Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
статья на тему
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_dokument_v_formate_rtf.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
Разработала: воспитатель Шагина А.В.
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним относятся:
• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
• и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Охарактеризую более подробно каждое из названных условий.
Эмоционально-поддерживающий компонент среды.
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
• установление эмоционального контакта с ребенком;
• вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
• создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
• формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
• приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
• содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
Эмоционально-настраивающий компонент среды.
При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.
Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.
Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, необходимо продумывать организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.
При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.
Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, можно использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды
Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей, сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.
Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.
Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.
Эмоционально-активизирующий компонент среды
Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.
Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
• игры с детьми на накопление эмоций;
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
• игры на преодоление негативных эмоций;
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.
Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.
Эмоционально-тренирующий компонент среды
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) . Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програмное содержание: способствовать развитию детей через комплекс всех видов музыкальной деятельности, учить еть слажено, петь самостоятельно, продолжать слушать внимательно музыку.
Предлагаю к просмотру материал на тему прсихологическая безопасность личности ребёнка в ДОУ, в часности — создание эмоциональной среды для ребёнка в ДОУ.
консультация для родителей и педагогов «создание эмоциональной среды для ребёнка».
Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ — условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно.
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную н.
Источник
Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста
Рубрика: Дошкольное образование
Дата публикации: 27.08.2020
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Важенина, Н. Н. Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста / Н. Н. Важенина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5494/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье исследуется проблема создания эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста. На основе положений ФГОС ДО рассматривается понятие «развивающая образовательная среда». В опоре на «Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» сделан анализ условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей в условиях среды ДОУ. Особое внимание уделено анализу важнейших компетенций педагога, позволяющих ему обеспечивать эмоциональный комфорт развивающей среды ДОУ для детей раннего возраста.
Ключевые слова: развивающая образовательная среда, эмоциональный комфорт, дети раннего возраста, ДОУ, компетенции педагога.
Материалы научных исследований как в России, так и за рубежом свидетельствуют о том, что раннее детство — это не только время, когда дети особо восприимчивы ко многим факторам риска. Это также и необычайно значимый для них период в жизни, когда позитивный эффект от различных развивающих мероприятий приносит двойную отдачу, а негативное воздействие факторов риска хорошо поддается смягчению и коррекции [4].
Сегодня как учеными-методистами, так и педагогами-практиками повсеместно признается, что одним из ключевых условий эффективного развития дошкольников, особенно — детей раннего возраста, в условиях дошкольных образовательных учреждений является качественно организованная, разнообразная и — главное — комфортная для детей с эмоциональной точки зрения развивающая среда ДОУ.
Л. А. Максимова в своем диссертационном исследовании в связи с этим справедливо подчеркивает, что окружающая среда выступает «важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние» и что разнообразные и качественные эмоции у детей «не возникают сами по себе, а формируются под влиянием среды» [5, с.7].
Вопросам правильной организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении сегодня значительное внимание уделяет новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из ключевых в стандарте названа задача формирования в дошкольных образовательных организациях России социокультурной развивающей образовательной среды, которая бы соответствовала возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (пп.8 п.1.6) [1].
В целом под развивающей образовательной средой ДОУ ФГОС ДО понимает «систему условий социализации и индивидуализации детей» (п.2.4) [1]. Важнейшими аспектами развивающей образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, согласно стандарту, являются:
– предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
– характер взаимодействия со взрослыми;
– характер взаимодействия с другими детьми;
– система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому (п.2.8 ФГОС ДО) [1].
На необходимость обеспечения эмоционального комфорта детей раннего возраста как на одно из базовых качеств, которым должна обладать развивающая образовательная среда ДОУ, было прямо указано еще ранее, до принятия ФГОС ДО, в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» [2].
Концепция исходит из того, что эмоциональный комфорт рассматривается как состояние уверенности, спокойствия, удобства, при котором ребенок всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги.
В «Концепции…» обеспечение эмоционального комфорта и благополучия каждого ребенка, а также развитие положительного самоощущения детей названы в качестве приоритетных задач ДОУ.
«Концепция…» ориентирует дошкольные образовательные учреждения России на формирование такой образовательной среды, которая бы способствовала «эмоционально-ценностному, социально-личностному (…) развитию ребенка и сохранению его индивидуальности» [2].
Эмоционально комфортной для детей раннего возраста может считаться такая развивающая среда ДОУ, которая обеспечивает поступательное и гармоничное личностное становление ребенка, полноценное формирование у него необходимых возрастных психологических новообразований, развитие навыков конструктивного, эмоционально адекватного и сбалансированного социального взаимодействия с окружающими людьми.
