбежен для всех.

Как воспитать ЧСД

Развитость самооценки и самоощущения, а значит и чувства значимости, зависит от характера взаимоотношений ребенка с матерью. При хорошем взаимопонимании (понимание нужд ребенка, внимание и общение, предоставление самостоятельности в выборе действий и уединении) самооценка формируется здоровой. От уважения личного пространства ребенка (это необходимо всем с рождения, ребенок должен быть уединен на глазах матери, под ее контролем) зависит развитие самоощущения и чувства собственного достоинства.

Из-за тревоги матери потерять контроль над ребенком и потребности в регулярном получении любви от ребенка иногда малыш полностью лишается свободного времени и возможности осознать самого себя. У тревожных матерей и в семьях с гиперопекой дети вырастают пассивными, безынициативными, зависимыми.

Итак, чувство собственного достоинства вытекает из взаимоотношений ребенка и матери в раннем детстве. Популярны следующие варианты развития событий:

  1. При предоставлении ребенку личного пространства в присутствии матери (другого значимого взрослого) у него формируется установка: «У меня есть право заниматься собственными делами. Я могу быть самим собой даже в обществе других людей. Мне не обязательно постоянно взаимодействовать с кем-то и не нужно навязываться».
  2. При гиперопеке ребенок получает установку: «Все должно быть строго под контролем. Самостоятельность и спонтанность непозволительна. Я обязан постоянно демонстрировать свою заботу и любовь к другим».
  3. В ситуации выражения матерью своего недовольства и невозможности заниматься личными делами, вынужденного общения с ребенком у него формируется установка: «Нужно быть благодарным за то, что кто-то вообще хочет со мной общаться, проводить время. Когда-нибудь меня оставят в одиночестве. Я всегда досаждаю другим».
  4. При потакании матери ребенку, отношении как к кумиру формируется установка: «Мне все должны за то, чтобы я с ними проводил время. Я могу получить все, что захочу, за сам факт своего существования».

В первом случае чувство собственного достоинства воспитывается адекватно, во втором и третьем случае – заниженное чувство собственного достоинства. В четвертом случае – завышенное чувство собственного достоинства. Соответственно, и самооценка – адекватная, заниженная и завышенная (в том же порядке).

Отвержение ребенка к самому себе на раннем этапе развития обуславливает дефицит самоуважения в будущем. Соответственно, принятие себя формирует здоровое самоуважение.

Восстановление и сохранение ЧСД

Адекватное чувство собственного достоинства необходимо для выживания человека и развития личности. Однако даже корректная любовь к себе и самоуважение воспринимается некоторыми людьми как хвастовство, эгоизм, зазнайство.

Как мы выяснили, чувство собственного достоинства начинает формироваться еще с детства. При психотерапии, как правило, выясняется, что впервые человек услышал оценку собственной никчемности в детстве от значимого взрослого, а чуть позже подсознательно принял это за свое собственное мнение.

Идентификация с агрессором – защитный механизм, при котором жертва «обеляет» образ агрессора. В данном случае речь идет о первичном самостоятельном самоунижении и самоосуждении, неприятных высказываниях в свой адрес жертвой до того, как это сделает (или сделал бы в представлении жертвы) агрессор.

Как разобраться в собственном чувстве достоинства? Прежде всего, ответить на два вопроса:

  • Чем в себе я горжусь?
  • Какие аспекты своей личности, жизни я хотел бы скрыть?

Дополнительно можно отметить, какие ценности и ориентиры преобладают в обществе, определенной группе. Как они связаны с предыдущими ответами? Иногда получается так, что и повод для гордости, и предмет тайны – одно и то же. Как такое возможно? Когда ситуация развития не соответствует реальным потребностям и особенностям личности, ущемляет ее.

Работа по сохранению и восстановлению чувства собственного достоинства предполагает разбор «каши» в голове на сознательное и подсознательное, разграничение собственных суждений и чьих-то извне. Но провести такую работу под силу только профессиональному психоаналитику. Дело в том, что если имеются явные проблемы в самооценке и признаки комплекса неполноценности, то самостоятельные «вспышки» рациональности и ясного восприятия ситуации не будут стабильными.

