- Вопрос эксперту: эмоциональный интеллект
- Эмоциональное лидерство
- Цели тренинга:
- Методы обучения:
- Программа:
- «Эмоциональная компетентность»
- О ПРОГРАММЕ
- «Эмоциональная компетентность»
- РАЗВЕРНУТАЯ ПРОГРАММА
- «Эмоциональная компетентность»
- Развитие эмоционального интеллекта
- Развитие эмоционального интеллекта – залог вашего успеха в бизнесе
- Тренинг по развитию эмоционального интеллекта в Центре «ТренерПРОФИ»
Вопрос эксперту: эмоциональный интеллект
ДОСЬЕ
Екатерина Зуева
Тренер и HR-консультант FG Consulting
Тренерский опыт с 2006 года
Управленческий опыт с 2010 года
Умеет:
— разрабатывать и внедрять системы работы с персоналом (подбор, адаптация, оценка, обучение, мотивация, корпоративные стандарты);
— развивать ключевые компетенции кадрового резерва и действующих руководителей;
— работать в формате мини-тренингов с большой аудиторией (40-60 управленцев среднего и высшего звена).
Любит:
— развивать навыки специалистов по переговорам и продажам;
— разрабатывать игровые технологии для обучения и развития сотрудников;
— прокачивать эмоциональный интеллект руководителей;
— обучать конструктивному выходу из конфликтов.
Практикует:
— развитие навыков личной эффективности;
— тренинги по постановке, делегированию и контролю исполнения задач;
— тренинги по внедрению и адаптации системы наставничества;
— проведение командообразующих корпоративных мероприятий.
?: Все вокруг говорят, что высокий интеллект — ключ к успеху. В чем секрет этого явления?
!: Впервые об эмоциональном интеллекте я услышала в 2008 году. Стала читать, разбираться, прошла тренинг, и мир перевернулся.
Поняла, что развитие ЭИ – постоянная работа, прежде всего, над собой. Нужно понять весь калейдоскоп собственных чувств и эмоций: назвать, идентифицировать, научиться определять и изменять их. И это только первые две из четырех ступеней развития эмоционального интеллекта.
Я осознанно стала применять техники на работе и дома. Почувствовала, что уже не эмоции управляют мной, а я контролирую их проявление.
Секрет в том, чтобы человек, в момент переживания эмоции, не отдавался ей, а задавал вопрос: «Что я сейчас чувствую?».
Тогда подключается разум (рацио), вытесняя первую волну автоматической реакции. Эмоция «стихает», а человек действует, взвесив «за» и «против».
Но это:
А) осознанность
Б) время
В) сила воли
Г) желание,
и, как положительное следствие, привычка.
Разве способность разбираться в эмоциях собеседника, и поворачивать ситуацию в свою пользу – не успех?
?: ЭИ предполагает постоянный анализ и отслеживание не только собственных эмоций, но и чувств окружающих. Не усложняет ли такой подход жизнь, не мешает ли это решению более актуальных задач?
!: Со временем он облегчает жизнь, но сначала нужно проделать определенную работу. Есть люди с изначально высоким уровнем эмоционального интеллекта. Им навык дается проще, более того, они могут не догадываться о существовании ЭИ. Но это неосознанная компетентность.
Если же человек понимает, что это инструмент, умело им пользуется, то со временем навык превращается в осознанную компетенцию, которую по достоинству оценивают окружающие, коллеги, и сам носитель.
Третья ступень развития ЭИ – осознание чувств другого человека. Когда первые две ступени уже прокачаны, третья закрепляется быстро.
Когда на тренинге «Эмоциональный интеллект руководителя», рассказав участникам про 3 ступени, спрашиваю: «А какая же четвертая?», хором отвечают: «Управление эмоциями другого». Но я это называю иначе. Управление эмоциями другого – манипуляция. А человек, достигший четвертой ступени развития эмоционального интеллекта, не опускается до манипуляций.
Поэтому четвертую ступень называю «Управление атмосферой контакта, взаимодействия». В таком случае силы направлены на принятие эмоций собеседника и итог переговоров, создавая ситуацию win-win.
?: Считается, что EQ важнее IQ. В чем преимущество эмоций перед интеллектом?