Только в эмоционально комфортной, лишенной различных стрессоров развивающей образовательной среде ДОУ у ребенка может происходить последовательное формирование важнейших и жизненно необходимых для него навыков — когнитивных, перцептивных, речевых, моторных и — главное — саморегуляционных и социоэмоциональных.
Качественно организованная и адаптированная под возрастные потребности детей раннего возраста развивающая образовательная среда, создающая вокруг них эмоционально комфортную атмосферу, учитывающая базовые эмоциональные потребности детей, позволяет полноценно развиваться способностям дошкольников, дает им возможность приобретать необходимые знания в области понимания человеческих эмоций, их значения, а также формировать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, готовность вести совместную деятельность со сверстниками, уважительно относиться и испытывать глубокие чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Все это в конечном итоге является тем необходимым базисом, на котором осуществляется всестороннее социаально-коммуникативное развитие детей в течение всего периода дошкольного детства.
Можно говорить о том, что развивающая образовательная среда ДОУ должна выступать своеобразным «коконом», полноценно и эффективно питающим все актуальные эмоциональные потребности детей раннего возраста, создавать вокруг них атмосферу необходимой комплексной заботы обо всех важнейших сторонах жизни малышей — об их здоровье, питании, безопасности, обучении и т. д. Умело сформированная вокруг детей раннего возраста, эмоционально комфортная развивающая среда дает возможность сократить негативное влияние возможных неблагоприятных бытовых или социально-экономических условий жизни детей в конкретных семьях, что в немалой степени содействует физическому и психоэмоциональному здоровью дошкольников.
Педагоги как организаторы развивающей образовательной среды могут активно влиять на формирование различных ее компонентов, обеспечивающих эмоциональный комфорт пребывания дошкольников в ДОУ. В частности, при организации занятий с детьми раннего возраста они должны выбирать сообразные возрасту и началам общественной нравственности моральные и эмоциональные стимулы, создавать для малышей управляемые ситуации эмоциональной разгрузки, учить детей раннего возраста правильному пониманию, осознанию своих и чужих эмоций, а также навыкам социально допустимого выражения эмоций, снятия эмоционального напряжения, разрешения конфликтов.
Крайне важно, чтобы сам педагог, взаимодействующий с детьми раннего возраста, был эмоционально устойчив и обладал развитыми навыками управления эмоциями и умел эффективно управлять эмоциональным состоянием всех участников образовательного процесса в ДОУ [3, с.122].
Важнейшими компетенциями педагога ДОУ, непосредственной связанными с успешностью его работы по формированию эмоционально комфортной образовательной среды для детей раннего возраста, являются умения:
– учитывать эмоциональное состояние детей раннего возраста и на этой основе поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в детском коллективе ДОУ;
– смягчать отрицательные проявления возрастных кризисов у детей и кризисы их взаимоотношений с окружающими посредством обучения конструктивным формам взаимодействия;
– создавать в детском коллективе ДОУ атмосферы терпимости друг к другу, развивать у детей раннего возраста стремление к сотрудничеству, конструктивному, неконфликтному взаимодействию друг с другом;
– своевременно выявлять признаки возможных нарушений в эмоциональном развитии детей (признаки психатоподобного поведения, дефицита внимания (гиперактивности), агрессивности, аутизма и др.),
– консультировать родителей детей по этим вопросам и давать им своевременные корректные рекомендации о необходимости обращения к соответствующим профильным специалистам;
– самостоятельно вести профилактику непатологических эмоциональных проявлений у детей раннего возраста (в частности, агрессии);
– быть готовым к совместной работе с психологом и дефектологом по педагогической коррекции имеющихся у детей нарушений психоэмоциональной сферы.
Принципиально важно в деятельности педагога ДОУ избегать практики создания психотравмирующих ситуаций, действие которых может приводить к формированию у дошкольников так называемого феномена эмоциональной депривации, способного приводить к задержкам физического и психического развития детей, к формированию у них негативных эмоционально обусловленных личностных новообразований (страхов, коммуникативных барьеров, невротических и психопатологиеских комплексов и др.).
Обобщая сказанное, можно констатировать, что эмоционально комфортная развивающая среда при работе с детьми раннего возраста является важнейшей предпосылкой для формирования уравновешенной, эмоционально развитой личности ребенка, предотвращения ситуаций эмоциональной депривации детей и развития последствий этого в виде отсутствия у них теплых чувств к окружающим, лживости, враждебности, поверхностности и неглубокого отношения к людям и др.
Источник