Цель работы по восстановлению и сохранению чувства собственного достоинства – получение и принятие Я-реального, отделение его от всех навязанных и выдуманных образов:

  1. Ощущение, что я есть. Нужно осознать свою самость, сам факт существования уникального человека со своими действиями, реакциями, мыслями и чувствами.
  2. Осознание, кто я есть. Работа с самооценкой предполагает осознание и поиск того, какой это человек и как он живет. Из этого уже и вытекает значимость личности.
  3. Самооценка – ценность, которую я придаю своей личности. Если самооценка адекватна, то я положительно характеризую свой образ. При заниженной самооценке представления о самом себе носят негативный характер, вызывают самоуничижение и чувство неполноценности. Корни самооценки всегда закреплены в подсознательном.

Как самостоятельно корректировать ЧСД? Прежде всего, осознать, что вам это действительно нужно. Без мотивации и цели ничего не выйдет. Далее нужно развивать позитивное мышление, воспитывать в себе те черты, которые вернут самоуважение, избавляться от угнетающих факторов. Пересмотрите свою жизнь, окружение, работу.

Как сохранить чувство собственного достоинства:

  1. Развивать силу воли и саморегуляцию. Если вы установили свою персональную планку и линию пути, то нужно следовать ей несмотря ни на что. Только так можно сохранить самоуважение. Но будьте осторожны. Не переходите в крайность гордыни и высокомерия.
  2. Положительное влияние оказывает аутотренинг. Верните с его помощью любовь к себе и безусловное уважение, а потом найдите то, за что вы можете собой гордиться. Не пытайтесь угодить всем людям. Выберите свои критерии достойного человека и прислушайтесь к мнению значимых окружающих.
  3. Научитесь говорить «нет» и принимать решения исходя из собственных убеждений. Не нужно никому ничего доказывать, поступайте так, как считаете нужным.
  4. Избавьтесь от тяги к угодничеству и страхов (быть покинутым, непонятым, непринятым и так далее).
  5. Взаимодействуйте с людьми, когда сами этого желаете (или делайте так, чтобы вы сами желали), а не по принуждению и ради статуса «достойного человека».
  6. Признайте свои права и права других людей на отличные интересы и желания. Пользуйтесь своим правом и не мешайте в этом другим. Помните, что личные интересы совпадают далеко не всегда, но каждый человек имеет право на их удовлетворение.
  7. Устанавливайте личностные границы: то, чего вы не допустите в отношении себя и чего сами никогда не сделаете в отношении других людей. Непоколебимо сохраняйте эти границы.
  8. Научитесь искренне и уместно говорить о своих достижениях и достоинствах, не бойтесь комплиментов, не стыдитесь заслуг. Фиксируйте свои достижения, сравнивайте себя исключительно с самим собой. Полезно составить дома коллаж своей жизни со всеми планами и победами, средствами достижения цели.

Чувство собственного достоинства не дается с рождения. Это продукт социализации, воспитания, научения, внушения, копирования образцов, самовоспитания и так далее.

Таким образом, чтобы скорректировать и сохранить чувство собственного достоинства, нужно работать с самооценкой, самоуверенностью, самостоятельностью, успешностью, внутренним спокойствием и гармонией. Чувство собственного достоинства – это самоуважение личности, чувство ценности и значимости. При каких условиях вы будете ценны и значимы для самого себя? Что вы цените в людях?

Источник

Чувство собственного достоинства

В прог­рам­ме «Бе­се­ды с ба­тюш­кой» – о том, что значит чувство собственного достоинства в христианском понимании? Стоит ли защищать свое достоинство, и если защищать, то как? Как отличить, где чувство собственного достоинства, а где гордость?

  • В московской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Артемий Владимиров.

    – Сегодня мы говорим о чувстве собственного достоинства. Отец Артемий, что значит чувство собственного достоинства в христианском понимании?

    – Чувство собственного достоинства – устойчивое словосочетание, оборот речи. Я бы начал исследовать это по частям. Наверное, если есть чувство, то должно быть и осознание. Чувство – это то, что наполняет сердце, а осознание – то, что живет в мысли.