!: Доказано, что эффективность человека только на 15% зависит от его интеллектуальных способностей, и на 85% от эмоционального интеллекта. Результаты тестов, измеряющих IQ, на деле показывают уровень развития памяти и внимания, а не успешность в жизни, и тем более в бизнесе.
Зачастую картина обратная: социально-успешные люди не набирали высокие баллы в тестах на IQ, и не были «отличниками» в школе.
Конечно, IQ важен и нужен, но результативность зависит от умения повернуть ситуацию в свою пользу (четвертая ступень ЭИ).
Важно развивать интеллекты, но эмоциональный развить сложнее. О нем редко задумываются. Я начала вести тренинги по ЭИ в 2010 году. И раньше просила участников выписать эмоции, свойственные им по жизни. После долгих раздумий, на листе появлялось от 3 до 5 эмоций. А это значит, что даже первая ступень – понимание собственных чувств — «не прокачана».
В начале тренинга всегда прошу поднять руку тех, кто знает, что такое эмоциональный интеллект. До прошлого года руку поднимало около 20% участников. Но сегодня цифра увеличивается, а значит ЭИ шагает по планете.
?: Так ли важна эмпатия в бизнесе?
!: Сейчас много говорят про эмпатию и ее роль в бизнесе. Но это только третья ступень развития ЭИ. Сама по себе эмпатия в бизнесе нужна лишь в том случае, если помогает «включить» управление атмосферой контакта. То есть мы идем к цели через понимание эмоций другого. Мы не просто поняли человека и посочувствовали ему, а посредством этого повернули переговоры в нужную сторону.
Существуют тесты для определения уровня ЭИ. Я люблю использовать их при подборе кандидатов на должности (как второстепенный среди множества других), где требуется контакт с людьми, для руководящих позиций – обязательно. Иногда бывают ситуации, где опыт и уровень компетенций кандидатов одинаков, и тогда точки над i расставляют показатели эмоционального интеллекта. Чем выше уровень, тем больше вопросов с положительным исходом решит кандидат.
?: Есть ли сейчас запрос на развитие эмоционального интеллекта среди топ-менеджеров?
!: Раньше в организациях тренинги по эмоциональному интеллекту заказывали по остаточному принципу — когда все остальные уже пройдены, и хочется чего-то «новенького, свежего». Сегодня запрос на тему высок, бизнесу нужны осознанные сотрудники, особенно управленцы. К сожалению, книги, статьи и лекции не позволяют «потрогать» понятие, примерить на себя. Тренинг дает возможность за короткий срок получить инструменты развития навыка, задать вопросы эксперту, и в безопасных условиях «потестить» считывание собственных эмоций и эмоций окружающих.
Поэтому сегодня запрос на этот тренинг высок как среди топ-менеджеров, так и среди линейного персонала.
Источник
Эмоциональное лидерство
«Истинные лидеры — это не те, кто занимает высокие посты или имеет власть, а те, кто
владеет сердцами и умами людей»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк
Эмоциональное лидерство — новейшая модель менеджмента, которая позволяет руководителю вовлекать в работу не только 5% — 10% сознания человека, но и 90% — 95% его души. Эмоции лидеров обладают заразительной силой. Когда лидер излучает энергию и энтузиазм компания процветает; когда сеет разрушение и дисгармонию — бизнес идет ко дну
Цели тренинга:
Осознать свой стиль лидерства, усилить сильные качества, расширить практические навыки по управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей
Методы обучения:
Практические упражнения в парах и малых группах, лекции, групповые дискуссии, разбор ситуаций, ролевые игры
Программа:
Рациональное и эмоциональное лидерство
- Составляющие лидерства: видение, вдохновение, движущая сила
- Лидерская — Я концепция
- Обязательные лидерские качества
- Эмоциональные компетенции лидера
Практика:
Комплекс упражнений на развитие эмоциональных компетенций
Базовые принципы эмоционального интеллекта, как основы эмоционального лидерства
- Эмоциональный интеллект — концепция, структура
- Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личной эффективности
- Параметры эмоционального интеллекта
- Модели эмоционального интеллекта
Практикум:
Исследования собственного EQ: определение уровня развития интеллекта по Х. Гарднеру. Определение уровня эмоционального интеллекта по методике Н. Холла
Модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она
- Внутриличностная сфера
- Межличностная сфера
- Адаптивность
- Управление стрессом
- Удовлетворенность качеством жизни
Практикум:
Колесо жизненного баланса
Управление собственным эмоциональным состоянием
- Осознание собственных эмоций. Инструменты осознания
Практикум:
Знакомство с различными эмоциональными состояниями
- Выражение эмоций — как смоделировать нужную эмоцию в нужной ситуации
- Контроль своих эмоций (раздражения, гнева, уныния, подавленности, растерянности и др.)
