Совокупность чувств настроений идей взглядов

Совокупность чувств настроений идей взглядов

646. Совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, выражается понятием .
правовая идеология

647. Совокупность правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, поведение в общественных местах, составляют:
правила культурного поведения, этикета

648. Совокупность правовых систем, которые существуют в разных странах, но имеют сходные юридические признаки и исторические пути их формирования, обозначается понятием .
правовая семья

649. Совокупность правовых установок индивида или группы людей, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях, называется .
правовой ориентацией

650. Совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, носит название:
правосознания

651. Совокупность свойств, позволяющих человеку вступать в многочисленные связи с другими людьми и организациями, характеризует его как:
личность

652. Совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в общественной жизнедеятельности, называется:
правовой психологией

653. Совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям, составляет понятие правовой .
психологии

654. Совокупность юридических способов правового регулирования называется .
методом правового регулирования

655. Совокупность юридических фактов, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений – это .
юридический (фактический) состав

656. Согласно историко-материалистической теории права право есть нормативное выражение.
воли экономически господствующего класса

657. Согласно марксистскому учению основной предпосылкой для отмирания государства является .
стирание классовых различий

658. Согласно мнению представителей исторической школы права – право .
формируется в обществе в виде обычаев постепенно и независимо от государства

659. Согласно монистической теории объектом правоотношения является .
поведение людей

660. Согласно нормативистской теории права право .
представляет собой иерархическую систему норм, напоминающую пирамиду

Источник

Тест с ответами: “Общественное сознание”

1. К какому понятию относится «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы»:
а) общественное сознание +
б) обыденное сознание
в) массовое сознание

2. Какое положение наиболее правильно характеризует общественное сознание:
а) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний
б) общественное сознание определяет духовную жизнь общества +
в) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

3. Носителем общественного сознания являются:
а) нормы морали и права
б) предметы духовного производства
в) социальные группы +

4. Это не относится к формам общественного сознания:
а) экономика +
б) философия
в) религия

5. Правильны ли представленные суждения об индивидуальном сознании:
1. Индивидуальном у сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек.
2. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку.
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа

6. Правильны ли представленные суждения о массовом сознании:
1. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий.
2. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

7. Правильны ли представленные суждения об общественном мнении:
1. Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией.
2. Общественное мнение является формой проявления массового сознания.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

8. Учения Вольтера, Монтескье, Руссо и других просветителей являются примером:
а) идеологии +
б) обыденного сознания
в) массового сознания

9. В Советском Союзе, в 30-е годы 20 века, имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример:
а) правосознания
б) философского сознания
в) массового сознания +

10. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями:
мода:
а) общественная традиция
б) общественная психология +
в) идеология

11. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями:
теоретическое выражение:
а) идеология +
б) общественная традиция
в) общественная психология

12. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями:
социальный характер:
а) общественная значимость
б) общественная психология +
в) общественная традиция

13. Необходимо найти в приведённом списке одну из черт идеологии:
а) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни +
б) идеи и взгляды носят эмпирический характер
в) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы

14. Необходимо найти в приведённом списке одну из черт идеологии:
а) сочетает противоречивые взгляды
б) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы
в) является рационализированной системой знаний +

15. Необходимо найти в приведённом списке одну из черт идеологии:
а) обоснованность воззрений теоретиками +
б) идеи и взгляды носят эмпирический характер
в) сочетает противоречивые взгляды

16. Высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, является одним из определений такого понятия:
а) свобода
б) сознание +
в) познание

17. Такое понятие, как «общественное сознание», нашло широкое применение прежде всего в философии:
а) позитивизма
б) экзистенциализма
в) марксизма +

18. Обусловленный законами человеческого развития и неотрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения действительности в человеческом мышлении, является одним из определений этого:
а) сознания
б) познания +
в) свободы