    Какие синонимы слова «достоинство»? Можно было бы предложить школьнику найти сходные по значению слова: значимость, важность, ценность, честь. Возьмем конкретные примеры. Если бы я был выдающимся спортсменом (скажем, боксером) и мне бы сказали, что есть возможность поехать на Олимпиаду в Японию, но по каким-то причинам я не могу выступать под флагом своей страны России, поехал бы я на Олимпиаду как независимый спортсмен? У меня есть шанс раз в четыре года нокаутировать своего оппонента из Соединенных Штатов Америки. Никогда бы не поехал, потому что достоинство спортсмена не в его мускулах, не в его частных достижениях, а в том, что он представляет свою страну и защищает ее честь. И если его страну уничижают временно (история разберется с Олимпийским комитетом), то он, спортсмен, никогда не позволит себе эту честь уронить и выступать без роду, без племени.

    Или, например, я ношу военный китель, я офицер России. Тут возникает понятие чести мундира. Если я выпускник суворовского или кадетского училища, мое достоинство в том, что я представляю свое училище, свою армию. И поэтому то, что дозволено обывателю, не дозволено мне. Я никогда не позволю себе появиться в форме в Парке культуры имени Горького в состоянии легкого подпития, если у меня в душе действительно живет чувство и сознание достоинства той армии, которую я представляю.

    Помните «Капитанскую дочку»? Петр Гринев – юный дворянин. Думаю, что по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» прекрасно можно разобраться со всеми вопросами, которые у нас сейчас рождаются в сознании. Дворянин – человек чести. Он представляет своего отца, свой род, он находится на государевой службе, и достоинство дворянина проявляется всегда и всюду. Он не позволит взять себе чужую вещь, грубо обращаться с женщиной, показать тыл врагу.

    Давайте обратимся теперь к самому дорогому и значимому, что у нас есть, – званию христианина. Очевидно, что христианин этим и отличается от другого (есть такое русское грубоватое слово «нехристь», оно не употребляется нами в расхожем плане, но существует в русском языке): если я ношу в себе сознание, что я чадо Небесного Отца, ученик Христов, то чувство моего достоинства заключается в том, что по мне судят о моем Господе. Взирая на меня (если я соответствую своему званию), люди прославляют моего Небесного Отца, Которого они еще не знают, но знают меня, что я служу добру, любви, милосердию.

    В этом смысле неплохо было бы вообще поговорить о достоинстве человека. Не знаю, гордо это звучит или смиренно, но филологи, которые вдумываются в значение слова, вам скажут: человек – словек – словесное существо; человек, в котором сияет образ этого Слова: «в начале было Слово, и Слово было Бог». Человек, в отличие от обезьяны, свиньи, космического пришельца (я не верю в инопланетян), – существо, в котором светится Божественная печать, образ Божий.

    Достоинство человека в том, что он имеет бессмертную душу, что Господь стал Человеком и воплотился. Достоинство человека – разумного, а уж христианина тем паче – в том, что на нем почивает благодать Святого Духа, попросту Бог живет в нас, с нами, в нашей душе. Таким образом, сознание и чувство собственного достоинства для христианина – это совсем не то, от чего напыщенный, самодовольный индюк раздувает свой зоб.

    Чувство собственного достоинства, если это здоровое чувство, – вовсе не сознание своего величества, когда ты по дури и по омрачению думаешь о себе как о центре вселенной, пупе земли, когда ты, по существу, делаешь себя богом. Нет, нет и нет. Как наш первообраз Христос был кроток на земле, общаясь с недругами, никогда не гневался, не впадал в раздражение, был чужд мстительности, обиды, озлобленности, будучи святым, безгрешным Человеком и Всесвятым Богом, так и подлинное чувство достоинства заключается в том, чтобы носить в себе дух смирения, истины и любви.

    И здесь рождается очень много вопросов. Как же царскому сыну, то есть христианину, носящему в себе благодать Святого Духа, выстраивать свои взаимоотношения с ближними и дальними, с братьями по вере и с теми, кто совершенно чужд этой вере? Как ему защищать свое достоинство и нужно ли его защищать? Я думаю, что у нас затеялся очень интересный разговор.