- Возможности снижения интенсивности негативных переживаний. Последствия подавления эмоций
- Способы управления своими эмоциями
Практика:
Осознание и управление эмоциональным состоянием
Выявление и исследование индивидуальных препятствий на пути к достижению эффективных эмоциональных состояний
Эмоциональное лидерство как технология передачи качеств. Эмоциональное влияние
- Модель эмоционального влияния: наши эмоциональные послания и ответные реакции
- Психокомплексы как мишени влияния
Практика:
Техники задавания вопросов и слушания — навыки управления эмоциями другого
- Мотивация как двигатель эмоционального состояния человека. Как через воздействие на эмоции пробуждать мотивацию
- Подключение конструктивных эмоций для получения результатов
- Модель «эмоционального заражения»: как эффективно использовать эмоциональные установки
Практика:
Создание атмосферы контакта через трансляции своих эмоций
Практика:
Моделирование личной программы развития качеств эмоционального лидера
Источник
«Эмоциональная компетентность»
О ПРОГРАММЕ
«Эмоциональная компетентность»
Длительность: 2 дня
Бизнес-тренер: Лина Стрыгина
Целевая аудитория: руководители структурных подразделений
Основные цели тренинга: сформировать у сотрудников навыки работы со своими внутренними эмоциями, выработать умение создавать ресурсное рабочее состояние, научиться быть уверенным в себе и овладеть искусством ладить с другими людьми и управлять их эмоциональным состоянием. Стать эмоционально компетентными!
Участники получат навыки: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями (своими и других людей).
РАЗВЕРНУТАЯ ПРОГРАММА
«Эмоциональная компетентность»
1.Эмоции как ориентир
Эмоции как переживание значимости.
- Значение осознаваемых и неосознанных эмоций для принятия решений в бизнесе. Интуиция как внерациональное постижение действительности. Методы осознания своих интуитивных догадок и развития доверия к своей интуиции в вопросах управления.
2.Структура эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач. Эмоциональный интеллект как фактор, определяющий 80% успеха в бизнесе.
Четыре компонента эмоционального интеллекта:
понимание собственных эмоций; понимание эмоций других людей; управление собственными эмоциями; управление эмоциями и отношением других людей.
3.Технологии управления эмоциями
Технологии:
- управления негативными эмоциями: гневом, страхом, унынием; управления положительными эмоциями: радостью и интересом;
4.Развитие навыков влияния.
- Модель эмоционального влияния: наши эмоциональные послания и ответные реакции собеседника Энергетические выгоды от конструктивного и доброжелательного общения Роль эмоционального влияния в бизнес-коммуникациях (в управлении, сервисе/продажах, тренерской работе)
- Практикум-исследование: создание атмосферы контакта через трансляцию своих эмоций
Источник
Развитие эмоционального интеллекта
Мысль о том, что успех в обществе каждого человека зависит от эмоционального интеллекта, разделяют многие психологи и ученые. Понимать себя, свои чувства, мотивы поведения и эмоции – в этом кроется секрет успешного взаимодействия с окружающими людьми и миром. Нетрудно предположить, что развитие эмоционального интеллекта способно оказать положительное влияние и на деятельность человека, будь то учеба или бизнес. Вы к этому готовы? Тогда добро пожалось на авторский тренинг Ирины Тримаскиной!
