Социальные эмоции у взрослых

Содержание
  1. Социальные эмоции
  2. Понятие эмоций
  3. Природа эмоций
  4. Виды социальных эмоций
  5. Развитие социальных эмоций
  6. Что такое социальные эмоции и как они помогают нам добиваться успеха
  7. Полагаясь исключительно на силу воли, люди, как правило, терпят неудачу, особенно на фоне усталости или стресса. Именно поэтому четверть американцев отказываются от своих новогодних обещаний еще до 8 января.
  8. Что такое самоконтроль
  9. Как работают гордость, сострадание и благодарность
  10. Используя терминологию Дэвида Брукса, можно сказать, что эти эмоции устраняют дихотомию между стремлением жить «для резюме» (то есть строить успешную карьеру) и «для панегирика» (то есть оставить по себе добрую память). Эксперименты показывают, что способность к самоконтролю повышается в два раза, когда люди испытывают чувство благодарности.
  11. Секрет в том, чтобы испытывать гордость в отношении тех умений, которыми вы обладаете или которые стремитесь развить. Тогда она может стать мощным источником мотивации: вы начнете совершенствовать навыки, которыми восхищаются окружающие, то есть развивать то, что делает вас ценными для других.
  12. 1. Ведите дневник благодарности
  13. 2. Медитируйте и ставьте себя на место другого
  14. Многочисленные эксперименты подтверждают, что практика медитации усиливает чувство сострадания к себе и окружающим. Даже 10-минутные ежедневные занятия дают положительные результаты.
  15. Читайте также:
  16. 3. Учитывайте, что эмоции заразительны
  17. Исследования Мартина Новака из Гарвардского университета показывают, что в конечном счете в выигрыше оказываются те люди, которые доверяют другим, сопереживают им и готовы прийти на помощь.
  18. 4. Пишите письма себе будущему
  19. Прежде всего, каждый человек должен научиться жертвовать сиюминутными удовольствиями ради лучшего будущего. Например, для борьбы с изменением климата необходимо перейти на экологически чистые источники энергии и уменьшить свой углеродный след.
  20. Социальные эмоции — Social emotions
  21. СОДЕРЖАНИЕ
  22. Поведенческая нейробиология
  23. Развивающая картина
  24. Нейроэкономика
  25. Социальный или моральный аспект
  26. Эмпатический ответ
  27. Смотрите также
  28. использованная литература
  29. дальнейшее чтение

Социальные эмоции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие социальных эмоций, а также их виды и развитие.

Понятие эмоций

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Социальные эмоции представляют собой определенные чувства, которые возникают только при удовлетворении социальных потребностей.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Источник

Что такое социальные эмоции и как они помогают нам добиваться успеха

Почему многие люди отказываются от своих новогодних обещаний уже к февралю? По словам американца Дэвида Дестено, преподавателя психологии в Северо-Восточном университете, автора книги «Эмоциональный успех», всё дело в том, что мы идем к своим целям неправильным путем. Вместо того чтобы полагаться на силу воли, он советует использовать более действенный инструмент — так называемые социальные эмоции: гордость, сострадание и благодарность.

Способность жертвовать чем-то в настоящем ради будущего, проявлять упорство, бороться с соблазнами и отсрочивать вознаграждение — важнейший ингредиент в рецепте успеха. Проявить силу воли и сделать выбор в пользу долгосрочного благополучия, а не сиюминутного удовольствия — очень трудно.

Рассудительность может работать как во благо, так и во вред: например, нам легко убедить себя в том, что съесть мороженое или купить новый айфон вместо того, чтобы отложить деньги на пенсию, — вполне нормальное решение.

Полагаясь исключительно на силу воли, люди, как правило, терпят неудачу, особенно на фоне усталости или стресса. Именно поэтому четверть американцев отказываются от своих новогодних обещаний еще до 8 января.

Что такое самоконтроль

Самоконтроль возник для того, чтобы мы могли поддерживать социальные связи. Он не имеет никакого отношения к пенсионному счету, диете или соблазну съесть зефир.

На протяжении тысячелетий выживание человека зависело от способности устанавливать взаимовыгодные отношения с другими людьми. А для этого необходимо быть честным, порядочным и щедрым. Необходимо поддерживать других людей, проявлять сочувствие и сострадание. Всё это требует самоконтроля.

Как работают гордость, сострадание и благодарность

Гордость, сострадание и благодарность увеличивают самоконтроль, заставляя нас приоритизировать будущее. Они нивелируют то, что в экономике называется «временным предпочтением», что, в свою очередь, помогает сделать выбор в пользу брокколи, а не мороженого.