    – Хороший вопрос: стоит ли защищать свое достоинство, и если защищать, то как?

    – Думается, нам нужно смотреть, как в зеркало, в Евангелие. Давайте начнем все-таки с исторических примеров. Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» говорит о том, что тайной пружиной, приводящей в движение все современное ему общество, является общественное мнение: что обо мне думают, что обо мне говорят, как обо мне судачат за углом. И мы видим, что очень часто лица дворянского происхождения были настолько заточены на чувстве собственного достоинства, настолько болезненно реагировали на всякий, иногда даже кажущийся знак невнимания, небрежения к ним, что сразу хватались за пистолет.

    За голову хватаешься, когда узнаешь, что Александр Сергеевич Пушкин, прожив 37 лет, имел 37 дуэлей. Причем 28 дуэлей были расстроены его друзьями, которые слишком любили поэта, осознавали гениальность его дара и ограждали Пушкина от гипертрофированного чувства собственного достоинства. Поэтому давайте смотреть в Евангелие как в зеркало.

    Помните, Христос пленен в Гефсиманском саду? Его злейшие враги – члены Синедриона – наконец восторжествовали, как будто одержали победу над пророком из Назарета, Которого многие называли Мессией. И вот Он уже во дворе первосвященника Каиафы, и негодные прислужники-рабы ударяют Христа, заушают Его. И Господь, сохраняя Божественную и человеческую кротость, Сын Небесного Отца, истинный Бог и истинный Человек, вопрошает спокойно и с достоинством: «Что ты бьешь Меня? Если Я не прав, покажи, что это так. А если ответил правильно, то зачем Меня бьешь?» Видно, что Спаситель обезоруживал Своей кротостью и премудростью, любовью этих недостойных наименования человека людей.

    Когда мы читаем лагерную литературу о священниках, попавших в заключение (епископов селили намеренно с уголовниками), то видим, что исповедники веры, подвергаясь самым утонченным и мучительным издевательствам, были далеки от вендетты, кровной мести. Они кротко и с достоинством, с молитвой, с внутренней обращенностью к Богу переносили эти злоключения. И очень часто циничные нелюди проникались каким-то инстинктивным уважением к ним, как разбойник, распятый справа от Спасителя, видя Божественный лик Христа, познал в Нем Бога словами: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

    – Вопрос телезрителя: «Как отличить, где чувство собственного достоинства, а где гордость?»

    – Вы прямо в десятку попали, я бы сказал. Гордость – самый страшный, убийственный порок. Он неминуемо следует по пятам за человеком, который не устремил свой взор на Бога, нас видящего и любящего. Гордость начинается тогда, когда душа приходит в забвение Творца, отвращается от Него, переводит свой мысленный взор с Небесного Отца на себя любимого. Эта обращенность на себя и приводит к чудовищному разрастанию раковой опухоли, которая называется гордостью. Между прочим, эта гордость недалека от гипертрофированного чувства собственной значимости, великости, когда человек противопоставляет себя другим и мнит о собственной исключительности.

    Я бы сказал, что человек, чуждый вере и видению Христа, чуждый молитвенной обращенности к Спасителю, неминуемо заболеет этим неправильным чувством собственного достоинства, в нем будет возрастать тщеславие, преувеличенная самооценка, осуждение. И мы увидим героя своего времени Онегина, Печорина, героев Алексея Максимовича Горького, утверждавшего, что человек – это звучит гордо. Увидим и романтических героев XIX столетия, которые не знали, куда приложить свои недюжинные силы, чувствовали, что они безнадежно опередили свой век, родились не в свое время.

    Таким образом, гордость рождается тогда, когда от нас уходит живая вера и соединенное с ней предстояние Богу. Бог – наше всё, только в устремленности к Нему раскрывается личность человека. Повернитесь спиной к Любви, распятой и воскресшей – и вы получите ту болячку, которая называется: эгоизм, себялюбие. Причем, написав мемуары, вы будете это называть обостренным чувством собственного достоинства.

