Настроение социальное
НАСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего обществ, сознания, отражающего уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальными группами и населением социальных целей и интересов. Н.с. формируется под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуется (или не реализуется) в практической деятельности.
Н.с., будучи зависимым от психофизиологических элементов (состояния здоровья), складывается из непосредственного восприятия мира (чувств, эмоций), мировоззренческих компонентов (умонастроения, убеждений), оценок соц. опыта, соц. целей и интересов, а также духовных запросов и устремлений, что проявляется в соц. ожиданиях и соц. позиции его субъектов.
Н.с. не только дает ответ на содержательную характеристику обществ, сознания, но и в известной мере характеризует степень устойчивости общества, уровень его толерантности и конфликтности.
Заслуга в исследовании феномена «настроение» принадлежит психологам, которые долгое время трактовали его как способ, метод проявления эмоций и чувств, что формировало представление о нем, как о некоем случайном, эфемерном, быстро проходящим и неустойчивом явлении.
Такие выражения, как «настроение испортилось», «настроение поднялось», «настроение изменилось», отражают состояние внутреннего мира чел., реакцию на происходящие процессы в личной и обществ, жизни. Уже иное, более глубокое и весомое имеется в виду, когда говорится: «сделано под влиянием настроения», «настроение у меня на работе хорошее (плохое)». В данном случае появляется не просто ситуативная характеристика одного из компонентов сознания и поведения: возникает картина особого типа восприятия и отношения к миру, которая во многом определяет оценку происходящего в непосредственном окружении.
Еще более значительный смысл вкладывается, когда характеризуется степень воздействия на окружающий мир: «настрой на дела», «настроение поддержать (дело, руководителя, партию)» и т.п., когда подразумеваются две существенные характеристики: активность и длительность функционирования важных позиций в сознании и поведении людей.
И наконец, совсем по-иному звучит данное понятие, когда люди характеризуют или описывают свое настроение по отношению ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут. В этом случае человек, не сознавая или осознавая частично всю совокупность происходящих вокруг него процессов, аккумулирует в своем сознании мн. элементы восприятия и суждения о самых разнообразных проявлениях и реакциях в обществе, окружающей действительности, и, взвешивая на невидимых миру весах свое отношение к окружающему миру, выносит окончательное суждение о процессах, в нем происходящих. Это уже не случайное, не ситуативное, временное образование — это вполне весомая характеристика активнейшего взаимодействия с окружающей средой. Причем такое, которое выступает решающим фактором, доминантой по отношению к др. компонентам сознания и поведения.
Н.с. как реальное социально-психологическое образование является продуктом духовно-практического освоения мира. Его специфика состоит в том, что оно отражает действительность, реальность исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Действительность, отраженная через Н.с., детерминирует целеполагающую деятельность субъекта, постановку им важнейших целей соц. и духовной жизни.
Н.с. является регулятором человеческой деятельности в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности. Оно формируется при воздействии различных факторов человеческих практики, непосредственно вплетено в жизнедеятельность. Н.с., следовательно, проявляет себя как функциональная единица социального и психосоциального освоения действительности. Такие компоненты Н.с., как эмоции, чувства, складывающиеся под воздействием соц. практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения, которые воплощают «те или иные представления о реальном объекте внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому субъекту, являющемуся для человека определенную ценностью» (С.А. Рубинштейн, 1940).
Н.с. наряду со статическим обладает и динамическим измерением, которое определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Н.с. порождается противоречиями в соц. бытии, специфически отражает соц. цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовлетворения.
Одной из характерных черт Н.с. явл. его транслируемость от одного человека к другому, от одной группы людей к другой, а следовательно, соц. взаимосвязь и взаимозависимость индивидов одного настроения.
В Н.с. опосредованно отражается социальный опыт людей, живущих в различных условиях и обладающих дифференцированными знаниями, привычками, стремлениями. Н.с. по своей сути представляет эмоционально-рациональное состояние, реакцию, предполагающую взаимный обмен между участниками реального или предполагаемого события и зависящую о степени решаемости социальных проблем в интересах людей, социальных групп, организаций, институтов. Роль Н.с. связана с его способностью выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в др., наоборот, в качестве сдерживающего рычага соц. деятельности индивидов и социальных групп.
