Создателем пейзажа настроения считается

Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли

Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.

Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.

Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.

Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.

Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.

Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.

Алексей Саврасов, Василий Поленов

Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.

Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.

Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.

Исаак Левитан, Константин Коровин

И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.

«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.

Еще один «пейзажист настроения», как и Левитан, учившийся у Саврасова в училище живописи и ваяния, — Константин Алексеевич Коровин, русский импрессионист. Он был родом из купеческой семьи, после обучения в Москве поступил в петербургскую Академию художеств, но был разочарован методами преподавания в ней и, проучившись несколько месяцев, бросил.

В тридцать три года Коровин совершил путешествие по русскому и зарубежному Северу, откуда привез несколько пейзажей. В 1902 году художник приобрел дом в деревне Охотино Ярославской губернии.
«… Зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки » — так писал Коровин более века тому назад.

И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • природа (12713)
  • фотографии (11346)
  • животные (7803)
  • музыка (6900)
  • сборники (3352)
  • плеер (1482)
  • видео (1130)
  • одиночные композиции (798)
  • видео (4280)
  • искусство (4211)
  • живопись (3473)
  • птицы (2371)
  • путешествия (1633)
  • юмор (1488)
  • архитектура (1124)
  • интересные факты (891)
  • рептилии (736)
  • насекомые (573)
  • подводный мир (532)
  • великие люди (374)
  • поэзия (374)
  • лирика (354)
  • релакс (258)
  • цветы (251)
  • кумиры (238)
  • СССР (218)
  • исторические факты (216)
  • растения (215)
  • религия (195)
  • ювелирные изделия (187)
  • ремесла (173)
  • фильм (164)
  • документальное кино (80)
  • память. (116)
  • космос (112)
  • скульптуры (97)
  • социум (82)
  • поиск людей (73)
  • техника (65)
  • традиции (63)
  • танцы (57)
  • афоризмы (57)
  • Политика (52)
  • Украина (42)
  • Россия (40)
  • Экономика (3)
  • Армия и флот (1)
  • темы,схемы,рамочки и т.д. (52)
  • харьков (52)
  • реки (46)
  • анекдоты (45)
  • здоровье (43)
  • легенды (41)
  • языки (36)
  • историческая правда (31)
  • иллюстрации (29)
  • интерьеры (25)
  • цирк (22)
  • спорт (22)
  • притчи (21)
  • радиорассказы (18)
  • мода (17)
  • арт (17)
  • философские размышления (16)
  • нумизматика (14)
  • анимация картинки (14)
  • обычаи (13)
  • реклама (12)
  • керамика (10)
  • оружие (10)
  • этикет (10)
  • театр (8)
  • психология (6)
  • истории (6)
  • энциклопедии (5)
  • армия (5)
  • дизайн (5)
  • гадания (5)
  • пословицы и поговорки (5)
  • радиоспектакли (5)
  • магия (3)
  • цитаты (3)
  • хрусталь (2)
  • опера (2)
  • открытия (2)
  • экстрим (2)
  • календарь (1)
  • экология (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Создатель так называемого «пейзажа настроения».

создатель так называемого «пейзажа настроения».

Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858 года в Симферополе. Его отец был военным, участвовал в Крымской войне. Из-за ранней смерти родителей мальчика, оставшегося сиротой, опекун забирает в Москву. Там Степанов учится в Институте обер-офицерских сирот. По настоянию опекуна он поступает в Костантиновский межевой институт на землемерное отделение. Это учебное заведение Степанов успешно окончил в 1879 году.

Полученная профессия не привлекала Степанова. Он стремился освоить искусство живописи. В 1880 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Руководителем Степанова стал И.М. Прянишников. В 1883 году Степанов получает малую серебряную медаль, в 1884 году – большую серебряную медаль за картину «Отец и сын, или Военная беседа». В это же время художник начинает сотрудничать с журналом «Природа и охота». В этом издании до 1895 года публикуются его рисунки.

«На террасе» 1900-1910 г. Холст, масло.
Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, Россия

В конце восьмидесятых годов Степанов несколько лет подряд работает вместе с Левитаном. В летнее время они пишут с натуры пейзажи Звенигорода, живописные уголки Волги. Как и Левитан, Степанов считается создателем так называемого «пейзажа настроения». Художник не просто передает красоту какого-либо состояния природы. Каждая работа является отражением определенного настроения, психологического состояния человека.

«Подруги» Холст, масло. Тверская областная картинная галерея, Тверь, Россия

С 1888 года Степанов начинает постоянно участвовать в экспозициях Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Особенный успех имело полотно «Лоси едят сено зимой», представленное на выставке 1889 года. Эту картину приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.

Полотна Степанова отличаются эскизностью, прозрачностью мазка, небольшим спектром выбранных оттенков. Жанр большинства работ художника критики определяют как пейзажно-анималистический. Излюбленной темой Степанова всегда оставалось изображение животных: «Волки у плетня», «Волки ночью», «Лось и лайки», «На промысел», «Лоси».

«Журавли летят» 1891 г. холст, масло 61.5 109.6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1889 году Степанов становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он работает в классе анималистической живописи. Позднее художник получает звание профессора. Его учениками стали П.Д. Корин, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов.

Значительное влияние на творческую манеру Степанова оказало знакомство с французской живописью во время путешествия за границу. В результате появилось полотно «Прачки в Виши». Одной из последних картин стала работа «Качели».
Степанов умер 5 октября 1923 в Москве.

Лучшие картины Степанова А.С.

Бульвар» 1919 г. Акварель по графиту на бумаге,
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

«После охоты» 1894 г. Холст, масло 58,5 х 100,3 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия

На Волге» 1897 г. 55 133 см холст, масло.
Самарский областной художественный музей, Самара, Россия

«Лоси» 1889 г. Холст, масло. 47.8 80.8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Утренний привет» 1897 г. холст, масло 61 99 см.
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник, Псков, Россия


«Хоровод» ранее 1923 г. Холст, масло.
Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова Улан-Удэ, Россия

«Катание на Масленицу» 1910 г. картон, темпера 49 68 см.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Россия


«Прачки в Виши» 1895 г. Холст, масло. 41 x 55.5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«После охоты» 1894 г. Холст, масло 58,5 х 100,3 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия


«Приезд учительницы» 1889 г. Холст, масло. 58.5 x 79 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары, Россия

Источник

Оцените статью