Эти эмоции позволяют менять желания вместо того, чтобы бороться с ними. Кроме того, они благотворно влияют на организм: снижают частоту сердечных сокращений, улучшают качество сна и укрепляют иммунитет.

Используя терминологию Дэвида Брукса, можно сказать, что эти эмоции устраняют дихотомию между стремлением жить «для резюме» (то есть строить успешную карьеру) и «для панегирика» (то есть оставить по себе добрую память). Эксперименты показывают, что способность к самоконтролю повышается в два раза, когда люди испытывают чувство благодарности.

Гордость, благодарность и сострадание — не единственно полезные эмоции, но они самые полезные с точки зрения развития самоконтроля.

Одно существенное отличие этих эмоций от положительных эмоций вроде радости заключается в том, что они непосредственно связаны с социальной жизнью. Радость же появляется не только в результате взаимодействия с другими людьми.

Гордость многим кажется лишней в этой тройке: она превращается в самовлюбленность, когда мы преувеличиваем свои способности или начинаем считать, что хороши во всём.

Секрет в том, чтобы испытывать гордость в отношении тех умений, которыми вы обладаете или которые стремитесь развить. Тогда она может стать мощным источником мотивации: вы начнете совершенствовать навыки, которыми восхищаются окружающие, то есть развивать то, что делает вас ценными для других.

Но нужно учиться гордиться малым, а не только тем, что вы смогли достичь поставленной цели.

Вот несколько советов, как можно развить в себе эти эмоции.

1. Ведите дневник благодарности

Важно обращать внимание на мелочи. Даже умеренное чувство благодарности полезно. Думайте о тех, кто придержал для вас дверь, подсказал дорогу, уступил место в транспорте. Размышление о подобных мелочах каждый день повышает уровень благодарности.

Исследования показали, что люди с более сильным чувством благодарности в ситуации, подобной зефирному эксперименту, демонстрируют более высокий уровень самоконтроля.

2. Медитируйте и ставьте себя на место другого

Что касается сострадания, то развить его можно двумя способами. Первый — это медитация осознанности.

Многочисленные эксперименты подтверждают, что практика медитации усиливает чувство сострадания к себе и окружающим. Даже 10-минутные ежедневные занятия дают положительные результаты.

Читайте также:

Второй способ — учиться понимать чужую точку зрения. Старайтесь хотя бы раз в день ставить себя на место другого человека и сопереживать ему.

3. Учитывайте, что эмоции заразительны

Если вы начнете испытывать эмоции, окружающие это почувствуют и станут подражать вам. То есть, если я вижу, что кому-то сегодня плохо, и сострадаю этому человеку, я постараюсь помочь ему, а это, в свою очередь, вызовет у него чувство благодарности и желание помочь мне.

Исследования Мартина Новака из Гарвардского университета показывают, что в конечном счете в выигрыше оказываются те люди, которые доверяют другим, сопереживают им и готовы прийти на помощь.

Это не значит, что нужно быть наивным и продолжать помогать тем, кто постоянно вас использует. Но в целом это говорит о том, что отзывчивые, честные и порядочные люди выигрывают, поскольку они способны построить крепкие взаимоотношения, основанные на взаимовыручке.

Эти эмоции не только помогают развить стрессоустойчивость, позволяющую нам преодолевать трудности, но и делают нас великодушными — не обладая этим качеством, трудно привлечь к себе людей и построить с ними отношения.

4. Пишите письма себе будущему

Здесь важно то, что «я» в будущем — это реальный человек. И если я вижу, что этот человек грустный и сочувствую ему, то не стану покупать новый айфон, а лучше отложу деньги на пенсию. Диалог со своим будущим «я» делает ситуацию более актуальной и помогает развить чувство сострадания к себе.

Наше общество слишком сосредоточено на настоящем. Люди хотят всё и прямо сейчас — вот почему наш внешний долг растет, а инфраструктура продолжает разрушаться.

Прежде всего, каждый человек должен научиться жертвовать сиюминутными удовольствиями ради лучшего будущего. Например, для борьбы с изменением климата необходимо перейти на экологически чистые источники энергии и уменьшить свой углеродный след.

Я могу поступать ответственно, но если мой сосед и его друзья не готовы вести себя так же, то я оказываюсь в дураках, ведь планета всё равно продолжает нагреваться.

Самое важное в сострадании — то, что оно не только заставляет нас жертвовать чем-то ради других, но и позволяет по-новому посмотреть на людей и учит доверять им.

Повышает ли это шансы на то, что нами захотят воспользоваться? Если мы единственные, кто прилагает усилия, то, скорее всего, да.