Развитие эмоционального интеллекта – залог вашего успеха в бизнесе
В современном обществе успех ценится безотносительно того, как и какими средствами он был достигнут. Успешными не рождаются. Ими становятся. Разумеется, этот процесс, который может длиться и месяц, и год, и целую жизнь, зависит от множества факторов, но главную роль здесь всегда играет эмоциональная компетентность. Это навык, который можно и нужно развивать.
Даже если человек талантлив, но ведет себя агрессивно и высокомерно по отношению к другим, окружающие вряд ли смогут долгое время находиться рядом с ним и сохранять близкие отношения, возможно, они даже и не успеют оценить его творческий потенциал.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта – ключевой фактор и важнейшее качество первоклассных специалистов, которые всегда отличаются не только профессиональным мастерством и проницательностью, но и умением налаживать отношения с людьми внутри компании и за ее пределами. Эти люди умеют вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность команде всех заинтересованных сторон. Связь между уровнем развития эмоционального интеллекта сотрудников компании и ее прибылью очевидна. Для успеха и достижения поставленных бизнес-целей одних технологических решений недостаточно: особое значение приобретает персонал. Умение грамотно решать вопросы клиентов и партнеров по бизнесу приводят к лояльности с их стороны и увеличению прибыли.
Коэффициент развития эмоционального интеллекта состоит из целеустремленности, умения подчинить свои эмоции достижению цели, сопереживать и помогать другим, способности разобраться в себе и своих чувствах.
Тренинг
«Эмоциональный интеллект: новое качество жизни»
Успешными не рождаются. Ими становятся. Успех в обществе каждого человека зависит от эмоционального интеллекта – в последнее время эту мысль разделяют многие психологи и ученые. Тренинг опирается на концепцию эмоционального интеллекта в его практическом применении. Это даже не тренинг, а исследовательское путешествие к самому себе, которое происходит в 3-х взаимосвязанных плоскостях: управление эмоциями, управление общением, управление своими жизненными целями. Особое значение имеет тот факт, что проводником и наставником в этом процессе выступает профессионал, тренер, коуч, автор книги «Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности» — Ирина Тримаскина.
Участники: все те, независимо от профессии и должности, кто нацелен на повышение личной эффективности, готов поменять качество своей жизни, изменяясь сам. Тренинг будет особенно полезен тренерам, руководителям, консультантам, чья работа связана с взаимодействием с людьми, управлением и влиянием.
Цель тренинга: управлять собственным эмоциональным состоянием; выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с партнерами, клиентами, близкими на основе эмоциональной компетентности.
Основные результаты тренинга для Вас:
• Осознанность как основа для изменения своего поведения. Часто не мы управляем своими эмоциями, а они управляют нами по одной единственной причине – мы их не осознаем. Как только эмоции, желания становятся осознанными, у нас появляется выбор способов реагирования. И тогда лозунг «Быть хозяином положения» становится реально выполнимой задачей
• Конкретные навыки управления своим эмоциональным состоянием, повышения стрессоустойчивости
• Формирование системного понимания личностного поля коммуникаций
• Создание перспективного видения своей жизни
• Четкое формулирование личных и профессиональных целей на основе своих индивидуальных приоритетов
• Исследование собственного потенциала и нахождение внутри себя необходимых ресурсов для повышения личной эффективности
Преимущества и отличия данного тренинга:
• Максимальная практическая направленность: тренинг строится как комплекс групповых и индивидуальных упражнений, обучение происходит через практику. 10% — методики и инструменты, 90% — практика!
• Сочетание форматов тренинга и коучинга, направленного на осознание каждым участником своей модели реальности и понимание причин запуска эмоций и «застревания» в определенных ситуациях. Зная причины, Вы можете изменить следствие!
• Небольшое количество участников (до 6 человек), оптимальное для качественной проработки своих задач по данной теме
• Открытый формат тренинга позволяет участникам смело экспериментировать, пробовать, задавать вопросы, не боясь «потерять лицо»
• Тренинг предполагает возможность последующего индивидуального коучинг-сопровождения в решении конкретных персональных задач (по выгодным условиям для участников)
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
1. Эмоциональный интеллект: введение в тему
• Эмоциональный интеллект. Зависимость профессионального и личного успеха от эмоциональной компетентности
• Чем мы можем управлять: основные слагаемые эмоциональной компетентности
2. Эмоциональное лидерство: управление своим состоянием
Узор всей нашей жизни соткан из нитей эмоций. Иногда они помогают нам почувствовать «вкус жизни». Иногда наполняют ее безразличием, раздражением, обидой, являясь преградой на пути конструктивных отношений. Навыки управления своим эмоциональным состоянием Вы сможете использовать в любом контексте: во взаимодействии с клиентами, партнерами, коммуникациях с подчиненными, личном общении.