Сущность Н.с. проявляется в том, что оно всегда имеет общественно-значимое содержание; определенные условия и среда характеризуют различные стадии его проявления; всегда имеет своих конкретных носителей (субъектов). Оно формируется реальной жизнью в процессе освоения действительности и затем конструктивно влияет на эту действительность, выражаясь через эмоциональные состояния, умонастроения, ценностные ориентации и убежденность индивидов.
Важнейшей сущностной характеристикой Н.с. является его способность аккумулировать в себе влияние и воздействие различных субъективных и объективных факторов, взаимодействие внешнего и внутреннего мира чел., сложный алгоритм взаимоотношений активных общественных сил с мироощущением индивида. В результате Н.с. выступает как такое жизненное образование, которое концентрирует ведущие элементы (доминанту) сознания и поведения чел., актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда и главную. основу, базу обществ, и личной жизни.
Парыгин Б.Д. Обществ, настроение. М., 1965;
Поршнев Б.Ф. Соц. психология и история. М., 1979;
Левада Ю.А. Советский чел. М., 1996;
Тощенко Ж. Т., Харченко С.В. Соц. настроение. М., 1996.
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 272-273.
Источник
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Субъектом С.Н. может выступать как индивид , так и определенная социальная группа и общество в целом.
С.Н. по-разному интерпретируется различными дисциплинами: 1) социальной психологией — как массовидное психическое явление; 2) социологией — как феномен общественного сознания. Принципиальное отличие первого подхода от другого заключается в том, что некоторые эмоциональные переживания, чувства и состояния социального характера могут не осознаваться субъектом С.Н., однако определять его деятельность и поведение.
Интерпретация С.Н. социологами имеет несколько вариантов: 1) как доминирующий феномен общественного сознания, при котором через призму С.Н. рассматривается все его содержание; 2) как один из феноменов общественного сознания наряду с общественным мнением ; 3) как элемент собственно общественного мнения. Социологический подход к исследованию С.Н. позволяет исследовать данный феномен расчлененно — в зависимости: 1) от предметной направленности: политическое, экономическое С.Н. и т.п.; 2) от преобладающих факторов материальной или духовной составляющей как социальное самочувствие или социальное умонастроение. С.Н. эмпирически проявляется в нескольких вариантах: состояния; отношения, мнения, убеждения; взаимосвязи установок, социальных ожиданий.
В зависимости от социально-психологического и собственно социологического подхода различаются и методики исследования С.Н.: в социальной психологии применяются тесты, направленные на описание состояния, в частности тест САН (самочувствие, активность, настроение), разработанный сотрудниками Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова; в социологии — индексы, построенные на основе оценок и мнений, в частности разработанная Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) методика ИСН — индекс С.Н., который состоит из суммы индексов положения семьи, положения республики, ожидания, настроения, потребительского настроения. По мнению разработчиков данной методики, ИСН обладает большими прогностическими возможностями при исследовании влияния субъективного фактора на развитие общества в целом и на реальное поведение населения. Данная методика применяется в ходе исследования общественного мнения методом опроса.