Но если каждый член общества сможет развить в себе чувство сострадания, мы не будем ждать подвоха от другого человека, а значит, станем более охотно помогать людям, не боясь быть использованными.

Источник

Социальные эмоции — Social emotions

Социальные эмоции — это эмоции, которые зависят от мыслей, чувств или действий других людей, «пережитых, вспомненных, ожидаемых или воображаемых из первых рук». Примеры: смущение , вина , стыд , ревность , зависть , возвышение , сочувствие и гордость . Напротив, основные эмоции, такие как счастье и печаль, требуют только осознания собственного физического состояния. Таким образом, развитие социальных эмоций тесно связано с развитием социального познания , способности представлять себе психические состояния других людей, которые обычно развиваются в подростковом возрасте . Исследования показали, что дети в возрасте от 2 до 3 лет могут выражать эмоции, напоминающие вину и раскаяние . Однако, в то время как пятилетние дети могут представить себе ситуации, в которых будут ощущаться основные эмоции, способность описывать ситуации, в которых могут возникать социальные эмоции, появляется только в семилетнем возрасте.

Люди могут не только делиться эмоциями с другими, но также могут испытывать физиологическое возбуждение, аналогичное другим, если они чувствуют социальную связь с другим человеком. Лабораторное исследование, проведенное Квиром, Каром, Уолтоном и Спенсером (2011), показало, что, когда участник испытывал чувство социальной связи с незнакомцем (соучастником исследования), участник испытывал эмоциональные состояния и физиологические реакции, похожие на те, что были у испытуемого. незнакомец, наблюдая за незнакомцем, выполняет стрессовую задачу.

Социальные эмоции иногда называют моральными эмоциями, потому что они играют важную роль в морали и принятии моральных решений. В нейроэкономике роль социальных эмоций в теории игр и принятии экономических решений только начинается.

СОДЕРЖАНИЕ

Поведенческая нейробиология

После того, как функциональная визуализация — в частности, функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — стала популярной примерно десять лет назад, исследователи начали изучать процесс принятия экономических решений с помощью этой новой технологии. Это позволяет исследователям исследовать на неврологическом уровне роль эмоций в принятии решений.

Развивающая картина

Способность описывать ситуации, в которых будут возникать социальные эмоции, появляется примерно в возрасте 7 лет, а к подростковому возрасту опыт социальных эмоций пронизывает повседневный социальный обмен . Исследования с использованием фМРТ показали, что при выполнении социально-когнитивных и социально-эмоциональных задач задействованы разные области мозга в разных возрастных группах. В то время как такие области мозга, как медиальная префронтальная кора (MPFC) , верхняя височная борозда (STS) , височные полюса (TP) и предклинье, граничащие с задней поясной корой , активируются как у взрослых, так и у подростков, когда они рассуждают о намерении других, медиальный PFC является больше активируется у подростков, а правильный STS больше у взрослых. Подобные возрастные эффекты были обнаружены у более молодых участников, так что, когда участники выполняют задачи, связанные с теорией разума , увеличение возраста коррелирует с увеличением активации в дорсальной части MPFC и снижением активности в вентральной части. MPFC наблюдались.

Исследования, сравнивающие взрослых и подростков в их обработке базовых и социальных эмоций, также предполагают сдвиги в развитии вовлеченных областей мозга. По сравнению с подростками левый височный полюс более активен у взрослых, когда они читают рассказы, вызывающие социальные эмоции. Считается, что временные полюса хранят абстрактные социальные знания. Это говорит о том, что взрослые могут использовать социально-семантические знания чаще, думая о социально-эмоциональных ситуациях, чем подростки.

Нейроэкономика

Чтобы исследовать функцию социальных эмоций в экономическом поведении, исследователей интересуют различия в участках мозга, участвующих в игре, когда участники играют или думают, что играют с другим человеком, а не с компьютером. Исследование с помощью фМРТ показало, что для участников, которые склонны сотрудничать в играх «доверие и взаимность» для двух человек, полагая, что они играют с другим участником, активировалась префронтальная кора головного мозга , в то время как уверенность в том, что они играют с компьютером, — нет. Этой разницы не наблюдалось у игроков, которые склонны не сотрудничать. Авторы интерпретируют это различие как теорию разумов, которую кооператоры используют, чтобы предвидеть стратегии оппонентов. Это пример того, чем принятие социальных решений отличается от других форм принятия решений.

В поведенческой экономике жестко критикуют то, что люди не всегда действуют полностью рационально, как предполагают многие экономические модели . Например, в игре ультиматум двух игроков просят разделить определенную сумму денег, скажем, x . Один игрок, называемый предлагающим , определяет соотношение, по которому делятся деньги. Другой игрок, называемый респондентом , решает, принимать это предложение или нет. Если респондент принимает предложение, скажем, сумму денег y , то предлагающий получает сумму xy, а респондент получает y . Но если отвечающий отказывается принять предложение, оба игрока ничего не получают. Эта игра широко изучается в поведенческой экономике. Согласно модели рационального агента , наиболее рациональный способ действия предлагающего — сделать y как можно меньше, а наиболее рациональный способ действия отвечающего — принять предложение, поскольку небольшая сумма денег лучше, чем отказ. Деньги. Однако эти эксперименты, как правило, показывают, что предлагающие обычно предлагают 40% от x , а предложения ниже 20% будут отклонены респондентами. Используя сканирование фМРТ, исследователи обнаружили, что социальные эмоции, вызванные предложениями, могут играть роль в объяснении результата. Когда предложения несправедливы, а не справедливы, активны три области мозга: дорсолатеральная префронтальная кора (DLPFC) , передняя поясная кора (ACC) и островок . Островок — это область, активно регистрирующая дискомфорт в теле. Он активируется, когда люди, помимо прочего, чувствуют социальную изоляцию. Авторы интерпретируют активность в островке как отвращающую реакцию, которую испытывают при столкновении с несправедливостью, активность в DLPFC как обработку будущего вознаграждения за хранение денег, а ACC является арбитром, который взвешивает эти два противоречивых входа для принятия решения. Будет ли отклонено предложение или нет, можно предсказать (с корреляцией 0,45) по уровню активности островка респондента.

Нейроэкономика и социальные эмоции также тесно связаны в изучении наказания. Исследования с использованием ПЭТ- сканирования показали, что, когда игроки наказывают других игроков, активируется активность в прилежащем ядре (части полосатого тела ), области, известной обработкой вознаграждений, полученных за действия. Это показывает, что мы не только чувствуем себя обиженными, когда становимся жертвами несправедливости, но также считаем, что наказание обидчика психологически полезно, даже если это наносит ущерб нашей собственной полезности.

Социальный или моральный аспект

Некоторые социальные эмоции также называют моральными эмоциями из-за фундаментальной роли, которую они играют в нравственности. Например, чувство вины — это дискомфорт и сожаление, которое человек испытывает по поводу своего проступка. Это социальная эмоция, потому что она требует осознания того, что это действие причиняет другому человеку боль; и это также имеет значение в морали, так что виновный субъект, в силу чувства огорчения и вины, принимает на себя ответственность за проступок, который может вызвать желание исправить или наказать самого себя.

Не все социальные эмоции являются моральными эмоциями. Гордость, например, — это социальная эмоция, которая включает в себя восприятие восхищения другими людьми, но исследования роли, которую она играет в нравственном поведении, дает проблематичные результаты.

Эмпатический ответ

Сочувствие определяется Айзенбергом и его коллегами как аффективная реакция, которая возникает из предчувствия или понимания эмоционального состояния или состояния другого человека и аналогична тому, что другой человек чувствует или, как ожидается, почувствует. Вина, которая является социальной эмоцией с сильным моральным подтекстом, также сильно коррелирует с эмпатической реакцией; тогда как стыд, эмоция с меньшим нравственным привкусом, отрицательно коррелирует с эмпатической реакцией при контроле за виной.

Воспринимаемая управляемость также играет важную роль в модулировании социально-эмоциональных реакций и эмпатических реакций людей. Например, участники, которых просят оценить академические успехи других людей, с большей вероятностью назначат наказания, если низкая успеваемость интерпретируется как низкое усилие, а не как низкое. Стигмы также вызывают более эмпатическую реакцию, когда они воспринимаются как неконтролируемые (т. Е. Имеющие биологическое происхождение, например наличие определенного заболевания), а не контролируемые (т. Е. Имеющие поведенческое происхождение, например ожирение).

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Экономика и психология — новое многообещающее междисциплинарное направление. Кембридж, Массачусетс, MIT Press. 2007. ISBN978-0-262-06263-3 . http://econpapers.repec.org/bookchap/mtptitles/0262062631.htm
  • Эмоциональное, регулятивное и нравственное развитие . Нэнси Айзенберг. http://psych.colorado.edu/

tito/sp03/7536/Eisenberg_2000.pdf

  • Вайнер, Бернард (2006). Социальная мотивация, справедливость и моральные эмоции: атрибутивный подход. Махва, Нью-Джерси [ua]: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN0-8058-5526-2 .
  • Источник

    Оцените статью