    – Вы сказали, что христианин должен защищать свое достоинство кротко, смиренно, по примеру Спасителя. А как следует защищать достоинство своих ближних? Это совсем другая ситуация.

    – Мы вспоминаем слова Господа: «Дети, будьте послушны родителям своим, ибо этого требует справедливость». «Любите друг друга, как Я возлюбил вас», – учит Христос. Возводя нас на нравственную высоту, Спаситель говорит: нет больше той любви, нежели жизнь положить за друзей своих. И здесь, наверно, кроется ответ на Ваш вопрос. Мы, забывая о себе, призваны служить нашим ближним. А служение ближним проявляется в том, чтобы их беречь, защищать, хранить от недругов, насильников, от тех, кто посягает на их здоровье, кто хочет причинить им ущерб, отторгнуть их от области света и добра.

    В этом смысле христианин должен быть заострен вниманием на ближних. Если в отношении самого себя он бывает кроток и смирен, то когда нужно защитить честь супруги или матери, своих или чужих детей, чужую поруганную невинность, христианин призывается быть защитником, человеком сильным, инициативным, мужественным, готовым употребить все необходимые средства, чтобы отстоять достоинство своего ближнего как человека.

    – При этом может ли христианин, защищая достоинство своих ближних, нанести случайно ущерб здоровью, как-то навредить тому человеку, от которого идет угроза?

    – Не навредить, а помочь ему ударом правой, чтобы он больше не упирался рогом и знал, как вести себя в приличном обществе. В этом смысле мы, не противясь злу злом, не всегда почитаем насилие злом. То есть воин или царский слуга, по слову апостола Павла, не зря носит меч при бедре своем. Прерогативная функция и обязанность имеющего Богом данную власть в том и заключается, чтобы отстаивать порядок, обуздывать злодея. Проявление силы может быть добром, когда речь идет об обуздании страстей бесстыжих людей или водящихся хищническими убийственными намерениями.

    Поэтому еще в ветхозаветном обществе Бог через Моисея даровал жесткий закон, в котором никакой безумной и бездумной толерантностью и не пахло. «Око за око, зуб за зуб» – эти ветхозаветные правила своей целью имели обуздать нездоровый демонический инстинкт, разрушительные страсти. Всякий преступник должен знать, что он получит по мозгам, грубо говоря. Взявший меч с неправедным намерением от меча и умрет.

    Сегодня законодательство многих дехристианизированных стран как раз попускает эту анархию, когда какой-нибудь добропорядочный житель города Кельна не имеет права защитить собственную супругу, невесту от насилия какого-либо эмигранта. Потому что эти новые дехристианизированные законы защищают как раз убийцу и насильника, считая его потерпевшим, а виноватым – его жертву.

    – Вы сказали, что в Ветхом Завете было разумное правило: «око за око, зуб за зуб». Но ведь в Нагорной проповеди Христос говорит: «Вам был дан закон «око за око, зуб за зуб», а Я вам говорю не противиться злому». То есть Он это противопоставляет…

    – Он восполняет ветхозаветный закон, возводя его к нравственному совершенству. Потому что в христианском обществе (скажем, в семье где царствует порядок, любовь, или в обители, где все насельники являются чадами одного духовного отца-игумена) действует закон любви. Христиане во времена апостола Павла не обращались к внешним судебным инстанциям, чтобы восстановить справедливость. Ведь если ты воплощаешь в себе заповедь Христову о любви, то никогда не обидишь ближнего, отдашь ему свое, поделишься не только излишками, но и своим необходимым.

    И в идеале христианское сообщество водится уже не Моисеевым законодательством, а Христовым духом любви. Заповеди Спасителя обращены лично к тебе как к ученику Христову.

    Лев Николаевич Толстой, прочитывая неправильно Нагорную проповедь, отменял суд, армию, выступал против всякой войны, обвинял общество Российской империи в нарушении заповедей Христа. Толстому, человеку весьма гордому, задали резонный вопрос: «Вот Вы проповедуете непротивление злу насилием, а если у Вас на глазах Вашу супругу Софью Андреевну какой-то дикий, выскочивший из чащобы человек попытается обесчестить, какая будет Ваша реакция?» И Толстой, закусив ус, сказал: «Не знаю». Толстовство и пацифизм несостоятельны, но состоятельно христианство, которое возводит нас к совершенству, состоятелен и ветхозаветный закон, по которому обустраивается жизнь всякого государства. И в большинстве своем все статьи Уголовного кодекса, отмщающие за преступления, зиждутся на Синайском законодательстве.