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ» в других словарях:
НАСТРОЕНИЕ — общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В Н. находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, т. н. физич. его… … Российская социологическая энциклопедия
настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в течение определенного времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Большая психологическая энциклопедия
Настроение общественное — превалирующее, доминирующее состояние чувств, интеллектуальной направленности, социальной ориентированности определенных социальных общностей в столь же определенный период. Общественное настроение, будучи одним из самых массовидных явлений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов т ех или иных социальных групп в опр. период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Психологический лексикон
Действие социальное — Социальное действие действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу… … Википедия
Общественное настроение — социально психологический феномен, проявляющийся в определенном состоянии чувств и умов, типичных для конкретной социальной группы (класса, слоя), общества в целом в данный период времени или для некоторой социальной ситуации. О. н. отражает… … Социологический справочник
ТОЩЕНКО Жан Терентьевич — (1935) российский социолог и философ. Основные научные интересы теоретико методологические проблемы социологии, социальная инфраструктура, социальное проектирование и планирование. С 1980 х годов исследует политическое сознание и поведение,… … Российская социологическая энциклопедия
Тощенко — Тощенко, Жан Терентьевич Жан Терентьевич Тощенко 250px Российский ученый Дата рождения: 3 января 1935(1935 01 03) (75 лет) Место рождения: д.Павловка Климовского р на Брянской области Научная сфера: Социология … Википедия
Парыгин, Борис Дмитриевич — Борис Дмитриевич Парыгин Дата рождения … Википедия
Источник
Публикации
Васильева О.В. Социальное настроение как актуальный феномен современности с позиций постнеклассической социологии 12.11.2014 21:32
Социальное настроение – понятие социальной психологии и социологии для обозначения преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) [1].На рубеже XIX-XX вв. в работах философов, психологов и социологов начинает рассматриваться роль настроения в историческом процессе, его место в общественном сознании и поведении.
Эволюцию подходов к рассмотрению социального настроения можно представить как переход от понимания его как преимущественно ситуационного, личностного, психического явления (С.Л. Рубинштейн) к представлению о нём как о групповом явлении, проявляющемся во всех сферах жизни общества
(В.М. Бехтерев), и затем к общему пониманию социального настроения как социально-психологического образования, характеризующегося предметной направленностью (политическое, эстетическое, религиозное) и характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия, подъем, энтузиазм (Б. Д. Парыгин, Г.М. Андреева) [2]. Это эволюция понимания социального настроения от психологического к социологическому. Оно всё более трактуется не просто как сторона или структурный элемент сознания и поведения, а как фактор, обращение к которому становится центральным, решающим при объяснении сдвигов в общественной жизни [3].
Социальная жизнь находит отражение в настроении, настроение способно оказывать влияние на все области социальной жизнедеятельности. Таким образом, социальная практика и настроение людей взаимообусловлены. И, как справедливо отмечает Б.Д. Парыгин, «всякое настроение, будь то настроение группы или индивида, социально, если употреблять это понятие в самом широком смысле, имея в виду, что всякое настроение отражает не только сугубо личные переживания человека, но и его отношения с окружающей социальной средой»[4]. Таким образом, можно говорить о том, что не существует несоциального
настроения и о том, что настроение всегда социально ввиду отсутствия обуславливающих его социальных практик за пределами социальной реальности.
Рассмотреть структурно-динамические характеристики социального настроения как развивающейся системы позволяет универсумная социологическая парадигма, разработанная В.Г. Немировским [5]. Принцип минимального универсума представляет собой матрицу, на основе которой осуществляется процесс
развития любой системы. Согласно данному принципу, в основе любой развивающейся системы лежат два полярных элемента; в процессе изменения система образует как минимум три иерархических уровня; на каждом из уровней система проходит пять стадий: рождение, развитие, изменение, увядание, исчезновение; в системе образуются семь слоев, отражающих последовательность ее эволюционного развития [5, 6].
Двумя элементами, образующими социальное настроение, выступают оптимистические и пессимистические его содержания. Это два противоположных способа восприятия окружающего мира, две противоположные мировоззренческие установки, первая из которых проникнута жизнерадостностью, верой в будущее, в успех, склонностью во всем видеть хорошее, вторая связана с восприятием окружающего мира, проникнутым унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее, склонностью во всем видеть только плохое [7].
Социальное настроение обладает динамическим измерением, которое определяет его изменяющиеся элементы, стадии и формы. Оно служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта [3].
Как описывает Д.О. Труфанов, три иерархических уровня, образуемых развивающейся системой, – вещественно-энергетический, функционально-организационный и информационный. Как и социальная рациональность, социальное настроение обнаруживает в своём развитии данные уровни, которые мо-
гут быть соотнесены с тремя уровнями морального развития человека по Л.Колбергу [9, 10].
