Чувство вины, стыд и совесть
Чувство вины, стыд и совесть идут рядом, иногда сливаясь так, что одно переживание неотличимо от другого. Как правило, принято считать эти переживания однозначно негативными. Однако здесь все не так однозначно. На определенном этапе чувство вины – это благо, способствующее развитию сущности.
Как я это вижу, чувство вины и стыд различаются. Чувство вины – это осознание, что безосновательно предал нечто светлое. Возможно, в чувстве вины парадоксальным образом смешаны страх потери и любовь – как некий созидательный настрой это потерянное воскресить. В этом отношении вина может стать мостом от разрушения к созиданию.
Стыд похож на вину, но механизм у него совсем другой. Стыд – это что-то вроде разоблачения, когда мы выглядим совсем не так, как себя позиционировали в глазах других. То есть, стыд переживается, когда разрушается наш красивый, зачастую искусственный образ.
Часто стыд и вину смешивают, называя это совестью. Здесь, условно говоря, есть ложная, невротическая совесть, построенная на желании выставить себя в лучшем свете, и есть истинная совесть, оберегающая внутренний свет.
Безответственный человек может обернуть чувство вины в сторону саморазрушения; вместо того, чтобы как-то поправить ситуацию ему проще себя немного помучить. Это действительно совершенно бесполезный расход энергии. Казалось бы, чувство вины не является продуктивным переживанием, и по своей сути это просто самобичевание и стремление наказать себя, но с этим переживанием не все так однозначно.
Под влиянием чувства вины человек зачастую не способен сделать выбор в сторону желаемой жизни. Нечто на бессознательном уровне диктует ему выбор таких условий, при которых он будет страдать, чтобы искупить свою «вину». Чувство вины, ограниченное самокопаниями чревато снижением самооценки и потерей уверенности в своих силах. Когда появляется возможность что-то в своей жизни наладить, чувство вины может диктовать: «ты не достоин этого, это – не для тебя».
Иногда люди годами застревают в определенном слое энергетики. Перемены им кажутся чем-то недоступным, невозможным, они просто не верят, что достойны лучшего образа жизни. Вокруг – одни и те же лица и события, сплошной порочный круг, колея, выскочить из которой, не представляется возможным. Такой вариант событий прочно закрепляется апатией, депрессией, пассивностью и страхом за будущее. Чем дольше человек плавает в болоте застоявшихся событий и переживаний, тем больше он боится сделать шаг в сторону неизвестного. Как быть?
В статье «лечение депрессии», я уже упоминал один из самых эффективных способов выхода из пассивного уныния. Это – активный образ жизни. Регулярные усилия, движение и преодоление себя пережигают дурные эмоции.
Если человек, например переживает чувство вины, когда питается нездоровой пищей, и набирает лишний вес, очевидно, лучшей направленностью этого переживания будет спорт и здоровое питание. В таком ключе чувство вины является мощным мотиватором перемен.
Если человек переживает чувство вины за какой-то проступок в прошлом, который он не способен исправить сейчас, это значит, что в настоящем просто необходимо привнести тепло, понимание и гармонию в то, что есть здесь и сейчас. Например, если в прошлом вы несправедливо обидели человека, и ощущаете чувство вины, не стоит себя терзать. Достаточно относиться с теплом, пониманием и дружелюбием к людям рядом с вами в настоящий период жизни.
В таком ключе благодаря мудрой активной позиции и ответственности за свои действия, чувство вины становится эмоциональным мостом от эгоизма, жадности и раздражительности к мудрости, любви и пониманию. Чувство вины – переходное переживание от нижних центров сознания к высшим.
Наглядный пример, демонстрирующий подобное действие чувства вины отображен в образе главного героя – отца Анатолия в фильме «Остров». В молодости он предал своего командира, сдав его немцам. Этим он терзал себя много лет, посвятил свою жизнь помощи другим, и спустя годы стал святым целителем.
Иногда важно уметь искренне просить прощения. При этом стыд может навязывать различные обходные протоколы и компромиссы на пути от эгоизма к совести. Еще лучше любых слов – та энергетика, тот настрой, в который вы облекаете свои действия. Человек может не понимать, что руководит его отношением к вам, однако почти каждый чувствует на подсознательном уровне то, какими переживаниями вы руководствуетесь в своем отношении к миру.