    – Как следует с достоинством переносить скорби?

    – Каждый из нас, вспоминая события собственной жизни, детства, отрочества, юности, вспоминая тяжелые, конфликтные ситуации, когда нас предавали даже наши собственные приятели, когда о нас злословили, праведно и неправедно обличая наши немощи, когда нас подсиживали, относились к нам без любви и уважения, выходит из этой ситуации по-разному. Кто-то мечтает мстить. Давайте вспомним Монте-Кристо, любимого героя тех, кто любит художественные фильмы. Вот он прорыл в замке Иф ход, вот нашел сокровища, вот появляется в Париже как обладатель несметного состояния и на что употребляет всю свою недюжинную энергию? Он методично, хладнокровно уничтожает всех тех людей, что явились причиной его драмы, несчастья…

    Нам заповедано: Не мстите за себя, возлюбленные. Так говорит Бог еще в Ветхом Завете, а устами апостола Павла – Мне отмщение, Я воздам. У жителей Кавказа и других народов в ходу кровная месть, где-нибудь на Апеннинском полуострове сходное понятие: вендетта. А истинный христианин не должен накапливать в душе токсин злобы, ненависти, начинается все с обидчивости, недоброжелательства, «у меня на вас зуб, и этот зуб я держу на полке в личном электронном кабинете». Человек, склонный к злопамятности, остается совсем один, от него уходит Божественная благодать. Христос учит нас иному. Ибо Он не злословил взаимно, но отдавал Самого Себя каждому человеку, и многие из тех, что были вольными и невольными участниками Его распятия, впоследствии были побеждены Божественной любовью, явленной в воскресении Спасителя, и привлечены к Церкви благодатью Христовой, которая не насилует и прощает всякого желающего покаяться в своих грехах.

    – Вопрос телезрителя: «Если по закону о защите чувств верующих неверующий получит тюремный срок, будет ли это считаться утверждением собственного достоинства?»

    – Есть у нас в Уголовном кодексе такая статья: оскорбление чувств верующих. Раньше ее не было принципиально, поскольку в советское время, построенное на безбожии, Уголовный кодекс не входил в рассмотрение чувств верующих. Сегодня, слава Богу, законы обуздывают не только вандализм, то есть посягательство на предметы культуры, искусства, но и кощунников, глумящихся над тем, что дорого и свято для той или иной группы верующих.

    Преступления против этой статьи в большинстве своем бывают заказные, это всегда провокация, будь то дамочки, танцующие на амвоне Храма Христа Спасителя, или какие-то акции, когда рубятся иконы. Несколько лет назад под видом авангардизма и концептуального искусства в Манеже выставлялись иконы с кощунственными аппликациями, иллюстрациями, работы Марата Гельмана, убежавшего из России. Совершенно очевидно, что был социальный заказ от тех, кто хотел внести в нашу страну разброд и шатание, столкнуть между собой определенные группы людей, повредить гражданскому миру и таким образом создать определенную атмосферу турбулентности, расшатать государственность в стране.

    Не буду сейчас говорить о трагедии в Казани и прочих преступлениях, от которых волосы дыбом на голове встают. Закон (слава Тебе, Господи) реагирует на все подобные правонарушения. У того, кто получает по заслугам, не знаю, что там с чувством достоинства, но о том, что заключение многих людей вразумляет и возвращает к правильному пониманию своего места в жизни, я свидетельствую. Я получаю письма даже от пожизненников, большинство из которых за тягчайшие преступления против человечности отбывают срок. Получив такой страшный срок, оказавшись один на один с собственной совестью, с Господом, пред Которым мы уже здесь предстоим, они приходят к осмыслению и переосмыслению содеянного. И как Раскольников в романе «Преступление и наказание», глубоко внутренне каются, меняются, зачастую кардинально, и вместе с верой во Христа Искупителя обретают и прощение от Создателя. Хотя по человеческим меркам трудно простить, но нет греха, который Господь Бог бы не покрыл Своим милосердием в случае решительного самоосуждения и разворота человеческого сердца от идолов к живому Богу, от тьмы к свету.