19. Кому принадлежит утверждение, что не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание:
а) Локку и Гоббсу
б) Фоме Аквинскому
в) Марксу и Энгельсу +

20. Как называется Совокупность идей, представлений, учений, убеждений, свойственных обществу в целом, отдельным классам или социальным группам, партиям и движениям:
а) философией
б) идеологией +
в) психологией

21. Выраженное в определённой совокупности идей и представлений отношение одной или нескольких социальных групп к событиям и явлениям общественной жизни, является одним из определений этого:
а) общественного мнения +
б) идеологии
в) общественного сознания

22. Что из представленного, выполняет мировоззренческую, познавательную функцию общественного сознания:
а) мораль
б) философия +
в) религия

23. Совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, представляет собой одно из определений этого:
а) обыденного сознания
б) общественной психологии
в) общественной психологии +

24. В одобрении или осуждении поступков человека, окружающими его людьми, проявляется это:
а) общественное бытие
б) общественное мнение +
в) общественное сознание

25. Общественное сознание в марксизме:
а) отражение общественного строя
б) отражение психологического бытия
в) отражение общественного бытия +

26. Истоки представления об общественном сознании восходят к:
а) Канту
б) Гегелю +
в) Лоббсу

27. Обычно называют столько форм общественного сознания:
а) шесть +
б) семь
в) пять

28. Одна из форм общественного сознания:
а) сущность
б) астрология
в) правосознание +

29. Одна из форм общественного сознания:
а) искусство +
б) спорт
в) доступность

30. Одна из форм общественного сознания:
а) ведомость
б) наука +
в) астрология

Источник

4.4. Общественное сознание и его структура.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, эмоций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Это духовная жизнь общества, включающаяя в себя политические и правовые взгляды, нравственные, художественные, философские, религиозные и другие воззрения, а также социальные чувства, настроения, общественное мнение. Общественное сознание отличается от индивидуального, это сознание общества, социальных групп, классов, исторической эпохи, а индивидуальное сознание – это духовный мир отдельной личности. Общественное сознание не есть сумма “сознаний” отдельных личностей, оно представляет собой качественно особую духовную систему, которая, будучи порождена и обусловлена в конечном счете общественным бытием, живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает мощное влияние на каждого человека. Но общественное сознание не существует помимо индивидуального и наряду с ним, оно может существовать только в индивидуальном. Вне сознания индивидов может существовать лишь материализованный результат их духовной деятельности.

В структуре общественного сознания выделяют два уровня: общественную психологию и идеологию. Общественная психология это массовоесознание людей, формирующееся в процессе их повседневной жизни.Это область социальных чувств, эмоций, настроений, эмпирических выводов и оценок.Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.Идеология – это уже теоретический уровень сознания, система идей и теорий, стремящихся постичь более глубокую сущность вещей. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер.

Формами общественного сознания являются политическое и правовое сознание, нравственное, эстетическое, религиозноеи другие.Многообразие форм общественного сознания определяется многообразием и богатством самого объективного мира – природы и общества. Каждая форма общественного сознания имеет свой предмет отражения и выполняет свою, специфическую роль в жизни общества. Некоторые авторы полагают, что и наука является формой общественного сознания. Но наука не форма, а теоретический слой всех форм общественного сознания за исключением религии. В современной философской литературе в качестве самостоятельных форм общественного сознания выделяют такжеэкономическое сознание и природознание.

Центральное место среди других форм общественного сознания занимает политическое сознание. Политика– это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика – это концентрированное выражение экономики. Тот класс, который представляет господствующуюматериальнуюсилу общества, есть в то же время и его господствующаядуховнаясила. “Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений” — писали К.Маркс и Ф.Энгельс. Коренные экономические интересы классов находят в политике непосредственное выражение в отличие от нравственности, искусства, философии и религии, в которых эти интересы выражаются опосредованно.