Однако само переживание вины, также, как и любые другие переживания является проекцией. Если вы находитесь на пути самопознания, необходимо учиться отделять переживания от событий. Речь о том, что у чувства вины, как и у других переживаний нет реального объекта. Чувство вины существует в субъекте, а не во внешнем мире. Можно назвать это кармой текущего момента. Мы оцениваем жизнь теми переживаниями, которые проходят через нас, поэтому на одно и то же событие разные люди реагируют по разному. Можно сказать, что на данном конкретном этапе человек имеет своеобразный набор переживаний, которые ему так и так суждено прожить. События лишь активируют эти переживания, но не являются их истинной причиной.
А запускается этот механизм в раннем детстве, когда в психике возникают идеальные образы правильного поведения. Следуя этим образам, мы ощущаем блаженное одобрение. Отклоняясь от них, маятник начинает шкалить на чувстве вины и презрении к себе. На progressman.ru этому явлению посвящена отдельная статья. Этот механизм – словно внутренний полицейский, координирующий поведение. Чтобы избавиться от него, важно понять, что с вами – уже все в порядке, вы – уже хороши как есть. Иными словами, важно принять себя как есть.
Никто не может иначе. Просто захотеть и стать лучше – невозможно. В нашей голове нет таких волшебных рычажков, которые волшебством могли бы сделать нас кем-то другим – кем-то более сильным и светлым. Невротичный вариант вины возникает, когда мы удерживаем в сознании некий идеальный образ себя – мечту о том, какой наша персона должна быть. Жизнь с такими идеалами заполнена страданиями – унижение и чувство вины на таком пути следуют по пятам. Мы не только не можем иначе, мы и не должны жить иначе. Каждый может и должен быть только собой.
Для окружающих, особенно в рабочей официальной обстановке наше чувство вины само по себе не несет никакой пользы. Взрослая жизнь требует от нас исправления ошибок, а не самобичевания. Ответственность и чувство вины – разные вещи. Нет такой обязанности – стыдиться и переживать вину. Самое лучшее, что можно сделать – поправить ситуацию на уровне событий. Если исправляться уже поздно, тогда терзать себя – тем более бесполезно. Достаточно сделать правильные выводы и продолжать жизнь, учитывая полученный опыт.
Да, чувство вины – эмоция со знаком «минус». Однако в жизни может случиться такой период, когда в эмоциональной сфере происходит нечто вроде локальной революции. Если человек страдает от эгоизма, гордыни и жадности, признание своих заблуждений почти неизбежно сопровождается виной. И в такой момент прятаться от чувства вины и стыда – себе дороже. Проще спокойно принять происходящее, позволить этому томительному переживанию сделать свою работу – если суждено, раскрыть сердце и ослабить чувство собственной важности.
Другие статьи по этой теме:
Источник
Чувство вины — голос совести или проявление гордыни?
Как найти грань между голосом совести и “чувством” вины? Очень часто задавала себе этот вопрос. Ранее думала, что совесть и “чувство” вины — это одно и тоже. Но, соприкоснувшись с Исконными Знаниями и начав работать над собой, поняла, что это совсем разные понятия, которые имеют разный источник и цели.
- Совесть — это голос Души во мне, который, как маяк, указывает направление Домой.
- “Чувство” вины (самоедство) — это, как оказалось, проявление гордыни. Никогда бы раньше так не подумала. Почему именно гордыни? Ведь я признаю, что виновата? В чём логика? А логика у сознания очень примитивная, поскольку всё сводится к желанию кушать.
На днях сложилась ситуация, в которой близкий человек был на меня обижен. Обычно в таких ситуациях без раздумий начинала оправдываться, обелять свой образ разными аргументами и извиняться, даже если до конца не понимала, за что прошу прощения.
В этой же ситуации уже знала, что это личное восприятие того человека. Спокойно поговорив с ним, приняла решение не питать далее ситуацию своим вниманием, а стараться следить за собственным состоянием. Но тут потихоньку начала замечать, что по старой схеме сознание навязывает мне дискомфорт от этой ситуации. Оно постоянно предпринимает попытки атаковать Личность, чтобы снова-таки “полакомиться” моим вниманием — силами Аллата.