    – Скажите, как может быть полезно человеку чувство собственного недостоинства в таинствах, в молитве, в отношениях с близкими?

    – Я бы сказал – кардинально. Если наедине с самим собой, а значит – и с Господом ты не вырабатываешь чувства собственного недостоинства, если не умеешь сказать: «Господи, прости, согрешил», «Господи, помилуй мя, грешного», «Господи, милостив буди мне, грешному», если абсолютно не видишь вины своей перед Богом, тебя ждут душевные искривления, болезни. Мы, священники, свидетели того, от чего вдруг рождаются маниакальные состояния у пожилых людей, проживших долгую и неплохую жизнь, но совершенно нерелигиозных: мания преследования, мания собственного величия. Мне кажется, от чувства собственного достоинства до мании величия не столь уж великая дистанция. И все прочие мании, когда тебе кажется, что у тебя из-под носа соседи крадут луковицу, крышку от кастрюли, старый дырявый чулок… Это несомненный симптом, что в человеке не живет смирение перед Господом, и душа человеческая сама себя наказывает, заболевая этим гипертрофированным, неестественным чувством собственной значимости. А лукавый тому и рад, потому что он сам упал через гордость, однако в отличие от диавола мы, если захотим, можем покаяться, мы не настолько ожесточены во зле, как падшие духи, которые уже не хотят (и поэтому не могут) сказать: «прости, Господи».

    И если я молюсь как фарисей, говорю: «Господи, благодарю Тебя, что я не похож на этого…», если я противопоставляю себя окружающим и чувствую свою особенность – жди беды. Как говорит русский народ: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.

    – Спасибо, отец Артемий. Подведем итог нашей сегодняшней передачи.

    – Дорогие друзья, размышляя сегодня о достоинстве, мы выяснили для себя, что достоинство человека – в образе Божием. Человек, как говорили древние святые отцы, является отблеском Божества. Мы, по словам апостола Павла, род Божий. Поэтому, находясь в этом земном мире, должны, оберегая чувство достоинства, если оно правильное, не подражать свиньям, обезьянам, тиграм, леопардам. По слову Аристотеля, человек – это живое существо, кроткое и общественное; и мы должны руководствоваться духом разума и любви, никогда не делать другим того, чего не желаем себе, но всего более осуществлять абсолютную цель нашей жизни: прославлять Господа делами веры и любви, становясь сосудами Его духа чистоты, смирения, кротости и любви.

    – Как чувство собственного достоинства проявляется в повседневной жизни человека: через мелочи, через слово, через интонацию, через жесты, через манеру поведения?

    – Если ты человек, ни при каких обстоятельствах не должен позволять своим устам оскверняться руганью, сквернословием, матерной бранью. Сегодня не то чтобы в подворотнях, но и на телевидении, в школьных коридорах мы слышим эти допотопные ругательства и понимаем, насколько деградирует общество, отчужденное от христианской морали. Чувство собственного достоинства заключается в том, чтобы беречь достоинство ближнего своего, не будучи человеком навязчивым, излишне требовательным. Мы должны служить людям, уступая им во всем, то есть отдавать им большую честь, нежели себе, и вот это состояние свечки, которая распространяет свет и тепло, а сама тает, и есть христианский образ мысли и жизни. История оправдывает не того, кто, чуть что, хватался за ятаган и, размахивая шашкой, рубил головы своих оскорбителей как капусту, но того, кто сохранял ясность ума, мирное сердце; кто не ходил на поводу у собственного гнева, эгоизма, с разумом и резонно обезоруживая своих идейных противников словом вразумления, а сохранял при этом дух кротости и мира.

    Ведущий Денис Береснев

    Записали Елена Кузоро и Анна Вострокнутова

    Источник

  • Оцените статью