Социальное настроение на вещественно-энергетическом уровне предстаёт как зависимое от психофизиологических элементов, связанных с простейшими индивидуальными психическими и физическими процессами восприятия мира (ощущение, эмоции, связанные, например, с обеспечением безопасности). Социальное настроение этого уровня связано преимущественно с активностью субъекта по обеспечению физиологического существования. Данный уровень социального настроения – преконвенциональный.
Социальное настроение функционально-организационного уровня конвенционально и связано с социальным аспектом существования индивидов, где на первый план выходит социальный опыт, установки и мироощущение, формирующиеся в процессе взаимодействия людей. Настроение этого уровня находит
реализацию преимущественно в групповых формах поведения или поведении индивида, обусловленном ценностями групп.
Социальное настроение информационного уровня соответствует постконвенциональному уровню. Здесь на первый план выходят состояния сознания и поведения, связанные с самоактуализацией индивида, выражающейся в уникальных способах отношения к миру, в духовных устремлениях. На этом уровне уместно говорить о таких компонентах сознания, как воля, воображение и вдохновение. Содержание социального настроения информационного уровня обусловлено высокой автономией индивида от человеческих ассоциаций с их нормами и стандартами.
Социальное настроение складывается под воздействием социальной практики и формируются на основе ценностных ориентаций. Ценностные ориентациикак совокупность фиксированных социальных установок личности формируются в результате взаимодействия потребности и ценности. Потребность относится к сфере бессознательного, а ценность есть объект, выбранный индивидом на основании актуального интереса [6]. Таким образом, социальное настроение образует семь эволюционных уровней, отражающих процесс его развития в соответствии с происхождением тех или иных эмоций от групп потребностей — биологических, социальных и идеальных. Они могут быть представлены с помощью концепции иерархии базовых потребностей А. Маслоу [10].
Важно то, что сущность социального настроения как эмоционально-рационального состояния обусловлена также зависимостью его от степени разрешаемости проблем и удовлетворения интересов. Можно отметить усложнение степени разрешаемости проблем от проблем преконвенционального к проблемам постконвенционального уровня.
Причины, взывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия до взаимоотношений с окружающими [11]. При обращении к вопросу о социальном настроении, важно указать на эмоциональный интеллект как способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению и управлять собой так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [12].
Американский психолог Д. Гоулман, отмечал, что успех индивида зависит не столько от его умственного интеллекта, сколько от эмоционального [13]. В связи в этим можно сделать вывод о том, что социальное настроение наращивает интенсивность субъектности и силу эмоционального интеллекта при движении от вещественно-энергетического к информационному уровню.
В ситуациях, поддающихся произвольному контролю человека, пессимисты могут показывать большую эффективность при решении проблем. Данные в пользу такого предположения были получены в исследовании Р. Селлерса и К. Петерсона. Однако, в ситуациях, на которые трудно повлиять, более эффективными становятся оптимисты. То, что в одних ситуациях выглядит как пессимизм, в других может рассматриваться как благоразумие, осторожность или скептицизм, а эти качества имеют довольно существенное значение во многих сферах деятельности. Следовательно, понятия положительности и отрицательности эмоций требуют уточнения.
Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, точнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение [11]. Это говорит о том, что для социального настроения постконвенционального уровня в наибольшей степени характерно присутствие творчества, нестандартности и воображения. Недаром ученые обратили внимание на возможность предотвращения депрессии с помощью сознательного настроя людей на восприятие позитивных сторон социальной реальности: не лечить человека от психологического расстройства, а учить воспринимать положительные стороны действительности, параллельно изменяя её и себя к лучшему.
Итак, социальное настроение можно определить как доминантную форму общественного сознания (и соответствующего ему поведения) в определенный период времени, основанную на способе эмоционально-рационального восприятия индивидуальными или групповыми субъектами социальных ориентаций,
формирующихся в процессе практической деятельности.
Источник