Политика тесно связана с правом. Право это система социальных норм и отношений,охраняемых силой государства.Если политика – это концентрированное выражение экономики, то право вполне можно назвать концентрированным выражением политики.Правосознание это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным и неправомерным.

Правосознание тесно связано не только с политической, но и с нравственной формой сознания. Многие правовые нормы в то же время являются нравственными, но в отличие от права, за которым стоит сила государства, способного принуждать к соблюдению норм права, мораль основывается на личном убеждении, на авторитете, на силе общественногомнения.Мораль– это система социальных норм, которыми люди руководствуются всвоем поведении.Нравственное сознание, отражающее отношения, существующие между людьми и обязанности, вытекающие из этих отношений, выражается прежде всего в знании человеком соответствующих норм поведения. Система этих знаний на идеологическом уровне находит свое выражение в этике и в кодексах морали. Но свое отношение к тем или иным действиям, явлениям человек не только осознает в этических понятиях, но и глубоко переживает, выражая чувства удовлетворения или неудовлетворения, восхищения или негодования. Эти моральные чувства вместе с обыденной моралью составляют психологический уровень общественного сознания.

Мораль выполняет регулятивную, ценностно-ориентирующую и воспитательную функции. Понятие добра и зла, справедливости, счастья, нравственного идеала помогают индивиду ориентироваться в жизни, лучше понимать ее, определять свое место в обществе и строить отношения с другими людьми. Мораль формирует нравственную культуру человека, которая имеет важное значение для его облика в целом. Нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, тактичность и т.д.

Эстетическое сознаниеявляется необходимым элементом общественного сознания, обеспечивая его целостность и мобильность. Оно имеет место в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление или чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлечено в сферу его опыта.

Природа эстетического сознания определяется как субъектом, так и объектом эстетического созерцания. Эстетическое чувство невозможно без внешнего стимула – будь то пейзаж, человеческое лицо или произведение искусства, всегда имеющие материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы есть, таким образом, необходимый источник эстетического наслаждения. Но эстетическое чувство зависит и от субъекта созерцания, от его общей культуры и способности к эстетическому восприятию действительности.

Высшей формой эстетического сознания является искусство.Искусство – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по своему трансформируя и изменяя их. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, да и любое социально значимое событие находит свое выражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Предметом искусства является как отношение человека к миру, так и сам человек во всех его измерениях и целостности. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определившего искусство как “мышление в образах”, чаще всего описывается через художественный образ, метафору, символ и другие аналогичные художественные приемы.

Искусство реализует познавательную, воспитательнуюиэстетическуюфункции. Оно оказывает неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование. Но познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, мы пропускаем это содержание через свои эмоции, даем чуственно-конкретным образам эстетическую оценку, получая при этом эстетическое наслаждение.

Одной из наиболее массовидных форм общественного сознания является религия. Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существовании сверхестественного. Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все проблемы земного бытия. Ф.Энгельс говорил, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые противопоставлены им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Научных доказательств существования Бога не существует, поэтому атрибутом религиозного сознания выступаетвера.

Однако только научно-рациональное опровержение религиозных воззрений не может полностью разрешить проблемы религиозного сознания. Дело в том, что религия способна удовлетворять очень важные социально-психологические потребности человека. Если бы религия была просто временным заблуждением человеческого ума, она не смогла бы в течении двух тысячелетий занимать центральное место в структуре общественного сознания и исчезла бы сразу, как только наука и философия противопоставили ей свои решения основных вопросов бытия. Религия обладает рядом функций.Главная ее функция определяется какиллюзорно-компенсаторная.Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно исполнения предписываемых религией установлений. Важное значение имеетмировоззренческая функциярелигии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является еерегулирующей функцией.

Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания, религия будет оставаться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости. Вместе с тем, религия дает иллюзорноеудовлетворение этих потребностейи, по существу, снимает с человека бремя сознательной ответственности за окружающую реальность, способствуя в принципе пассивно-созерцательному отношению к жизни.

Источник

Оцените статью