И сознание стало активно навязывать “чувство” вины. При чём стремилось быстрее замять эту ситуацию во внешнем, но продолжало крутить её в мыслях, чтобы получить как можно больше внимания. В этот момент я поняла, что когда сознание находится в позиции виновного, то ему это крайне невыгодно. Ведь оно становится ниже, чем тот, кто обижается. А значит не может влиять. Ему на самом деле всё равно, почему обижен человек. Для него главное — вернуть свои позиции, дабы не утратить власть. Поэтому оно испытывает дискомфорт и навязывает это состояние Личности под обёрткой “чувства Совести”.
Чем совесть отличается от “чувства” вины? Совесть проявляется совсем иначе. Ты просто чувствуешь, что сделал не то, что мог бы поступить иначе. Знаешь, как нужно поступить в следующий раз в подобной ситуации. Выносишь опыт из ситуации с Благодарностью за урок, при этом не утрачивая внутреннего состояния благости.
А “чувство” вины (хотя и чувством назвать его нельзя) — это давящее состояние, которое, как яд, отравляет по капле изнутри. Подключается самоедство, затем взаимная обида, закольцовка мыслей, сужение сознания до данной ситуации. При этом артисты в голове сами же себе противоречат. Один давит на то, чтобы отбелить свой образ перед другим человеком. Другой, не считая себя виноватым, лицемерно извиняется и за это же испытывает злость на человека, перед которым играет этот спектакль.
В итоге, прикрыв уродливой маской свою нечестность, остаётся подавленная неприязнь к тому человеку. Хотя человек совсем здесь ни причём. Не он заставил меня чувствовать себя виноватой. Это был мой выбор. И каждый делает свой выбор. Если другой человек сделал выбор обидеться, то почему я в этом подыгрываю? Почему слушаю эти обвинения в голове и с ними соглашаюсь? Почему, предавая своё состояние, — иду лицемерить, дабы отбелить своё эго в глазах эго другого человека? Почему принимаю решение злиться за это всё на человека? Потому, что гордыня рисует врага извне. Но при этом сознание молчит о том, что настоящий враг — это оно, то есть сознание. Сознание разъединяет, но по моему же выбору…
Важно помнить, что сознание всегда преследует лишь одну цель — потреблять жизненные силы, которые даются Личности для Духовного освобождения. Сознанию совершенно не важно, о чём эта ситуация. Главное — растянуть её по времени, вызвать как можно больше эмоций. Поэтому спектакль длится ровно столько, сколько Личность вкладывает туда своё внимание и кормит ненасытного монстра. Чем ярче эмоция, тем больше пищи для системы.
Если эти мысли развивать дальше, испытывать эмоции, то сознание продолжает подыгрывать и уже предлагает переложить вину на того, кто обижается. Мол “как он мог на меня обидеться? Ведь я для него…” И тут начинает доставать из памяти всё “хорошее”, что было сделано для человека. И сразу ты такой хороший, а он такой неблагодарный, ещё посмел обидеться. Идёт возвышение себя как сознания за счёт принижения другого. В результате ловишь себя на том, что уже сам мысленно занял позицию незаслуженно обиженного (позицию жертвы). Артисты в голове качественно выполняют свою работу, дабы утолить голод за счёт моего внимания. И абсолютно неважно каким способом. Но главное помнить, что выбор всегда остаётся за Личностью.
“А вот когда Животное начало принимается диктовать тебе свои условия игры, как правило, ненавязчиво и незаметно, то чувственная связь с Душой утрачивается, точнее сказать, значительно затрудняется. Образно говоря, чем больше твоё внимание захватывается игрой Животного начала, тем большая поверхность этого чистого родника Души затягивается плёнкой. И чем глубже ты погружаешься в житейские проблемы, рассматривая их через призму своего Животного, тем толще становится эта плёнка. Соответственно, последняя затрудняет связь Личности с Душой, и естественно, с Богом. В тебе начинают возникать страхи, навеянные Животным началом, появляется много пустой суеты, наваливается множество проблем. Ты перестаёшь понимать всю важность духовной работы над собой, начинаешь беспричинно винить или обижаться на окружающих тебя людей. Когда замечаешь подобное, знай, это очередная атака твоего Животного начала и нужно срочно предпринимать меры — восстанавливать утраченную связь с Душой, пробивать эту, образно говоря, наросшую толщу плёнки. А когда ты доберёшься до чистой воды, тогда и надуманные проблемы исчезнут, ты будешь снова понимать главное и видеть свою основную цель”.