Тренинг также позволяет заглянуть за «фасад» собеседника и понять, что у него внутри, каковы его отношение к миру и людям, его убеждения и чувства. Успех делового общения основывается на понимании собеседника. Задача тренинга — научить Вас видеть индивидуальность каждого человека, понимая особенности его поведения и эмоционально-коммуникативные стратегии.
• Как понять себя: способы осознавания собственных эмоций
• Как почувствовать внутренний мир другого человека? Отслеживание основных индикаторов эмоций
• Практикум-знакомство с различными эмоциональными состояниями
• Три ключа к управлению собственных эмоций
• Выявление и исследование индивидуальных препятствий на пути к достижению эффективных эмоциональных состояний
• «Я верю…»: новые убеждения и качества. Создание позитивных установок
• Формирование индивидуальной программы действий в управлении своими эмоциями
• Практикум-исследование по осознанию и управлению эмоциональным состоянием, заявленным в качестве индивидуальной цели на тренинг
• Мы такие разные: типичные эмоционально-коммуникативные стратегии
• Что внутри? Основные ценности, ключевые мотивы и качества каждого типа личности. Способы принятия решения
• Возможные проблемы в общении с каждым эмоционально-коммуникативным типом.
• Практикум-диагностика ведущего способа эмоционального реагирования участников тренинга
3. Эмоциональное влияние: взаимодействие на основе EQ- компетентности
Любое общение с окружающим миром – это влияние. От чего зависит результат взаимодействия? Не секрет, что общение между людьми происходит не только на словесно-информационном, но и на эмоциональном уровне. По сути, есть цепочка «стимул – реакция». Стимул – это наше поведение, реакция – это ответное поведение собеседника. Между звеньями этой цепи есть прямая причинно-следственная взаимосвязь: качественные характеристики нашего поведения определяют реакции партнера по общению.
• Модель эмоционального влияния: наши эмоциональные послания и ответные реакции собеседника
• Энергетические выгоды от конструктивного и доброжелательного общения
• Роль эмоционального влияния в бизнес-коммуникациях (в управлении, сервисе/продажах, тренерской работе)
• Практикум-исследование: создание атмосферы контакта через трансляцию своих эмоций
4. Стратегическое лидерство: управление своей жизнью
Каждый из нас является индивидуальностью, отличающийся от всех остальных людей. Только тогда, когда мы осознанно творим себя и свою жизнь, мы чувствуем внутреннюю силу и радость. Время от времени большинство из нас иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности задают себе вопросы: Кто я на самом деле? Чего я хочу для себя? Как я хочу построить свою жизнь?
• Практикум-визуализация по созданию эмоционального образа своего будущего
• Определение жизненных приоритетов
• Построение карты ориентиров долгосрочных целей
• Практикум-планирование по трансформации видения в четко сформулированные цели
• Исследование возможных вариантов достижения цели и выбор оптимального
• Определение первых шагов в достижении целей
Тренер оставляет за собой право:
• Менять темы/тематические блоки местами
• Сокращать или увеличивать время темы/тематического блока
• Заменять темы/тематические блоки другими по своему усмотрению с целью наилучшей реализации индивидуальных задач участников.
Методы обучения: тренинг проводится как КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, направленных на знакомство и осознание себя и окружающих людей. 90 % времени — практика!
По окончании всего курса каждый участник получает Сертификат московского Центра подготовки бизнес-тренеров и развития персонала «ТренерПРОФИ», о прохождении участником обучения по указанной программе.
Продолжительность тренинга: 16 часов (2 дня по 8 часов) с 10.00 до 18.00, включая перерывы на обед и кофе-брейки
Количество участников : до 6 человек.
ВЕДУЩАЯ ПРОГРАММЫ: