Социальные чувство детей это

Особенности развития социальных эмоций у детей

В статье рассмотрено понятие социальных эмоций, способы и особенности развития их в дошкольном возрасте.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_razvitiya_sotsialnyh_emotsiy_u_detey.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития социальных эмоций у детей»

составила педагог-психолог Чванова Ю.И.

Проблема эмоций, принадлежит к числу наименее разработанных в психологии. Ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным.

Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами , потребностями , мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей – помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение эмоций у детей проявляются в их мимике, словах, движениях.

Воспитание эмоций, чувств является важнейшей педагогической задачей, так как усвоение знаний и умений, полученных при обучении, и их дальнейшее использование решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и окружающей действительности.

Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, , не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогом различные виды совместной со сверстниками деятельности – игры, занятия, прогулки и т.д.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как универсальное средство возникновения социальных эмоций. Именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившейся смысл эмоционально переживается.

Для развития социальных эмоций и социальных качеств личности применяют также игры с правилами. Специфика игр с правилами состоит в том, что отношения в ней определяются правилами и нормами, а также она предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.

Особые условия для переживания социальных эмоций создаются в процессе восприятия ребенком художественной литературы, входе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется моральные оценки и новое эмоциональное отношение к окружающему. Но наиболее важным и необходимым для лучшего понимания и более глубокого прочувствования смысла сказки, детям необходимо, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в форме игры-драматизации.

Эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

По мере усложнения деятельности эмоции начинают предвосхищать выполнения решаемой задачи. Ребенок предварительно представляет отдаленные результаты своих действий, и заранее может прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого. И таким образом осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию сложных форм целенаправленной деятельности.

На основе практической деятельности начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое значение, положительное или отрицательное, имеют те или иные объекты или их свойства для самого ребенка. То есть ориентировка осуществляемая при помощи системы пробующих действий, направленных, например, на то, представляет ли какой-либо угрозы встретившийся незнакомый объект или лицо и не опасно ли иметь с ним дело.

Еще одна функция это роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Так эмоциональное удовлетворение, которое способно побудить ребенка к осуществлению социально значимой деятельности при определенной ее организации, может превысить, перерасти в его первоначальные побуждения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.

Именно в детский возраст является благотворным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей, в том числе и развитию социальных эмоций ребенка.

Формирование эмоций человека это важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.

Источник

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК НЕОТЪЕММАЯ ЧАСТЬ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК НЕОТЪЕММАЯ ЧАСТЬ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.ТолстогоТула, РоссияMANIFESTATION OF SOCIAL EMOTIONS PRESCHOOL CHILDREN NEOTEMNAYA AS PART OF COGNITIVE ACTIVITY

Vasina J.M.Tula state pedagogical University. L. N. TolstoyTula, Russia

Современные тенденции развития дошкольного образования ориентируют на всемерное обогащение и развитие субъективного опыта детей, превращая его в опыт социокультурный. В этом плане важное место занимает педагогическая работа, направленная на управление эмоциональной сферой.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок — дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным В.С. Мухиной, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки.

В исследованиях А.В. Запорожца и Я.З. Неверович группа эмоций, направленных, в основном на себя, но имеющих отношение к взаимоотношениям с другими людьми и соответствием поведения нормам морали, то есть социальным контролем определяются как социальные эмоции, что подразумевает представленность других людей (в очной и заочной форме) в содержании этих эмоциональных явлений, предметом которых является скорее не сам человек, но связи с другими [2].

Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, их приобретение детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в результате приобретенные индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержательным мотивом ее поведения.

Воспитание социальных эмоций ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношений ребенка к людям и к окружающей действительности.

Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении социальных эмоций, а также недостаточная разработанность проблемы их развития у детей старшего дошкольного возраста определяют актуальность данной проблемы.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые формы социальных эмоций – сопереживание, сочувствие, содействие другому человеку, необходимые для совместной деятельности. В отечественной психологии и педагогике данные формы социальных эмоций трактуются в следующих значениях. Сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Содействие— комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. Данный комплекс социальных эмоций многие исследователи определяют как различные формы протекания эмпатийных переживаний. Определенное значение трех ведущих социальных эмоций позволяет интерпретировать эмпатию как продукт социализации личности, рассматривая еекак «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека».

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства, по мнению Я.З. Неверович, обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого [2].

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. С. Дональдсон и Н. Вестерман выделили следующие этапы развития понимания социальных эмоций детьми дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте ребенок правильно определяет одну эмоцию, но признает существования нескольких. Определенная эмоция — результат определенной ситуации. В среднем дошкольном возрасте появляется признание существования, даже противоречивых эмоций, но не одновременно, а последовательно. Определенная эмоция — результат различных ситуаций. В старшем дошкольном возрасте дети начинают принимать факт переживания противоречивых эмоций в одной ситуации или по отношению к одному и тому же лицу, но не могут примирить или понять смешанные эмоции. В начальной школе дети признают одновременное существование смешанных и конфликтных эмоций и чувств. У них проявляется полное понимание амбивалентности, взаимного влияния эмоций и согласованность влияния ситуации с памятью, мыслями, установками.

Для выявления уровня развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста были определены следующие критерии: различение (опознание) социальных эмоций, проявление эмоционального отношения к нормам, правилам и ценностям, принятым в обществе, проявление социальных эмоций у детей в деятельности [1].

Одним из наиболее эффективных путей развития социальных эмоций дошкольников является игра. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребенка (в частности, для обогащения его эмоционального опыта). На существование особого эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. А.В. Запорожец указал, что взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности.

Таким образом, преодолеваются определенные трудности в восприятии и понимании детьми социальных эмоций, выделении экспрессивных эмоциональных признаков, их словесном обозначении, обусловленные психологические особенностями дошкольного возраста.

Васина Ю.М., Кокорева О.И. Компьютерные технологии в развитии социальных эмоций дошкольников// Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 1-3 апреля 2015 года, Якутск, Республика Саха (Якутия).С.135-137.

Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего образования детей дошкольного возраста [Текст] — Тула: Изд-во ТГПУ им. JI.H. Толстого, 2008. – 264 с.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2001- 160 с.

Источник

Оцените статью