Осознав, что мною движет желание власти через лицемерие, стало легко отделиться от этого навязанного сознанием состояния. Ситуация стала пустой и отношения с близким человеком наладились сами собой. И хотя сознание ещё пыталось подбрасывать мысли по данному вопросу, но они уже ощущались как накатывание неприятной волны, от которой уже было легко отказаться и уйти на Чувства.
“Жанна: Да, и это же хорошо отслеживается, когда ты работаешь над собой. Могу даже по личному опыту сказать, что вот эта провокационная волна, которая идёт от вторичного сознания, она еле заметная, но она чувствуется.
Татьяна: Да.
Жанна: И чувствуется, когда она потихонечку накатывает: как появляется такая настороженность, такая тонкая смена настроения на что-то не совсем хорошее. То есть как появляется какая-то обеспокоенность, иногда с оттенком грустинки, какой-то еле уловимой печали. Она такая еле заметная, но узнаваемая. Вот ты точно знаешь и уже понимаешь, что система начнёт сейчас просто крутить тебе кино. И потом, следом за этой провокационной волной, пойдёт первый впечатляющий кадр, то есть какая-то клиповая картинка, потом озвучка в голове (то есть приходит какая-то мысль). Но без твоего внимания эта мысль просто неживая, она пуста. И звучит как что-то вдруг вспомнилось или «а давай-ка подумаем, вот просто так…»
Татьяна: Ну да, вот эти сравнилки-уравнилки от сознания.
Жанна: Да. Но в этот момент выбираешь именно ты: принять её во внимание или нет. Ну и в зависимости от твоего выбора далее идёт развитие ситуации. Например, пришло уже знакомое тебе веяние от вторичного сознания, потом пошли эти картинки от первичного сознания, потом мысли, там, обидеться на что-то или нет. И если ты эту мысль принимаешь во внимание, то есть начинаешь включать гордыню, начинаешь эту мысль или играючи, или на полном серьёзе рассматривать или смаковать, то есть вкладывать в неё всё своё внимание, то уже через короткое время ты просто чувствуешь себя как палками побитый, потому что ты уже разобижен на весь мир, ты такой весь грустный, весь в расстройствах, в жалости к себе, в раздутой гордыне. То есть уже эмоции бьют фонтаном, и система ест. А если сознание тебе предлагает «обидеться или нет» и ты выбираешь: «Нет! Ну её, эту трехмерность, со всеми её вот этими… и с бухгалтером, и с хрюбисами», и просто ныряешь в эту радость глубинных чувств, то и все ситуации проходят, как их и не бывало. И ты понимаешь, что это были просто провокации системы с её иллюзиями, но не больше. Но самое главное, ты отстоял свой выбор, отстоял выбор как Личность, и не поступил как раб сознания”.
Когда приходит понимание, что всё в этом мире есть проявление Любви, и направлено лишь на то, чтобы помочь Личности начать жить — становится радостно от того, что чувствуешь эту Безмерную Заботу всегда и во всём. Тяжела она лишь для сознания, поскольку рушит его империю власти и отнимает пищу. А для Личности это исцеление и спасение. Это словно протянутая рука утопающему.
Благодаря подобным ситуациям начинаешь осознавать, что каждый человек — помощник и учитель. Он своими словами и поступками показывает, где ещё цепляюсь за внешнее, за образы, созданные когда-то сознанием. Хорошо видно, как я защищаю и отстаиваю их по привычке. Ведь по сути каждый человек и каждая ситуация помогает нам увидеть мёртвое в себе и отказаться от него, выбрав Жизнь Здесь и Сейчас!
Источник